***
1. Вначале несколько слов об авторах книги. Священник Павел Сержантов – клирик московского храма святителя Спиридона в Филях, кандидат философских наук, руководитель пастырского профиля в магистратуре Сретенской духовной академии, доцент факультета дополнительного образования Московской духовной академии. Священник Вячеслав Фомин – клирик кафедрального Воскресенского собора города Ханты-Мансийска, директор Духовно-просветительского центра, одно из направлений деятельности которого – различные просветительские проекты, в том числе миссионерско-катехизические курсы Ханты-Мансийской епархии, образованные для мирян, желающих познакомиться с основами православной веры и обсудить темы догматического богословия.
2. В предисловии книги авторы отмечают, что некоторые люди считают аскетику системой запретов, средневековых табу, дисциплинарных предписаний, бессмысленных и далеких от нашей жизни. Но это лишь поверхностное и ошибочное представление об аскетике... На самом деле аскетические правила помогают духовному выздоровлению человека. Уточним, - говорят авторы, - что такое духовное здоровье. Все мы знаем, что такое физическое здоровье – у кого-то оно крепкое, у кого-то не очень. Разумные люди им дорожат. Особенно когда чувствуют, что здоровья не так много осталось. Но помимо физического здоровья, есть еще здоровье духовное здоровье. Как это понимать?
3. Ответим, - говорят авторы, - одним словом. Духовное здоровье человека – это бесстрастие. Да-да! Такое состояние, когда человека не терзают страсти, он живет полнокровной жизнью, со всеми эмоциональными переживаниями. Ведь само слово «страсть» одного корня со словом «страдание», то есть с болезненным состоянием. Какие страсти самые распространенные, самые опасные? Умные люди еще в древности противостояли страсти тщеславия, пьянству и обжорству, блудным страстям, гневу и жадности. В наше время прибавилась игромания и гаджетомания. К страстям отнесится и интернет-зависимость, «подсаживание» людей на сериалы... Бесстрастие же означает свободу человека от разного рода нездоровых зависимостей, от всех страстей.
4. Как отмечают авторы, древние греки, хотя и были язычниками, остро чувствовали вред от страстей и пытались с ними бороться. Так, у стоиков, например, возникла своя философская аскеза. Жаль, что стоики не знали библейского Откровения о первоисточнике страстей, не подозревали о грехопадении первых людей. Это очень бы им помогло. Наши грехи и предрасположенность к страстям передаются из поколения в поколение. Откуда взялись страсти? Природа страстей находится в грехе ‒ в нарушении заповеди Бога. Люди сотворены Богом, Он дает заповеди, как отеческое наставление для любимых детей, как предупреждение об опасности. Бог – источник нашей жизни, нашего здоровья и счастья. Грех отрывает человека от Бога, и жизнь наполняется страданиями, постепенно угасает. Против греха аскетика дает верное средство – покаяние.
5. По слову Христа, всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). Грех вызывает в человеке порочную зависимость, то есть страсть. Грех может выглядеть привлекательным, соблазнительным, но, - призывают авторы, - задумаемся о последствиях. Сравним: наркотики соблазнительны, они вызывают сильные приятные ощущения. Это поначалу, а потом наступает адская зависимость, пытка для самого наркомана и горе для близких. Повторяемый человеком грех порабощает человека, становится его страстью, то есть хроническим духовным заболеванием.
6. По словам авторов, лучшие представители древних греков считали борьбу со страстями путем к мудрости и счастью. Мечтали о бесстрастии, но до реальности настоящего бесстрастия они не добрались. Христос, напротив, дал апостолам живой пример реальной бесстрастной жизни. И дал им самим вкусить опыт благодатного бесстрастия. Они были первыми, кто шел за Христом, за ними шли святые отцы-подвижники. Их духовный опыт накапливался в сокровищнице церковного опыта, и вот уже в IV веке сложилась мощная православная аскетическая традиция, живая и сейчас. Это проторенный путь к бесстрастию. Настоящий, не теоретический. Не стоит воспринимать аскетику как систему устаревших ритуальных табу. В аскетике запреты обоснованы. Правила и ограничения нужны, чтобы атмосфера человеческой жизни была здоровой, чтобы люди жили по-братски, долго и счастливо, всегда с Небесным Отцом.
7. Первая часть этой книги дает общие представления об аскетике. Вторая - посвящена тому, чего Христос ждет от каждого из нас. Авторы рассказывают о печали и о радости покаяния, подробно говорят о том, что дает нам борьба со страстями. Третья часть книги раскрывает тему общения с Богом в личных молитвах и церковных таинствах. Четвертая - показывает, как святые отцы - преемники апостолов - жили и руководствовались Новым Заветом, находя в нем утешение, указание на жизненном пути, подкрепление сил. И сейчас мы можем читать Новый Завет как проверенное руководство к действию. Пятая часть отводится теме аскезы в семейной жизни. Об этом не так много написано, но жестокий кризис семейной жизни заставляет нас подробно эту тему прояснять.
8. В Приложении авторы поместили краткий свод христианской аскетики, известный под названием «Духовная азбука», где собраны базовые понятия о духовной жизни. Старец Иоанн (Крестьянкин) ценил «Азбуку» и рекомендовал ее своим духовным чадам. В тексте сказано, что читать ее следует не реже раза в неделю, тогда она будет ощутимо помогать христианину на его духовном пути. Еще один похожий опыт - «Принципы христианской жизни», составленные протопресвитером Фомой Хопко. Они отражают реалии современной жизни православных христиан, живущих в крупных городах. Завершает издание краткое правило для благочестивой жизни от святого праведного Алексия Мечёва.
***
Эта книга рассказывает о необходимости подвига в повседневной христианской жизни - отречения от греховных привычек. Без осознания необходимости исправления себя невозможно избавиться от греха, освободиться от страстей. Без духовного подвига невозможно приблизиться ко Христу. Ежедневное упражнение в добрых делах - это и есть аскетика повседневной жизни. Книга основана на богатом духовном наследии святых отцов-подвижников, а также на личном опыте авторов - приходских священников. Предназначена для широкого круга читателей, стремящихся к покаянию и евангельскому совершенству.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!