***
1. Грехи – причина наших духовных, а иногда и физических болезней. Даже люди, весьма далекие от Церкви, это понимают. Ведь от гнева, уныния, чревоугодия, пьянства и других страстей мучаются не только христиане. А христиане знают еще и то, что грехи не позволят нам стать счастливыми ни здесь, на земле, ни тем более в вечности. И действительно, как может быть счастливым человек, над которым властвуют гордость, тщеславие, гнев или блудная страсть? Как же против них бороться? С чего начать? Об этом повествует книга «Грехи, страсти и борьба с ними в современном мире». Ее автор - протоиерей Павел Гумеров - опытный пастырь, настоятель храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, автор книг на темы семьи, брака и нравственного богословия.
2. В своей новой книге он рассказывает о том, как формируется греховная зависимость, как пресечь ее в самом начале, как распознать в себе ту или иную страсть и как приступить к борьбе с ней. В предисловии отец Павел пишет: «Перед тем как начать изучение страстей и методов борьбы с ними, давайте зададим себе вопрос: для чего мы боремся с нашими грехами и страстями? Когда-то я услышал, как один известный православный богослов, профессор Московской духовной академии, сказал: «Богослужение, молитва, пост - все это, так сказать, строительные леса, подпорки для возведения здания спасения, но не цель спасения, не смысл христианской жизни. А цель — избавление от страстей». Как отмечает автор, при всём уважении к профессору, он не может с этим согласиться, так как избавление от страстей тоже не самоцель.
3. О настоящей цели говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи». Цель жизни христианина - стяжание любви к Богу и к ближним. Сам Господь говорит, что самых главных заповедей две: первая – Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; и вторая - Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37, 39). И далее Спаситель добавляет: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Исполнение этих заповедей, - как отмечает отец Павел, - смысл и цель христианской жизни, а избавление от страстей лишь средство, как, например, молитва, богослужение и пост. Если бы это было целью, то недалеко ушли бы мы от буддистов, которые тоже ищут бесстрастия — нирваны.
4. Но человеку невозможно исполнить две главные христианские заповеди, пока над ним господствуют страсти. Подверженный страстям и грехам, он любит себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый любить Бога и ближних? А находящийся в унынии, в гневе, служащий сребролюбию? Вопрос риторический. Служение страстям и греху не позволяет христианину исполнить ключевую заповедь Нового Завета - заповедь о любви. Поэтому, - говорит отец Павел, мы должны дать нашим страстям решительный бой. Но вот главный вопрос: как нам это сделать? В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие», «Лествица» святого Иоанна Лествичника и другие душеполезные творения.
5. Современные православные христиане, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Ведь в них содержатся ответы на вопросы, которые очень часто задают на исповеди: «Батюшка, как не раздражаться», «Как бороться с унынием и леностью?», «Как жить в мире с близкими», «Почему мы постоянно возвращаемся к одним и тем же грехам?» На эти вопросы, по словам автора, отвечает наука, которая в богословии называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и к ближним.
6. Но, как отмечает отец Павел, - само слово «аскетика» сразу вызывает ассоциации с древними подвижниками, с египетскими пустынниками, с монастырями. Поэтому аскетический опыт, борьбу со страстями многие считают делом сугубо монашеским. Часто люди говорят: «Это про святых. Ну а мы - люди немощные, в миру живем, мы уж так как-нибудь». Это, конечно, - говорит священник, - глубокое заблуждение. К ежедневной борьбе, к войне со страстями и греховными привычками призван каждый православный христианин без исключения. Об этом говорит нам апостол Павел: Те, которые Христовы, то есть все христиане, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24).
7. Поэтому, как уже отмечалось вначале, каждому из нас, как воину Христову предстоит бой с лютыми врагами нашего спасения, которых мы должны знать в лицо. А значит каждому из нас необходимо иметь представление о том, что такое страсти и как бороться с ними. Этому и учит такая богословская наука, как аскетика. Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео», что в переводе означает «искусно изготавливать что-либо» или «упражняться в каком-либо искусстве». В Древней Греции, языческой стране, аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизаюцимися в воздержании и в стяжании добродетелей.
8. Таким образом, - говорит автор, - труд христианина по спасению своей души можно сравнить с работой спортсмена, укрепляющего свое тело и волю в постоянных занятиях, или воина, упражняющегося в боевом искусстве, чтобы быть всегда готовым к военным действиям. Ведь духовная работа также требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя. Да и путь борьбы со страстями нелегок и тернист. На нем мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение. Иногда нам кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот - единственный для православного христианина. И тот, кто ведет борьбу со страстями и побеждает их, венчается за это от Господа.
***
Эта книга, по словам автора, написана на основании Священного Писания, творений святых отцов и личного священнического опыта автора. Также отец Павел использовал знания из багажа практической психологии, переосмыслив их согласно с учением святых отцов о борьбе со страстями. Пишет он очень доступно и интересно, приводит яркие и запоминающиеся примеры, дает конкретные советы и рекомендации по борьбе со страстями, а также описывает технологию борьбы с помыслами и рассказывает, как оградить себя от внешних воздействий и соблазнов. Учение Церкви о страстях и борьбе с ними переложено в книге на современную почву и предназначено для православных христиан, которым Бог судил жить и спасаться в 21 веке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!