У книжной полки. Насельницы Иоанновского монастыря и Вауловского скита, за Христа пострадавшие

19 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беспрецедентные со времен преследования христиан в первые века нашей эры гонения на христианство в советской России стали причиной появления целого сонма пострадавших за веру, среди которых значительную часть составляли женщины. Между тем, их имена до сих пор в подавляющем большинстве остаются неизвестными. Так, из 35 тысяч с лишним священнослужителей, монахов и мирян, сведения о которых содержатся в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, лишь около четырех тысяч составляют женские биографии. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассказывает о восьми монахинях, насельницах Иоанновского монастыря и Вауловского скита, за Христа пострадавших.

***

1. Это издание посвящено судьбам пострадавших за веру насельниц Санкт Петербургского Иоанновского монастыря и его Вауловского Свято-Успенского скита в XX веке. Автором книги является доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаил Витальевич Шкаровский. Книга подготовлена при содействии сотрудников и дирекции Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (в фондах которого хранится большая часть документов по истории Иоанновского монастыря и жизни его сестер в советский период). Издание предназначено для историков, священнослужителей и всех интересующихся историей Русской Православной Церкви.

2. Как отмечает автор в предисловии книги, подвиг женщин во многом позволил Русской Православной Церкви выстоять в эпоху жестоких гонений. Они не только составляли большую часть паствы, но и преобладали среди членов приходских советов, особенно в конце 1930-х гг., когда многие из них подвергались репрессиям. Кроме того, тысячи жен, невест, духовных дочерей добровольно последовали за сосланными или арестованными священнослужителями в места отбытия наказаний и зачастую спасали их там. Подвиг этих женщин, за редкими исключениями, остается неизученным.

3. Очень мало женщин и среди почти двух тысяч прославленных в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, например, в Санкт-Петербургской епархии из 120 канонизированных новомучеников, не считая членов императорской семьи, имеется всего лишь пять женщин: великая княгиня Елизавета Федоровна, схимонахиня Мария Гатчинская (Лелянова), члены Александро-Невского братства Екатерина Арская и Кира Оболенская, прихожанка Сергиевского всей артиллерии собора Анна Лыкошина. В то же время, в епархии было очень много достойных канонизации монахинь и мирянок. Среди них, в частности, насельницы Свято-Иоанновского монастыря.

4. Основанный святым праведным Иоанном Кронштадтским в Санкт-Петербурге в 1900 году как Сурское подворье - Иоанновский женский монастырь - был любимым «детищем» Всероссийского пастыря. Разрешения Святейшего Синода, епархиального начальства и императора Николая II на его устройство в столице (на набережной реки Карповки) были получены в феврале — апреле 1900 году. Землю под строительство пожертвовал купец С.Г. Раменский. Основные строительные работы начались весной 1900 года и успешно закончились в очень короткий срок — всего за два года. Отец Иоанн с большим вниманием следил за ходом работ, святыми молитвами, благословением, заботами и трудами он старался как можно лучше обустроить обитель.

5. По ходатайству отца Иоанна Сурское подворье определением Святейшего Синода было преобразовано в самостоятельный женский монастырь, названный Иоанновским в честь преподобного Иоанна Рыльского небесного покровителя Кронштадтского пастыря. Во главе новой обители отец Иоанн мог поставить только очень близкого духовно и глубоко преданного ему человека. Поэтому первой настоятельницей монастыря стала одна из ближайших духовных дочерей отца Иоанна — монахиня Ангелина (Сергеева). Еще при жизни Кронштадтского пастыря обитель стала вполне благоустроенной и находилась на полном самообеспечении. В ней проживало более ста насельниц.

6. Осенью 1903 г. отец Иоанн основал «новую ветвь» своей обители — Свято-Успенский скит в селе Ваулово Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Сам пастырь любил называть себя «Божиею милостию строитель Иоанновского монастыря». Много трудов, тревог и забот принял отец Иоанн, стараясь устроить как можно лучше обитель, и возвысить духовную жизнь ее насельниц. Он часто говорил, что чувствует себя здесь, как в своем доме: пастырь приезжал в монастырь иногда усталый, измученный и отмечал, что он приехал отдохнуть душой. Эту поистине свою обитель праведник выбрал местом упокоения. Уже вскоре после кончины Кронштадтского пастыря его гробница стала местом паломничества для богомольцев со всех концов Российской империи.

7. К 1917 году Иоанновский монастырь процветал. В нем проживало 304 насельницы, имелись золотошвейная, иконописная мастерские, своя типография, лазарет, просфорная и т.д. Однако уже через несколько лет после Октябрьского переворота в 1923 г. — монастырь был закрыт. К счастью, его здание сохранилось. Возрождение Иоанновской обители произошло на рубеже 1980-х—1990-х гг. Исходя из того, что петербургский монастырь имел особое значение для святого праведного Иоанна Кронштадтского, многие его ближайшие духовные дочери уже при жизни пастыря были, или со временем стали насельницами этой обители и его «отрасли» — Свято-Успенского Вауловского скита. Некоторые из них, как отмечает автор, достойны того, чтобы написать о них отдельную книгу. Но в этом издании приводятся жизнеописания только восьми монахинь, пострадавших за веру.

8. Книга рассказывает о первой настоятельнице Иоанновского монастыря схиигумении Ангелине (Сергеевой), его казначее монахине Иоанне (Лежоевой), о бывшей насельнице обители настоятельнице Благовещенского Воронцовского монастыря игумение Веронике (Романенко), заведовавшей Вауловским скитом монахине Евпраксии (Кононовой), о духовных писательницах — монахинях Анастасии (Платоновой) и Веронике (Враской-Котляревской), инокине Екатерине Духониной и расстрелянной в период «большого террора» схиигумение Серафиме (Голубевой). В конце большинства глав приведены документы, связанные с судьбами монахинь, прежде всего, их переписка с отцом Иоанном. В качестве приложения публикуются четыре очерка монахини Анастасии (Платоновой) о великом святом земли Русской из журнала «Кронштадтский пастырь».

***

Восемь монахинь - восемь духовных дочерей святого праведного Иоанна Кронштадтского, они своей жизнью и самоотверженным служением Церкви доказали верность заветам пастыря. Их подвиг, за редкими исключениями, ранее оставался неизвестным. Но благодаря этому изданию приоткрываются отдельные страницы их жизни. Как отмечает Михаил Витальевич Шкаровский, некоторые из новомучеников — духовных детей и сподвижников святого праведного Иоанна Кронштадтского уже канонизированы: митрополиты Серафим (Чичагов), Кирилл (Смирнов), протоиерей Философ Орнатский и др. Несомненно, - надеется автор, - что в будущем будут прославлены и духовные дочери Всероссийского пастыря.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать