***
1. В этом издании представлен цикл великопостных бесед по книге «Лествица». Автор - священник Александр Сергеев - подробно рассматривает каждую страсть, приводит советы преподобного Иоанна Лествичника по борьбе со страстями, дополненные рекомендациями других святых отцов, и дает их актуализацию для современных христиан 21 века. В предисловии книги отец Александр пишет: «В соборном послании святого апостола Иакова есть такие слова: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале» (Иак. 1:23). Итак, - говорит автор, - мы видим, что зеркалом души апостол Иаков называет Священное Писание, т. е. слово Божие. Но это не обычное зеркало, не такое, какое висит у нас дома.
2. Это зеркало, в котором мы видим не только своё отражение, но и то, какими мы должны быть в идеале, видим, какими мы должны быть по сравнению со Христом, Который был истинным, настоящим и идеальным Человеком. Зеркало, - отмечает отец Александр, - вещь хорошая, но если у нас испорчено зрение, то для нас оно становится бесполезным. А зрением нашей души святые отцы называют наш ум, или, по-другому, око души. Наш ум часто бывает нездоровым, больным, т. к. в нём гнездятся нечистые мысли. А у святых отцов ум был здоровым, поэтому если мы будем смотреть на Священное Писание их глазами, то будем видеть всё отчётливо. Для этого и нужно чтение книг святых отцов.
3. Чтение святых отцов — это, выражаясь простым языком, как очки для людей с искаженным зрением. Но, смотрясь в зеркало даже в очках (т. е. даже при чтении святых отцов), нам часто бывает сложно заметить греховную грязь, т. к. она может маскироваться или под видом добра, или вообще быть незаметной с первого взгляда. Для этого нужно к зеркалу добавить увеличительное стекло. Тогда обзор будет более точным и детальным, т. к. оно поможет нам яснее определить, что же мы на самом деле видим в себе. Например, это может быть родимое пятно. Мы знаем, что родимое пятно — это что-то естественное для нас. А если это будет въевшаяся грязь, то здесь уже требуется глубокое очищение. Если же это будет нарыв, то требуется лечение, а для этого нужно лекарство.
4. Но, - отмечает автор, - мы должны знать, как правильно пользоваться лекарством, т. е. у нас должна быть инструкция по использованию того или иного духовного препарата. Если же мы будем его неправильно применять, то можем себе навредить и сделать ещё хуже. Именно в этом нам может помочь прекрасная энциклопедия, называемая «Лествицей». Этот труд преподобного Иоанна Лествичника настолько важен, что день памяти её автора Церковь установила в 4-ю неделю Великого поста. Но почему именно в четвертую? – спросят читатели. Это связано, - говорит отец Александр, - с тем, что Церковь наша вдохновляется Святым Духом, и Господь очень мудро готовит лекарство для нашей души. Он даёт нам время немного «раскачаться», чтобы мы смогли «войти во вкус поста»: первые три недели мы только входили в новый ритм жизни, больше внимания обращая на внешнее.
5. Но вот прошло три недели, мы уже привыкли к посту, и именно тогда пора заняться внутренним, пора заняться нашей душой. Поэтому Церковь предлагает вспомнить отца нашего богоносного Иоанна. Именно в эту неделю мы слышим от Церкви призыв активней работать над своей душой, и эта работа заключается не только в том, чтобы активно читать книгу, но и в том, чтобы применять её в жизни. Сам святой Иоанн написал «Лествицу» именно тогда, когда деятельно прошёл каждую ступеньку. Но, как отмечает автор, не всем людям нравится читать «Лествицу», т. к. неприятно увидеть себя «во всей красе». Эта книга, как уже отмечалось, является увеличительным стеклом для нашей души. Человек, читая её, начинает осознавать, что все его особенности поведения являются не чем-то естественным, к чему он привык, а проявлением той или иной страсти.
6. Становится очень неприятно, когда понимаешь: «Что мне, тогда не жить, раз каждое моё движение — это проявление страсти?» Человек бросает эту книгу, говорит, что она для монахов, или: «Я почитаю её попозже». В чём же здесь дело? А дело в том, что человек смотрит через увеличительное стекло и видит только зло. Но неужели Господь, творя первого человека, вкладывал в него страсти? Конечно нет, такая мысль была бы богохульной для нас. Бог сотворил человека правым, но люди пустили в себя злые помыслы, т. е. человек сам извратил свою природу. Никаких страстей в нашу природу не вложено, в ней есть глубинная красота, изначальная красота Бога, которую мы и можем увидеть с помощью книги «Лествица».
7. По словам автора, люди, ища в себе только зло, допускают ошибку, и часто на этом и останавливаются. Но это совершенно не верно, потому что важно помнить следующее: цель наша не просто увидеть в себе некое зло, а искоренить его из нашего сердца. Это первая задача. Вторая же - насадить вместо зла противоположный добрый навык, который святые отцы называют добродетелью, т. е. добро, вошедшее в привычку. Добродетель - это когда мы совершаем добрый поступок, даже не задумываясь, делая это естественно. Как, например, мы утром встали, зубы почистили и пошли на работу. Мы даже не думаем, что мы сделали что-то великое, для нас это естественная вещь.
8. То же самое касается добродетелей. Они для нас должны быть естественны. Бог создал человека во Христе Иисусе на добрые дела, как об этом пишет св. апостол Павел в Послании к Ефесянам. Нам нужно душу вернуть к изначальной красоте, чтобы она стала похожа на Бога. И цель изучения «Лествицы» - это уподобиться Господу, стать похожим на Него, и это реально. И мы можем стать участниками этой красоты, если будем всегда творить добрые дела, делать так, чтобы добро вошло у нас в привычку. И именно этому и учит нас книга, называемая «Лествицей».
***
Вот, что еще отмечает автор этой книги, говоря о структуре «Лествицы». В духовной жизни нельзя делать остановки, т. е. наша духовная жизнь должна иметь некое восходящее движение. Когда Бог призывает к покаянию, человек должен осознавать, что ему нужно не вниз, а в небо, потому что все причастные Христа должны стремиться к Небу, убегая от тленного мира. Любая остановка в духовной жизни сбрасывает нас вниз. Это очень важная идея, которую нам надо принять из «Лествицы» и понимать, что нам не до отдыха, тем более в период Великого поста. Эта книга рассчитана на всех, кто интересуется духовной жизнью и аскетикой.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Ольга Рожнева. Тихая пристань
Божественная литургия 9 сентября 2024 года
Этот день в истории. 9 сентября
День ангела. 9 сентября
Церковный календарь 9 сентября. Священномученик Владимир Соколов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!