***
1. Итак, в книгу «Я стал так делать, и душа моя обрела покой» вошли поучения святого Силуана Афонского, собранные из его творений. И прежде чем обратиться к содержанию книги, скажем несколько слов о самом старце. В течение 46 лет иеромонах Силуан подвизался на Афонской горе в русском монастыре святого вмч. Пантелеимона. прожить рядом с этим духовным мужем около 14 лет довелось отцу Софронию Сахарову, который впоследствии и написал житие прп. Силуана. В этом житие в частности говорится о том, что еще в четырехлетнем возрасте его смутили слова одного неверующего человека, утверждавшего, что Бога нет. Семен (так звали старца в миру) решил, что когда вырастет большой, то пойдет по всей земле искать Бога.
2. В 19 лет он услышал рассказ о святой жизни праведного Иоанна Сезеновского и о чудесах, которые совершались на его могиле. И сделал для себя заключение: «Если он святой, то, значит, Бог с нами и незачем ходить по всей земле — искать Его». При этой мысли его сердце загорелось любовью к Богу, и он много молился с плачем. Тогда же юноша почувствовал стремление к монашеству, но отец настоял, чтобы сначала он окончил военную службу. Постепенно этот духовный порыв в нем угас, и Семен начал, как и его сверстники, вести веселую и невоздержанную жизнь. От мирской суеты к монашескому подвигу его призвал Сам Господь. И по окончании военной службы он, пробыв дома лишь одну неделю, уехал на Афон. В русский монастырь святого великомученика Пантелеимона будущий старец прибыл осенью 1892 года.
3. Его духовный подвиг совершался в общежительном афонском монастыре с его длительными богослужениями, постами, бдениями, частыми исповедями и причащением святых Христовых Таин, чтением, трудом на послушаниях и келейной молитвой. Основой келейного правила была Иисусова молитва, которая усладила душу Симеона. Он молился этой молитвой горячо и много, и вскоре, когда он молился вечером перед образом Божией Матери, молитва вошла в его сердце и начала совершаться там сама днем и ночью. Это был великий и редкий дар, полученный им от Божией Матери. В 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан. Внешне его жизнь не отличалась от жизни других монахов обители, но внутренне он был уже очень опытным подвижником, ведущим крепкую брань с диаволом, которая длилась пятнадцать лет.
4. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». «С тех пор я стал так делать, и душа моя обрела покой в Боге», - пишет старец Силуан. С этого момента он окончательно утверждается на пути спасения. А о его сокровенном духовном опыте свидетельствуют его сочинения, часть которых собрана на страницах этой книги.
5. Текст издания разделен на шесть условных глав, тематику которых внимательный читатель легко определит сам. Так, к примеру, первую главу открывает следующее поучение: «Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас». «Господь, - отмечает старец, - научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает Любви и тогда будет жалко даже бесов: потеряли смирение и любовь к Богу».
6. И далее старец, обращаясь ко всем нам, пишет: «Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, мы все – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние» — тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир, а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению».
7. И все последующие наставления этой главы говорят о любви к врагам нашим, говорят о прощении, о сохранении мира между людьми. Но, как утверждает старец, «не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Духом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит на душу, и душа чувствует в этом услаждение и приятность, и уже не хочет любить земное, потому что любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом безпорядке и не может чисто созерцать Господа».
8. А в следующей главе прп. Силуан говорит о том, что еще мешает душе познать Господа. И в частности, старец отмечает: ««Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге». А еще прп. отец наставляет: «Хорошо всегда и во всем искать от Бога вразумления, что и как нужно сделать или сказать, и Господь не оставит нас заблуждаться».
***
В своих писаниях прп. Силуан Афонский делится духовным опытом узнавания Бога, искания Его святой воли. Сам он своей жизнью познал, какую радость и веселье дарует Божественная благодать, еще на земле своими глазами видел он Господа и Спасителя своего. Старец сумел преодолеть слепоту падшего мира, и зрению его открылось Горнее Царство. Он очень скорбел от того, что люди живут, не зная Бога и Его любви, и молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал людям Себя познать. И на иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами молитвы: «Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!