У книжной полки. Иеромонах Симон (Безкровный). О счастье праведной жизни

3 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня мы продолжаем знакомить наших читателей с книгами современного писателя иеромонаха Симона (Безкровного). И те, кто знаком с творчеством этого автора, знают, что будь это рассказы о своей жизни, или зарисовки из жизни известных ему монахов, или же поэзия и духовные наставления, во всех этих произведениях отец Симон рассказывает о той жизни, которую он сам выбрал, будучи молодым ещё человеком. Он говорит о монашеской стезе, о трудностях, которые встречаются на этом пути, о молитве, в том числе о молитве Иисусовой. Своим творчеством отец Симон напоминает нам о том, что каждый призван к праведной жизни. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию его очередную книгу, которая так и называется – «О счастье праведной жизни».

***

1. Эта книга, по словам автора, посвящается памяти русских старцев на Афоне Феодосия и Никодима Карульских. Как говорит отец Симон, познакомившись некогда с одним активным собирателем книг и старинных рукописей, археографом и книговедом из Петербурга, однажды он обратил внимание в его книжном собрании на интересные записки в виде дневника уже почившего епископа Н., проведшего свои последние годы в совершенном уединении. И по словам автора, здесь нас ждет тайна. Имя святителя не особо известно любителям молитвенного делания нашей северной столицы. Вступление к этим запискам и, собственно, предысторию того, как дневник попал в его руки, составил духовный ученик и послушник подвижника-епископа, бывший иеродиакон, ставший пустынником, из некоего достаточно известного на севере монастыря, пожелавший не афишировать свое имя.

2. После внимательного чтения этих уникальных записок об Иисусовой молитве, автор посчитал своим скромным долгом представить их читателям и ценителям такого рода умственных, весьма занимательных упражнений. Они в полной мере дают нам возможность сосредоточить своё внимание на некоторых особенностях «художественной» практики молитвы с дыханием, понять как происходило формирование этих непростых, но удивительно полезных духовных занятий по обузданию ума и контролю дыхания, которые, как указано в записках, «можно выполнять где угодно и когда угодно, в любом месте и в любых обстоятельствах с несомненной пользой для души и тела, в особенности же - для спасения». Попытке разобраться в самой сокровенной сути русского исихазма, вместе с предостережениями не воспринимать этот текст как руководство к овладению сердечной молитвой, и посвящена эта книга в память русских старцев схииеромонаха Феодосия и схимонаха Никодима.

3.  В предисловии автор рассказывает немного о самом святителе-аскете. Владыка Николай был врачом по образованию и происходил из благородной семьи. В революционные времена он был рукоположен в епископы и потом стал архиепископом. В найденных записках он о себе рассказывал: «Родители мои, вместе со мной, в страшные годы чудом убежали от большевиков в Румынию, потом перебрались дальше. Мне 82 года, из них смолоду, как мог, старался служить Господу в священном сане, потом был епископом, вернулся в Россию и надолго попал в лагеря. И все это - годы печалей, искушений и забот, а также многих скорбей и тягот, словно видишь сон».

4. Просидев 30 лет в лагерях, по выходе он уже не стал восстанавливаться. Жил в пребеднейшем домике (половинке, состоящей из одной комнатки), без света и воды. В комнате, кроме одного табурета, ничего не было. Печь топил редко. Посетителей принимал не часто. Спал на полу под картонными коробками вместо одеял. Пребывал в полном нестяжании и питался тем, что давали ему в храме его почитатели. Почти все из этого раздавал детям-сиротам. Роста был среднего, слегка коренаст, носил густую, но не длинную седую бороду, имел большую лысину с остатками пушистых седых волос на голове. Чуть-чуть сутулился, до смерти ходил без палки и в старых ботинках на босую ногу.

5. Лицом был чист и светел. Глаза имел голубые, очень проницательные. Находился в постоянной молитве. До самой кончины хранил ясный ум и благодатное рассуждение. О себе не благословлял ничего рассказывать. Скончался в возрасте ста четырех лет в 1994 году. Похоронен на городском кладбище. Правда, говорит автор, - это самое неправдоподобное из всего, что есть на свете. Ее он и придерживается в этой книге, лишь слегка изменив некоторые сюжетные линии по пожеланиям духовных чад покойного святителя-аскета.

6. Вступление к записям святителя, как уже отмечалось, сделал духовный ученик и послушник подвижника-епископа. О себе и своей встрече с епископом он рассказывает так: «По роду занятий я - монастырский иеродиакон, по состоянию души - человек грешный, в свои тридцать пять лет внезапно пришедший к неслучайной встрече, полностью переменившей всю мою жизнь, по пословице, что всякой волне суждено стать впадиной. Как это произошло, не знаю и не понимаю: ведь в жизни каждому из нас можно пропасть за пять минут, если кто попадет в серьезное искушение, и можно стать совершенно другим человеком, если случится нечто непредвиденное и чудесное.

7. Трудно об этом рассказывать, да и не мне судить о происшедшем со мной, и менее всего тем, кто меня помнит. Полагаю, что этот сложный вопрос - дело моего духовного отца, которого милостью Божией неожиданно я встретил в самом начале осени в Петербурге, с человеком, который меня поддержал и буквально спас от огненной печи мирских злоключений. Епископ без труда определил, что встреченный им человек является иеродиаконом, что не мало удивило молодого человека. «Только какой-то несчастный..., - добавил незнакомец. - У счастья, друг мой, много названий, но у него есть лишь одно истинное неложное имя и это имя - любовь. Человек всю свою жизнь повсюду ищет счастье, а оно ждет его в нем самом, так как любить высшее счастье для всякого человека».

8. Как отметил владыка, «многие терпят жизнь, как терпят зубною боль - и это тоже, своего рода, мученичество. Поскольку все мы грешны, то шансы найти в ней счастье, можно сказать, у всех одинаковые. С тяжким бременем прошлых прегрешений, дорогой мой, не полетаешь, как голубок! Следовать же Христу - это словно вырвать из груди свое сердце и отдать его Господу...» В этом человеке, как отмечает автор-иеродиакон, явно проявлялись недюжинные способности ума и, вместе с тем, красота доброты и благодати. Он слушал старца сосредоточенно, словно снимал слова с его языка, и смотрел так внимательно, словно пил благодать с его святого облика. Так они познакомились, и впоследствии стал его учеником. Об этом он сам рассказывает на страницах книги.

***

«Тот, кто ищет спасения в Господе, вместе с тем ищет, с кем он может с пользой поделиться и о душевном своем состоянии». Такое наставление услышал из уст своего наставника автор записок о епископе Николае и молитве Иисусовой, когда сам искал руководителя в духовной жизни. Как отмечает составитель этой книги, отец Симон, небольшая история наших современников глубоко взволновала его душу, и он надеется, что эта книга найдет такой же сердечный отклик у наших читателей. Выходом этой книги в свет он может почтить память почившего досточтимого владыки Николая, проведшего последние годы в суровой аскетике и молитвенном подвиге. А также сохранить в благоговейную память о великих молитвенных подвигах русских пустынножителей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать