15 декабря. Святой пророк Аввакум

15 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 15 декабря, Православная Церковь совершает память пророка Аввакума (VII в. до Р. Х.).

Святой пророк Аввакум был сыном Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «О жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами, родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Вифзахир.

Само имя Аввакум, данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в совершенный возраст, он ради славы имени Божия ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твердо стоял на пути добродетели и был удостоен от Господа пророческого дара.

Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари Манассия, сын Езекии, потом Амон, сын Манассии. По свидетельству Священного Писания (2 Пар. 33, 94 Цар. 21, 2–10), в иудейском народе при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать справедливого суда. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил… и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4 Цар. 21, 16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.

Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен ассирийцами, раскаялся и обратился к истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди еврейского народа: Манассии наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.

Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая к Господу: Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии – и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный (Авв. 1, 2–4). Так взывал пророк ко Господу, видя беззакония людские, и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, – разрушение храма, самого Иерусалима и Вавилонское пленение. Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал халдеев – свирепый и необузданный народ, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.

В трепетном ожидании грозного нашествия пророк Аввакум недоумевал: неужели Праведный Господь попустит гордым и нечестивым халдеям совершенно истребить избранный народ Свой? В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни, чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти еврейский народ от вавилонского рабства, как некогда Он спас его от египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.

Тогда Господь открыл пророку Своему, что спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв. 2, 4). После этого пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв. 2, 9–19). В этой притче он показал все ничтожество идолов и могущества халдеев пред величием истинного Бога, шествующего во спасение людей Своих. Пророк в озарении свыше предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана) для спасения помазанного Своего и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв. 3, 13).

Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо и сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть его разорения и избежать жестокости победителя. По указанию Божию Аввакум поселился в Аравийской земле, в городе Остракине, и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.

По удалении халдеев он возвратился в свою землю, оплакал ее бедствие и вместе с уцелевшими людьми из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона. Однажды во время жатвы пророк сварил похлебку и, взяв хлеб, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал Ангел Господень и сказал:

– Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в львиный ров.

В это время действительно пророк Даниил, живший при дворе вавилонского царя, по ненависти нечестивых вавилонян был ввергнут в львиный ров. Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:

– Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.

Тогда Ангел Господень восхитил Аввакума и, подняв его за волосы, перенес в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут был Даниил. И воззвал Аввакум:

– Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе.

Даниил же возблагодарил Бога и сказал:

– Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.

Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно поставил Аввакума на его прежнее место.

После чудесного посещения Даниила пророк Аввакум возвратился к жнецам во время их обеда и никому не сказал о случившемся. Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим подобно тому, как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и возвращение оттуда. Но это испытание народа Божия длилось 70 лет, Аввакум не дожил до возвращения евреев из плена, умер в старости и был погребен с честью на собственном поле.

 

***

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176);

другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII);

мц. Миропии (ок. 251);

прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV);

прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.);

св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367);

сщмч. Матфея Александрова, пресвитера (1921);

сщмч. Димитрия Благовещенского, пресвитера, и прп. Веры Графовой, исп. (1932);

сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского, сщмчч. Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына, пресвитеров, прмчч. Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мц. Матроны Конюховой (1937);

прмц. Марии Цейтлин (1938);

мч. Бориса Успенского (1942).

В этот день совершается празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Всех, кто носит имена святых, прославляемых сегодня Церковью, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​