У книжной полки. Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума

3 ноября 2020 г.

Когда ребенку исполняется семь лет, заканчивается один важный период его жизни и начинается другой — долгие 11 школьных лет, от которых, на первый взгляд, зависит все дальнейшее будущее наших чад. Как тут не начать волноваться? Перед родителями встает множество вопросов: как выбрать школу? как подготовить к ней детей? можно ли пройти адаптацию безболезненно? будет ли мой ребенок хорошо учиться? Пытаясь все успеть, тревожные мамы и папы не замечают, как естественное волнение перерастает в настоящий образовательный невроз, от которого страдают все члены семьи. Снизить градус родительского волнения и избежать образовательного невроза поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».

***

1. Эту книгу написали Екатерина Бурмистрова, психолог, мама одиннадцати детей, вместе с журналистом Ксенией Кнорре Дмитриевой, мамой троих детей, в помощь родителям, которым предстоит выбор школы для ребенка. По словам Екатерины Алексеевны, в советское время, когда образование было бесплатным и единообразным, не предполагающим ни особой включенности родителей, ни вариантов выбора, люди и не переживали, и неврозов по поводу качества образования было намного меньше. В советском детстве были понятные и выстроенные образовательные траектории: детский сад – школа – институт – научно-исследовательский институт; или детский сад – школа – ПТУ – завод; или детский сад – школа – художественное училище – творческая профессия.

2. Я, - отмечает Екатерина Алексеевна, - не говорю, что это было хорошо, но выстроенность этих социальных маршрутов и понятное количество социальных лифтов, связанных с образованием, делали отношение к ситуации более спокойным. И хотя всегда были люди, стремившиеся вырваться из коридора, казалось бы, написанного им на роду, такие случаи были единичны. Сейчас же большинство хочет не в тот коридор, который проще, ближе, естественнее, а в тот, который лучше, с их точки зрения, для ребенка. В обществе возникло ощущение нестабильности. Таким образом, сегодня переход от дошкольного детства к школьному – это потенциальный источник стресса для всей семьи. Выбор школы и подготовка к ней стали гораздо сложнее, чем раньше, и обычно современным родителям в это время нужна поддержка.

3. Чтобы сориентироваться в новых обстоятельствах, очень полезен опыт других людей. Эта книга может углубить представление читателя о своеобразии дошкольного периода и начала школьной жизни и помочь лучше понять собственного ребенка. Есть очень много хорошей, качественной литературы о детях, но, как правило, довольно общего содержания. Там приводится много информации обо всем, но не очень понятно, что делать в конкретных ситуациях. У нас, - говорит Екатерина Алексеевна, другая задача: это точечный снайперский выстрел по проблемам и сомнениям родителей в переходный момент жизни их ребенка, их семьи, ответ на конкретный запрос. Это локальный путеводитель.

4. Если вы едете в конкретную страну, вы не будете изучать информацию обо всех странах одновременно, а прочитаете именно о той, куда вы собрались, – о ее быте, нравах, культуре, о том, на что в ней надо обратить внимание. Так и эта книга: она не о детстве и даже не о школьном периоде, а о конкретном небольшом, но очень важном отрезке жизни вашей семьи, когда вам предстоит сделать определенные выборы и перейти на новый жизненный этап. Авторы предлагают с помощью этой книги проанализировать возможности вашей семьи, вашего ребенка, поразмышлять над тем, что для него лучше и что хуже.

5. Здесь, как отмечает Екатерина Алексеевна, очень важно посмотреть, какой у вас ребенок, потому что не всё и не всем подходит. Но проблема в том, что вы делаете выбор не для себя – вы делаете выбор того будущего, которое, возможно, не увидите целиком. Выбор школы – это действительно долгосрочный выбор, но если об этом усиленно думать, это может стать фактором невроза. А за неврозом родителей часто не разглядеть потребности самого ребенка. Поэтому первая задача при выборе школы – поработать с собственным неврозом, понять его структуру, степень и историю и по возможности отключить, а вторая – это понять ребенка, его предрасположенность и ваши возможности.

6. По словам Ксении Кнорре, Екатерина Бурмистрова в прошлом году отметила восемнадцатый день знаний в своей материнской жизни и проводила в первый класс своего восьмого первоклассника. «Мне кажется, - говорит Ксения Александровна, - одного этого факта достаточно, чтобы вы не пожалели, взяв в руки эту книгу, потому что маме, у которой на сегодняшний момент дети учатся в пяти разных школах, безусловно, есть что сказать о школьной жизни в современном российском обществе. И благодаря тому, что Екатерина - очень здравомыслящий семейный психолог, ориентированный на гармоничный и взвешенный подход ко всему, в том числе и к вопросам образования, у нас получилась, на мой взгляд, исключительно полезная и в чем-то даже незаменимая книга для тех, кто собирает ребенка первый раз в первый класс».

7. Эта книга, по мнению Ксении Кнорре, - вам непременно поможет, пригодится, вспомнится. Ведь в ней есть не только ответы на многие вопросы, но и очень утешительная, спокойная и взвешенная интонация автора, трезвый голос опытного и профессионального человека, который многим из нас в этот период полезно услышать. И именно того, что есть в книге - разумности, понятности и логики, обычно очень не хватает тем, кто подходит к такой глобальной теме, как школа. Помимо того, что эта книга имеет огромное практическое значение. Минимальная теория, которая здесь есть, рассказана нормальным человеческим языком и нужна только для того, чтобы объяснить, почему лучше так, а не по-другому, и как кажется автору, многие мысли достойны того, чтобы стать афоризмами, чтобы их напечатали на значках, закладках и сумках.

8. Прекрасные формулировки со свойственной Екатерине мягкой иронией, наблюдения, накопленные в ходе ее практики, заставляют глобально задуматься над тем, что мы делаем со своими детьми. Всегда ли мы следуем за их потребностями, а не за своими и не за внушенными обществом представлениями о том, как надо. Помочь читателю увидеть собственного ребенка не взглядом скульптора, который ищет, что бы тут лишнее отсечь или подшлифовать, а глазами родителя, который пришел на эту землю от части для того, чтобы сделать детство этого человека счастливым, и призвана эта книга.

***

Погоня за престижным образованием, стремление вырастить гения или реализовать собственные амбиции — как часто всё это мешает родителям разглядеть потребности и возможности самого ребенка. Более того, не существует идеальной школы для всех: дети «медленные» и «быстрые», «речевые» и «опережающие» — и к каждому нужен свой подход. «Спросите у любого родителя будущего первоклашки — насколько спокойно он выбирал школу для ребенка, - говорит главный редактор сайта для родителей Letidor.ru Ксения Краснова, - Уверена, его рассказ станет яркой иллюстрацией для такого понятия, как «образовательный невроз». Но можно ли эту задачу выполнить спокойно и без нервотрепки? Ответ вы найдете в этой книге.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать