ВЕЛИКИЙ ПОСТ С АРХИПАСТЫРЕМ. ЧАСТЬ 2. ГРЕХИ РАЗРУШАЮТ МИР

20 марта 2024 г.

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский ВИКЕНТИЙ, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви — о главных аспектах Великого поста. Ведущая Светлана Ладина. Часть 2.

– Пост имеет очень большое значение для нас, если мы серьезно и правильно к нему относимся. Люди воздерживаются, некоторые очень строго даже, имея в виду, что это делается с той целью, чтобы Господь, видя их произволение, помог им очиститься от грехов. Конечно, Господь нам будет содействовать – мы же каемся, просим прощения. Не случайно у нас есть Покаянный канон Андрея Критского, который будет читаться на первой и пятой Седмице Великого поста. И другие каноны есть, которые мы каждый раз читаем на богослужениях. Они исполнены духа покаяния, и мы этими словами тоже каемся, тоже обращаемся к Богу с просьбой об очищении и идем на исповедь, уже зная себя. Господь нас открывает. В молитве преподобного Ефрема Сирина мы как раз и говорим: «Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего». И  если я вижу свои грехи, то иду на исповедь, чтобы Господь их очистил, простил.  Это такой постоянный подвиг молитвы и поста. В этот момент мы просим у Бога: «Господи, дай мне смирения, дай терпения».

Когда, где и в каких случаях испытывается наше смирение, что мы получаем от Бога? Смирение – это когда у нас трудности, скорби, болезни, какие-то испытания. Например, встреча с человеком, который гневливый или раздражительный, и мы должны проявить свое смирение. И просим: «Господи, дай мне, чтобы я мог смиренно перенести такие ситуации, которые складываются в моей жизни; встреча с тем или иным человеком, который еще не достиг какого-то уровня духовной жизни, меня побуждает к тому, чтобы я смирился, потерпел и снизошел к его немощи и помог своим смирением его настроить на духовную жизнь». Вот такая наша постоянная работа над собой: молитва и терпение, смирение и послушание. Все мы должны в эти дни Великого поста проявить себя.

Поскольку мы обращаемся к Богу за милостью, чтобы Он помиловал нас, простил, то мы должны делать дела милосердия. В дни Великого поста мы должны как можно больше помогать ближним, находящимся в бедах, скорбях, болезнях, трудностях. Сейчас очень много людей есть прикованных к постели, которые нуждаются в нашей помощи. Человек не может ничем себе помочь, а нужно хотя бы наше доброе слово. Если мы не можем чем-то существенным помочь человеку, то хотя бы можно его навестить. На этой неделе перед Великим постом мы слышали, как Господь будет судить нас на Страшном суде. Он говорит: «Алкал Я, жаждал, был в темнице, больнице. Посетили Меня, накормили, одели». Вот что мы должны делать, особенно Великим постом. Мы всегда должны делать так, но Великим постом должны проявлять особое милосердие к ближнему.  И это есть наш пост. Практический, не поверхностный. Когда мы делаем добрые дела, много искушений, испытаний. Как раз тут надо и проявить смирение, кротость, терпение, снисхождение, все добродетели можно проявить и попросить у Бога помощи, чтобы Господь дал еще больше терпения, смирения, чтобы делать добрые дела благодушно, добродушно, любвеобильно,  без смущения, недовольства, ропота, осуждения.

Страсти наши – недовольство, ропот, осуждение – это наша реальная жизнь сегодняшнего дня; мы даже не замечаем, что делаем. Великим постом нужно обратить внимание на свой ропот, свое недовольство, осуждение. Мы сразу начинаем человека осуждать, даже не зная, что и как. Очень легко все это у нас идет. Все наши диалоги, встречи основаны на осуждении. А чтобы оправдать, понять, не осудить человека, надо потрудиться.

Ропот, недовольство и осуждение разрушают наш душевный покой, мир в душе, в семье, мир в окружающем обществе и даже, может быть, целые государства. Вот революция 1917 года в России. Что это было?  Недовольство, ропот: плохой царь, плохая царская власть, плохо живем… Но получилось так, что потеряли то, что имели. А сейчас уже прошло 100 с лишним лет после революции, и мы еще не достигли того уровня жизни, который был до революции в простом народе. Вот что значит недовольство – можно разрушить, а созидать это не так все легко. По-евангельски, если кратко сказать, тот, кто недоволен, ропщет, теряет то, что он имеет; а тот, кто доволен тем, что имеет, получает больше, чем имеет. Вот простое евангельское слово, которое можно привести; притчи, в которых Господь указывает: недоволен тем, что есть, – потеряешь, что имеешь; будешь доволен тем, что имеешь, – получишь больше, чем имеешь.  Вот так и получилось у нас.

И, конечно, ропот и недовольство приносят злобу и ненависть. Ненависть уже приводит к столкновениям: домашним, между людьми, в обществе, даже доходит до военных. Эти грехи очень тяжелые; они имеют очень разрушительную силу. Поэтому Великим постом нам нужно стараться приобрести мир в душе, избавиться от этого недовольства, ропота, быть довольными тем, что есть, чтобы не потерять еще больше. Мы видим, что мы очень много теряем, а потом локти кусаем – раньше было лучше, сейчас все хуже и хуже. Мы должны довольствоваться тем, что есть, а Господь даст то, что нам хотелось бы иметь в будущем доброго, хорошего… Надо созидать это добро. Вот чем мы должны заниматься в этот отрезок времени, который дал нам Господь, в дни Великого поста: создать в своей душе мир, в семье, а потом уже в обществе, в государстве и распространить этот мир по всему миру. Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Есть возможность у нас, чтобы остановить все эти очаги военные нашим миром душевным, добротой, любовью друг к другу. Где есть доброта, там есть благодать Божья, а где есть благодать, там – Господь, та Сила, Которая укрощает все страсти человеческие. И водворяется мир на земле.

Причина всяких раздоров – грехи наши. Грехи удаляют нас от Бога, а если мы удаляемся от Бога, мы теряем благодать силы Божьей, остаемся без помощи Божьей, которая нам очень нужна. Надо постараться не потерять Бога, а быть рядом с Богом, сродниться с Богом. Для этого у нас есть Церковь, Богом данная, Богом установленная, там есть все таинства церковные, которые способствуют нашему единению со Христом, со всемогущей силой Божьей, она может совершить чудо, какого мы даже не предполагаем. Будем ближе к Богу – будем друг к другу ближе; будем ближе друг к другу – не будем ссориться, не будет разделения, будет только единство. Все очень, казалось, просто, но надо нам это все осознать, глубоко понять и делать.

Я уже говорил, что люди всё слышат, видят, но мало делают. Надо не только слушать, надо и соглашаться, что вот так надо; надо взяться, засучить рукава и делать. Если будем делать, тогда получим от Бога большое милосердие, большую помощь, большую поддержку во всем и победим зло.  А мы – то ссоримся, то недовольны… В общем, желаем зла человеку и делаем какие-то злые дела. Все это духовная война, которая потом превращается в такие страшные войны. Отсюда начинается все. Нужно это победить, исключить из нашей жизни. Тогда водворятся доброта, доброделание, добрые поступки, взаимопомощь, нравственная жизнь, духовная жизнь… Конечно, это все приведет нас к миру, к умиротворению всех наших страстей, которые сейчас бушуют и очень много зла приносят всем людям.

                                                                                                  Записала Ксения Комарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать