Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, сегодня на нашей книжной полке представлен труд, который его автор, протоиерей Петропавловской церкви г. Самары Григорий Разумовский, создавал в течение 18-ти лет, с 1896 по 1914 год. Рукопись получила одобрение одного из авторитетных представителей богословской науки того времени профессора СПбДА Николая Никаноровича Глубоковского и разрешение на печатание от цензурного комитета. Автор передал свой труд епископу Самарскому Михаилу, с просьбой посодействовать изданию. Однако наступившая в скорости революция сделала невозможным издание книги. Прошло то страшное время, и в наши дни этот труд вышел в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
2. Как отмечают издатели, в книге «Объяснение священной книги псалмов» автор подробно излагает события священной ветхозаветной истории, послужившие поводом к созданию того или иного псалма, раскрывая на этом фоне его духовный пророческий смысл и значение его для внутренней жизни христианина. Особенно ценно то, что о. Григорий постоянно обращается к месту и роли Псалтири в православном богослужении, показывая, почему тот или иной псалом стал частью утрени, вечерни и т. д. В своих толкованиях автор опирается на мнения святых отцов, толкователей Псалтири. В целом книга может помочь всем, стремящимся к уразумению неисчерпаемого духовного богатства псалмов.
3. О важности Псалтыри автор в предисловии издания в частности пишет следующее: «Между всеми ветхозаветными книгами Священного Писания, боговдохновенными и полезными для научения (2Тим. 3.16), книга псалмов есть самая общеупотребительная у христиан, более других книг ими любимая и, можно положительно сказать, для всех необходимая. Книга псалмов недалека от каждого человека, это не произведение искусства, нам чуждое и постороннее, это наша книга о нас самих. Псалмы Давида – это песни нашей души; его молитвенные гласы и вопли – гласы и вопли духа нашего, подавляемого грехом, удручаемого скорбями и напастями. Кроме сего, где мы найдем для себя лучшие образцы молитв, молений, благодарений, богохвалений и славословий, как не в псалмах Давидовых? Именно словами псалмов во все времена возносилась к Престолу Божию молитва верующих».
4. О том, как появилась идея написания данного труда, рассказывает сам автор также в предисловии книги. При поступлении в 1895 году на службу в Чагринский женский монастырь Самарской губернии, отцу Григорию пришлось вести воскресные и праздничные богослужебные собеседования с монашествующими. Предметом этих собеседований вначале служили объяснения евангельских и апостольских чтений дня, отрывочные рассказы по поводу праздничных событий и т.п. Как говорит автор, это были отрывочные беседы и наставления с практическими приложениями к иноческой жизни. Такие беседы хоть и были понятны малограмотным или же и совсем безграмотным слушательницам, тем не менее, как имевшие характер отрывочности и бессистемности, они казались священнику малополезными для них.
5. Отец Григорий задумался над вопросом о том, нельзя ли избрать для собеседований что-либо такое, что могло бы доставить наибольшую пользу для нравственно-религиозного назидания монастырских обитательниц. И в конце 1896 года пришел к мысли, что нужно предложить насельницам монастыря объяснение псалмов, по порядку расположения их в Псалтири, всем им известной книге, которая служит настольною, молитвенною книгой для монашествующих. Приступая к выполнению этой нелегкой задачи, он в начале одного из собеседований сказал своим слушательницам следующее: «Главная цель бытия человеческого на земле состоит в том, чтобы жить во славу Божию, а не для собственного удовольствия. Если где, то особенно у живущих в святых обителях, эта цель человеческой жизни должна быть наиболее сознаваема, преследуема и выполняема.
6. Вся деятельность, - говорит отец Григорий, - все мысли и чувства насельниц монастыря должны быть проникнуты сознанием этой цели и заботами о возможном ее выполнении. Поэтому в монастырях нет и не должно быть никакого другого чтения, кроме чтения книг священных и душеспасительных. Для такого же монастыря, каков Чагринский, большая часть насельниц которого состоит из женщин и девиц простого сельского состояния, единственною книгой для чтения служит Псалтирь и в редких случаях Четьи-Минеи. Книгою псалмов, они удовлетворяют свое молитвенное чувство всегдашнего покаяния, а также - хвалы и благодарения Господу Богу за все Его милости и благодеяния». Но при этом, как отметил священник тексты священной книги остаются «малопонятным или даже и совсем непонятным для этих простых читательниц».
7. В глубоком и искреннем сознании этой нужды, отец Григорий и «решил придти на помощь нуждающимся и, по требованию долга священнослужителя и духовного отца обители, принять на себя выполнение задачи объяснения псалмов». «Единственным желанием моим было, - пишет автор, - при начале составления настоящего объяснения псалмов, самому поучиться и других моих братии и сестер поучить истинному пониманию неясного и по местам неудобопонятного текста славянской Псалтири. И только впоследствии, когда уже составлена была третья часть объяснения, когда некоторые из псалмов были напечатаны в местных «Епархиальных ведомостях», у меня явилось другое желание: предать печатному тиснению свой труд. А через него дать возможность ознакомиться с ним наибольшему кругу любителей Слова Божия и благоговейных молитвенников, певцов и читателей Псалтири, чтобы участие последних в чтении и пении не было делом простого механического выполнения, а было искренним служением Богу, Которому псалмопевцы приглашают всех петь разумно» (Пс. 46:8-9).
***
В 1914 году, предполагая издание данного труда, профессор Николай Глубоковский написал: «Объяснение Священной книги «Псалмов» протоиерея Григория Разумовского представляет весьма полезный труд по его назидательности, а по своему популярному - простому и легкому - изложению он является вполне общедоступным. Издание его тем более желательно, что у нас слишком мало цельных истолкований на всю Псалтирь, а таких и вовсе не имеется. Совершенно уверен, что книга получит широкое распространение, чего ей и желаю». Этими словами профессора Глубоковского мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 13 мая
День ангела. 13 мая
Церковный календарь 13 мая. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский
Евангелие 13 мая. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его
Читаем Апостол. 13 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!