Воскресные беседы. Философский пароход

17 декабря 2023 г.

– Сто лет назад, осенью 1922 года, от причала на Николаевской набережной Санкт-Петербурга отплыли два корабля. На них отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки. В 2003 году в ознаменование этого события здесь, на набережной, установили гранитную стелу.

Еще несколько спецрейсов было организовано из Одессы. В общей сложности в том году с Родины были изгнаны порядка трехсот блестящих умов России, интеллектуальный цвет нации. С собой им разрешалось взять несколько комплектов белья, нельзя было брать никакого золота и никаких драгоценностей (срывали даже нательные крестики). Перед изгнанием многие из ученых провели несколько месяцев в тюрьме. Особой жестокостью по отношению к ним отличался руководитель красного Петрограда Зиновьев (кстати, сам не имевший никакого образования).

Замечательный современный ученый Сергей Хоружий назвал этот великий исход русской интеллигенции «философским пароходом». Сегодня мы вспомним некоторые имена изгнанников и поговорим о трагическом смысле этого события.

Инициатором изгнания был Ленин. Сами принципы и технологию отбора высылаемых четко определяет центральный документ всей операции – секретное письмо Ленина Дзержинскому от 19 мая 1922 года. Документ сегодня опубликован. Ленин дал прямое указание определить высылку как пожизненную. При попытке возвращения на Родину без разрешения изгнанников расстрелять.

Из страны, по сути, высылались все значительные умы, кто не сотрудничал с коммунистическими изданиями, кто давал повод подозревать, что не разделяет большевистскую идеологию. Это были экономисты, агрономы, профессора естественных и технических наук, историки, медики, литераторы, журналисты и, конечно, наши замечательные религиозные философы.

Среди пассажиров «философского парохода» был инженер Владимир Васильевич Зворыкин. Отметим, что его гениальный родственник изобретатель телевидения Владимир Кузьмич Зворыкин убежит из страны еще в 1918 году. На пароходе был один из создателей новой научной дисциплины – социологии – Питирим Сорокин, православные философы: Иван Александрович Ильин, Сергей Булгаков, Николай Бердяев. Добавим, что еще раньше из страны уехали Рахманинов и Бунин, Прокофьев и Набоков, Шаляпин и многие другие.

Все они покидали Родину с глубокой скорбью. Бердяев напишет в путевом дневнике: «От Родины я не должен, не могу и не хочу никогда отказаться и, значит, умираю всю оставшуюся жизнь».

В конце сентября на одном из пароходов изгнанники все вместе отмечали память мучениц Веры, Надежды и Любови. Писатель Михаил Осоргин произнес слово: «С нами мудрость (София), Вера, Надежда, но нет – Любви. Любовь осталась там… в России!»

Конечно, великий исход религиозных мыслителей из советской страны очень быстро привел к оживлению христианского богословия и культуры в Западной Европе. Самый первый пароход прибыл в Германию 9 ноября, а уже 26 ноября в Берлине торжественно открывается религиозно-философская академия, где Бердяев выступает с глубоким анализом происходящих в Европе событий.

Человек, говорит он, искал свободу в утверждении своей индивидуальной и коллективной воли, не признавая высшей воли. И утверждение своеволия привело к отрицанию всякой свободы. Фридрих Ницше и Карл Маркс разными путями вскрыли внутренний кризис гуманизма. Ницше как индивидуалист пришел к необходимости преодоления человека во имя сверхчеловека. Маркс, коллективист, пришел к идее социального коллектива, истребляющего человека. Бердяеву уже тогда было ясно, что эти две безбожные идеологии в обозримом будущем столкнутся в смертельной схватке, что и случилось через пятнадцать лет.

Вокруг философов собирается мыслящая, религиозно настроенная молодежь, образуются кружки. И мыслители выступают не просто носителями школьной науки, но и духовными наставниками. Вскоре большинство из них переедет в Париж. Именно столица Франции станет духовным центром русского зарубежья. Бердяев руководит здесь философским журналом «Путь». Священник Сергий Булгаков с 1925 года и до своей кончины в 1944 году – бессменный декан Православного богословского института имени преподобного Сергия.

Изгнанники вели колоссальную работу, направленную на примирение политических позиций эмиграции, поиск новых путей и связей с Советской Россией. Они призывали видеть за катастрофическими событиями не злую волю большевиков, а волю Божию. А значит, не озлобляться, не тратить силы в бессмысленной критике, а, наоборот, собираться с духом, быть готовыми к новым созидательным трудам.

В зарубежье поднимается важнейшая проблема, которая сегодня волнует многие народы: соотношение национального и общечеловеческого. В этом смысле поразительны прозрения Ивана Ильина. Сегодня он, пожалуй, самый читаемый из мыслителей нашей Церкви середины прошлого века.

Ильин пишет: «Любить свою Родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние. Но это и не значит наводнять свою культуру полою водою иноземщины. Есть творческая мера в духовном общении и взаимодействии народов; и мера эта лучше всего обретается живым, расцветающим творчеством самого народа. Отказывающийся от своего индивидуального духовного лица человек или народ не восходит на какую-то высшую ступень всеобщего, а нисходит в духовное небытие. Ему предстоит не братание и не братство, а исчезновение с арены истории».

Конечно, обитатели «философского парохода» обогатили западноевропейскую науку и культуру. Однако их отъезд был печальным знаком для страны. Наверное, впервые из России изгоняли мыслителей только за то, что они мыслят. В Советском государстве установился жесточайший тоталитарный режим. Стало невозможным иметь какие бы то ни было идеи, кроме тех, которые сверху предписаны властью. Стало невозможным писать, говорить, дышать.

Много сказано о конфликте русских демократически настроенных литераторов и царской цензуры в XIX веке. Но по сравнению с интеллектуальным большевистским террором как какая-то светлая сказка воспринимается история постановки жесткой критической пьесы Гоголя «Ревизор». Император Николай I после первого представления сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – более всех». И подарил Гоголю бриллиантовый перстень, а потом еще выделил ему пять тысяч рублей, на которые писатель прожил полтора года в Италии, усердно трудясь над новым произведением, бичующим язвы крепостной России, – «Мертвые души».

Се, оставляется дом ваш пуст (Лк. 13, 35), сказано в Евангелии. На «философском пароходе» советское общество покинул сам дух культуры свободных дискуссий, критического мышления, общественности, гражданственности. На долгие годы в советской печати воцарилась атмосфера злобы и грубости, поиск и создание образа врага, площадная брань, нескончаемые призывы к физической расправе. Скоро все это перестанет удивлять население Советской страны. Такая проведенная советской властью негативная селекция дает о себе знать и по сей день.

Отметим, что особую ненависть властей на протяжении всей истории Советской страны вызывала религия. Имена наших великих религиозных мыслителей были вычеркнуты из учебников. Лишь в 1989 году как приложение к журналу «Вопросы философии» начали издавать их труды в знаменитой серии «Из истории отечественной философской мысли». И сегодня нам предстоит еще приложить немало усилий, чтобы усвоить богатое духовное наследие наших замечательных религиозных мыслителей прошлого века.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 06:15
  • Воскресенье, 12 мая: 15:15
  • Воскресенье, 19 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать