Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

28 июня 2023 г.

Мы встречаемся с Вами накануне общегородского праздника – Дня города. Новосибирску исполняется 130 лет. Сегодня состоится очень значимое, знаменательное событие – освящение памятника святителю и чудотворцу Николаю, любимому в народе святому. Что связывает архиепископа Мир Ликийских с нашим городом?

 – Мы очень часто говорим о том, что святитель Николай Чудотворец – покровитель города Новосибирска. До советского времени город имел свое название – Новониколаевск. Этот город был зарожден еще до революции. Хотя своим масштабным развитием он обязан советскому времени, но как полноценный город с первыми строениями, каменными, кирпичными зданиями, он зародился в дореволюционное время. Жители будущего Новониколаевска, по модной тогда традиции, искренне хотели, чтобы город был назвал в честь цесаревича Николая Александровича, который затем стал нашим последним Российским императором.

Мы по земному любим говорить: «Назову ребенка в честь дедушки (или бабушки)». При этом мы идем в Церковь и крестим дитя не в честь дедушки (или бабушки). Есть такая замечательная традиция в Русской Церкви: крестить ребенка в память святого, который носит с ним одно и то же имя. Это тезоименитый святой (так появилось слово «тезка»). Именины – день, когда празднуют память тезоименитого святого. И человек, носящий его имя, тоже отмечает свою праздничную дату.

Когда речь шла о названии города, была такая же логика: хотелось его назвать в честь живого человека. Но при этом, так как Российская империя была православным государством, существовала традиция называть города в честь святых. Поэтому, например, Санкт-Петербург – это город, посвященный Петру I, его создателю. Но все-таки мы говорим, что это град святого Петра, потому что небесным покровителем Петра I был святой апостол Петр.

Та же самая логика с нашим любимым городом – столицей Сибири. Так как небесным покровителем цесаревича, а затем императора Николая Александровича, был святитель Николай Чудотворец, то и покровителем города Новониколаевска стал этот святой. В этом плане нам, можно сказать, повезло. Потому что основатель Петербурга, наш первый император, – не святой. А наш последний император – канонизированный святой Русской Православной Церкви.

Поэтому у нашего счастливого города целых два небесных покровителя: святитель Николай, в честь которого город освящался и задумывался, и тот человек, благодаря которому он во многом развился. Потому что Николай Александрович особенно занимался железными дорогами по поручению своего отца. А мы знаем, насколько для Новосибирска важна железная дорога. Очень символично, что рядом с ней, на окраине территории Александро-Невского собора, сейчас стоит памятник Николаю Александровичу и цесаревичу Алексею.

Естественно, если есть памятник Николаю Александровичу, то нашим православным жителям очень хотелось, чтобы был памятник покровителю города – любимому всеми святому, о котором мы в наших передачах немало говорили. У нас есть и Никольская часовня – символ нашего города, которая ранее считалась географическим центром Российской империи. У нас есть и придел в Вознесенском соборе, и отдельные приходы, раскинутые по всей епархии, в честь этого удивительного святого.

Его память мы отмечаем как весной, так и зимой. Знаем, что день его памяти тесно связан с традицией дарить подарки на Рождество Христово. Поэтому, думаю, глубоко погружаться в значение личности святителя Николая не стоит. А поблагодарить нужно тех людей, благодаря которым появление памятника стало возможным: Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, представителей нашей власти, органов управления, спонсоров.

Долго выбиралось место, и, в конечном итоге, при согласовании со всеми соответствующими структурами, было принято решение украсить еще одним памятником наш Нарымский сквер. У нас уже есть там памятник святым Петру и Февронии – покровителям семейного счастья. У нас есть замечательная традиция: православные выходят на молодежный крестный ход от Александро-Невского собора и идут не к Вознесенскому собору, а именно к этому памятнику.

Теперь с другой стороны, с улицы Гоголя, спуск к Нарымскому скверу украшает прекрасный 3,5–метровый памятник, необычный в архитектурном исполнении. Потому что мы привыкли, что святитель Николай изображается в митре (либо без митры), как седенький дедушка, по пояс, в своем епископском святительском облачении. Здесь взят достаточно необычный образ (как он изображался зачастую в древности): в левой руке он держит православный храм, а в правой – меч, как защитник веры православной.

Мне помнится, когда только обсуждались эти вопросы об установке памятника, у очень многих людей (и у художественного совета нашего города) возникали вопросы: «Зачем же все-таки меч? Мы разве собрались с кем-то воевать?» Посмотрите, как все промыслительно у нашего Господа и Владыки. Мы тогда еще не знали, что ждет нашу страну, наш братский многострадальный украинский народ. А теперь святитель Николай как будто поддерживает, подбадривает нас, напоминая о том, что православие хоть и проповедует незлобие, смирение, послушание другим, отрицание собственной воли в пользу другого человека, но в то же время мы не беззубые, не слабаки, если нам нужно защищать свою веру.

Есть предание, связанное с хулителем православной веры Арием, возглавлявшем крупную секту, одну из первых в христианстве. Святитель Николай на Вселенском соборе не мог слушать его богохульные речи и заушил (то есть дал пощечину) богохульника. Часто это вспоминается в плане того, что не всегда приходится молчать. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, иногда нужно освятить руку ударом, чтобы запретить хулу.

Мы видим, как много сейчас страшного, мерзкого, грязного происходит в мире. Поэтому нет ничего удивительного, что добро и истина возвышают не только кротость и смирение, но и меч. Сам Христос сказал: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Он, конечно, не имел в виду меч войны, а тот раздор, который и сейчас происходит в геополитическом пространстве. Что ты выберешь? Если ты выбираешь Христа, то выбираешь соответствующие ценности и образ жизни. Невозможно считать себя верующим человеком, но при этом угождать земному, угождать сатане, который разделяет людей, запутывает их, уводит максимально далеко от образа Божьего, что мы уже и видим.

Какой разгул разнузданности происходит сейчас в западных странах! Мы – живые свидетели истории. Что происходит? Совсем малое количество стран – Россия, Беларусь, Венгрия – старается отстоять ценности, которые для них святы. А все остальные государства уже готовы сдаться: «Будет у нас пятьдесят гендеров, будет вместе с крестным ходом проходить гей-парадом по главной площади – ну и что? Нужно быть терпимыми, всех любить, быть толерантными».

К сожалению, все забывают о том, что толерантность – это медицинский термин, который означает терпимость к яду. Не всегда нужно быть уступчивыми, вежливыми, внимательными. Так можно дойти до маразма. Бьют люди друг друга – а мы должны быть терпимыми, никому не мешать. Украдут у кого-то сумочку – а мы должны промолчать. Это же право вора совершить свое правонарушение, ему сумка нужнее. Пусть его судит суд.

У нас сейчас в школе этому учат. Учебник «Основы светской этики», седьмая страница: «Что такое добро и что такое зло – каждый человек определяет для себя сам». А потом удивляемся, что вырастают разбойники, хулители, грабители. Мы это заложили в мозги своих детей. «Православную культуру преподавать? Упаси Господь! Это же придет батюшка из церкви в школу, будет проповедовать, поведет детей в храм, заставит всех креститься и молиться. Какой кошмар!»

Есть замечательное рассуждение в тему. У нас в тюрьме, может быть, не все книги можно найти, но Библию там бесплатно предоставляют. Почти каждый осужденный имеет возможность внимательно ее прочитать и что-то в своей жизни поменять. В тюрьме запросто можно получить Библию, а в школу Библию принести невозможно, потому что это светская школа. Так, может, лучше в школе читать Библию, чтобы потом не читать ее в тюрьме? Я всегда это рассуждение поддерживаю, потому что все надо начинать с начала.

Почему сейчас так важно говорить о духовно-нравственных ценностях?  Мы этим как бы возвышаем меч и храм, которые есть на памятнике святителя Николая. Потому что, не занимаясь сейчас противодействиям злу и не воспитывая в традиционных духовно-нравственных ценностях подрастающее поколение, мы лишаем себя будущего.

Но, слава Богу, у нас есть будущее. Я уверен, что большинство наших телезрителей поддерживают нас и решения вышестоящего начальства (как церковного, так и светского). Ведь мы в православных храмах за каждой Божественной литургией молимся о мудрости для наших правителей, о стойкости и крепости Православной Церкви. И, конечно, надеемся, что милосердный Господь, проведя нас через это страшное горнило войны, обязательно даст исправление нашим душам, нашей жизни.

Радость, которую новосибирцы испытывают сейчас в связи с празднованием дня рождения своего города, обязательно потом будет всенародной. Мелкие праздники тоже, конечно, важны, но заметьте, как нас объединяют глобальные праздники. Да, есть дни города, дни рождения, а бывает, мы устраиваем какие-то юбилеи или профессиональные дни. Но как вся страна поднимается 9 мая! Какой бурной рекой течет народное шествие Бессмертного полка! Какой уже незыблемой традицией являются парады! Я уверен, что окончанием всего будет победа правды и истины – всенародное (причем не только в рамках Российской Федерации) торжество правды жизни.

Мы читали библейскую историю. Много раз бывало, что Господь наводил порядок в человеческом мире, в котором каждый раз человек стремился прислушаться к страсти, к своей немощи, и ему было очень тяжело возобновить праведную жизнь. Господь каждый раз помогал, порой самыми радикальными методами. Вспомним всемирный потом, Содом и Гоморру.

Будем надеяться, что для нас это не кончится так критично, и все-таки восстанет Русская земля, русский народ. За нами будущее не только как державы, самобытной нации, но и как православного верующего народа, могущего вести за собой более робких своих товарищей. Они тоже разделяют наши ценности и поведенческие стереотипы, которые, в конечном итоге, служат на благо всему человечеству. Эти ценности – семья, продолжение рода, правильная жизнь, когда человек живет не по лжи (цитирую классика), а старается следовать правде и истине. А правда и истина – это Христос.

– Лето, праздничные дни, а по церковному календарю – время поста, ограничений, молитвы. Когда наступает Рождественский пост – цель ясна. В Великий пост цель – Пасха. Какова значимость Петровского поста?

– Мы только что с Вами говорили о духовно-нравственных ценностях. Пришла пора порассуждать об этом подробно. У многих людей, особенно после Указа нашего президента № 809, возникает острая необходимость выказывать всяческое уважение духовно-нравственным ценностям, но они очень слабо себе представляют, о чем идет речь. В представлении многих появляются наша любимая балалайка и матрешка, что-то связанное в Церковью, русское народное. Наверное, это и есть наши ценности?

Если мы православные христиане, то какие ценности мы будем отстаивать? Ценности нашей православной веры. Вера – это не образ мысли (философия), а образ жизни. Наши предки однозначно согласились бы с этим. Потому что весь их образ жизни строился исключительно вокруг Церкви. Люди приходили на новое место, сначала строили церковь, а только потом строили себе дома вокруг, а не наоборот.

Церковь всегда была духовным остовом для человека. Она была первостепенной и первоочередной. Следовательно, Бог в жизни семьи тоже занимал важное место. Я говорю не только об утренних и вечерних молитвах, перед едой и после еды, не только о семейных походах в храм. Я говорю, в частности, об исполнении церковных традиций. И одна из таких традиций – это аскеза, духовные упражнения.

А духовная жизнь многогранна. Для того чтобы спортсмену содержать себя в форме, ему необходимо исполнять целый спектр каких-то условий. Это правильное питание, режим сна, обязательные ежедневные тренировки. Он знает, что из этих моментов состоит в целом его физическая форма.

У православного христианина его духовная форма тоже состоит из ряда аспектов. Это молитва – личное общение с Богом, постоянное участие в богослужении, регулярное посещение храма, участие в церковных таинствах. Это сопричастность Священному Преданию через чтение Священного Писания, писаний святых отцов, учителей Церкви, современных проповедей, которые записаны.

И, конечно, одна из важнейших составляющих в духовной жизни – это работа над своими страстями, греховными слабостями, которые опутывают нас, как пелена, и действуют по примеру паука. Сначала расслабляют нас, заматывают в кокон, а потом нас уже очень легко съесть. И поэтому задача человека – заметить, что его опутывает греховная паутина, и разорвать ее, освободившись от этих пут. Тем более что однажды в таинстве Крещения мы уже пообещали Богу, что становимся не рабами греха, не служителями сатаны, а служителями свободы. Мы называем себя рабами Божиими. А если я раб Божий, значит, я больше ничей раб. И поэтому мне не подобает быть рабом собственной страсти.

Но в том и проблема, что бороться со страстью чрезвычайно тяжело. И как спортсмен понимает, что если он не занимается, не питается и плохо спит, у него теряется форма, так и мы понимаем, что если мы поддаемся действию своей страсти, то оказываемся не в духовной форме. Мы должны быть воинами Христовыми, а воины, как известно, всегда бодрствуют на войне. Если воин будет храпеть, его запросто смогут убить. И если воин будет постоянно кушать, он от тяжести своей не сможет быстро побежать, когда того будет требовать приказ командира.

То же самое мы переносим и на духовную жизнь. Конечно, я вас понимаю. Вопросы к Апостольскому посту есть не только у нецерковных людей, но и у глубоко церковных. Пост перед Рождеством, Пасхой – это понятно. Это великие праздники, и мы готовимся к ним, соблюдая пост. Это средство, а не цель.

А я предложу вам поменять тактику и рассмотреть пост не как средство, а как цель. Для чего он нам нужен? Если я пощусь, что это означает? Как правило, человек понимает пост как диету: я перестану есть то-то и то-то и сброшу несколько килограммов. Это, конечно, не пост и даже не диета. Но когда человек сознательно стремится соблюсти пост как цель, это значит, что он для чего-то ему нужен.

Христианин понимает, что пост – это не конечная цель, впереди будет праздник. И мы постимся для того, чтобы правильно встретить праздник. И вроде как эта логика немного нарушается, ведь день Петра и Павла – не великий двунадесятый праздник, не такое уж торжество. Мы особо чтим Богородицу, а не апостолов, пусть даже первоверховных. Хотя, конечно, этот праздник отличается от остальных по своей торжественности после поста, какой-то особой радости.

Что это значит? Почему возник пост летом? Да, церковные историки вам могут рассказать о том, что изначально его не было и люди постились Великим постом. А когда люди поняли, что не все постятся Великим постом и у многих не получается это делать, был создан дополнительный, как бы запасной пост именно для тех, кто не смог поститься в Святую Четыредесятницу.

Но это было бы не по-христиански, когда кто-то мучается, а кто-то радуется. Поэтому, понимая, что есть люди, которые воздерживаются в пище потому, что не смогли в свое время это правило соблюсти, со временем и все православные христиане в знак солидарности, сопричастности и исполнения заповеди Спасителя друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2) стали тоже держать этот пост.

Этот пост особенный, меняется по времени, в отличие от Великого, Рождественского или Успенского поста. Его продолжительность плотно зависит от Пасхи. Потому что от даты Пасхи зависит праздник Троицы. И именно от Троицы мы высчитываем количество дней до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов. Бывает, что он составляет две недели, а бывает, как в этом году (что особенно вызывает у некоторых ропот), – аж целый месяц: с 12 июня по 12 июля.

«Как так?» – говорят люди. «Лето, жарко, мы уезжаем в отпуска, на дачи, хотим пожарить шашлыки, перед купанием или после него накормить детей мороженым, нам очень хочется отдохнуть. Зачем Церковь заставляет нас опять поститься?» Именно на это я обратил внимание – для чего нам пост?

Во-первых, есть традиционные предпосылки. Сейчас нам, живущим в бетонных коробках с холодильниками, очень просто: мы мясо едим круглый год. А наши предки холодильников в избах не имели. Поэтому летом сокращалось количество употребляемого мяса. Все мясо оставляли на позднее зимнее время, когда тушу можно было разделать, вывесить на улицу на мороз и питаться ей не одну неделю. А летом, естественно, это мясо очень быстро пропало бы.

Более того, условия и образ жизни людей позволяли не испытывать трудностей из-за отсутствия мяса, потому что люди ловили рыбу, собирали грибы, ягоды. И у наших прапрадедушек и бабушек таких горьких сложностей, как у нас, не возникало.

Если исходить из другой традиции (не бытовой и культурной, а именно религиозно-духовной), здесь тоже есть свое объяснение. Все-таки лето – это действительно время для отдыха, расслабления, в которое мы зачастую стараемся отстраниться от нелюбимой работы, от неприятных моментов в жизни. Мы хотим расслабиться: полежать и позагорать на солнышке, повозиться в любимом огороде или просто уехать искупаться куда-нибудь.

Вместе с этим расслаблением тела очень важно до конца не расслабить душу. Потому что воин Христов должен быть во всеоружии всегда. А нам подсознательно хочется сказать: «Да успею еще сходить в храм». И мы видим результат: как только в мае наступает хорошая погода – наши храмы пустеют.

– Это заметно после праздника Троицы.

– Это заметно уже в праздник Пасхи. Как только Пасха проходит – люди уже уезжают на дачи высаживать первые саженцы, и самые стойкие дожидаются Троицы. Но как только получили благословение от Церкви, помянули своих усопших сродников, освятили красивые букеты в церкви, они сразу же отправляются по своим земным делам. И мы видим, как человеку уже тяжело соблюсти ту многовековую традицию, которую сохранял наш русский народ всегда: шесть дней делай, а седьмой день посвяти Богу твоему.

Как мы говорим? «Старушку вывезли на дачу, она там одна – как она доберется до храма?» Или: «Мы всей семьей уехали, я все дни работаю, у меня только есть суббота и воскресенье выходные. Два дня и так мало, куда уж тут всю семью везти в храм?»

– Дача является уважительной причиной?

– Я не могу это комментировать ни как священник, ни как представитель Церкви. Что значит уважительная причина или нет? Ведь хозяин в церкви не архиерей и не священник, а Сам Бог, и это Ему решать. Он видит сердце человеческое.

Если человек был на даче, но не на своей, а помогал одинокой старушке привести в порядок заросший травой участок в шесть соток – это доброе дело или нет?

– Но это редкость.

– А если он на своей даче был, но жарил шашлыки, потому что соскучился по ним (в прошлый раз шашлыки были всего два дня назад), – это грех или не грех? Как здесь разобраться? В наших сердцах разбирается только Всевидящий Господь, а мы можем лишь рекомендовать людям не забывать о Боге. И даже если действительно нет возможности выбраться в храм, нужно помнить о двух вещах. Во-первых, религиозная жизнь не останавливается. Ты берешь с собой иконы и молишься перед ними на даче. А во-вторых, есть Евангелие, которое ты можешь почитать.

Сейчас есть не просто книги, а аудиокниги духовной тематики. Можно вставить в уши наушники и идти с газонокосилкой или тяпкой, спокойно слушая святоотеческие наставления и посвящая этот день Богу. Я уж молчу о том, что даже на даче можно найти время и место для добрых дел, помогая соседям и родным. Нельзя убежать от воскресного дня даже на самую далекую дачу на краю левого берега Новосибирска. Этот воскресный день должен догнать тебя везде, где бы ты ни был.

А с другой стороны, прихожане очень часто забывают о том, что они являются главными содержателями наших храмов. Церковь в нашей стране отделена от государства, и оно не содержит Церковь. И как только уменьшается поток прихожан, уменьшаются, к сожалению, и средства для содержания храма. А мы продолжаем платить ЖКХ за воду, электричество. Сотрудники, которые остаются в храмах (певчие, пономари, свечницы, сторожа, уборщицы), тоже имеют семьи, им надо как-то выживать.

Я уже молчу о том, что каждый раз что-то ломается, протекают крыши, необходимо покупать что-то новое для храма. И если человек уезжает надолго, он должен не забывать о том, что на нем лежит большая ответственность за его храм, куда он регулярно ходит. Можно перечислить деньги на карту или оставить какую-то сумму пожертвования, привести продукты для местной трапезы. Все это позволяет храму меньше почувствовать отсутствие этого человека.

Тем более что духом и душой человек остается в храме. Если мы едим его продукты, благодаря его деньгам оплачиваем налоги государству, мы чувствуем, что он ни нас, ни Бога не забыл. Поэтому желаю всем нам воспринять Петров пост со смирением и кротостью, понимая всю его острую необходимость, чтобы нам работать со своими страстями и слабостями.

И дело вовсе не в мороженом, без которого мы можем обойтись, и не в мясе (потому что можно и рыбный шашлык пожарить), а в нашей работе над собой. Работая над собой, помня о том, что мы христиане (следовательно, имеем не только права перед Богом, но и обязанности), стараемся внутренне собрать себя в этот прекрасный летний период расслабления. И даже отдыхая телом на наших замечательных дачах, не будем забывать о том, что душой мы должны бодрствовать и всегда помнить о нашем Боге, Который есть наш Творец, Создатель, Своим Промыслом держит весь мир и конкретно каждого человека, посвятившего себя Ему.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 марта: 05:30
  • Суббота, 09 марта: 09:05
  • Среда, 13 марта: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать