***
1. Книга «Учебник жизни» вышла в свет в издательстве Благовест. С ее страниц православный священник, педагог отец Артемий доверительно беседует с детьми о самых разнообразных вещах: о семье, дружбе, увлечениях, играх, а также в доступной форме знакомит с такими сложнейшими понятиями, как монашество, Страшный Суд Христов, жизнь вечная в Горнем Иерусалиме. Впрочем, эта книга предназначена не только для детей, как - учебник жизни – она для всех, книга для чтения в школе и дома. Да и педагоги могут обрести в этом учебнике опору для духовно-нравственного воспитания детей и помощи их родителям и, в первую очередь, программу самообразования.
2. По словам митрополита Александра, написавшего вступительное слово к изданию, эта книга представляет яркий образец органического единства в многообразии. Все главы, на первый взгляд, такие непохожие между собой - «Жизнь в утробе матери...», «Духовный отец», «Родина», «Зачем я живу?», «Страшный Суд Христов» - служат раскрытию одной-единственной идеи - идеи Царства Божия, пришедшего в силе, начиная, по аналогии с Библией, от сотворения неба и земли (глава «Мир Божий») и кончая обновлением их, созданием нового неба и новой земли (главы «Кончина», «Душа после смерти», «Жизнь вечная»). Одна мысль, один дух пронизывает собою всю книгу, превращая её в стройное целое.
3. Даже различия между главами оказываются при ближайшем рассмотрении ступенями единого процесса спасения человека, в первую очередь, спасения юного человека, преображения души ребёнка. По мнению владыки Александра, не всякий даже опытный священник со стажем может справиться с этой нелёгкой задачей. Быть учителем подрастающего поколения - очень сложный и многогранный процесс, требующий от педагога безграничной и самоотверженной любви к детям и высокого профессионального мастерства. Эти качества удачно совместил в себе отец Артемий. Батюшка не читает маленьким слушателям длинных и скучных лекций, не назидает их сложными святоотеческими примерами, а говорит с ними на равных, на живом, образном, понятном для них языке, и к тому же так увлекательно и оригинально, что даже взрослый читатель напрочь забывает свой возраст и невольно покоряется Евангельскому завету: «Будьте как дети».
4. Владыка Александр особо отмечает тонкое понимание автором детской психологии и глубокое знание возрастной педагогики, что позволяет педагогу-священнику проникать в самые сокровенные глубины детского религиозного сознания. В первой главе «Жизнь в утробе матери и рождение на свет Божий» отец Артемий, беседуя с первоклассниками, ставит необычный для этого возраста вопрос: «Скажите, друзья, как вы себя чувствовали, сидючи в животе у мамы?» Постановка вопроса была столь неожиданной, что даже матери с нескрываемым любопытством смотрели на своих первачков. «Мне было очень хорошо, сказал смельчак Лёша и, подумав немного, добавил, - и тепло». И после этого священник и дети повели речь о появлении ребенка на свет Божий.
5. В другой главе «детский батюшка» рассказывает о том, как он, уже будучи священником, проводил урок в воскресной школе одного из московских храмов. Его слушателями были совсем маленькие детишки четырех, пяти и шести лет с их родителями. «Да, - рассказывает отец Артемий, многим мамам и папам интересно было послушать беседу батюшки с детьми, тем более что в свое время они и помыслить не могли о подобной встрече. Передо мной с самым серьезным видом сидели малыши, сложив по-ученически руки на партах, а сзади устроились родители, совмещая приятное с полезным: детей все равно ждать, а тут предоставлялась возможность и батюшку послушать. Предмет для разговора был выбран серьезный — смысл жизни».
6. И вот отец Артемий предложил детям поразмыслить над вопросом: «Для чего Господь Бог сотворил именно вас, как вы это понимаете?» «Минуту-другую, - пишет автор, - все помалкивали. Да и немудрено — взрослые тоже были озадачены. Но затем поднялась одна рука, другая, третья — и вот уже несколько учеников воскресной школы были готовы дать ответ на этот, казалось бы, совсем недетский вопрос». Но что интересно, ответы детей были неожиданными даже для самого педагога, который, по его же словам, иногда испытывал состояние полной растерянности. «Я сотворён Богом, - глубокомысленно изрёк мальчуган лет шести, - чтобы не было скучно». Этот ответ кого угодно может привести в замешательство, но в том и специфика детского сознания, чутко подмеченная автором, что оно основано не столько на разумных доводах, сколько на чистой детской религиозной интуиции.
7. «Больше всего впечатлений от прошедшего урока о смысле жизни получил я сам, - говорит автор. - Душа моя не переставала удивляться мудрым ответам детей-дошкольников, которые, казалось, вовсе не доросли до размышления на подобные темы». Впрочем, и другие темы, поднятые в книге, не так просты, ведь они открывают читателю вечные истины. Как отмечает владыка Александр, для ребёнка, взявшего в руки эту книгу, - это, прежде всего, «путеводитель» ко Христу, дорога к храму, откровение о цели и смысле жизни. Но и родители найдут в этой книге много поучительного и интересного. По словам архипастыря, можно было бы даже рекомендовать «Учебник жизни» для домашнего семейного чтения вслух. Эта древняя традиция всегда была присуща православным семьям, которые воспринимали себя как малую домашнюю церковь, где чтение душеполезной литературы составляло неотъемлемую часть семейного благочестия. Чтение книги, несомненно, поможет воцерковлению семьи, ибо главный её пафос состоит в ответе на вопрос: трудно ли стать и быть православным? А быть православным высшая радость человека на земле.
***
В чём ещё достоинство этой необыкновенной книги? По словам владыки Александра, в том, что это не учебник со скучными параграфами и обязательными уроками. Книга «Учебник жизни» - результат многолетней работы отца Артемия, служащего священника, проповедника, катехизатора, миссионера, и она во всей полноте отражает живой, яркий и самобытный характер и активную жизненную позицию написавшего её автора. Поэтому её со всей ответственностью можно рекомендовать как учебник закона Божия в воскресных школах или методическое пособие к урокам по «Основам православной культуры» для средних общеобразовательных учреждений. Личный жизненный опыт православного священника-педагога нашёл отражение в живых и увлекательных рассказах, ярких образах, наглядно иллюстрирующих доступность самых трудных истин Православия для детского сознания.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!