Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня мы обратим наш взор к отрывку из Евангелия от Матфея (Мф. 1, 18–23). В этих стихах описывается благовестие Иосифу о Боговоплощении. События, о которых идет речь в данном повествовании, тесно связаны с родословной Спасителя, о которой мы с вами говорили в первой великопостной программе по изучению Священной евангельской истории.
Рождество Иисуса Христа было так (Мф. 1, 18).
Дословно с греческого языка эти слова звучат следующим образом: «А что же касается Иисуса Христа, то Его рождение было так». В греческом языке слово «генесис», употребленное в данном стихе, можно понимать и как «рождение», и как «происхождение», и даже как «новое творение».
По обручении Матери Его Марии с Иосифом (Мф. 1, 18).
В еврейском языке имя Мария звучит как Мирьям, и, к примеру, в Евангелии от Луки оно встречается в двух формах: «Мария» и «Мариам». Как мы знаем, она была обручена с Иосифом. Напомню, что по еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в период с двенадцати до тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки.
Прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф. 1, 18).
В течение года невеста оставалась в родительском доме, а затем муж забирал ее в свой дом. Нарушение верности невестой считалось тяжким грехом и по закону Божию каралось смертью через побиение камнями. В новозаветные времена муж обязан был публично обвинить жену в измене и развестись с ней, после чего на ней всю жизнь оставалось клеймо позора.
Именно поэтому евангелист Матфей пишет: Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 19).
Под праведностью Иосифа понимается строгое исполнение всех повелений закона Моисея. И, будучи праведным, Иосиф был обязан развестись с Марией. Такую точку зрения разделяют многие отцы Церкви (Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин). Правда, Климент Александрийский и блаженный Иероним пытались понять слово «праведный» как «добрый, человеколюбивый, кроткий». Иосиф действительно был таким, но скорее всего не в силу своей праведности в ветхозаветном понимании, а вопреки ей. Так как, не желая опозорить Деву Марию, он решается тайно отпустить Ее. Иосиф хотел дать Марии свидетельство о разводе, скрепив его подписями двух или трех свидетелей, ведь при этом объяснять причину развода было необязательно. Но его остановило чудо – явление ангела.
Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф. 1, 20).
Единственный раз в книгах Нового Завета «сыном Давида» называется не Иисус Христос, а Иосиф. Ведь именно через Иосифа Иисус станет потомком царя Давида с юридической точки зрения, которая была важна для иудеев более фактического происхождения. К тому же Матфей рассказывает эту историю с точки зрения Иосифа, а не Марии, в отличие от Луки, у которого Иосиф играет второстепенную роль. Мы указывали на это обстоятельство, разбирая родословную Спасителя.
Само явление ангела происходит во сне. Не раз в Священном Писании даются откровения подобным образом. Да и не только в иудейской среде, но и в греко-римской традиции откровениям во снах придавали глубокое значение. Но стоит отметить, что в христианской традиции встречаются и псевдооткровения во снах, исходящие не от Бога, а от дьявола. Поэтому в святоотеческой традиции каждое подобное явление рассматривалось весьма тщательно.
Ангел начинает свое благовестие Иосифу с убеждения не бояться принять Марию в своем доме, так как зачатое Ею есть не от греха, а от Святого Духа. И далее добавляет: родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).
Будущее время глаголов, употребленных здесь, имеет значение не предсказания, а модальности: «Она должна родить Сына, и ты должен дать Ему имя…» Напомню, что имя ребенку давалось на восьмой день после рождения, во время обрезания. Оно давалось отцом и было знаком того, что отец признает ребенка своим сыном. Хотя, как следует из предыдущих стихов, Иосиф не был реальным отцом Иисуса: по закону единственно важным было не фактическое родство, а юридическое признание отцовства, так как отец наделял признанного им сына правами наследования имущества.
Само имя Иисус – это эллинизированный вариант имени, которое по-еврейски звучало как Йешуа, и его этимология: «Яхве – спасает». Ангел велит Иосифу дать такое имя, потому что в нем заключается сущность Того, Кто будет рожден Марией от Духа Святого: Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).
Под «людьми» понимается не только иудейский народ, ожидавший пришествия царя-освободителя от римского владычества, а все человечество. Ведь ангел возвещает, что родится Тот, Кто спасет от грехов, а не от угнетателей и нищеты.
Никто из евангелистов, кроме Матфея, не указывает так часто на то, что в жизни и земном служении Иисуса исполнились многие пророчества Священного Писания. Матфей подчеркивает это формулой: да сбудется реченное Господом через пророка (Мф. 1, 22). Он употребляет подобные фразы двенадцать раз, в то время как Лука всего лишь однажды, а у Марка подобных фраз нет совсем. Пророчества даются Самим Господом, а пророк – лишь Его уста.
Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1, 23) – здесь евангелист Матфей приводит слова Исаии (см. Ис. 7, 14) в том варианте, который предлагает Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета), где еврейское слово «альма» переведено словом «партенос», что означает «девушка, девственница». Исаия пророчествовал, имея в виду конкретные события своего времени, и, казалось бы, пророчество это совсем не о рождении грядущего Мессии. Но если мы почитаем Исаию дальше, то будем поражены, увидев, как внезапно изменится тон рассказа, с каким благоговейным восторгом он заговорит:
Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9, 6).
Говорят ли так о рождении обычного наследника престола?! В предыдущем стихе говорилось, что исполнились слова Господа, а здесь говорится, что родится сын. Вероятно, Матфей хочет, чтобы его читатели поняли, что речь идет о Сыне Божием.
Заканчивает евангелист Матфей благовестие ангела описанием действий Иосифа. И нам стоит обратить особое внимание на это описание.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
(Мф. 1, 24–25)
Смущение вызывали следующие слова: принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца…
Одни богословы видят здесь указание на то, что и в дальнейшем между Иосифом и Марией не было супружеских отношений; другие же утверждают обратное, указывая, что в тексте повествования того же евангелиста Матфея имеется упоминание о братьях и сестрах Иисуса Христа как якобы о детях Иосифа и Марии.
Но что нам говорит устное предание Церкви? Так, к примеру, по мнению Епифания Кипрского, который основывался на древних преданиях и апокрифах, это сводные братья, то есть дети Иосифа, но не от Марии, а от предыдущего брака. По мнению блаженного Иеронима, братья и сестры были двоюродными. Хотя стоит упомянуть, что встречается и иное мнение. Так, Гельвидий, богослов IV века, утверждал, что братья и сестры, упомянутые в Евангелии, – это дети Иосифа и Марии, родные братья Иисуса. Его точку зрения поддерживал также Тертуллиан. Только стоит оговориться, что сам Гельвидий не ссылался ни на какие источники, а только делал выводы согласно своим воззрениям, будучи сторонником еретика Ария.
Таким образом, православное церковное предание утверждает, что у Иосифа и Марии не было кровных детей. Да и сложно себе представить, что после столь чудесного явления ангела Господня, благой вести о рождении от Девы Марии Сына Божия и всех тех чудес, свидетелем которых он явился, Иосиф смог бы вступить в супружеское общение с Той, Которая пребывала в Святом Духе.
Ведь не зря подчеркивается праведность Иосифа, его преданность Богу. Ибо такому человеку Господь и доверяет быть хранителем Богомладенца Христа и Его Пречистой Матери, защищая Их от человеческого поношения.
Да и само выражение не знал Ее стоит воспринимать как очередное указание Матфея на чудесное зачатие от Святого Духа. Отношения между Иосифом и Марией после Рождества Спасителя он и не берется описывать, не видя в этом необходимости.
Надеюсь, подобный разбор будет вам полезен, дорогие братья и сестры, если когда-нибудь вам придется вести диалог с еретиками, чтобы вернуть их сердца к истинному пониманию Священного Писания.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!