У книжной полки. Я стал так делать, и душа моя обрела покой. Избранные поучения святого Силуана Афонского

4 ноября 2020 г.

В настоящее время трудно найти в России такого православного человека, который бы никогда и ничего не слышал о старце Силуане - выдающемся духовном подвижнике 20 века. Его жизнь и учение с полным правом можно назвать «энциклопедией православной аскетики». Русский инок преподобный Силуан подвизался на Греческой земле и был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом, но он не стал ни чужим, ни дальним для Русской Церкви. Как только у нас стали известны творения и житие старца Силуана, он сделался одним из любимейших святых русского народа. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны поучения святого Силуана Афонского. Она вышла в свет в издательстве Дмитрия Харченко и называется – «Я стал так делать, и душа моя обрела покой».

***

1. Итак, в книгу «Я стал так делать, и душа моя обрела покой» вошли поучения святого Силуана Афонского, собранные из его творений. И прежде чем обратиться к содержанию книги, скажем несколько слов о самом старце. В течение 46 лет иеромонах Силуан подвизался на Афонской горе в русском монастыре святого вмч. Пантелеимона. прожить рядом с этим духовным мужем около 14 лет довелось отцу Софронию Сахарову, который впоследствии и написал житие прп. Силуана. В этом житие в частности говорится о том, что еще в четырехлетнем возрасте его смутили слова одного неверующего человека, утверждавшего, что Бога нет. Семен (так звали старца в миру) решил, что когда вырастет большой, то пойдет по всей земле искать Бога.

2. В 19 лет он услышал рассказ о святой жизни праведного Иоанна Сезеновского и о чудесах, которые совершались на его могиле. И сделал для себя заклю­чение: «Если он святой, то, значит, Бог с нами и незачем ходить по всей земле — искать Его». При этой мысли его сердце загорелось любовью к Богу, и он много молился с плачем. Тогда же юноша почувствовал стремление к мо­нашеству, но отец настоял, чтобы сначала он окончил военную службу. Постепенно этот духовный  порыв в  нем угас, и Семен начал, как и его сверстники, вести веселую и невоздержанную жизнь. От мирской суеты к монашескому подвигу его призвал Сам Господь. И по окончании военной службы он, пробыв дома лишь одну неделю, уехал на Афон. В русский монастырь святого великомученика Пантелеимона будущий старец прибыл осенью 1892 года.

3. Его духовный подвиг совершался в обще­жительном афонском монастыре с его длитель­ными богослужениями, постами, бдениями, частыми исповедями и причащением святых Христовых Таин, чтением, трудом на послуша­ниях и келейной молитвой. Основой келейно­го правила была Иисусова молитва, которая усладила душу Симеона. Он молился этой мо­литвой горячо и много, и вскоре, когда он мо­лился вечером перед образом Божией Матери, молитва вошла в его сердце и начала совер­шаться там сама днем и ночью. Это был вели­кий и редкий дар, полученный им от Божией Матери. В 1896 году Симеон был пострижен в ман­тию с именем Силуан. Внешне его жизнь не от­личалась от жизни других монахов обители, но внутренне он был уже очень опытным подвиж­ником, ведущим крепкую брань с диаволом, которая длилась пятнадцать лет.

4. Однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: «Господи, что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? чтобы смирилась моя душа?». И был ему ответ в сердце от Бога: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». «С тех пор я стал так делать, и душа моя обрела покой в Боге», - пишет старец Силуан. С этого момента он окончательно утверждается на пути спасения. А о его сокровенном духовном опыте свидетельствуют его сочинения, часть которых собрана на страницах этой книги.  

5. Текст издания разделен на шесть условных глав, тематику которых внимательный читатель легко определит сам. Так, к примеру, первую главу открывает следующее поучение: «Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас». «Господь, - отмечает старец, - научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает Любви и тогда будет жалко даже бесов: потеряли смирение и любовь к Богу».

6. И далее старец, обращаясь ко всем нам, пишет: «Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, мы все – создание Твое, пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние» — тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир, а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще – совершенная, но достаточная ко спасению».

7. И все последующие наставления этой главы говорят о любви к врагам нашим, говорят о прощении, о сохранении мира между людьми. Но, как утверждает старец, «не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Духом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит на душу, и душа чувствует в этом услаждение и приятность, и уже не хочет любить земное, потому что любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом безпорядке и не может чисто созерцать Господа».

8. А в следующей главе прп. Силуан говорит о том, что еще мешает душе познать Господа. И в частности, старец отмечает: ««Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге». А еще прп. отец наставляет: «Хорошо всегда и во всем искать от Бога вразумления, что и как нужно сделать или сказать, и Господь не оставит нас заблуждаться».

***

В своих писаниях прп. Силуан Афонский делится духовным опытом узнавания Бога, искания Его святой воли. Сам он своей жизнью познал, какую радость и веселье дарует Божественная благодать, еще на земле своими глазами видел он Господа и Спасителя своего. Старец сумел преодолеть слепоту падшего мира, и зрению его открылось Горнее Царство. Он очень скорбел от того, что люди живут, не зная Бога и Его любви, и молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал людям Себя познать. И на иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами молитвы: «Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать