Воскресные беседы. Митрополит Серафим (Чичагов)

10 декабря 2023 г.

– В апреле 1934 года в дачном поселке Удельная, в 15 км от окраины Москвы (по адресу: ул. Песчаная, дом 8), в двух маленьких пятиметровых комнатах небольшого деревянного домика поселился благообразный восьмидесятилетний старец. Немногие узнавали в нем выдающегося церковного деятеля митрополита Серафима Чичагова, который еще совсем недавно управлял Санкт-Петербургской епархией. Он жил скромно, его практически не посещали гости. Две немолодые монахини помогали старцу в бытовых нуждах. В одном из писем Серафим сообщает: «При моей неподвижности и по причине болезни всякое участие в делах немыслимо. Я сижу в своем дачном домике в полном одиночестве».

В 1937 году старцу должно было исполниться 82 года. Он тяжко страдал сердцем, передвигался с трудом, практически не выходил. Тем не менее 30 ноября у его дома остановилась черная машина НКВД, старца арестовали, вынесли из дома на носилках, отвезли в Москву, бросили в Таганскую тюрьму. При аресте изъяли рукопись второго тома главного труда митрополита Серафима «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанные им музыкальные произведения, личную переписку, фотографии, иконы, облачения.

Сохранились материалы дела № 7154. В них упомянуты имена следователей (мы не будем их вспоминать). В деле сохранилась последняя фотография святителя. На его лице нет ни тени страха или отчаяния, спокойная, торжественная сила и уверенность. Владыка Серафим ни в чем не признал себя виновным. Расправа совершилась быстро: 7 декабря приговор тройки и 11 декабря расстрел в подмосковном Бутове. К месту казни его также принесли на носилках. Это сегодня мы недоумеваем: какая необходимость была в том, чтобы терзать под пытками и расстреливать немощного старца? Но в те времена беспощадной борьбы с нравственными и религиозными устоями, которую вела власть большевиков, расправа с владыкой никого не удивила, ведь он воплощал в себе все самое лучшее, нравственное, что было в дореволюционной России.

Леонид Михайлович Чичагов родился в 1856 году в знаменитой петербургской генеральской семье потомственных военных. Среди его родственников два прославленных адмирала флота: Василий и Павел Чичаговы. В 1875 году он окончил пажеский корпус, выпускники которого составляли основу генералитета и высшего чиновничества империи. Леонид служил 15 лет в действующей армии, выйдя в отставку в чине полковника в 1890 году. Он не был штабным военным. Он лично принимал участие в военных действиях, был награжден множеством орденов и медалей разных стран. Прекрасные навыки кавалериста ему пригодятся потом, когда он получит назначение епископом в Абхазию и будет верхом на коне объезжать самые труднодоступные аулы. Свойственное мужественным воинам презрение к страданиям и смерти поможет ему перенести застенки советской власти.

Леонид Чичагов был разносторонне одаренной личностью. У него имелись музыкальные, литературные и художественные таланты. До сих пор в ряде храмов нашей Церкви хранятся написанные лично им иконы. Одна из них – изображение Христа Спасителя в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Невозможно объяснить, что побудило Леонида оставить военную карьеру, выйти в отставку, взяться за систематическое изучение богословия с целью принять священный сан: возможно, созерцание жертвенных страданий воинов, собственные переживания на поле боя поставили его перед лицом вечных вопросов о смысле жизни и служении Богу. Рядом с ним всегда находились офицеры, которые мало обо всем этом размышляли. Объяснение может быть только одно: наверное, Сам Бог как-то по-особому коснулся сердца полковника Чичагова.

«Что только я не перенес, – пишет он. – Только ленивый не атаковал меня и жену за мое увлечение отцом Иоанном Кронштадтским, порчу карьеры, потерю пенсии, прав для детей и тому подобное». Святой Иоанн Кронштадтский действительно благословил Леонида Чичагова принять священный сан. В 1893 году он станет священником, а в 1898 году, после смерти жены, иеромонахом, получив имя Серафим. Впереди у него было еще полжизни: плодотворное церковное служение, возрождение нескольких монастырей, архиерейство. Святитель управляет Сухумской, Орловской, Кишиневской, Тверской, Варшавской, Петроградской епархиями, оставляет немало ценных примеров пастырской деятельности, глубокие, прозорливые мысли. Занимаясь проблемами религиозного воспитания, он писал так: «Зачастую в наших семинариях не имеют никакого понятия о воспитании, педагогике, влиянии на юношество. В начальстве нет ни власти, ни прямоты, ни самостоятельности. Юношество никогда не может уважать слабость, лицемерие, скрытность и бесхарактерность». Какая верная мысль!

Получив назначение в Орел 6 февраля 1906 года, епископ Серафим произнес перед своей паствой знаменитые слова: «Держа в одной руке крест, другою я бью в набат, возлюбленные!» В Петрограде митрополит Серафим сначала успешно борется с обновленческим расколом. С глубокой скорбью потом он был вынужден наблюдать за закрытием, разрушением храмов, расхищением церковного достояния. Его жизненный подвиг увенчался трагической и прекрасной мученической кончиной.

Главной заслугой перед Русской Церковью и всем православным народом можно назвать деятельность Серафима Чичагова по прославлению великого старца XIX века преподобного Серафима Саровского. Прочитаем его собственное свидетельство: «Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником, мне захотелось съездить в Саровскую пустынь. Когда наступило лето, я поехал туда, провел там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный Серафим. Оттуда я перебрался в Дивеевский монастырь, беседовал с монахинями, которые помнили преподобного. Особенно сильное впечатление произвела встреча со знаменитой юродивой, подвижницей Дивеево блаженной Прасковьей, Пашей Саровской. Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел! Я давно тебя поджидаю. Преподобный велел передать тебе, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова Паши. Вдруг меня пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни, Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни преподобного и последующему после кончины периоду, привести весь этот материал в систему и хронологический порядок».

Серафим Чичагов немедленно принялся за дело. Успех его трудов превзошел все ожидания. Летопись Серафимо-Дивеевской обители стала классической работой, выдержала множество изданий и имеется сегодня в библиотеке, наверное, у каждого православного верующего нашей Церкви. Используя свои связи в высшем свете, автор сумел встретиться с императором Николаем II, поднес ему книгу и убедил царскую семью в необходимости скорейшей канонизации преподобного Серафима Саровского.

Сегодня, в XXI веке, после того как мы пережили страшные гонения, стало ясным колоссальное значение канонизации этого любимого народом святого. Даже трудно себе представить, каким мрачным оказался бы XX век для нашей Церкви, не будь прославлен в самом его начале святой Серафим. Безбожная власть в двадцатых годах это тоже понимала. После ареста в 1924 году одно из обвинений Чичагову так и будет сформулировано следователем: организация прославления преподобного Серафима.

Сегодня вместе с саровским подвижником митрополит Серафим остается небесным молитвенником за нашу Церковь, за всех православных христиан.            

Записала Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 25 февраля: 06:15
  • Воскресенье, 25 февраля: 15:15
  • Воскресенье, 03 марта: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать