Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 22 сентября, – попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Православная Церковь совершает воспоминание III Вселенского Собора (431).
Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в городе Ефесе императором Феодосием II Младшим. Собор был созван против лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею.
Определенное время это учение распространялось только как частное мнение в кружке людей, занимавшихся богословскими вопросами, и потому не встречало опровержений и осуждений со стороны Церкви. Но Несторий, став в 428 году архиепископом Константинополя, затеял сделать это учение общецерковным. Активная проповедь нового учения привела к волнениям в Константинополе. Нестория стали обвинять в ереси Павла Самосатского, так как было понятно, что речь идет не только о названии Девы Марии Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Несторий стал преследовать своих противников и даже осудил их на Константинопольском Соборе 429 года, но тем только увеличил число своих врагов, которых и без того было много по случаю предпринятого им исправления нравов клира.
Скоро слух об этих спорах проник и в другие Церкви, и здесь начались рассуждения. В Антиохии и Сирии очень многие приняли сторону Нестория, по преимуществу это были лица, вышедшие из Антиохийского училища. Но в Александрии и Риме учение Нестория встретило сильное противодействие и было осуждено в 430 году на Римском и Александрийском Соборах.
Для прекращения такого раздора между предстоятелями знаменитых Церквей и утверждения православного учения император Феодосий II решился созвать Вселенский Собор. Несторий, чью сторону в то время занимал Феодосий, сам просил созыва Вселенского Собора, находясь в убеждении, что его учение, как правильное, восторжествует. На Соборе было изложено восемь правил. Из них, кроме осуждения несторианской ереси, важным является полное запрещение не только составлять новый, но даже дополнять или сокращать хотя бы одним словом Символ, изложенный на двух первых Вселенских Соборах.
Вместе с заблуждениями Нестория была осуждена и появившаяся на Западе пелагианская ересь. Осуждение ереси Пелагия было произнесено еще в 418 году на Поместном Соборе в Карфагене и было подтверждено Третьим Вселенским Собором.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
праведных Богоотец Иоакима и Анны;
мч. Севериана Севастийского (320);
прп. Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца (1515);
свт. Феодосия, архиепископа Черниговского (обретение и перенесение мощей, 1896);
Глинских святых: прпп. Василия (Кишкина), иеросхимонаха (1831), Филарета (Данилевского), игумена (1841), Феодота (Левченко), монаха (1859), Макария (Шарова), иеросхимонаха (1864), Мартирия (Кириченко), монаха (1865), Евфимия (Любимченко), схимонаха (1866), Досифея (Колченкова), монаха (1874), Илиодора (Голованицкого), схиархимандрита (1879), Иннокентия (Степанова), архимандрита (1888), Луки (Швеца) (1894), Архиппа (Шестакова), схимонахов (1896), Иоанникия (Гомолко) (1912), Серафима (Амелина) (1958), Андроника (Лукаша) (1974), Серафима (Романцова), схиархимандритов, Зиновия (в схиме Серафима) (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского (1985);
прп. Феофана, исповедника и постника (ок. 300);
мч. Харитона;
блж. Никиты, в Царьграде (XII);
прп. Онуфрия Воронского (1789) (Румын.);
сщмчч. Григория Гаряева, пресвитера, и Александра Ипатова, диакона (1918);
сщмчч. Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, Сергия Уклонского, Иосифа Архарова, Алексия Успенского, пресвитеров, Димитрия Троицкого, диакона, и мч. Василия Шикалова (1937);
прмч. Андроника (Сурикова), иеромонаха (1938);
сщмч. Александра Виноградова, пресвитера (1942).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!