Семья

24 июля 2013 г.

 
Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма Большой Златоуст. Передача из Екатеринбурга. Эфир 24 июля.

 

 - Здравствуйте, дорогие телезрители. В студии Тимофей Обухов. Напоминаю вам телефон прямого эфира 8 (343) 379-65-70. В гостях у программы «Беседы с батюшкой» настоятель храма Большой Златоуст города Екатеринбурга протоиерей Алексий Кульберг. Ваше Высокопреподобие, здравствуйте. Благословите  наших телезрителей.

 

 - Здравствуйте, Тимофей. Здравствуйте, дорогие телезрители. Мы надеемся, что Господне благословение пребывает на тех, кто вечером перед вечерними молитвами смотрит телеканал «Союз».

 

 - Тема сегодняшней беседы - «Семья».

 

  - Коль скоро такое совпадение, наверное, неожиданное: сегодня празднуется святая, семейная жизнь которой известна многим - равноапостольная Ольга. Поэтому имеет смысл начать сегодняшний вечер, сегодняшний эфир с поздравления всех Ольг. У нас, слава Богу, много благочестивых христианок, которые носят имя Ольга, и половина, наверное, Елен, потому что святая Ольга в крещении была наречена Еленой. Мы поздравляем с днем Ангела и надеемся на то, что благословение Божие за молитвы святой равноапостольной Ольги будет пребывать особо в этот день на вас, на ваших родственниках, на ваших семьях.

 

Тема семьи касается каждого человека: все мы не в капусте найдены. Семья произвела нас на свет, семья воспитала, взрастила каждого из нас - и тех, кто сидит сейчас в студии, и тех, кто смотрит сейчас канал «Союз», и тех, кто почему-то не смотрит - все мы имеем происхождение от семьи. Церковь осуществляет особую заботу о семье, даже день такой у нас теперь есть - День семьи, любви и верности. Даже перелистывая церковный календарь, смотрю, что в этот день длинное попразднество - 8 июля, день святых Петра и Февронии, государственный праздник - День семьи, любви и верности.

 17 июля - день Царственных Страстотерпцев, Царственных Мучеников. Это тоже день покровителей семьи, потому что Царственные Мученики являются иконой семьи. Их жизнь, житие - это учебник любви, доброго супружества, верности и воспитания детей, но так, как никакой нынешний педагог и никакая педагогическая система не сможет воспитать так, как воспитывали детей в Богом благословенной семье Царственных Мучеников.

 

Буквально перелистываем три дня, 20 июля вся Церковь празднует память святой преподобной Ефросинии Московской. В этот день в эфире телеканала «Союз» был настоятель московского храма святой Ефросинии. Благодаря его выступлениям, его эфирам, я думаю, что многие телезрители прочитали житие этой святой, пережили его и полюбили эту небесную покровительницу семьи.

 Если дальше посмотреть и почитать, везде семья, например, святитель Василий Великий. Сколько святых вышло из его семьи!

 

Семья - с одной стороны, ясное, близкое и понятное - мама, папа; у кого-то только мама; у кого-то только папа; у кого-то ни того, ни другого, и человек только мечтает о семье, он не знает, не может попробовать на вкус, пережить, что это такое - счастье доброй семейной жизни. Когда приходится бывать в детских домах или общаться с взрослыми людьми, юность которых прошла в детском доме - для них семья есть самое большее, о чем они мечтают, сформулировать не могут, но все-таки мечтают. А почему такое отношение, откуда взялось такое удивительное создание как семья? Ответ Священное Писание дает очень ясно и понятно: семья родилась в раю. Через семью, через наших предков мы причастны к раю, соединены с этим источником жизни. Разве мог Господь Бог создать что-то плохое? Не мог. Он создал семью, это прекрасное творение, где живет любовь, вера, где рождаются дети.

 

Один современный богослов, священник, совершенно замечательно говорит о семье, о трех основных составляющих семейной жизни, брака, супружества. Он говорит, что «браком ничего хорошего не назовут, поэтому давайте называть супружеством. Супружество установлено Богом в раю. Господь Бог создал Адама, потом из его ребра создал ему помощницу Еву. И в этом слове «создадим помощника ему» содержится первый смысл, первое назначение супружества». Создадим помощника - того, кто будет помогать; того, кто будет объектом любви и, соответственно, от которого будет исходить любовь на тебя; того, кто будет восполнять несовершенство. Замечательный пример: когда какие-то несовершенства в семье появляются, например, муж подвыпил, идет домой. Чем ближе подходит, тем покой его теряется. Он понимает, что дома его полнота, его совершенство, его совесть будут взывать к нему. Он входит, и то обличение, которое его совесть, может быть, не производит на свет, такой совестью выступает его помощница, его супруга, его жена. Восполнение в одиночестве, восполнение в недоумениях, советчицей - всем должна была стать и для многих становится супруга и, соответственно, для супруги супруг, объект любви, объект восполнения целостности.

Вторая составляющая обозначена словами Божьими о том, что «сия есть плоть от плоти моей, кровь от крови моей, и будут два в плоть едину». Это общение и в духовном плане, и в телесном. Супруги становятся одним единым целым. Господь Бог вот так создал две половинки, эти две половинки обретают целостность, полноту тогда, когда они вместе. Повторюсь, и в плане духовного понимания, духовной целостности, единства, целомудрия, и в телесном. Апостол говорит такие слова, что «всякий муж да обладает женою своею дабы избежать блуда». В наше время это особо актуальна эта составляющая супружеской жизни, потому что как бес блуда борет нашего нынешнего современника может быть под стать только тому, как бесы бороли древних подвижников в пустыне, когда являлись в каких-то устрашающих образах во время ночных бдений. Сейчас же нормальному нашему современнику пройти по городу и увидеть все, что окружает -  рекламы, не очень одетые люди вокруг - бес блуда через них борет. Супруг, супруга и в этом смысле являются защитой и помощью друг другу.

 

Третья составляющая: Адам пророчествует, что «отделится человек, оставит отца и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину». Дальше он говорит об отце и матери, сам не зная, что говорит: у Адама не было ни отца, ни матери, как и у Евы. Такое пророчество влагает Господь в уста Адаму об отце и матери, о продолжении рода тогда, когда они еще не познали друг друга и Ева не имела во чреве и не рождала никого. Это пророчество уже о нас, о том, что в семье рождается плод, дети, которые становятся заботой, объектом любви и продолжением рода для людей.

 

Три смысла, три назначения у семьи: восполнять друг друга, быть едиными и производить на свет как благословение Божие потомство. Последовательность этих отношений тоже важна: не дети стоят на первом месте. В католическом катехизисе упоминается о том, что если брак бездетный, это неполный брак, полубрак, несостоявшийся брак. Нет. Первым, все-таки, является помощь, восполнение немощей друг друга, единение духом, душой и телом. Третье благословение - это дети, являющиеся продолжением рода, но не самоцель брака.

 

 - Батюшка, с Вашего разрешения примем телефонный звонок от наших телезрителей.

 

Звонок телезрителя: Добрый вечер. Христос в Евангелии говорит, что «в будущей жизни не будете ни жениться, ни замуж выходить». Апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит, «что выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше. Женишься или замуж выходишь - не согрешишь. Но мне вас жаль, потому что будете иметь скорби по плоти». Получается, что семейные ценности в христианстве не высшие, есть выше ценности.

 

 - Есть, конечно, высшие ценности. Вы знаете, когда Вы садитесь обедать, то у Вас есть первое, второе, десерт. Человек выбирает, с чего ему начать - с первого, второго или с десерта. По состоянию, по необходимости, по потребности. Кто-то не ел трое суток, он все покушает. А кто-то только что пришел с обеда и воспользуется десертом, чтобы уважить тех, кто ему этот обед накрыл. В любом случае человек выбирает то, что сейчас свойственно его состоянию.

 

Но давайте мы на мгновение представим, что все население Земли стало монахами. Мы понимаем, что через 50, 80, 90 лет жизнь на Земле прекратится. По всей видимости, Богу такое неугодно. Можно выхватывать из Священного Писания такие фразы и получается сектантство. «Плодитесь и размножайтесь, наследуйте Землю и наполняйте ее» - Богом дано такое благословение роду человеческому. Величайшие монахи, мы об этом вначале упомянули, учителя монашеского жития  появлялись в семьях и воспитывались в семьях. Богоугодно, чтобы  род человеческий продолжался во времени   в праведности, в благости. То, что плодами доброго супружества, добрых семей являются такие  высочайшие примеры духовной жизни и подвижничества, люди, которые, быв воспитанными в семье, становятся монахами, показывают высоту человеческого достоинства. Это как цветы. Растение состоит не полностью из цветка. Мы смотрим, как цветут по весне вишни: большое крепкое дерево, множество листвы и маленькие цветочки. Такая же пропорция получается в жизни человечества: огромный человеческий организм, на нем есть цветки - монахи, те, кто больше способен устремиться к Богу, к небесному. Отсюда происходят духовные плоды: освящение всего рода человеческого и освящение.

 

Все должно быть в меру, все должно быть по разуму. Кому дано, кто чувствует в себе призвание к определенному роду жизни, «тот по этому призванию да действует» согласно словам апостола Павла. Если ты чувствуешь призвание к пророчеству - пророчествуй, если к чудотворениям - чудотвори, к дару языков - реализуй его. Если человек чувствует призвание к семье, супружеству, к воспитанию детей, к любви - честь и хвала такому человеку. В Царство Небесное он войдет. Неизвестно, кто будет в Царствии Небесном выше. Семья Царственных Страстотерпцев, прожившие в добром супружестве, - это величайшие святые ХХ века. А в ХХ веке были величайшие аскеты и подвижники, которым мы молимся и которых прославляем. Поэтому не наши суды, но Божии суды. И не наши человеческие мерки, но мерки Божии. Что дано, пусть это человек взвесит, обдумает и примет решение вместе с опытными и сильными. Я думаю, что если Вы, в Вашей личной жизни посоветуетесь с опытными, духовно мудрыми наставниками, то свой путь Вы выберете - али семейный, али монашеский, как Вам Бог даст.

 

 - Уважаемые телезрители, я обращаюсь к вам, чтобы вы не забывали о телефоне прямого эфира 8 (343) 379 - 65 - 70. дозванивайтесь, задавайте свои вопросы. Сейчас я зачитаю один вопрос, который мы успели записать до эфира.

«Сегодня все больше приходится сталкиваться с технологиями планирования семьи. На каждом шагу молодая семья и вообще пара рискует попасть в ловушку этой системы, например, в поликлинике женщину нередко пугают незапланированной беременностью, родов, предлагая избавиться от ребенка. Как быть в этой ситуации?»

 

 - Избавиться от ребенка - означает убить, зарезать, отравить своего ребенка. Каждая мама, уже родившая, сталкивается с тем, что ей бывает тяжело, она раздражается, гневается на свое чадо. Можно предложить: «Мама, возьми ножик да порежь на кусочки, и не будет у тебя проблемы». Мы понимаем, что на такой поступок может решиться либо психически больной человек, либо человек, доведенный до какого-то отчаяния.

А то, что происходит в роддомах и поликлиниках, я считаю, наверное, самый страшный обман ХХ века, который навязали, который вбросили в общество и в этом обществе определенные силы хранят его как некую святыню. Обман, говорящий о том, что ребенок во чреве матери является его органом, как печенка или почка - никто же не говорит, что отрезать больную почку это грех, удаляют. Или зуб удалили тебе - что же, на исповедь после этого идешь? Здесь, по такой аналогии, навязали мысль, что ребенок является такой же частью, таким же атавизмом женского организма, избавляясь от которого ты  не совершаешь никакого убийства, там нет души живой. Это ложь, против которой свидетельствует и церковный календарь.

 

Мы празднуем Зачатие Анною Пресвятой Богородицы, мы празднуем праздник Благовещения, мы вспоминаем о том, как преподобный Сергий во чреве матери возгласил троекратно и понимаем, что под сердцем носится живая душа. Человек должен понимать, что там полноценная личность, у  которой глазки, ручки, ножки, которая сосет пальчик; и когда проникает инструмент убийцы-врача, чтобы вытащить его оттуда прежде срока, ребеночек ручкой отталкивает, он пытается закрыться, оградиться от этого вмешательства, но увы... деньги дороже, комфортная жизнь дороже, и врачи, множественные медицинские центры зарабатывают деньги на том, чтобы избавить людей, как им кажется, от их проблем, а на самом деле положить такой шрам, чтобы надломить дальнейшую жизнь человека.

 

Какие будут потом последствия, я думаю, можно прочитать в материалах центра «Жизнь», который борется за каждого ребенка, пытается как-то научить, вразумить маму в том, что нельзя делать аборты. Почитайте материалы центра «Жизнь», там есть и фильмы; совершенно потрясающий фильм «Безмолвный крик», в котором рассказывается о жизни младенца во чреве. Я думаю, что человек, который посмотрит, в независимости от его вероисповедания, сделает правильные выводы и никогда ни сам, ни своих близких, ни знакомых на такой путь не толкнет и не направит. Сегодня в Екатеринбурге общался с руководителем центра «Колыбель», которые в женских консультациях ищут всякую возможность, чтобы присутствовал православный психолог либо священник имел возможность побеседовать, по крайней мере, с этими женщинами, которые собираются  совершить аборт. Ни одна из женщин, которые прошли собеседование, его не сделали. Как может одно слово изменить судьбу: либо убить человека, либо продолжить его жизнь.

 

Звонок телезрительницы: Батюшка, мы с мужем очень хотим ребенка. Какие основные молитвочки читать мне и мужу? Может быть, подскажете?

 

 -  Да, думаю, что подскажу. Подскажу, что молитвы надо читать искренние, молитвы надо читать теплые и сердечные. Набор слов, которые Вы будете произносить, молясь о даровании Вам дитя, я думаю, что он непринципиален. И будете Вы молиться о даровании Вам чада Царской семье, которая молилась о даровании им чада, наследника, и вымолила; или будете Вы молиться Петру и Февронии, или Ефросинии Московской, которую мы сегодня упомянули, у которой было 12 детей. Я думаю, что и те, и другие  услышат Вас. Конечно же, Божией Матери Деве Марии, Которая тоже молилась, быв в отроческом и юношеском возрасте, чтобы быть как-то причастной к тайне воплощения пришествия Бога в мир; Она хотела быть служанкой у той девы, которая родит Сына. Она молилась искренне, с кротостью, уверяю Вас, что не по молитвослову, не выбирала день памяти какого-то святого, а в глубине сердца обращалась к Создателю Своему. Насколько нам легче, лучше - можно и так помолиться, а можно и к небесным покровителям семьи тоже обратиться. Господь Бог знает Вашу нужду. Он до времени ждет - может быть, Вашего созревания, может, исправления каких-то жизненных неправильностей. Прежде чем доверить вам ребенка ждет, когда в вашей семье образуются такой мир, любовь и понимание, чтобы вы были способны принять этот дар и его взрастить. Знаю, что семьи прибегают к молитвам и благословению преподобного Серафима Саровского, ездят в Дивеево, в источниках купаются, просят благословения батюшки Серафима.

 

Мне довелось быть свидетелем такого чуда. Побывав на Святой Земле, я  посетил монастырь святого Герасима Иорданского, там есть большая икона Млекопитательница. Насельник этого монастыря пояснил, что эта икона, перед которой вымолено множество детей - не было в семье детей, и вот, они родились. В знак этого, такая греческая традиция, вокруг иконы лежит много отлитых из воска младенцев. То есть помолились, Господь даровал младенца, и  они в знак благодарности такого воскового ребеночка принесли и положили. Там их много, они большие, маленькие. Я в это время взял уже копию иконы и думаю: «Надо как-то подойти, посмотреть и приложить эту иконочку к первообразу». Подошел этот греческий монах, стал что-то объяснять, я не очень понимаю по-гречески. «Давайте, я возьму Вашу икону и приложу». Замечательно, хорошо. Потом стал что-то спрашивать, я не понимаю. Потом - «Имя, имя, за кого молиться? Я сейчас буду прикладывать, за кого молиться?» И я судорожно стал вспоминать: «Кто, кто? Есть у меня такая семья?» И вспоминаю: есть семья, совершенно замечательная, у нас в школе, в гимназии православной. Нет у них детей. И очень они их ждут. И я назвал имя этой женщины. Он приложил иконочку, отдал в руки и я поехал. Думаю: «Как здорово! Привезу, хоть порадую таким благословением со Святой Земли». Но еще больше обрадовался и еще лучше прочувствовал скоропослушество Господа Бога. Я небыстро возвращался в это место и не так скоро встретился с этой женщиной, но когда увидел, обрадовался, достаю пакет с этой иконой  и говорю: «Вот Вам», рассказываю историю. Она смотрит, хлопает глазами и говорит: «А Вы знаете,  мы уже ждем». Несколько лет они жили вместе и очень страдали от этого бесчадия.

 

Господь Бог слышит, слушает. Я не говорю, что вы должны прямо сейчас покупать билеты и ехать на Иордан к преподобному Герасиму, хотя, может быть, и стоит это сделать. Молитесь тепло, горячо, творите милостыню. Исповедь, покаяние, жизнь духовная и Причастие Святых Христовых Таин должно быть неотъемлемой частью вашей семьи, об этом, я думаю, напоминать не надо, наверняка, вы это сами знаете. Не сомневаюсь, что за ваше терпение Господь воздаст вам добрый плод.

 

 - Спасибо, батюшка. Еще раз напоминаю вам, уважаемые телезрители, что у вас есть возможность дозвониться до прямого эфира 8 (343) 379-65-70. Отец Алексий с удовольствием ответит на интересующие вас вопросы. Еще один вопрос, который был задан заранее: «К разводам сегодня относятся легкомысленно. Чем чреват с духовной точки зрения развод и для родителей, и для детей?»

 

- По моему убеждению, на Земле счастье живет только в одном месте - в семье. В другом месте счастье не живет. Я имею в виду Землю. Человек, который живет духовной жизнью, который ищет Господа Бога, алчет Его, как тот олень бежит на источник водный, бежит к Нему и обретает это счастье.  А на Земле счастье живет в семье, там же живет любовь, там появляются дети. Но если происходит развод, это означает, что раскалывается тот сосуд, в котором может быть счастье. Что происходит, когда разбивается чашка? В нее уже не нальешь полную чашу того, что можно было бы налить, только в какой-то черепочек, осколочек можно  налить сосем чуть-чуть. Развод возникает не как дорожно-транспортное происшествие: ехали, ехали, все хорошо, а наутро приходит повестка «Развод».

Это все зреет. У кого-то это заложено сразу. Все знают такое понятие как брак по расчету: вступали в брак не для того, чтобы любить и что-то взращивать внутри семьи, а чтобы получить какую-то корысть. Это несчастные семьи. Есть браки по глупости. Есть удивительные случаи, Господь милостив, когда и в таких браках, когда люди просто взяли и поженились, потом все-таки появляются добрые отношения, доверие, и они многие и долгие лета живут. Но супружество, как всякое серьезное дело, требует подготовки, труда, слез, пота, а потом появляется счастье. Ну а если люди считают так - женюсь и разведусь - они должны сразу понимать, что при таком намерении Господь счастья им не даст. Может быть, даже будут дети, которые для кого-то будут наказанием, дети могут быть наказанием, а не только благословением, но счастья в жизни каждого индивидуума не будет, не придет оно. Как говорят  - «От осинки не родятся апельсинки». Вот так и семья, которая создается легкомысленно, несерьезно или на время - люди приходят и говорят: «Мы живем вместе, сожительствуем, но не расписываемся, потому что не уверены, что у нас что-то получится». При такой формулировке очевидно, что ничего не получится. Они не доверяют друг другу, они не готовы доверить друг другу имущество, которое становится общим после росписи, не готовы доверить друг другу фамилию, уж тем более о детях там трудно говорить.

 

Что сказать людям, которые разводятся? Каждый выбирает по себе: кто-то хочет быть счастливым и становится им, кто-то хочет стать богатым и становится им, а кто-то живет сам по себе и несчастен и беден. Все в наших руках. Дорогие, ищите счастья земного в семье, а счастья небесного - в Церкви Небесной.

 

- Еще один вопрос пришел мне от наших телезрителей. Заключается он в том, что молодому человеку или девушке, которым предстоит создать семью, где брать примеры добродетельных семей? Как ему ориентироваться в этой жизни? С чего начать, чтобы попытаться создать ту семью, которая была бы для него тем счастьем, о котором Вы сказали?

 

 - Есть некий механизм, Богом созданный: посмотрите на своих родителей, посмотрите на своих дедушек и бабушек. Увы, зачастую, смотря на родителей, молодые люди говорят: «Мы бы не хотели так». А вот на бабушек и дедушек посмотреть они не могут: такая короткая память сейчас, что многие бабушек и дедушек по отчеству не знают, и кем они были, и как они жили, увы.

 

Но все-таки классические примеры и классически правильное место, где это сокровище хранится, как это было на Руси, передавали из поколения в поколение, учили быть мамой с пятилетнего возраста. Были многодетные семьи, учили ухаживать за детьми: старшая сестренка вырастала, ей 12 лет, а у нее нарождались один за другим маленькие братики и сестренки, она училась за ними ухаживать. Она смотрела на пример своих родителей, которые трудятся, воспитывают и создают такую семью. Как ей могло прийти в голову, что можно жить по-другому? «Я буду так жить, как жили мои родители» - и создает подобную семью.

 

А сейчас родители смотрят телевизор, сидят в Интернете, дети растут сами по себе. Конечно, где научиться? Можно только помянуть святителя Игнатия Брянчанинова, который говорит о том, что «в последние времена духовных учителей, наставников будет совсем немного, и поучиться можно будет у книг, которые станут духовными наставниками». Надо брать книжки и их читать. Сейчас, слава Богу, полки прогибаются в книжных православных магазинах - и старец Паисий со Святой Горы, у него целые тома о семье, уже упомянутые Царственные Мученики, их письма, как они любили друг друга, их дневники, воспоминания современников. Пожалуйста, возьмите воспоминания Пьера Жильяра, воспитателя царских детей. Без слез читать невозможно о  традициях воспитания в лоне этой семьи. Здесь можно посмотреть, поучиться, померить на себя.

 Тем молодым людям, которые планируют создавать семью, я бы посоветовал обратить внимание не небольшую, но очень полезную книжку «Один раз и на всю жизнь». Написал ее протоиерей Илия Шугаев, ныне здравствующий клирик Московской епархии. Очень простые беседы со старшеклассниками о семье, о браке. Я считаю, что Господь как-то открыл сердце человеку от суеверий, и он смог простыми и понятными словами для современного человека рассказать о смысле брака, о том, какие ошибки не надо делать, о том, что людям надо искать друг в друге при знакомстве, при общении или когда семья уже создана.

 

Если делить наше общество по профессиональному признаку - есть летчики, есть моряки, есть священники - пожалуй, самым многодетным сообществом являются священники. Я думаю, что будет нормальным и в ближайшем и в неближайшем приходе найти батюшку по сердцу, у которого большая семья, у которого уже есть собственный опыт воспитания детей, и сходить к нему за добрым словом, за наставлением, за поучением. Думаю, что и это поможет нашим молодым людям понять, как же создавать это удивительное чудо, растить этот удивительный организм, который называется семья, и не просто семья, а счастливая семья.

 

Звонок телезрительницы: Здравствуйте. Батюшка, расскажите, пожалуйста, о мерных иконах: кому она пишется, для чего, зачем?

 

 - Очень кратко и быстро отвечу на этот вопрос. Мерная икона - традиция, не могу сказать, насколько она древняя, но сейчас она достаточно распространена и обретает новые обороты. Когда рождается ребеночек, в справочке, которую дают в роддоме, написаны вес, рост, пол, родители дописывают имя. По росту ребеночка, как он родился, 50 - 52 см, делают досочку такого размера, и на ней пишут иконочку небесного покровителя этого ребеночка. Назвали Колей - святитель Николай, назвали Серафимом - понятно, что преподобный Серафим будет написан на этой иконочке. Собственно говоря, эта иконочка дается в благословение семье, в благословение этому ребенку. Он, по мере роста, молится перед этой иконой, читает житие святого, если есть возможность, едет к нему в паломничество. На этой досочке отображается, каким он был, когда пришел на этот свет и каким он должен стать, когда проживет свою жизнь.

 

Слово «мерная» я бы двояко истолковал. Самое простое толкование - ребеночка измерили, вот мера, размер досочки. А если в духовном смысле - вот та мера, к которой человек должен стремиться, мера святости. Ребенок должен знать своего небесного покровителя и к этой святости устремляться. Такие иконочки сейчас, поди, в каждом городе. Есть иконописцы, которые предлагают их написать.

 Чего-то мистического в этом нет, но я думаю, что приятно человеку вырасти и не только иметь в своем шкафчике крестильную рубашечку или свечечку, с которой семья венчалась, а еще иметь мерную икону, передать ее своим детям, чтобы они смотрели и помнили, как звали отца, деда, прадеда и поминали об упокоении. Я думаю, что это добрая, хорошая семейная традиция, которая должна все-таки скреплять семью.

 

 - Можно ли оставлять детей в «бэби-боксах»? Как вообще с этим быть?

 

 - Есть еще одно название у «бэби-бокса» - «окно жизни». Я тоже читал о таком явлении. Мы слышим о том, что вокруг происходят ужасные вещи: свои собственные родившиеся дети не нужны мамам настолько, что они их выбрасывают - кого-то в помойку, кого-то в водоем. За прошедший год, я знаю, в России нашли 120 таких детей. А сколько не нашли! Но это происходит не только в России.

 

Инициатива произошла у нас в стране из Перми: в больницах делать ящички - дверцу открываешь, там люк, в нем мягкая подстилочка; чтобы мамы знали об этом и могли положить туда ребеночка, закрыть крышечку, нажать на кнопочку, в больнице зазвенит звоночек, и доктора будут знать, что ребеночка положили. Это некая альтернатива для мам, которые не хотят сами заниматься воспитанием своих детей.

Мне довелось поучаствовать в одной дискуссии о том, хорошо это или плохо, надо ли ставить. Я слышал, что в России в 10-ти городах установлены такие «бэби-боксы». Люди-инициаторы, активисты говорят, что это очень хорошо, что надо ставить, чтобы в каждом городе и не один такой «бокс» был. В Екатеринбурге недавно проходила такая дискуссия, надо или не надо. Остались двоякие ощущения. С одной стороны, однозначно плохо: ребенка надо класть в кроватку, его надо кормить молоком, его надо любить и не надо его никуда класть - ни в бачок, ни в «бэби-бокс». Это противоестественно. С другой стороны, когда альтернатива - либо умертвить, либо все-таки анонимно сдать, пожалуй, вторая альтернатива лучше.  

 

Как священник должен ответить на этот вопрос? Хорошо или плохо? Это не хорошо и не плохо. Зло, но меньшее из всех других зол. Зло - оставлять ребенка. Но если выбирать между умертвить либо все-таки сохраняется жизнь, то выбирается меньшее зло. Но есть ли альтернатива, может ли Церковь сказать: давайте мы что-то другое предложим? В свое время, кстати, именно в Церкви создались эти «боксы»: в Германии, в Гамбурге в начале ХVIII века  появился первый «бэби-бокс». Он просуществовал с 1709 по 1712 г., три года, и был закрыт по одной причине: стали приносить очень много детей, такое количество, что этот приют, монастырь, который принимал, не мог справиться с таким потоком детей. Раньше женщины очень много рожали, один - два ребенка было редкостью. Потом в Европе, в России стали оставлять детей в приютах.

 

Что делать? Убежден, что надо все-таки инициировать воспитательные, образовательные, просветительские программы. Не надо все впихивать в школу - «давайте мы сейчас введем уроки материнства в школе», хотя и об этом тоже надо сказать. В советское время делались прекрасные кинофильмы: какой не посмотришь, в нем тема ответственного материнства, воспитания в семье и семьи вообще очень достойным образом показывалась. Пусть на этих фильмах они воспитывают своих детей, надо возвращать их на наши экраны.

 

Раньше девочка с трехлетнего возраста носила в руках куклу, она привыкала к тому, что она хочет, мечтает о том, что у нее будет младенчик, она ждет этого, готовится. А сейчас она берет брутальную даму со всеми выделяющимися формами и коротким платьем, о чем она может думать? Это антивоспитание. Девушка к 16-18 годам должна быть подготовлена, чтобы стать ответственной мамой, чтобы отдать свою жизнь за своего будущего ребенка, а не выбросить своего ребенка, чтобы обеспечить себе спокойную и комфортную жизнь.

 

Развивая тему, меня перед эфиром просили сделать объявление.  Напомню, что в Свердловской области под Невьянском были обнаружены захоронения в бочках, останки абортированных младенцев, это прогремело на страну. Мы знаем, что, к сожалению,  в каждом городе такая бочка есть, и не одна, потому что аборты совершаются, это у нас еще не является преступлением, к сожалению.

 

Тем не менее, просили напомнить, что по благословению Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в субботу, 27 июля в 11.00 в часовне Вифлеемских младенцев при храме Преображения Господня на Уктусе состоится молебен, посвященный годовщине обнаружения останков 251-го нерожденного младенца, выброшенных под Невьянском. После молебна состоится автопробег от часовни Вифлеемских младенцев до места обнаружения этой страшной находки под Невьянском около деревни Левиха, где в прошлом году был установлен Поклонный крест. У креста в 13.30 тоже будет отслужен молебен. В этом автопробеге примут участие представители Центра защиты материнства «Колыбель» при отделе социального служения Екатеринбургской епархии и ряда общественных организаций, представитель отдела при Патриаршей  комиссии по делам семьи протоиерей Максим Обухов. Из Москвы будет привезена икона Вифлеемских младенцев с частицей их святых мощей. Телефон в Екатеринбурге, по которому можно будет навести справки: 8 (343) 344-35-54.  

 

Я думаю, что действительно стоит и тем женщинам, которые, может быть, по неведению совершили этот грех, прийти и такой покаянный труд совершить, помолиться о прощении грехов тех, кто это совершил, и о душах тех младенцев, которые были там найдены. Не хочется останавливаться на такой напряженной ноте, поэтому давайте перелистнем страничку календаря с 27 на 28 июля, на день памяти святого равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. День памяти князя Владимира - это день Крещения Руси, государственный праздник. Хотел бы воспользоваться возможностью и пригласить жителей Екатеринбурга и пригорода на празднование дня Крещения Руси, которое по благословению Митрополита Кирилла станет семейным праздником: в данном случае особый акцент - мы приглашаем прийти семьи.

 

В воскресенье в 17.00 начнется семейный марафон. Марафон будет длиной в 800 метров, но, тем не менее, это будет шествие нормальных семей Екатеринбурга. За границей, в Европе, ходят ненормальные семьи, которые называют себя всякими цветным названиями, не будем осквернять эфир этими словами. Так вот, у нас нормальные семьи приглашаются с тем, чтобы всем вместе собраться на двух площадках: либо у Храма на Крови, в 16.40 приглашаем, чтобы всем подойти, записаться, получить символику; вторая площадка - у храма Большой Златоуст, метро 1905 года. Или туда, или туда - без разницы: прийти, зарегистрироваться, получить символику и со всей семьей пройти кратким ходом до так называемой площади Труда, того места, где стоял храм святой Екатерины, взорванный, сейчас там фонтан «Каменный цветок», и поучаствовать там в празднике, который в себя будет включать обращение Митрополита, Уполномоченного по правам детей Свердловской области и представительницы Фонда Димитрия Солунского, который активно участвует в этом мероприятии, послушать концерт.

 

Там будет лотерея: между участниками будет разыграно несколько семейных паломнических путевок по святым местам Урала, по святым местам России и по святым местам Европы. Приглашаем.

 

 - Батюшка, может, еще раз скажете день проведения праздника.

 

 - 28 июля, ближайшее воскресенье, в 16.40 приглашаем прийти либо к Храму на Крови, метро Динамо, либо к храму Большой Златоуст, метро 1905 года, и в 17.00 совершить это празднество. В 19.00 все закончится, и вы совсем не поздно придете домой, попьете со своей семьей чаю и обсудите все то, что вас встретит на площади, где был храм святой Екатерины.

 

 - Батюшка, спасибо большое за приглашение.

 

 Звонок телезрительницы: Здравствуйте. Сейчас очень распространено суррогатное материнство. Как к этому относится Церковь?

 

 -  В самом слове, в самом названии ответ уже заложен: суррогат... Мы хотим, чтобы у нас были дети, а Божьим благословением чтобы был суррогат. Есть множество примеров семей, которые жили, и Бог детей им не давал. Либо в течение длительного времени - мы сейчас вспомним родителей Иоанна Предтечи, родителей Пресвятой Богородицы. Никто документально не засвидетельствовал, были ли дети у Петра и Февронии. Не было детей в семье Иоанна Кронштадтского, в семье преподобномученицы святой княгини Елизаветы Федоровны. Не было детей, и люди воспринимали это так, что Бог им это не дает, значит, надо искать что-то другое; они искали и находили. Находили смысл своего земного бытия не в том, чтобы гордиться «хочу, и все», как ребенок топает ногой. Люди, которые ухищряются, начинают создавать детей в пробирке, или это суррогатное материнство, занимаются этим самым «хочу». А что получается в результате?

 

Я упомянул, что дети могут быть благословением Божиим на семью, а могут быть наказанием Божиим. Не хотелось бы навлечь такое наказание на главы семей, которые этим суррогатным материнством воспользовались, но христианин должен воспринимать Богом определенную ему данность как данность, и принимать ее со смирением, а не требовать. Может вырасти ребенок, который потом сдаст свою суррогатную маму в какое-нибудь суррогатное жилище, дом престарелых или еще куда-то, потому что он будет так хотеть, и пусть не пеняют ни на Бога, ни на судьбу такие люди.

 

Если Бог хочет, он может сделать так, что камни начинают разговаривать, ослы вразумляют людей. А если не желает, не дает, люди могут лоб разбить, и будет только сплошная травма. Я считаю, что это Богом не установлено, это человеческие измышления, и в таинственность деторождения не стоит вторгаться. Не стоит вторгаться в тему клонирования, клонировать какие-то живые существа.

 

Действительно, это может стать проклятием и болезнью. Эти эксперименты для нас, людей, выходят боком - то спидом, то раком, птичьими и свиными гриппами. Шутки плохи с жизнью. Надо стараться жить, исполняя Божьи правила, Божьи заветы. Тогда жизнь будет благословенна и счастлива. А если будем реализовывать свои проекты, прожекты, то вспомним о том, как у нас перекопали всю страну каналами, чтобы реки пустить в обратные стороны, вспять, и орошать целину или какую-то пустыню, и получили вымершие, выжженные земли, на которых сейчас уже ничего не растет. Решили создать красивые города-оазисы, и вымерла деревня. Теперь мы втиснуты в мегаполисы и зависим целиком и полностью от гипер-, супер- и прочих маркетов. Это человеческие измышления, и они приводят к печальным последствиям. Я бы всячески воздержал наших слушателей, наших зрителей от экспериментов с такой очень тонкой материей как появление жизни, появление ребенка на свет.

 

 - Сразу строчки из одного стихотворения  пришли вдруг в голову:

 

Среди высоток городских или в глуши

Вдруг родится существо без души.

Будут умники гадать, кто такой:

Ни хороший, ни плохой - никакой.

 

Многие откладывают венчание «на потом». Как к этому относиться, и что Вы сами, батюшка, думаете по этому поводу?

 

 - Смотря что они подразумевают под словом «потом». Сегодня я как раз разговаривал с девушкой, которая откладывает со своим сожителем не только венчание, но и роспись «на потом». Она говорит: «Мы так хотим свадьбу сыграть. Чтобы такая свадьба была! А пока живем, сожительствуем. Когда будут деньги, тогда и свадьбу сыграем». Слава Богу, девушка вняла разговору, наставлению, беседе о том, что «потом» может быть, а может и не быть. Если вы все-таки любите и доверяете друг другу, необходимо и коль скоро вы уже живете вместе, засвидетельствовать перед людьми, по крайней мере, государственной росписью то, что у вас семья. Что касается Таинства Венчания, то здесь можно подождать. Бывают ситуации, когда люди не готовы, не созрели: они готовы создать семью, любят друг друга, готовы вместе жить и растить детей; но они не готовы  к участию в Таинстве, не понимают его смысл. Тогда действительно нужно подождать, пока понимание и вера Богу, что Он ниспошлет им Свое благословение и у них создастся малая церковь, вера станет определенной, ясной и глубокой.

 

Хотелось бы, чтобы этом «потом» наступило быстрее, чтобы расстояние между государственной регистрацией и венчанием на царство брака сокращалось, чтобы люди совершали это в один день, как это было раньше, когда не было никакой росписи и совершалось только Таинство Венчания.

 

Но если люди все-таки не осознают, не понимают смысла христианского брака, а кто-то воспринимает это как красивый обряд, то лучше отложить «на потом»: расписавшись, жить семьей, зреть и созревши, совершить это таинство. Брак, который зарегистрирован в государственных органах Записи Актов Гражданского Состояния, не является блудным сожительством, но является браком. Высота, которая открывается в Таинстве Венчания, - дай Бог, все ее достигнуть побыстрее.

 

 - Батюшка, наше время незаметно подошло к концу. Прошу благословить наших телезрителей.

 

 - Пусть Господь Бог благословит всех телезрителей, а зрителям Екатеринбурга и окрестностей напоминаю, что 27 июля молебен об убиенных младенцах в храме Преображения на Уктусе, потом автопробег, и 28 июля семейный марафон, это первый интересный эксперимент. Просим прийти и поддержать нас вашими ручками, ножками, сердцами, ладошками - будете аплодировать на концерте. Будем надеяться, что это будет хороший добрый праздник. Божье благословение всем нашим слушателям и зрителям.

 

 - Спасибо Вам большое, батюшка, за беседу. Уважаемые телезрители, сегодня в передаче «Беседы с батюшкой» принимал участие настоятель храма Большой Златоуст города Екатеринбурга протоиерей Алексий Кульберг. До новых встреч.

 

Расшифровка текста: Наталья Локтева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать