Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

15 марта 2023 г.

Отец Александр, Великий пост продолжается, и многие задаются вопросом, что можно делать в пост, а чего нельзя. Что главное должно произойти с человеком в Великий пост?

– У нас очень много людей, которые только знакомятся с церковной жизнью, вполне возможно, среди них и наши телезрители. Кто-то впервые собирается поститься, а кто-то впервые собирается осознанно поститься. И действительно, человек задается вопросом: «А что мне делать? Объясните, напишите, как я должен поститься. Где та шпаргалка?» К сожалению или к счастью, универсальной шпаргалки не существует. Мы знаем о традиции поста, которая имеет глубокое, древнее начало. Собственно, заповедь поста дана людям с самого начала существования человека. Ведь, создав Адама, а затем и его помощницу Еву, Господь поселил их в Эдемском саду, разрешив делать все, кроме одного: вкушать плоды с древа познания добра и зла. А если есть заповедь запрета, это заповедь поста. Как мы видим, первые люди не справились с этой задачей.

И до сих пор каждый человек, даже самый воцерковленный, самый внимательный к своей душе, прекрасно испытывает это на себе: в первый день поста нам кажется, что можем горы свернуть, мы служим, вдохновенно молимся утром и вечером, кто-то первые три дня ничего не ест, кто-то ест пищу без масла. Достаточно пережить день или два, начинают болеть мышцы после земных поклонов, гудит желудок, который внезапно пересадили на постную, не очень вкусную и редкую пищу. Человек начинает сдаваться: оказывается, мы не владыки над всем миром, мы даже не хозяева своему собственному желудку, который порой может нас заставить выпить или съесть именно то, что нам захотелось.

До грехопадения человек был устроен гармонично, дух, душа и тело были между собой в иерархии: тело слушалось душу, душа – духа. А дух находился в прямой и тесной взаимосвязи с Богом, в гармонии, человеку было хорошо, приятно и спокойно. Как только человек нарушил заповедь Бога, он нарушил эту связь – дух перестал быть связан с Богом, стал слушаться душу. Все перевернулось. Душа схватилась за тело, а телу это очень понравилось. Мы говорили на прошлой передаче, что теперь телу нравится есть, спать, наслаждаться, блаженствовать, отдыхать.

Сидит человек дома, и ему приходит мысль: «Может, в храм сходить, свечу поставить, на исповеди давно не был…» Это дух пытается заговорить с человеком. А когда мы слышим второй голос, то это наша душа включается: «Мы в кино давно не были, там новый вышел фильм, не были давно в театре, пойдемте в театр!» А тело говорит: «Я хочу спать!» И вот что будет делать человек? Ответ очень простой: даже если он пойдет в театр или храм, он будет изо всех сил зевать, потому что тело так сказало и приказало. И мы зачастую всю жизнь бегаем вокруг нашего тела, пытаясь удовлетворить его потребности: вкусной едой, услаждением взора, обоняния, осязания. Недаром мы перечисляем все эти чувства как те моменты, которыми можем согрешить. Потому что зачастую человек тянется не к спасительному свету Бога, а к тому, что призывает забыть о Нем. То есть эту зябкую дыру в душе чем-то надо заполнить… Каин, убив своего брата, ушел от своей семьи и огородился, создав первый город. Уже он и его потомки стали находить полезные ископаемые, изготавливать инструменты, музыкальные инструменты, женщины стали пользоваться косметикой. Человек придумал все это, чтобы как можно меньше думать о Боге, как можно меньше подвергаться самоосуждению за неправильную жизнь.

Прошли тысячи и тысячи лет, но ничего не меняется: человек по-прежнему с детства привыкает следовать зову не своего сердца и души, а тела. И в погоне за этим он услаждает свое чрево, имеет какие-то амбиции. Мы видим, что наши дети, полностью копируя своих родителей, гонятся за телефонами, за богатым образом жизни, хотят быть крутыми, значимыми, подчеркивая то, в чем воспитывается поколение из раза в раз.

Слава Богу, что сейчас в нашей стране стала активно затрагиваться эта тема с самого высшего уровня: Указ Президента № 809 говорит о духовно-нравственном облике человека и о том, что наши традиционные ценности должны воспитывать нравственность в наших людях. Когда мы говорим о дальнейших решениях правительства, политиков, видим, слава Богу, что мы начинаем возвращаться к истокам и культурным корням.

Мы везде слышим музыку, человек едет в машине, ходит по торговому центру, в ушах наушники. Почему? Потому, что человеку очень тяжело находиться одному; как только он находится в тишине, начинает задумываться о себе, о своем будущем, начинает просыпаться голос совести, который порой совсем нерадостно слышать. Он обличает нас, говорит, в чем мы не правы. Когда, как не постом поговорить со своей совестью? Отринуть внешнее, вырваться из пучины страстей. Есть такая духовная красивая песня: «Житейское море играет волнами». Красиво сравнивается наш житейский мир, находящийся за церковной оградой, с бушующим морем, которое волнами накрывает нас своей суетой. Надо работать и работать, навести порядок везде, надо накормить мужа, детей, надо в гости сходить. Одно за другим, а жизнь-то не вечная, наша земная жизнь имеет свое окончание: смерть неминуемо наступит для каждого из нас. А на эту тему мы стараемся вообще не разговаривать: не принято касаться темы смерти. А христианин, наоборот, должен каждый день думать о смерти, должен быть готов к ней. Как постом не взяться наконец-то за самого себя? Поставить себе диагноз: да, слабый тут, немощен здесь, буду работать над собой…

Отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что каких-то четких правил не ждите. Они написаны на любом православном сайте, причем там прочитаете, что нельзя вкушать мясо, рыбные и молочные продукты. Стараемся много не есть, не есть вкусного, стараемся избавиться от праздности, то есть от развлечений, суетной и пустой жизни и времяпрепровождения, которые не приводят нас к пользе. Занимаемся чем-то полезным, активно молимся в храме и дома, работаем над своими духовными немощами и слабостями. Это красиво звучит, а попробуй на деле, когда не молился никогда, встать на молитву. Это одно из самых тяжелых дел! Только встал, заболели ноги, руки, спина, голова. Пришли пятьдесят уведомлений на телефон, позвонила подруга детства, зашла соседка за солью, тут же дети прибежали: «Поиграй с нами, нам скучно, грустно!» Вот такое дело молитвы! А уж тем более дело поста; только начал поститься, у одного соседа юбилей, у этого коллеги день рождения, здесь родственники пригласили на свадьбу, здесь нужно отметить какой-то праздник.

Кто-то активно заставляет других людей поститься вместе с собой: «Я пощусь, а вы все неправильно живете. Где мой вегетарианский салат?» Кто-то старается промолчать и тоже поступает правильно, потому что своей любовью покрывает слабость другого; ну, не знал человек, что у тебя пост, приготовил тебе вкусное мясо, надо его съесть и поблагодарить: «Спасибо тебе огромное, столько потратил сил, вкусно получилось!» Но это не значит, что, единожды съев в гостях мясо, мы можем прийти домой и наконец-то достать из морозилки пельмени. Мы не перечеркиваем свое будущее, а идем дальше. В этом и заключается дело поста. Поэтому универсального рецепта, наверное, не даст ни один святой, ни одна книга, ни один священник. Человек должен подумать, поставить сам себе диагноз и разобраться, где его слабые места, какие точки своей духовной жизни он будет исправлять, от каких любимых продуктов и яств откажется, какие добрые дела будет делать и для кого. Ведь из всего этого складывается та жизнь, которую мы называем добродетельной, святой, когда мы стремимся исполнять Божии заповеди, воздерживаться, деятельно дарить свою любовь ближним.

– Во время Великого поста изменяется ход богослужений. Выделяется особое время и для поминовения усопших: вторая, третья, четвертая субботы родительские. Сегодня первая из них.

– Совершенно верно, я только что сказал о заповеди любви к ближнему. Господь неоднократно это подчеркивает. Прямо перед постом мы слышали от Него напоминание в Евангелии; когда будет Страшный суд, люди не услышат от Него вопроса: «Сколько причащался, как часто бывал в храме, сколько сделал земных поклонов, сколько у тебя в доме стоит иконок, сколько посетил святых мест?» Вместо этого мы услышим нечто необычное: «Был в больнице, и вы посетили Меня, голодный был, и вы накормили Меня, пить хотел, и вы дали Мне воды». Люди спросят, и грешники, и праведники: «Когда, Господи, мы Тебя видели голодным, больным, в темнице?» И Он ответит: «Все, что сделали одному из малых сих, Мне сделали». И недаром это Евангелие читается перед постом. Оно раз за разом напоминает нам, что мы не должны надевать сугубо специальные постные одежды, посыпать голову пеплом, делать хмурое лицо или грустное выражение. Господь говорит: не надо, чтобы кто-то знал о том, что у вас пост, пусть никто и не заметит этой перемены в вас. Пусть перемену заметят в вашей душе, в вашем поведении, словах.

Помимо личной работы над собой чрезвычайно важно делать постом добрые дела по отношению к другим людям. Какие, тоже надо подумать самим, где-то нужно рассуждать, а где-то все очевидно: можно пожертвование кому-то оставить, с кем-то поговорить, посидеть с чьими-то детьми, отпустить молодых родителей побыть друг с другом, сделать  важные дела. Может, кто-то может посидеть с больным человеком, с пожилым пообщаться, которому одиноко. Может быть, кто-то возьмет попечение о бездомных животных или людях. Длинный список. У нас есть миллионы шансов каждый день совершать добрые дела. Каждый раз мы выбираем, сделать это или нет.

Но это мы говорим по отношению к живым людям, которые окружают нас. А есть еще усопшие, которых мы знали, помнили. Кого-то мы не знали, но они являются нашими предками. Мы должны проявлять к ним любовь особой молитвой, особым поминовением в церкви и дома. Поэтому Великим постом один субботний день мы выделяем на добрые дела по отношению к нашим усопшим сродникам, ближним и дальним, от века почившим православным христианам. Когда мы приходим в храм для совершения заупокойного богослужения, панихиды. 

Сейчас очень много непонятных традиций, связанных с панихидой. Порой от храмовых сотрудников, знающих бабушек можно услышать, что обязательно нести хлеб, печенье, конфеты. Тот, кто приносит такой набор, слабо задумывается о том, что потом происходит с этими продуктами. Все это потом складируется в одно большое место и разделяется между сотрудниками храма, священнослужителями, нуждающимися людьми. Очень грустно, когда приходится гоняться за людьми и отдавать им десятую булку хлеба, когда люди говорят: «Нам не нужно уже. Мы не едим много хлеба». Люди зачастую приносят что-то ради галочки, потому, что «так принято», «моя мама заворачивала два яичка, конфету». Так это было в то время, когда есть было нечего. В 90-е годы любой человек бы обрадовался двум яичкам и спичечному коробку с солью. Но мы живем с вами в современном мире и понимаем, что немножечко наивно класть на панихиду то, что сами бы мы есть отказались: самое дешевое печенье, черствый хлеб. Очень часто люди приносят что-то испорченное или просроченное. Дома уже не пригодилось, а «вот в храме полежит».

– Это уже не жертва получается.

– Это происходит из-за непонимания. Люди приносят просто потому, что приносят. Это жертва. Жертва Богу и храму. Это форма поддержки, материальной в том числе. Храмы зачастую не могут содержать на полноценных зарплатах своих людей, обычно люди получают сущие копейки. Поэтому в такие дни они получают, так скажем, зарплату натурой. Они могут отнести домой какой-нибудь пакетик с крупой, который еще будет неделю кормить домочадцев. Они могут спасти многодетную семью, которая сейчас испытывает проблемы. Они могут быть в помощь в посте сотрудникам храма, которые тоже нуждаются в этой поддержке.

Поэтому каждый раз, когда у меня спрашивают, что принести на панихиду, я спрашиваю: «А что любил ваш усопший? Вспомните». Вы же приносите за конкретного человека, вспомните, что он любил есть. Может, это будет килька в томате, вафли шоколадные или какая-нибудь сладкая конфета. Не так важно. Но вы сделаете этот набор в память о нем. Можно прямо в этот пакетик положить записку: о ком. Я совсем недавно видел, и мне было очень приятно, что кто-то прямо фломастером на коробке конфет написал: об упокоении Сергия. И я, вынимая оттуда конфету, каждый раз молился об упокоении этого человека. Именно для этого панихида и задумана.

Почему на похоронах часто раздавали платки? Потому, что платок – весьма важная и полезная вещь. Им и голову можно покрыть, как часто нам советуют. Говорят, что женщина должна обязательно быть с покрытой головой. Не знают, что речь идет только о замужних женщинах, только о помещении в храме. Если мы находимся в студии, вам необязательно носить головной убор. Люди зачастую не знают об этом. Поэтому следуют каким-то воспоминаниям из детства либо традициям, о которых говорят.

Мы сегодня с вами развенчиваем миф о панихиде. Необязательно должен быть хлеб и печенье. Это должно быть что-то такое, что порадует человека, который с огромным удовольствием будет потом молиться за вашего усопшего сродника. Я не говорю о том, что это обязательно должны быть дорогие продукты, самые редкие. Это может быть мелочь, которая порадует ребенка, и его детская молитва Богу за вашего сродника будет гораздо лучше, чем молитва взрослого, серьезного, постящегося человека. Впереди еще не одна родительская суббота, когда мы имеем возможность посетить храм и раздать милостыню. Это могут быть и книжки, и что-то мелкое, но полезное. Например, наушники. Необязательно следовать строго форме, важно понимать – зачем.

– Великим постом можно приносить непостные продукты?

– Очень хороший вопрос. Здесь важно не смутить человека. Естественно, если это, условно говоря, тушенка в банке, то ничего страшного. Есть люди, которые занимаются тяжелым физическим трудом. Есть студенты. Есть и те, кто путешествует, кто по болезни обязан есть много белка, например. Тогда такие продукты попадут к ним. Конечно, если это будет сильно пахнущий мясной продукт или молочный, то это может смутить наших близких. Поэтому такие продукты можно в церковь не нести, а отдать напрямую тем, кто в них нуждается. Это тоже форма милостыни. Если мы знаем, что человек верующий, можно попросить его помолиться об усопших сродниках. Если неверующий, пусть просто добрым словом вспомнит, что были такие замечательные люди. Мы можем что-нибудь о них рассказать, привести какой-то пример – это будет форма милостыни и форма нашей любви по отношению к усопшим сродникам.

Здорово бывает в эти дни посетить кладбище. Но важнее посетить храм, постоять хоть на самой короткой службе: на литии вечером или на панихиде утром. И помолиться вместе со всей Церковью обо всех наших усопших сродниках, потому что никакие наши действия (уход за могилой, воспоминания) не принесут им столько пользы и добра, как искренняя молитва. Человек уже находится в том месте, где невозможно ему ничего сделать. Его вечная душа ждет теперь решения, где она окажется на Страшном суде Христом: слева или справа от Христа Спасителя. Мы можем помочь нашим близким усопшим сродникам нашей молитвой. Это главное, что человек может сделать в память о своем усопшем сроднике.

– Мы уже начали говорить о том, что ход богослужений во время Великого поста изменяется. По средам и пятницам служится не обычная литургия, к которой мы привыкли, а литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее своеобразие и отличие?

– Литургия Преждеосвященных Даров – это особое великопостное богослужение (очень рекомендую братьям и сестрам во Христе посетить ближайший храм в свободное и удобное время). Кто бывает на нем впервые, очень надолго запоминает, потому что оно не очень похоже на привычную нам Божественную литургию. Это вечернее богослужение, в которое добавляются знакомые нам элементы литургии. И совершается причащение. Вообще по церковному уставу литургия совершается вечером, но так как современному человеку очень трудно ничего не есть до самого вечера, в наших храмах обычно оно совершается утром.

Есть множество храмов, где особым распоряжением священноначалия с благословения правящих архиереев богослужение совершается и вечером. Это может быть удобно, например, для людей работающих.

Эта служба значима тем, что мы делаем это для подкрепления наших телесных и душевных сил. Дело в том, что человеку трудно поститься по своему человеческому естеству. Мы все время вспоминаем, как вкусно нас накормили в гостях. Или думаем: «В  кино бы…» Когда мы внимательно к себе относимся, то не можем не понимать, насколько нам помогает благодать Божья. И каждый раз, когда приступаем к Причастию, тем более среди недели, в будний день, мы даем себе возможность соединиться с Самим Христом, получаем больше сил. У нас появляется больше терпения, появляется смирение, которого очень не хватает в нашей рядовой жизни. И совершенно иначе чувствуется Великий пост.

Литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться до самой последней седмицы нашего поста и в первые три дня на Страстной седмице. У нас есть еще много шансов познакомиться с этим богослужением и испытать на себе удивительную милость Божию, возможность соединения со Христом.

– Каковы особенности второй недели Великого поста?

– Завтра воскресенье – память святителя Григория Паламы. Этот святой удивителен тем, что был из очень знатной семьи. С самого детства он был приближен к императору и будущему императору, с которым имел очень дружественные отношения, насколько тогда это позволяли протокол и субординация. В силу своего социального положения он получил наилучшее и качественнейшее гуманитарное образование. Он изучал не только логику, философию, разные языки. Что интересно, человек в итоге оказался знаком с монахами с Афона и избрал для себя жизнь духовную, монашескую.

Обратите внимание, это не из серии: «не читал, но осуждаю». Сначала человек выучился всему, а потом избрал монашество. Это для нас тоже важный урок. Мол, можно не учиться, школу не оканчивать, в институте не учиться, Бог и так примет; апостолы были рыбаками. Нет. Если Господь что-то дает, ты должен это по силам своим понести. Если есть возможность повышать свое самообразование, обязательно это делай. Это пригодится.

История с Григорием это подтвердила… Великий ученый того времени – Варлаам Калабрийский стал высмеивать учения монахов о том, что, будучи серьезно заняты духовной жизнью, они могут достигать явных плодов благодати Божьей вплоть до созерцания Бога. Стал высмеивать какие-то важные догматические церковные вещи. И только благодаря значительному гуманитарному образованию, которое пришлось вспомнить, святитель Григорий написал много научных трактатов в ответ этому ученому деятелю. В конце концов все закончилось Собором, на котором церковная власть приняла решение осудить учение Варлаама. А учение Григория Паламы о Божественном свете, том самом Фаворском свете, который светит от Господа, учение о природе этого Света, а также о Сущности Божией стали частью нашей церковной сокровищницы.

Мы особенно вспоминаем память этого дивного угодника Божьего, какую пользу он принес для церковной науки и нашей с вами духовной жизни. Что это означает? Что мы тоже можем видеть Христа и следовать за Ним.

Ведущая Инесса Титова

Записали Ольга Седенкова и Анастасия Гергель

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать