У книжной полки. Архимандрит Матфей (Мормыль)

11 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Почти полвека хором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры руководил архимандрит Матфей (Мормыль). Благодаря его трудам хор достиг профессиональной певческой высоты и неповторимого художественного своеобразия. Почти четверть века он сопровождал все торжественные патриаршие службы, принимал участие в значимых событиях жизни Церкви, с успехом представлял русское богослужебно-певческое искусство за рубежом. Отцу Матфею принадлежит заслуга создания современного певческого репертуара лаврского богослужения, органично включающего в свой состав традиционные распевы Русской Церкви (знаменный, киевский, греческий) и местные напевы. О жизни и трудах выдающегося регента 20 века рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Она называется – «Архимандрит Матфей (Мормыль)».

***

1. Итак, это издание посвящено выдающемуся регенту ХХ века, заслуженному профессору Московской Духовной академии архимандриту Матфею (Мормылю) и приурочено к десятилетию со дня его кончины. Фотографии, публикуемые в этом издании, собраны из разных источников, том числе из личных архивов. Они сопровождаются высказываниями отца Матфея, записанными его учениками, и краткими выдержками из воспоминаний о нем. Издание адресовано всем, кто интересуется историей Русской Православной Церкви и ее богослужебно-певческим искусством.

2. «Родиной моей является Северный Кавказ, пригород Владикавказа, станица Архонская бывшей Терской области. Родился я в семье благочестивой, православной и певческой. Среди моих предков есть монашествующие». С этих слов, как отмечает автор книги, начинается единственный, записанный с благословения отца Матфея, его рассказ о себе самом. Как отмечает автор книги, отец Матфей не любил автобиографических повествований и никогда не соглашался давать интервью. На подобные, иногда весьма настойчивые просьбы он кратко и довольно сурово отвечал: «Преподобный все знает» и тут же прекращал разговор. Это было не только свидетельством его личной скромности или монашеского смирения - так выражалась его искренняя преданная любовь к Преподобному Сергию, в обители которого прошла вся его жизнь.

3. Спустя десять лет после завершения его земных трудов в этой книге говорится о «школе отца Матфея», о «неповторимом стиле пения его хора», и автор выражает общую скорбь о том, что он не оставил после себя преемника. Но нужно понимать, что сам отец Матфей к этому не стремился. У него были другие задачи: «Провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и святыми, ни перед нашими распевщиками и музыкантами. Приблизить все, насколько можно, к идеалу» А внимательный человек мог увидеть и другую цель угодить Преподобному Сергию, содействовать, сколько есть сил, славе его святой обители.

4. Как верно заметил один бывший певчий «матфеевского» хора, у отца Матфея было глубоко личное отношение к Преподобному. Он всецело полагался на его помощь и молитвы. В том числе в деле своего регентского служения. «Лучших певцов разбирали другие регенты, а отец Матфей говорил: „Ничего, я пойду к Преподобному, у него попрошу, он обязательно пошлет кого-нибудь" Так всегда и было, и многие певчие помнят, как однажды в праздник Преподобного Сергия на всенощном бдении хор по его внезапному указанию, возможно, неожиданному для него самого, спел: «Молитвами Преподобнаго, Милостиве, очисти... А потом, пока пел левый клирос, отец Матфей объяснил недоумевающим певцам: «Ну мы же говорим между собой: Пойдем к Преподобному!" Почему же так спеть нельзя?

5. Иеромонах Матфей (Мормыль) был назначен старшим регентом Троице-Сергиевой Лавры в 1964 году, а в 1971-м, Указом Святейшего Патриарха, - лаврским уставщиком и главным регентом. Однородным и смешанным хорами он управлял до самой своей кончины в 2009 году. Будучи признанным регентом, отец Матфей всю жизнь любил петь с народом. Как вспоминает автор, когда его мощная величественная фигура появлялась на солее Успенского собора Лавры, например, во время выноса Креста, ему не нужно было давать ауфтакт рукой: достаточно было запеть «Святый Боже...» — и весь народ подхватывал и пел за ним...

6. Голос отца Матфея обладал удивительной «полетностью»: казалось, что он звучал с одинаковой силой и громкостью на всем пространстве переполненного народом храма. А дикция была столь ясная, что даже негромко сказанное им на клиросе слово было слышно у входных дверей.  Кроме того, все, кто когда-либо соприкасался с отцом Матфеем как с регентом, отмечают, что он обладал удивительной способностью зажечь, увлечь человека пением. Наверное, в этом заключается объяснение того, что, несмотря на строгость и даже жесткость отца Матфея, которые он проявлял в работе, среди молодежи всегда наблюдалось горячее желание попасть к нему в хор. Равнодушных у него на клиросе не было. Каждый стремился научиться у него, а отец Матфей умел научить.

7. А о строгости отца Матфея, по словам автора, ходят легенды. Но это была строгость человека, главным жизненным принципом которого стали слова Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением» (Иер. 48, 10). Нерадение, холодность к богослужению он воспринимал тяжелее, чем личную обиду. За подобные проступки можно было навсегда быть удаленным из хора. Когда один из его певчих, смелый юноша, прямо сказал ему о том, что певчие обижаются на некоторые его «методы» работы с ними, отец Матфей с горечью произнес: «А я обижаюсь, когда вижу потенциал человека, который может славословить Бога, но по каким-то причинам этого не делает». Но, с другой стороны, он с любовью относился к тем, в ком была самоотверженная ревность к певческому послушанию, и ценил таких певцов.

8. Автор книги отмечает: "Отец Матфей хотел научить нас трудиться в поисках знаний, не привыкать «жить на всем готовом». Он ведь был не только великим реrентом, но и выдающимся педагогом". «Часто спрашивают, оставил ли архимандрит Матфей после себя учеников. Да, отец Матфей оставил после себя бесчисленное количество учеников. Всех, с кем ему доводилось общаться, он заражал своим примером жизни глубоко православного христианина, любовью к Богу и людям, отношением к делу, которое он выполнял по послушанию Церкви. Кому же посчастливилось петь в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), тот прошел подлинную школу пения, жизни, молитвы».

***

Один из студентов, певший в лаврском хоре в последние годы жизни отца Матфея, взял для себя пример его отношения к богослужению в следующих словах: «Единственная причина не прийти на клирос это смерть». Отец Матфей так жил, отдавая служению Богу всю свою жизнь. На его могильном кресте высечены слова: «Пою Богу моему, дондеже есмь». В этих словах, говорит автор, - посмертный урок отца Матфея всем его певчим: не оправдывайтесь лукавым временем и отсутствием примеров! Не повторяйте за другими: ушла эпоха, такие люди рождаются раз в сто лет. «Не ваше дело знать времена или сроки». Вы пойте! Пойте Богу нашему, пойте! Пойте разумно! Пойте, пока живете! и будьте уверены: Господь все дает вовремя тем, кто умеет ждать.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать