Родное слово. Святитель Спиридон Тримифунтский, благоверный князь Александр Невский

30 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В прошлых программах мы начали разговор о святых, память которых празднуют Рождественским постом. Святитель и чудотворец Спиридон Тримифунтский, память которого отмечается 25 декабря, считается скорым помощником в житейских неурядицах. По преданию, он был другом святителя Николая Чудотворца.

– Спиридон Тримифунтский является одним из самых чтимых и известных святых, которые прославлены в лике святителей, то есть были епископами Церкви Христовой.

Вы упомянули о дружбе двух святителей. Это были совершенно разные люди, жизнеописания которых поразительно отличаются.

Николай был из семьи, имеющей средства, тянулся к образованию. Он стал священником в молодом возрасте. Спиридон с детства был пастухом. Нужно отметить определенную разницу между пастухом того времени (и национальности) и нашим современным пастухом. Здесь немножко другой стиль.

Когда мы сравниваем Господа с Пастырем, называя себя овцами, имеем в виду способ выпаса, которым пользовались в древности. Пастух держал своих овец в загоне. Когда он открывал его, овцы внимательно слушали, кто это (вдруг кто-то чужой). Они сбивались в кучу от страха, выходили из загона, только если слышали голос своего пастыря. Он шел первым, обычно что-то пел или декламировал, а за ним шли овцы.

В Церкви католического обряда епископский жезл – в виде пастушьего (с загнутым концом: это нужно для того, чтобы чуть-чуть подтянуть за шейку отстающую овцу).

Совсем иное – современные пастухи. Стадо выскочило – пастух плетется сзади. Если какая-то овца тормозит тыкает ее кнутом.

Есть, наверное, определенное сходство священников с пастухами. Кому-то нужно, чтобы с его душой обращались по древнему образцу, а кому-то проще, если духовный отец будет, как пастух нашего времени, идти сзади и подбадривать хлыстом.

В древности пастыри считались людьми творческими, думающими, философствующими. А что еще делать пастуху, когда стадо пасется? Ночь, воздух, звезды… Он может что-то сочинять, о чем-то думать. Поэтому прошу не относиться к профессии святителя Спиридона как к чему-то типа «бывает, что-то в жизни не удалось». Я уверен, что он был счастлив. Тем более что, уже будучи известным епископом, окруженным почестями и жившим в комфорте, Спиридон Тримифунтский продолжал пасти овец. Это была его доля смирения и ответственности.

Спиридон Тримифунтский имел сходные со святителем Николаем черты характера. Он был неравнодушным человеком, горячо любящим Бога. Нас не могут не удивлять различные чудеса, которые совершил святитель Спиридон. Я бы попросил наших зрителей прежде всего обратить внимание на то, насколько актуально житие этого святого. Нам кажется, что святые, жившие в давнее время,– какие-то иные люди, на которых невозможно стать даже примерно похожими.

Ну вот пожалуйста: мало того что святитель Спиридон был пастухом. Он не ушел в монашество, не стал внезапно священником. Женился, родил дочь. Это очень похоже на позицию, которую занимает современный молодой человек: сейчас редко кто идет в монастырь.

Святитель был семейным человеком. Он сам крестил свою дочь, которую назвали Ириной. С ней связано одно чудо (я о нем скажу чуть позже). Когда его, верующего человека, жизнь которого была известна, избирают епископом Тримифунтским, он принимает это как послушание Церкви. Нет ощущения, что святитель стремился к этому или ждал почестей.

Будучи верным Господу, он следует Его заповедям: достается всем неправым. Святитель Спиридон строго следил за своими священниками: как они себя ведут, как относятся к Священному Писанию. Очень серчал и обличал тех, кто неаккуратно употреблял слова, неточно цитируя Библию (говорил от себя, а не по учению Церкви). Тех, кто стремился к Господу и выполнял задачи по мере своих сил и возможностей, святитель хвалил, подбадривал, а нерадивых часто укорял.

В жизнеописании святителя есть утверждение, что, когда он один служил в церкви, было слышно, как ангелы пели: «Господи, помилуй!» Мы знаем, что Спиридон Тримифунтский воскресил немало людей. Например, когда святой увидел, что у язычницы умер грудной младенец, ему стало жалко ее – и он воскресил умершего. Мать, будучи неверующей, пришла в ужас от такого чуда – и сама тут же скончалась. Святителю пришлось воскрешать и ее.

Когда выяснилось, что известная христианка передала дочери святого драгоценности (хотела сделать что-то доброе), а Ирина некстати умерла, он воскресил свою дочь, чтобы узнать у нее, где находятся эти драгоценности, после чего отпустил ее с Богом в мир иной.

Но главное не чудеса. Они сопровождали жизнь святого, чтобы люди верили ему и – через него – тому благовествованию, которое он нес.

Строгость святителя Спиридона по отношению к другим была оправдана его строгостью к себе. Он был нестяжателен. Спиридон Тримифунтский являлся человеком, знающим свое место (он до конца жизни старался пасти овец).

Годы жизни и трудов на благо Церкви святителей Спиридона и Николая пришлись на сложное время: ариане (приверженцы самой распространенной ереси) были настолько многочисленны, что простые люди, не шибко разбиравшиеся в сути вопроса, с удовольствием шли за ними. Святитель Спиридон очень много потрудился для того, чтобы каждый осознанно относился к своей вере.

Спиридона Тримифунтского очень любят и уважают. Множество людей молится ему в трудных жизненных ситуациях: когда заканчиваются средства к существованию, негде жить, есть проблемы с работой. К нему обращаются с просьбой наставить на путь истинный, ведь он был пастухом (пастырем).

Господь дал святителю возможность заранее знать о своей кончине. Святость Спиридона Тримифунтского проявляется через его мощи. Сейчас они хранятся в раке, которую можно открыть. Его мощи имеют температуру живого человека. Ученые свидетельствуют, что отрастают ногти и волосы.

Раз в год святого переоблачают. Частицы облачения раздают множеству верующих людей, отдают в церкви. Священники замечают, что каждый раз тапочки святителя стоптаны. Как может быть стоптана обувь у мертвого человека? Местные жители считают, что святитель Спиридон не все время лежит в своей гробнице-усыпальнице, а каким-то неведомым для человека образом (человека, пытающегося познать мир только с помощью инструментария науки и стремящегося доказательно объяснить себе какие-то вещи) ходит по земле, помогая людям.

Об этом свидетельствуют священники храма, где находится гробница: часто, когда приходит время служить молебен и они хотят открыть ее, она не открывается. Тогда, ни капли не удивляясь, священнослужители поворачиваются к людям и говорят: «Извините, святитель еще не вернулся».

Один моряк рассказывал, что, когда он попал в кораблекрушение и тонул, вспомнил о святителе Спиридоне, стал усиленно ему молиться. Кто-то вытащил моряка на берег, сделал искусственное дыхание – и скрылся. Спасенный успел заметить святительские одежды.

Именно в этот час у гробницы собрались люди, чтобы помолиться. Она не открывалась. Спустя некоторое время ключ повернулся. Священники в ужасе вскрикнули, увидев, что облачение святителя мокрое, а на тапочках – тина.

Необыкновенные, не вкладывающиеся в привычные для нас рамки бытия чудеса, которые происходят по сей день, для христиан особо дороги и радостны как живое свидетельство Господа о том, что святые ближе, чем мы думаем.

Если я правильно помню, мы в нашей епархии имели дело с тапочкой святителя Спиридона. Она хранится в Александро-Невском соборе города Новосибирска.

– Относительно недавно (чуть больше года назад) в Вознесенский кафедральный собор привозили частицу мощей святителя Спиридона. Тысячи новосибирцев и людей из ближайших сибирских городов приезжали, чтобы поклонитьсясвятому. Откуда пошло поклонение мощам? Что это дает людям?

– Благодаря личному попечению (заботе) высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, жители нашего славного стольного города Сибири – Новосибирска – имели возможность прикоснуться к живому святому, при этом, естественно, подробно изучая его житие, слушая акафисты, которые вместе с молебнами непрестанно служились священниками епархии.

Мощи очень значимы, дороги для нашей веры. Многие люди удивляются: «Как можно целовать останки человека? Это, наверное, нехорошо. Может быть запах. И вообще это неприлично, некультурно».

Если мы говорим о чужом человеке, мертвец вызывает у нас оторопь и желание покинуть помещение. Когда это близкий, мы никуда в ужасе не убегаем, а продолжаем сидеть рядом с ними, гладить его. Если это самый любимый человек, то даже целовать. Никакое житейское смущение (холод, запах, который, возможно, появляется) не может нас отвратить от любви к этому человеку.

Поклонение мощам святых, которые дороги нам, потому что мы их, как наших близких, уже давно знаем и продолжаем с ними общаться через молитву, можно приравнять к продолжению общения (по привычке и любви) с бренным телом дорогого нам человека из-за невозможности общаться с его живой душой.

Мы молимся не самим мощам, а обращаем наши молитвы к тому, чьи эти мощи. Возникает определенная связь, когда мы можем хоть чуть-чуть прикоснуться либо к самим мощам, либо к предмету, который был на них (это может быть частицей облачения, маслом, миром, исходящим от мощей). Нам так проще.

Вся церковная обрядовая часть именно на этом строится. Человеку непонятно: «Как это? На меня сошла благодать?» Нам важно это подкрепить чем-то физическим. Поэтому мы причащаемся Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, крестимся в воде, помазываемся маслом, испиваем вино на таинстве Венчания. Соборование – тоже с маслом. Таинство Миропомазания происходит через миро. Отпевание – с землей.

Нам важно, чтобы был физический элемент, который показал бы нам, что снизошли благодать, благословение, милость Божия. Поэтому мы не можем равнодушно, небрежно относиться к тому, что Господь явил чудо нетленности святых мощей.

В наше непростое время священноначалие обращает особое внимание на необходимость проверок. Церковные службы сотрудничают со светскими специалистами, чтобы быть уверенными в принадлежности мощей конкретным святым.

Я думаю, вы знаете, что идет долгий процесс идентификации останков страстотерпцев – семьи нашего последнего царя, государя-императора Николая II, прославленного в лике святых. Церковь вместе с государством уже не первый год проводит множество исследований. Потому что мы, несмотря на нашу веру, относимся к таким вещам серьезно.

Удивительно, что Господь продолжает (безверие сейчас стало нормой жизни) самым разным образом напоминать нам о том, что святые никуда не исчезли. Они являются примером, остаются палочкой, держась за которую, мы будем следовать святому учению Господа.

– «Не в силе Бог, а в правде!» Эти слова, вошедшие в историю, принадлежат великому полководцу, государственному деятелю, благоверному князю Александру Невскому. Как этот человек, будучи руководителем страны, стал святым?

– Благодарю Вас за вопрос, отчасти потому, что святой благоверный Александр является и моим небесным покровителем (я его таковым считаю). И тем более что в наступающем году нас ждет круглая дата: мы будем всей страной вспоминать этого человека. Но это не в первый раз.

Нет ни одного школьника, студента, взрослого человека, который бы не знал имени этого подвижника (хотя мы забываем правителей нашей страны и не знаем имен множества святых). В этом сыграло большую роль телешоу «Имя Россия», которое проходило на государственных телеканалах. В финал вышло имя святого благоверного князя Александра Невского.

Много раз защищал его святое имя и говорил о его поступках ныне Патриарх всея Руси, а тогда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Александр Невский стал победителем конкурса «Имя Россия». Сейчас многие об этом забыли, а я все-таки напомню, что мы всенародно избрали его именем России.

Говорить об этой личности коротко очень тяжело.

– У нас будет время в следующем году.

– Обязательно. Я попробую сказать главное. Князь Новгородский, великий князь Киевский и Владимирский чтится нами не только как политический деятель. Безусловно, политики, ученые и историки могут многое сказать о его незаурядных талантах и непредсказуемых решениях, которые были в чем-то нелогичными, но буквально спасли страну от того, что могло произойти.

Мы чтим Александра Невского прежде всего за его личную святость: он был с детства воспитан в вере, праведно жил, что не так часто встречалось у наших предков, потому что до принятия христианства на Руси было язычество, которое диктовало совершенно другие нормы поведения. Александр принимал не просто православный образ мысли, но и образ жизни, стараясь воспитывать своих детей и общаться с женой в духе Христовом.

Будучи политиком, он не допустил возможности предательства нашей веры. Когда очередной папа Римский отправил своих людей в крестовый поход против финнов и русских, отец Александра Невского защищал нашу Родину. Но враг был не один. Большую угрозу представляло собой монголо-татарское иго: оно могло стереть с лица земли наше зарождающееся Отечество.

Папа Римский не раз отправлял послов к Александру и разговаривал с ним как с умным, грамотным человеком: «Ты и сам уже человек верующий, неравнодушный. Приди ко святому престолу. Оставь свою веру. Мы тебя обязательно защитим: не пустим на твою землю татар». Казалось бы, такое заманчивое предложение. «Мы же (это сейчас в духе времени) все едины. Мы христиане. Давайте объединимся».

Но Александр делает поразительные вещи: он гонит мечом шведов, католических посланцев, которые пришли силой насаждать свою веру на Руси. При этом сам едет на поклон к Батыю и добровольно просит ярлык на княжение, принимая его от руководителя опаснейшего для нашего Отечества кочевого государства.

Святейший Патриарх, общаясь с президентом нашей страны в свой день рождения, сказал, почему святой благоверный князь так поступил. Он видел, что одних интересуют кошельки наших предков, а других – души. Благоверный князь рассудил, что с финансовой частью наверняка можно справиться, а предать то, на чем зиждется жизнь множества его сограждан (практически братьев и сестер по вере), невозможно. Оказалось, что он был прав.

Своей политической и религиозной мудростью святой навел порядок. В молодом возрасте он совершил множество побед. Историческое прозвище Александр получил после победоносного сражения на Неве.

Мы знаем, как продолжалась его жизнь. Сколько раз Александра Невского выгоняли его люди, потому что не хотели, чтобы он княжил, а потом со слезами просили его вернуться назад! Любому руководителю это бы не понравилось. Он бы обиделся, сказал: «Да хватит! Дергаете меня как мальчика!» Благоверный князь возвращался со смирением.

Он оставался смиренным до конца жизни. Вместо богатства и комфорта, которыми князь мог в обилии обладать, он избрал скромную жизнь. Предчувствуя близость кончины, Александр Невский принял монашество с именем Алексий. Когда его хоронили, митрополит сказал: «Братья и сестры! Закатилось солнце земли Русской».

О множестве чудес, связанных с именем Александра, его подвигах можно говорить бесконечно. Мы не один раз в год чтим его память. Множество храмов названо в честь этого святого. Имя Александр по-прежнему остается самым популярным мужским именем в нашей стране.

Святой благоверный князь Александр Невский был похоронен во Владимире. Однако в XVIII веке его мощи были торжественно перенесены Петром I в лавру во граде Санкт-Петербурге, где ныне и покоятся. Каждый православный человек может поклониться солнцу нашей Русской земли.

– Отец Александр, что душеполезного можно еще успеть сделать? Ведь Рождественский пост продолжается и мы только готовимся к встрече самого главного зимнего праздника – Рождества Христова.

– Совершенно верно. Мы готовимся. Но близится начало года – долгожданный праздник для многих, в том числе не очень верующих, людей. Благодарю Вас за вопрос.

Важно в эти радостные выходные дни не упустить суть праздника. Ведь Нового года не было бы без Рождества Христова, ибо каждый новый год (наступающий – 2021-й) мы считаем именно от Его Рождества.

Новый год должно встретить правильно. Недаром в нашем народе есть поговорка: «Как Новый год встретишь – так его и проведешь». Надо постараться ограничить себя в увеселениях, тем более в употреблении спиртных напитков.

Самое лучшее – освятить новый год молитвой. Традиционно в последний день уходящего года в Новосибирске (и в кафедральном соборе Вознесения, и в других храмах) проходит молебен – специальный чин, который совершается на начало нового года. Мы благодарим Бога за прошедший год и просим благословения на новый. В некоторых храмах служится ночная новогодняя литургия. Людям, особо желающим посвятить время Господу, можно выбрать такой вариант.

Тем, кто не имеет возможности  прийти на литургию (зависит от близких), стоит помнить: наступающее новолетие начинает предпразднство того, что мы ждем впереди. Это замечательное время, когда можно будет погулять с детьми, немножечко отдохнуть от работы, желательно употребить на воспоминание о том, что несет нам праздник Рождества. Перечитать Евангелие, вспомнить, как в этот мир пришел Христос, поговорить со своими детьми и близкими, решить, какие подарки будут дарить все члены семьи родившемуся Богомладенцу. Заранее продумать, как встречать праздник Рождества: в какой храм пойти, на какое богослужение, собрать ли близких и родных за рождественской трапезой в своем доме.

Я уверен: при правильном настроении, хорошем расположении у нас все обязательно получится и мы всё успеем. Хотелось бы всех наших зрителей поздравить с наступающими праздниками новолетия и Рождества Христова, пожелать милости Божией и сил всем нам.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 мая: 05:30
  • Суббота, 22 мая: 09:05
  • Среда, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​