Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 21 августа, – Неделя 10-я по Пятидесятнице. Православная Церковь совершает память священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского (1938).
Николай Васильевич Кротков, будущий священномученик, родился 29 ноября 1868 года в селе Погрешино Середского уезда Костромской губернии в семье священника. Семья была настолько бедна, что в годы учения в духовном училище, а затем в семинарии родители отправляли Николая в Кострому без единой копейки. Но Господь не оставлял Своего избранника без помощи.
По окончании семинарии Николай Васильевич обвенчался с Аполлинарией Андреевной Успенской, а 25 февраля 1890 года был рукоположен во священники к Петро-Павловской церкви села Тезино Кинешемского уезда. Этот приход составляли рабочие трех больших фабрик, около десяти тысяч человек. Богослужения в храме совершались ежедневно. Отец Николай завел в церкви духовные чтения с поучениями, перед которыми обыкновенно служил акафист.
Только семейная жизнь у отца Николая не сложилась: умер ребенок, а за ним и любимая жена. Из глубины переживаний, просветленных сердечной молитвой, родилось решение принять монашество и оставить приход. Он продолжил образование, поступив в Киевскую духовную академию. На четвертом курсе принял монашество с наречением имени в честь праведного Никодима.
В частной жизни отец Никодим довольствовался самой простой обстановкой. В личных отношениях отличался искренностью и прямотой; всегда доступный, он никогда не показывал своего начальственного положения. Талант администратора и личные достоинства его были отмечены церковным священноначалием, и архимандрит Никодим был определен для архиерейской хиротонии.
10–11 ноября 1907 года состоялись церковные торжества – наречение и хиротония архимандрита Никодима (Кроткова), бывшего ректора Псковской духовной семинарии, во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. С 1911 по 1917 год владыка управлял Чигиринской епархией, затем Петровской епархией, и далее вплоть до 1921 года снова Чигиринской епархией.
С 1921 по 1924 год занимал Симферопольскую кафедру. С 1924 по 1932 год пребывал в заточении в лагере на Соловках. 10 июля 1932 года архиепископ Никодим получил назначение на Костромскую кафедру. Со временем восстановились прежние церковные связи: владыка материально поддерживал находящихся в ссылке иерархов и священников. Под его святительский омофор стали собираться возвращавшиеся из ссылки и заключения близкие по духу священники и миряне. На последнем следствии это будет фигурировать как «сколачивание контрреволюционной повстанческой группы реакционных церковников».
Костромские власти были раздражены церковной активностью архиерея, который не давал закрывать храмы, боролся за каждую возможность укрепить приходы и внутреннюю жизнь Церкви. В 1934 году безбожники взорвали Костромской Успенский кафедральный собор. Около восьми веков в этом храме пребывала чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Пред этим образом молились благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской и многие поколения православных людей. Всероссийская святыня стараниями владыки была спасена.
В ночь на 4 декабря 1936 года, под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, владыку Никодима арестовали по доносу его секретаря и отправили в Ярославскую тюрьму. Он был приговорен к высылке в Красноярский край сроком на пять лет. Владыке шел семидесятый год. Состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он едва ли мог быть отправлен в ссылку.
3 сентября без возбуждения уголовного дела исповеднику было предъявлено новое обвинение. Начались новые ночные допросы и издевательства. Архиепископа Никодима оставили последние силы.
21 августа, в день обретения чудотворной Толгской иконы Пресвятой Богородицы, в тюремной больнице закончилась многострадальная жизнь мученика и исповедника, пронесшего с доблестью нелегкий крест архипастырского служения в наиболее страшные годы в истории Православной Церкви.
***
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
исп. Емилиана, епископа Кизического (815–820);
прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII);
свт. Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350);
мчч. Елевферия и Леонида;
прп. Григория Синаита (XIV);
празднуется перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566);
второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992);
Собор Валаамских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 19 августа);
прмч. Иосифа (Баранова), иеромонаха (1918);
сщмч. Николая Шумкова, пресвитера (1937);
совершается празднование в честь иконы Божией Матери Толгской (1314).
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Благая часть. 28 апреля 2024
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!