Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Как отмечают издатели, читая эту книгу, вы сможете близко познакомиться с патриархом Павлом через его проповеди и ответы многим-многим людям, желающим услышать мнение «живого святого», как его называли в Сербии. Патриарх Павел в наше время, поверхностное и быстротечное, - это редкий случай Евангельской проповеди скромности и смирения, - пишет епископ Афанасий (Ракита) в предисловии издания. «Мы живем в век огромных скоростей и потребительского мировоззрения, - отмечает владыка Афанасий. - У людей словно и не осталось времени проверить истинность того, что они слышат или читают. В лучшем случае, и то очень коротко, мимоходом, они размыслят о том, нравятся ли им эти речи, приятны ли они их сердцу.
2. Вездесущность гипертрофированного маркетинга привела тому, что никто уже не задается вопросом достоверности свидетельств и свидетелей, всех тех, кто делит с нами свое знание или опыт, всех тех, от кого приходят к нам речи. Последствия этого для Церкви и ее миссии весьма отрицательны. Посланники воплотившегося Бога, могут сеять Его Слово, но даст ли оно всходы в душах людей, прорастет ли здоровым и светлым древом жизни зависит от того, насколько слушающие доверяют говорящему, несущему Его слово людям. Если есть доверие, слово будет сбережено и сохранено, а в его рост будет вложен необходимый труд. Поэтому, - утверждает владыка Афанасий, - так важно, кто свидетельствует, кто тот свидетель, через которого приходит слово Божие.
3. Блаженной памяти почивший патриарх Сербский Павел принадлежит к столь малому в наше время числу свидетелей, которых мы можем проверять со всех сторон, нисколько не страшась при этом уменьшить доверие к слову, которое он нам свидетельствует. Более того, вместе с растущим доверием приходит теплота, дающая слову силу и возможность взойти и беспрепятственно расти в нашей душе. По всему ясно, что речь идет о личности, сформировавшей себя по образу Христа, о человеке, который жил так, как говорил. Великое множество рассказов очевидцев говорят о его почти детском изумлении перед явлениями потребительского духа эпохи, но столь же памятна и его строгость и бескомпромиссность в защите евангельской истины от того самого духа.
4. Хотя иногда в глазах тех, кто был знаком с его деятельностью, он выглядел как человек не от мира сего, патриарх Павел ясно и глубоко понимал политическую ситуацию в Сербии. Его патриаршее служение совпало со временем тяжелых военных конфликтов на Балканах, глубоким экономическим и моральным кризисом, политическими потрясениями и переменами в Сербии. Он умел для всех участников этих событий (и сербов, и представителей других народов) найти верные слова — как для знаменитых и великих, так и для всех остальных, малых. В своем смирении он мог искренне извиниться перед молодыми и духовно менее зрелыми, если казалось, что он, пусть невольно, обидел их.
5. По словам владыки Афанасия, Патриарх Павел мог это сделать, потому что чувствовал себя не владельцем слова Божиего, но его свидетелем, служителем и переносчиком, человеком, способным ошибаться. А те, кому он без устали советовал быть людьми, получали столько пользы от его речей, насколько вовремя смогли рассмотреть в нем истинного свидетеля славы Божией и духовного отца. Под конец его земной жизни, а почил Патриарх Павел 15 ноября 2009 года, уже почти все поняли то, что, возможно, ускользало от них в шуме и суете бурлящей Сербии конца XX и начала XXI веков. То, что он при жизни уже был святым. Белград, да и вся Сербия, не помнят такого стечения народа на похоронах человека. Тогда, 19 ноября 2009 года, на улицы, казалось, вышли все, весь Белград стал одной Церковью, провожавшей своего почившего патриарха. Ныне, по прошествии лет, верующие с благоговением приходят на его скромную могилу на окраине Белграда.
6. Мудрость патриарха Павла проста, а простота целительна. «Когда ребенка отец или мать держит за руку, он не боится ни собак, ни гусей, ни мышей. Так и мы. Все мы, хоть и взрослые, дети Божии. Когда ухватимся за Его руку, становимся увереннее. Без этого появляется невроз и прочие душевные муки», — говорил святитель. Вера в Единого Бога, в Святую Троицу, - по словам Святейшего Патриарха, объединяет православных. «Сегодня необходимо, - говорил он, - чтобы все православные исповедовали веру не только на словах, но и самой своей жизнью». Сербский народ, по мнению Его Святейшества, - выжил только благодаря вере. «Смысл нашей жизни — идя за Христом, быть готовыми ко кресту. Быть с Господом, чтобы и Он был с нами, и будь что будет. И землетрясения, и бомбардировки».
7. Одним из самых частых наставлений Патриарха Павла было, чтобы каждый из нас сделал столько, сколько в его силах. А то, что мы, люди, не можем, - сделает Всемогущий Бог. При этом не отступается архипастырь и от тех, кто не готов к подобному труду, и призывает их: «Если мы не в состоянии сделать больше, тогда сделаем хотя бы то, что обязаны». Советует нам действовать так, чтобы наше дело шло в трех направлениях: ввысь, вширь и вглубь. А именно - во славу Богу, на пользу роду и себе во спасение. Не сомневался Святейший в том, что всякое время - время спасения. Ведь, в сущности, все зависит от нас самих. «И в лучшие времена, - говорил он, - можем потерять и достоинство, и душу, и в худшее время и в самых тяжелых обстоятельствах можем сохранить и достоинство, и душу». Свою паству Патриарх Павел учил тому, что каждый должен начинать с себя, вести непрестанную борьбу с самим собой. Его рецепт преодоления собственных слабостей таков: «одолевать один грех за другим и порок за пороком».
***
«Вступая в качестве 44 сербского Патриарха на престол святого Саввы, Владыка Павел отметил, что не имеет никакой своей отдельной программы патриаршей деятельности. «Программа наша, - сказал он, - есть Евангелие Христово, Благая Весть о Боге среди нас и Царствии Божьем внутри нас - насколько мы его верой и любовью приемлем». Этой программе Патриарх Павел соответствовал всю свою жизнь, был «ходячим Евангелием». Всей своею жизнью он явил ясное и неоспоримое свидетельство того, что в любое время, непреодолимых преград к тому, чтобы жить по Евангелию, нет. Свидетельство патриарха Павла сербы принимают с не меньшим, а может, и с большим доверием и теплотой, чем прежде, при его жизни. И издатели книги искренне надеются, что, знакомясь с этими избранными текстами патриарха Павла, читатели, внимая его речам, услышат голос Самого Господа Иисуса Христа.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 14 мая
День ангела. 14 мая
Церковный календарь 14 мая. Радоница. Поминовение усопших
Евангелие 14 мая. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!