***
1. Итак, автор этой книги протоиерей Максим Козлов – священник, известный богослов, педагог и религиозный публицист. С момента передачи Русской Церкви храма святой мученицы Татианы при Московском университете он был его настоятелем. В 2012 году стал настоятелем Патриаршего подворья - храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. Ныне – настоятель московского храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Что происходит в храме? Из чего состоит Причастие? Когда будет конец света, как стать священником, какую музыку можно слушать? Можно ли интересоваться космосом? Рассказывать анекдоты? Читать фэнтези? На эти и другие вопросы школьников отвечает отец Максим.
2. Конечно, за прошедшие годы, после выхода в свет первого издания, изменилось многое, ведь жизнь не стоит на месте. Поэтому издатели вновь обратились к старшеклассникам, чтобы они подсказали, какие вопросы волнуют их в нынешнее время. Однако многие вопрошания о главном в жизни остались неизменными. В то же время появились новые проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, тогда как раньше таких проблем не существовало. Так, например, за последние годы в нашу жизнь активно вошел интернет. Что стоит за общением в социальных сетях и как к этому относиться? Как не потеряться в океане информации? Эти вопросы волнуют всех: и детей, и взрослых...
3. Различного рода зависимости, компьютерные игры, наркотики - печальные реалии современности. Как жить подростку в современном мире, если он хочет быть православным? Как православному молодому человеку следует относиться к различным явлениям современной жизни? Новые вопросы и новые ответы появились во многих разделах книги, названия которых - «Господь Бог», «Вера и человек», «Научное знание», «Праздники и культура», «Православие и иные веры», «Как быть православным сегодня?», «За гробом», «Грех», «Храм Божий» и другие. Прочитаем отдельно взятые вопросы и ответы. В первом разделе под названием «Господь Бог» мы находим, например, такой вопрос: «Где живет Бог?» «Везде и нигде, - отвечает священник. - Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что - везде и нигде».
4. О том, «как выглядит Бог?» - отец Максим говорит следующее: «Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как Его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. «Бог, - говорит отец Максим, - не статуя, не идол, не чурбан. Бог - даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем: Бог - это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат Святые Отцы».
5. Как отмечает автор, «есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, чтО Бог не есть, чтобы Его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос - воплотившийся Сын Божий, Который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим Его на иконах, как повествует о Нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся человеком, как мы с вами, и Богом».
6. А вот очень насущный вопрос, который волнует больше всего неверующих людей, но возникает и в православной среде. Звучит он так: «Почему Бог допускает войны?» «Спроси самого себя, - отвечает батюшка, - почему ты постоянно дерешься, не слушаешься и не можешь жить в полном мире со всеми людьми? Вот потому, что в нас живет грех непослушания и своеволия, он живет и в народах, и в государствах, и в жизни людей. И путь тут только один: чем меньше будет в нас непослушания, зла, насилия, тем меньше его будет вокруг нас». Таким вопросом завершается первый раздел книги, а следующий, который называется «Вера и человек», открывается ответом на вопрос: «Зачем Бог создал людей?»
7. «А вот не знаем, - говорит батюшка. - Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляя нас Его любить, не заставляя нас всех стать принудительно хорошими, как у Достоевского. Господь, в отличие от Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему Он нас зовет». В соответствии с названием этого раздела, давайте остановимся и на вопросе: «Что такое вера в Бога?» Что же об этом говорит отец Максим? А говорит он следующее: «Самое главное в ней - уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина.
8. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха. Поэтому знать - это мало, нужно доверять Богу. Доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, когда нас хвалят и когда порицают, когда мы здоровы, и когда здоровье оставляет нас, когда нас любят и когда ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, Он не даст испытания. Ну и еще, отмечает священник: быть верным Христу, верность - это тоже обязательное свойство православного христианина. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность».
***
Еще почти две сотни других насущных для нашего времени детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и современной жизни содержит эта книга. Она призвана помочь преодолеть дистанцию между Церковью и жизнью в современном мире. Много нового, интересного и полезного найдут для себя не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки. Кроме того, написанная в простой и доступной форме, принесет большую пользу и тем, кто еще не определился в духовном выборе своего жизненного пути». Отец Максим отвечает детям ярко, живо, местами с юмором, а главное - учитывая возрастные особенности своей аудитории.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!