У книжной полки. Стою у врат души твоей

13 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В фондах монастырской библиотеки Свято-Введенской Оптиной Пустыни хранится 8-томное машинописное собрание материалов, посвященных святителю Игнатию (Брянчанинову). На каждом томе - дарственная надпись тульского протоиерея Ростислава Лозинского: «В библиотеку Оптиной Пустыни. Сентябрь 1990 года». На протяжении ряда лет его сын, игумен Марк (Лозинский), собирал и систематизировал огромный изданный и архивный материал из духовного наследия епископа Игнатия. В 1993 году оптинский инок Трофим (Татарников), часто посещавший библиотеку и хорошо знавший ее книжные сокровища, советовал насельницам русских женских обителей читать это собрание писем, обращенных именно к ним. Избранные письма из этого собрания вошли в книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Стою у врат души твоей».

***

1. Книга - «Стою у врат души твоей» - вышедшая в свет в издательстве Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, объединяет в себе два сборника. Первый из них называется - «Жизнь небесная на земле». Приношение современному женскому монашеству». В нее вошли ранее не изданные письма свт. Игнатия (Брянчанинова) к насельницам русских женских обителей, которые и по сей день утешают и назидают всех, обращающихся к ним. В приложении к этой части книги читатели найду воспоминания последней представительницы семейства Брянчаниновых о святителе и узнают о том, что предшествовало появлению очень многих писем из собрания святителя.

2. Как говорится в книге, в конце зимы 1847 года настоятель Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом архимандрит Игнатий (Брянчанинов) подал прошение об увольнении его по болезни на покой в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Однако ему был разрешен только 11-месячный отпуск для поправления здоровья - в указанную им обитель. Летом того же года архимандрит Игнатий выехал в Бабаевский монастырь. По приглашению настоятельницы Спасо-Бородинского девичьего монастыря игумении Марии (Тучковой), он посетил эту обитель, в которой провел 4 дня. Когда будущий святитель уезжал оттуда, то сестры, провожая со слезами, говорили: «Мы с вами - точно с родным отцом, как будто век знали». «И я с ними породнился - такие прекрасные души», - отмечал архимандрит Игнатий.

3. В Бородинском монастыре, по желанию игумении, архимандрит Игнатий провел беседы с инокинями о монашестве как о пути к совершенству христианскому и к спасению вечному. Позже, в 1861 году свт. Игнатий был назначен настоятелем Николо-Бабаевского монастыря, где и обрел покой душе своей. В этих краях святитель восхищался волжской красотой и подходящим ему климатом: здесь у него шла непрерывная молитвенная работа по правилам духовного закона, вкупе с написанием духовных сочинений, почти в уединении затвора. В это же время он написал и огромное количество писем. В одном из них святитель Игнатий писал: «Примите приношение духовное и не осудите за скудость его. Скудость приношения свидетельствует о скудости имущества. Вашею верою и усердием восполните эту скудость, а молитвами и благословением вознаградите потрудившегося для своего и вашего спасения».

4. Не смотря на этом скромное замечание святителя о себе, его эпистолярное наследие раскрывает духовную рассудительность пастыря и является искренней, мудрой проповедью жизни во Христе, дышащей любовью. Ведь уже к 27 годам он был старцем, наделенным даром духовного рассуждения, в котором всякую свою мысль подкреплял суждениями святых Отцов, и писал в высоком поэтическо-религиозном духе. «Развевается знамя креста над письмом моим: всегда слово моё выходит под этим знаменем!», - так говорил сам святитель Игнатий о своих письмах. Неся покорно всю жизнь крест тяжелых, физических болезней и страданий, он утешал словом Божиим других болящих, наставлял с радостью и благодарением переносить невзгоды, с верой и усердием идти по пути спасения. Как важны и сегодня для нас эти наставляющие слова святителя, часть которых составила первую часть книги.

5. Во вторую ее часть вошел сборник под названием ««Всегдашний богомолец Ваш». Наставления Оптинских старцев всечестным инокиням». В этот сборник включены наставления преподобных Антония, Амвросия и Варсонофия Оптинских. Письма великих старцев-оптинцев к их ближним и дальним чадам, записи наставлений отцов-духовников, по крупицам собиравшиеся и свято хранимые сестрами, наконец, их личные воспоминания о незабвенных батюшках – все это сегодня для нас, по словам издателей, та нескудеющая сокровищница, из которой мы по горсточке черпаем «бисер драгоценный» живого старческого слова.

6. Как отмечают издатели, в истории русского женского монашества есть немало достопримечательных страниц, и многие из них связаны с дивными Оптинскими старцами. Ведь на протяжении десятилетий они духовно окормляли такие известные обители, как Борисовская Тихвинская пустынь, Белевский Крестовоздвиженский монастырь, Горицкий, Великолукский, Каширский и прославленное своим устроителем, преподобным Амвросием, знаменитое Шамордино. В поле зрения этой книги - три Оптинских преподобных: Антоний, Амвросий и Варсонофий. И, конечно же, те поименно названные духовные чада этих старцев, которые поделились с нами своим благоприобретенным богатством: старческим письмами, воспоминаниями, душеполезными советами и наставлениями.

7. Так, например, келейные записки одной из монахинь, наполнены «бисером словесным» старческого назидания и учительства. Старец научал свою духовную дочь христианскому смирению, исцеляя ее ум и сердце от гордости - причины всех зол и нестроений в человеке, учил страху Божию, простоте, любви к ближним. «У тебя есть немощь, - говорил прп. Амвросий Оптинский, - простой путь Господень разветвлять на многие стези, тогда как и Священное Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели совокупляя во едины большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: «Вси путие Господни милость и истина», то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих».

8. Немалое место в предложенных читателю записях уделено и сугубо монашескому деланию: церковной и келейной молитве, дневной и ночной, чтению книг духовных, воздержанию в пище и питье как аскетическому подвигу, неосуждению других и строгому внутреннему контролю за собой. Многие эти отдельные наставления также вошли в книгу «Стою у врат души твоей».

*** 

К святителю Игнатию и к преподобным оптинским старцам, как к богомудрым духовникам, обращались наиболее ревностные в монашеском подвиге сестры, и они бережно сохраняли для последующего поколения этот «бисер драгоценный» - письма своих духовных руководителей. Слова святителя Игнатия: «Стою у врат души твоей...» - относились к каждой пасомой им душе, а письма любвеобильных духоносных наставников и сегодня продолжают стоять «на страже» тех душ, которые припадают к целебному источнику их живых назидательных и утешительных слов.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать