У книжной полки. Преподобный схимонах Никита Рославльский и Белобережский

8 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет книга, посвященная жизни и подвигам преподобного Схимонаха Никиты Рославльского и Белобережского. Подвиг отцов пустынников поражает воображение, особенно сегодня, в век комфорта и потребления. Старец Никита жил в XVIII веке в брянских и рославльских лесах. Ему являлась Сама Богородица, а мощи монаха обретали нетленными… Преподобный Никита прославлен Русской Православной Церковью как местночтимый святой Смоленской митрополии. Полное житие схимонаха и представлено на страницах книги – «Преподобный схимонах Никита Рославльский и Белобережский».

***

1. Итак, эта книга посвящена жизни и подвигам пустынника, преподобного схимонаха Никиты Рославльского и Белобережского. Полное житие схимонаха, основой которого стали монастырские предания и документы, составил благочинный Брянского Свенского Успенского монастыря иеромонах Диомид (Кузьмин). В книге также публикуется очерк о жизни преподобного старца Никиты, опубликованный в дореволюционном журнале «Странникъ», и стихотворение священника Ильи Ливанского «Пустынник и Богоматерь». В книге использованы акварельные иллюстрации художника Юрия Анурина для жизнеописания Никиты, фотоархив издательства историко-литературного журнала «Странникъ» и общедоступны фото из сети Internet.

2. Как пишет отец Диомид, древняя брянская земля дала миру многих подвижников  благочестия и святых, которые ныне прославлены Русской Православной Церковью. Один из них — уроженец Брянского уезда старец Никита, монах, брянский и Рославльский пустынножитель. История отшельничества в брянских и рославльских лесах в середине XVIII столетия тесно связана со стихийным противодействием массовому сокращению, закрытию и упразднению монашеских обителей. Однако это движение было и сильной духовной потребностью тогдашнего иночества. Не находя мира и спокойствия в монастырях, где стала падать нравственность и отеческие заветы, наиболее смелые и ревностные иноки бежали в пустынные и глухие места, сначала — в скиты при лесных монастырях. Когда же власть начала искать и преследовать их и там, они уходили во все более глухие леса.

3. Удаление от мира, от суеты и лукавства возрождало угасающий было монашеский дух. Подвижники-старцы с учениками уходили в непроходимые глухие леса, отвергнув все, что мир сохранил в монастырях: должности, власть, материальное благополучие, сытное пропитание. Таким был и старец Никита. Прежде чем начать рассказ о нем, автор дает небольшое разъяснение тому, почему раньше в жизнеописаниях старца Никиты утверждалось, что он уроженец города Орла. Работать историкам в церковных и государственных архивах, по словам отца Диомида, было в то время очень сложно и практически невозможно по причине отсутствия разрешения на такую работу. Краеведы и любители церковной истории часто руководствовались в своей работе сохранившимися церковными и народными преданиями, рассказами очевидцев.

4. Тогдашние составители его жития не имели доступа к монастырским документам, или их сму­щали странные обстоятельства нахождения подвижника в монашеском звании, однако сегодня мы можем однозначно утверждать на основании монастырских документов, что старец Никита - уроженец Брянского края. В те годы село Жиздра входило в Брянский уезд и представляло собой поселение, где находился старинный мужской монастырь Живоначальной Троицы, потерявший самостоятельность за бедностью и малочисленностью братии и поэтому приписанный к ставропигиальному Донскому монастырю, и в округе были непроходимые леса. И лишь в 1777 году село Жиздра стало городом и центром Жиздринского уезда Орловского наместничества, а монастырские земли вместе с крестьянами перешли в государственное ведомство, и крестьяне стали вместо монастырских — экономическими.

5. Будущий монах Никита происходил из благочестивой крестьянской семьи. Родился он в 1728 году в селе Жиздра Брянского уезда. Не сохранилось достоверных сведений о том, кто его родители и почему юноша так стремительно покинул родину. Значит, обстоятельства жизни его в то время были исключительными и требовали полного отречения от мирского устроения и посвящения себя Богу. Как пишет автор, большое впечатление на юного отрока производило посещение святых мест и обителей: как Жиздринского Троицкого, так и наиболее близкого к его дому Белобережского Иоанно-Предтеченского монастыря.

6. Кроме того, с детства он любил странствовать по святым местам. Имея особенное стремление к благочестию, он все свое время посвящал чтению Священного Писания, житий святых, питал чувство благоговения к великим подвижникам, горел любовью к их подвигам и часто посещал места, бывшие свидетелям их трудов и горестей, орошенные их слезами и потом. Это возбудило в нем непреодолимое желание последовать образу их жизни. Так юный подвижник, носясь по волнам житейского моря, проливал горькие следы раскаяния и умиления пред всечестным образом Владычицы нашей Богородицы, поручал себя многомощному Ее покровительству. Сбежав из родительского дома, поселился он в лесной чаще в двух верстах от Белобережской пустыни с намерением начать там жизнь пустынническую.

7. О том, в каких подвигах жил он до своей кончины, и почему сподобился явления Пресвятой Богородицы, читатели узнают, прочитав эту книгу. Мы лишь добавим, что умер старец 28 марта 1793 года в Рославльских лесах, где и был похоронен. Могилу его открывали несколько раз, и каждый раз находили тело нетленным: через семь лет по особенному откровению рославльский монах Дорофей (Крупенников) перенес могилу в более возвышенное место, а через пятнадцать лет могилу снова открыли и нашли тело подвижника нетленным. Позже на месте погребения была устроена деревянная часовня. Пустынники приходили сюда на Пасху и пели на могиле старца пасхальный канон. Келейник старца Досифей до конца жизни чтил память отца Никиты и всегда поминал его на Пасху.

8. Перед 1917 г. собирали материалы для прославления подвижника, однако, по-видимому, из-за открывшихся нарушений при его постриге и принятии в монастырь это начатое было дело оказалось закрытым. Но не было забыто имя подвижника Никиты. А в декабре 2016 года Священный синод постановил причислить его к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии.

***

В окрестностях Брянских, в глубокой пустыне,

В дремучем лесу, средь болот и трясин,

Оставивших след свой угрюмый доныне.

Жил в давнее время отшельник один.

Не знаемый миром, но ведомый Богу,

Вдали от житейских тревог и страстей,

К обители Белобережской дорогу

Одну лишь он знал, и для праздничных дней,

Оставив свое среди леса жилище,

Стремился охотно в святый Божий храм.

Так начинается стихотворение, которое написал законоучитель Орловского реального училища священник Илья Ливанский. В нем автор описывает чудесное посещение Богородицей пустынника. Этим поэтическим сочинением завершается эта небольшая книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать