Воскресные беседы. Афанасий Александрийский

14 мая 2023 г.

– 15 мая – день памяти святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Именно в этот день в 373 году от Рождества Христова он скончался глубоким старцем, 77 лет от роду.

Когда мы говорим о жизни видного церковного иерарха (а Афанасий был именно таким, ему подчинялись все христианские общины огромного египетского диоцеза Римской империи), то сознанию невольно представляется образ убеленного сединами степенного мудреца, окруженного многочисленной свитой послушников. Вот он благоговейно совершает Божественную литургию, делает распоряжения, читает, сидя в глубоком кресле, или неторопливо диктует свои мысли секретарям. Однако знакомство с жизнью святого Афанасия полностью разбивает такое представление. Его жизнь, наполненная испытаниями, лишениями, настолько интересна, насыщена самыми неожиданными событиями, поворотами, что о ней впору снимать увлекательное кино.

Жизнь Афанасия Александрийского есть борьба. Борьба суровая, бескомпромиссная, опасная, это борьба за чистоту православной веры.

В средневековой Руси христиан, которые еще проходят свой многострадальный земной путь, называли иногда Церковью воинствующей, в отличие от Церкви торжествующей, то есть тех, кто уже переселился на небеса. Афанасий Александрийский – яркий представитель воинствующей Церкви. Он родился и умер в Александрии, но его деятельность простиралась на огромные пространства, его хорошо знали в Риме, Иерусалиме, Сирии, в лесистых землях Германии, в знойной Фиваидской пустыне. Образованным тридцатилетним дьяконом он в качестве секретаря сопровождал архиепископа Александрийского Александра на Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никее. А через три года сменил Александра на кафедре святителей Александрийских. Принятый на Никейском Соборе Символ веры, который сегодня остается одной из главных молитв православных христиан, в значительной степени стал плодом деятельности молодого Афанасия. И, собственно, вся его длинная и трудная жизнь будет ознаменована защитой Никейского Символа веры от еретических лжеучений.

Сначала все складывалось благополучно. Первые шесть лет на Александрийской кафедре прошли для Афанасия в неутомимых пастырских трудах, он посещает самые отдаленные города и села Египта, организует миссионерскую деятельность в дальних регионах, посвящает епископа для Эфиопии. Но враждебно настроенные оппоненты, сторонники лжеучения пресвитера Ария, собираются с силами и наконец переходят в наступление. Учение еретиков-ариан разрушало веру христиан во Святую Троицу, ариане отрицали достоинство Бога Сына, унижали Бога Сына перед Богом Отцом. Камнем преткновения было одно-единственное слово – «единосущие».

Никейский Символ веры, защищаемый Афанасием, утверждает, что Бог Сын единосущен Богу Отцу. Последователи Ария восстали против этого термина, предлагали заменить его на другие: Бог Сын не единосущен, а лишь подобен (или подобосущен) Отцу. В интригах против молодого александрийского епископа ариане не останавливаются ни перед чем. Афанасия обвиняют в государственной измене, он якобы передал крупную сумму денег мятежникам. По этому поводу Афанасию пришлось ехать в тогдашнюю столицу восточной части империи, Никомидию, и оправдываться перед императором Константином Великим. Оправдание было полным, но враги не успокоились, сочиняя все новую и новую клевету.

Новое обвинение – Афанасий угрожает прекратить отправлять из Египта хлеб в новую столицу, Константинополь. На этот раз император счел оправдания недостаточными и сослал Афанасия в город Трир, сегодня это территория Германии, на границе с Францией.

В 337 году Константин Великий умирает. Один из его сыновей, Константин II, остается правителем на западе империи, он верный последователь Афанасия. А на востоке империи, в Константинополе, воцаряется другой сын – Констанций II, он находится под влиянием ариан. Соответственно, и Церковь Египта испытывает давление со стороны императора-еретика. Афанасий возвращается в Александрию, но ненадолго. В марте 339 года он вынужден бежать. Это его первое предусмотрительное добровольное изгнание из родного города. А всего их будет четыре. Ариане, пользуясь поддержкой своего царственного покровителя, избрали для Египта нового архиепископа. Афанасий бежит в Рим.

Период изгнания, пребывания в различных городах обратился на пользу Православной Церкви. Везде, где бывал Афанасий, он вел активную проповедь, разбивал аргументы еретиков, убеждал все новых и новых епископов свято хранить вероучение, принятое на Никейском Соборе, исповедуя единосущность Бога Отца и Бога Сына.

В 342 году мы видим Афанасия в Милане, где его принимает Констант, самый младший сын Константина Великого, который в те годы управляет западной частью страны. Констант оказал Афанасию поддержку. Святитель посещает Антиохию, Иерусалим, и в 346 году торжественно возвращается к себе в Александрию. Его с восторгом встречает народ, Афанасий уже самый авторитетный христианский православный епископ. Десять лет он управляет Церковью в Египте, но злоключения не заканчиваются.

Как это часто бывает в истории, благополучие Православной Церкви вновь прервано политическими событиями. Западный император Констант погиб, Афанасий лишился покровителя, партия ариан активизировалась, против Афанасия была устроена примитивная и подлая провокация. От его имени сочинили фальшивое письмо Констанцию, в котором якобы Афанасий просит аудиенции у императора. Констанций ждет святителя, тот не приезжает. Император оскорблен, в Александрию отправлены легионеры арестовать Афанасия, и в ночь с 8 на 9 февраля 356 года отряд военных ворвался в храм, где святитель совершал богослужение. Народ задержал легионеров при входе, а святителя тайно вывели из алтаря. Оклеветанный подвижник, представленный заговорщиком, врагом царя, тайно спасается в глухой египетской пустыне, и это было очень плодотворное для него время. В пустыне он напишет много важнейших вероучительных произведений.

В 361 году Констанций умер, к власти на востоке пришел язычник, который ненавидел христианство, – знаменитый Юлиан Отступник. Парадокс, но первоначально Юлиан позволил Церкви свободно развиваться. Он отстранился от богословской полемики и позволил изгнанным православным епископам вернуться на свои кафедры.

В 362 году в родную Александрию вернулся и Афанасий, впрочем, ненадолго, так как язычник Юлиан вскоре пожалел о своем решении дать Церкви свободу. Он не мог спокойно смотреть, как благодаря деятельности святителя в Александрии христианство стремительно укрепляется. Семидесятилетний Афанасий вновь бежит в пустыню, уже в третий раз, опять чудом избежав ареста.

Юлиан погиб в 363 году, его преемник Иовиан вернул святителя из изгнания, но Иовиан умер, и новый император Валент, по убеждениям еретик, арианин, опять приказал отправить в ссылку всех православных епископов.

Афанасия опять предупредили, и вновь посланные в храм солдаты не обнаружили святителя в храме. Старец в четвертый раз бежит из Александрии.

И лишь в 366 году по требованию александрийских христиан Валент дозволил Афанасию вернуться, на этот раз окончательно.

Всей своей жизнью Афанасий Великий явил нравственное правило для церковнослужителей, а его учение стало законом для Православной Церкви. Многотомные богословские труды великого александрийца могут быть кратко выражены в такой фразе: Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом. Чем Бог является по естеству, тем человек должен стать по дару Божественной благодати.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 28 апреля: 06:15
  • Воскресенье, 28 апреля: 15:15
  • Воскресенье, 05 мая: 06:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать