Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

14 июня 2023 г.

– Церковь дает людям утешение, надежду и радость. Завтра, в первую неделю после Пятидесятницы, любимый в народе и радостный праздник – день всех святых. Мы будем вспоминать людей, угодивших своей жизнью Богу, которые сейчас стоят у Престола Божьего и молятся о нас. А некоторые из них еще при своей земной жизни получили от Бога возможность чудотворения, помощи людям.

 – Да, Вы правы, это удивительный день, когда именинник – любой человек, потому что мы вспоминаем не какого-то конкретного святого. Мы завершаем Цветную Триодь, по которой совершалось богослужение от пасхальных дней, определенной логикой. У нас эта Неделя – всех святых, а следующая, узко направленная, посвящена памяти всех святых, в земле Русской просиявших.

Когда мы говорим о праздновании дня всех святых, то подчеркиваем понятие святости. Мы восхваляем и прославляем не отдельную личность, которая заслужила наше внимание, любовь, почтение какими-то аспектами своей биографии, а выделяем уже нечто общее, что связывает людей разного возраста, пола, социального статуса.

Ведь мы имеем множество святых с самых разных концов нашей земли. Одни родились в очень древние времена существования человечества. Кто-то родился до Рождества Христова, кто-то жил в одно время с Ним. Мы знаем множество святых, которые прожили благочестивую жизнь в Средние века или в века, которые ближе к нам. Вспоминаем новомучеников, людей святой жизни, которые буквально сто лет назад жили в тех же городах, что и мы, шествовали по тем же улицам, имели схожие проблемы.

Этот удивительный размах святости объясняется тем, что святость жизни доступна любому человеку и по сию пору. Это не нечто такое, на что мы можем только взирать с легкой грустью, вспоминая об агапах (вечерях любви) и о том, как первые христиане проводили таинство Евхаристии. Тогда было не так, как у нас сейчас, когда мы приходим утром натощак в храм, выстаиваем длинную службу. Все было иначе: люди приходили к таинству Евхаристии вечером, после работы, могли возлечь, давая отдых бренному телу, питали себя и своих братьев и сестер тем, что сами принесли. Получалось насыщенное застолье, и никакие земные проблемы не волновали человека, он мог уделить внимание горнему, небесному.

Можно вспомнить, например, о таком удивительном даре, как умение говорить на разных языках, или о пророчествах, которые были у первых христиан, когда Церковь только становилась и зарождалась как институт. Мы можем вспомнить об апостолах. Они не оставили своих прямых преемников, а поставили епископов, которые отличались от них. Сначала были апостолы, потом апостольские мужи, и вот мы уже имеем епископов, которые носят на себе апостольскую благодать, но все-таки сами апостолами не являются.

Вспоминая обо всем этом, мы можем взять для себя какой-то положительный пример, однако не стоит пытаться все это повторить. Потому что это было свойственно для того периода времени – именно так действовал и дышал Дух Святой. Со временем церковное устройство изменилось; изменилась обрядовость, отношение к каким-то вещам, появилось учение об аскетике, монашество, которого не было изначально.

Нельзя сказать, что Церковь неизменна. Безусловно, в догматических вещах она имеет жесткий остов, который не колеблется и не будет колебаться до конца времен. Но в своей живой жизни она меняется. Многие люди удивляются, например, когда узнают, что священники есть в Интернете. Но Церковь всегда была там, где люди. Когда-то такой же новостью было, что у Церкви появились телевизионные передачи и газеты. Церковь – это тоже люди.

Но когда мы говорим о святости, то видим эту самую неизменность. С древних времен существует понятие «святое», то есть это что-то отделенное от остального, нечто избранное. Есть, например, понятия «сакральное» и «профанное», то есть что-то священное и обычное. Вот эта ложка обычная, а эта – священная. Это изображение – просто картинка, а это изображение – икона. Деление на сакральное и профанное существует в Церкви.

Наша жизнь тоже может быть сакральной или профанной. Это зависит от того, как мы хотим ее прожить. Но здесь есть маленькая тонкость. Что значит «как мы хотим»? Безусловно, у нас есть душа, которая позволяет нам существовать. Она наполнена различными вопросами, проблемами, чаяниями. Конечно, в каждом человеке есть тяга к чему-то светлому, радостному. Мы – образ Божий, поэтому всегда стремимся ко благу. Нет такого человека, который не стремился бы ко благу.

Но другой разговор – понять, что для тебя благо. Мы зачастую рассуждаем как маленькие дети, которые очень буквально понимают понятие «благо». Посадите маленького ребенка, поговорите с ним по душам, спросите: «Родной, чего ты хочешь?» Он вам обязательно расскажет, что хочет большое мороженое, много денег, машину, хочет быть космонавтом, путешествовать по всей земле.

Проходят годы, ничего не меняется. Посадите перед собой молодого человека, даже старого – он вам будет говорить: «Хочется мир посмотреть, денег побольше зарабатывать, отдохнуть, на пляже полежать, чтобы не работать, вкусно покушать, выглядеть эстетично, хочется ровные зубы, лицо с соответствующим тоном».

То есть у каждого возраста свои проблемы, но чаяния примерно одни и те же. Они лежат в земной плоскости, очень примитивные и вполне достижимые, если человек потрудится, постарается приложить усилия и будет работать. И тогда источником его блага будет являться его прилежное отношение к выполняемым обязанностям, интерес к карьере и так далее.

Но есть другая плоскость, которая тоже приносит человеку благо, но отнюдь не очевидное. Очевидное благо – это когда ты пошел, поработал, тебе дали денег. А когда ты бесплатно помог человеку с переездом или посидел с чужим ребенком, не прося за это денег, – это тебе не дает материального блага. Есть риск отказаться от такого времяпрепровождения, потому что это ущемляет тебя в твоих интересах. Но в том-то и заключается христианское учение…

Если мы откроем любое Евангелие, мы все равно наткнемся на проповедь Христа. Он учит нас ставить во главу угла не себя и свои интересы, а интересы другого человека. Не родного, близкого, любимого, симпатизирующего или симпатичного нам, а любого, кто оказывается с нами рядом как ближний. Тогда вся эта система ломается. Если я хочу для себя что-то заработать, себе что-то уделить, а рядом со мной появляются люди, получается, я им должен раздавать свои материальные богатства, делиться с ними своим ресурсом времени, душевным расположением, чтобы выслушать их проблемы, поддержать, вдохновить. Для чего? Мне же в итоге будет только хуже. Я останусь без денег, времени и сил. А еще люди, когда услышат, что такой хороший человек появился, выстроятся в длинную очередь и скажут: «Давай мне, да побольше».

Многих людей смущает христианское учение именно тем, что для простого, земного мира оно видится какой-то слабостью, немощью. То есть, получается, такой человек какой-то слабак: за себя постоять не может, должен другую щеку подставлять, а если что заработал непосильным трудом – кому-то отдать. Мысли о себе он откладывает в заботе о других – разве это счастье?

Выясняется, что для многих людей, которые жили на нашей земле, это было счастьем. Об этом сейчас почему-то не принято говорить ни в школах, ни в институтах. Хотя мы видим, что наше государство предпринимает определенные меры: это «Разговоры о важном» в школах, особые классные часы в средних специальных учебных заведениях, которые, может быть, помогут наконец уйти от однобокой картины мира.

Действительно, есть огромное количество людей (их в разное время называли по-разному; может быть, людям, воспитанным в советское время, больше понравится слово «альтруист»), которые мыслят немного в другой парадигме. Даже когда советское государство огромной бюрократической машиной пыталось бороться с религией и любыми ее проявлениями, нормы нравственности сохранились. В том же движении тимуровцев, сборе макулатуры – правильные нравственные основы, которые учат ребенка думать не о себе, а как минимум о благе общества; следовательно, о благе другого человека.

Выясняется, что все-таки есть та сторона жизни, которая может давать счастье не через материальное. Когда ты счастлив не потому, что обладаешь новой машиной, техникой, можешь позволить себе все купить, а потому, что ты нужен. Ты видишь, что через тебя, твои руки совершается какое-то важное дело: воспитываются новые дети, становятся здоровыми люди. Именно поэтому, дай Бог, никогда не иссякнет тот большой человеческий интерес к профессиям, которые приносят  не столь очевидное благо для их носителей. Я говорю об учителях, медиках, многих других людях с минимальными, мизерными зарплатами и огромной ответственностью не просто за себя и этих детей, а за целое поколение, за нашу будущность, потому что они формируют дальнейшую судьбу нашей страны.

Мы почитаем в Церкви особым образом тех людей, которые нащупали в себе непреодолимое желание посвятить себя Богу. Кто такой святой человек? Это человек, который очень сильно любит Бога и старается всю свою жизнь посвящать Ему. Если нас смотрят внимательные телезрители, они могут отметить, что, в принципе, обязанность любого христианина – посвящать свою жизнь Богу. В этом и весь секрет.

Чтобы стать святым, не нужно рождаться от каких-то конкретных людей, иметь какую-то суперсилу, выпить  чудодейственный эликсир, набрать определенное количество действий (столько-то раз причастился, или столько-то храмов посетил, или в сорок храмов записки написал, или пятьдесят мощей поцеловал). Нет, достаточно просто иметь горячее желание посвятить свою жизнь Богу.

А когда я ее Богу посвящаю, это выливается из плоскости мысли в плоскость жизни: я встаю – и молюсь, ложусь – и молюсь, перед началом любого дела прошу Божьего благословения, совета, стоит мне это делать или не стоит. Смиренно принимаю все перипетии своей жизни, а не опускаю руки в унынии и не кляну весь мир за то, что мне так тяжело. Я вообще стремлюсь к изменению себя в лучшую сторону. Наверное, в этом и заключается такая большая пропасть между этими двумя понятиями: материального и нематериального блага. Потому что зачастую человек, который интересуется материальными благами, считает себя мерилом всего, он сам для себя образец, как написано в учебнике «Основы светской этики».

В 4-м классе любой школы наши дети изучают этот предмет. Их родители могут выбрать один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики»: это могут быть основы их религиозной культуры (православной, исламской, иудейской или буддизма), или основы мировых религиозных культур, или светская этика. И многие люди по привычке («светское» – «советское») выбирают именно этот предмет, даже не читая, о чем написано в учебнике. А в этом учебнике написано, что каждый человек определяет для себя сам, что такое добро, а что такое зло.

Если мы детей в этом воспитали, почему мы потом удивляемся, что он в 8-м классе ударил другого по голове, чтобы забрать «айфон»? Его же научили в 4-м классе, что для него добро – это материальные блага. Значит, можно и Раскольниковым стать, стукнуть бабушку по голове, потому что нужны деньги. Эту проблему еще Достоевский достаточно давно поднял.

Оказывается, есть принципиальная разница. Если я молодец и чудо, тогда я все для себя набираю. А если я чувствую, что я падший человек, склонный грешить, что дай мне волю – столько наговорю, гадкого сделаю, то я беру себя в узду, фактически занимаюсь самоограничением, в чем и состоит истинная свобода.

Нас сейчас отовсюду пытаются научить, что свобода – это «делать что хочешь». Но так никогда не было. Да, во дворе нам говорили мальчишки или девчонки: «Слабо тебе прыгнуть с крыши или броситься под машину?» Но мы говорили: «Ты дурак? Прости, пожалуйста, но я человек и не хочу погибать под машиной, хотя могу под нее броситься. Но не буду». И это считалось нормой.

А сейчас нам говорят: «Как? Ты не хочешь менять пол, разрезать себе язык или пришить дополнительные части тела? Да ты не свободен! Ты спрятан в коконе своих предвзятых, зашоренных догм». Никогда такого не было. Всегда любой человек, который сталкивается с итогом своей деятельности, отдает себе отчет в том, что это результат его самоограничения. Спросите у любого кандидата или доктора наук, сколько он пропустил дискотек, походов, прогулок, потому что сидел дома, писал реферат, изучал литературу. Спросите у любого спортсмена, который имеет очень неплохие результаты на местном или мировом уровне, сколько он пропустил встреч с друзьями, интересных фильмов, потому что занимался в зале, хотя, может быть, ему этого и не хотелось.

То же самое в духовной жизни. Человек, который видит в себе несовершенство и хочет быть таким, как его Бог, каждый день будет проводить в своем «тренажерном зале» – в клети своей души, наводя там порядок, побуждая себя к искренности, правде, чистоте. Собственно, в этом понуждении и раскрывается святость человека. Эти люди заметны, с ними очень легко находиться, хочется еще пообщаться. Их глаза лучатся светом и радостью, в их словах не чувствуется лжи и фальши, тепло их сердца, кажется, физически обнимает тебя и заставляет быть с ними рядом и никуда не уходить.

Именно поэтому в нашем народе так любили старцев, юродивых, блаженных. Видели, что их, может быть, не всегда объяснимые поступки освящены этим ореолом святости. Почему на иконах изображается нимб над такими людьми? Потому, что это как бы их сияние. Мы говорим, что человек бывает такой счастливый, что аж сияет. На святых людях эта Божественная благодать отпечатана.

Мы не можем по каким-то конкретным критериям это проверить. Сейчас у нас есть Синодальная комиссия, которая занимается вопросами канонизации. И у них очень тяжелая работа, им надо каким-то образом понять, был ли человек святым.

– Как проходит эта работа?

– Эта работа очень сложная. Регулярно члены комиссии в интервью рассказывают, как это происходит. Готовятся специальные документы, опрашиваются свидетели. Обязательно проверяется чистота жизни человека. И если в ней были какие-то спорные моменты с точки зрения христианской нравственности, вопрос начинает откладываться, потому что мы привыкли, что святой – это образец поведения.

– Но бывает, что их жизнь делится на до и после воцерковления.

– Совершенно верно, это все учитывается обязательно. Рассматриваются свидетельства людей, которые при жизни помнили этого человека, письменные источники. Принимаются во внимание свидетельства о чудесах, которые происходят по молитвам к этому святому. Причем комиссия подходит к этому очень строго. Если говорится о том, что человек болел раком, а потом исцелился, он должен к своему письменному свидетельству об этом прикрепить обследование до и после болезни и справку от врача. Порой несколько лет длится рассмотрение жизни какого-то святого или группы святых и потом уже выносится на общецерковное обсуждение. 

Но надо понимать, что все это – земные мерки. И у Господа может быть очень много непрославленных святых, о которых мы ничего не знаем. Мы и сейчас не знаем, сколько святых людей живет на нашей земле. Отчасти это тоже важно, ведь если бы мы точно это знали и над каждым светился нимб, мы бы говорили: «Куда уж нам до него!» Мы часто так говорим об известных людях. А так у нас есть потенциал: каждый христианин призван к святости. 

В храмах роспись начинается с уровня плеч человека. Потому что первый ряд росписи – это мы, живые иконы. Дьякон (или священник) совершает каждение и кадит как иконы, так и нас. Когда мы говорим, что мы образ Божий, мы вкладываем в эти слова именно такое понимание. Священник, вознося Тело Христово перед причащением, громко возглашает: «Святая святым». То есть эти Святые Дары – для нас.

Очень тонко в названии своей книги митрополит Псковский и Порховский Тихон отметил: «Несвятые святые». Это состояние, в котором пребывает воцерковленный христианин, стремящийся к такой жизни. Нам, конечно, дерзостно называть себя святыми, мы понимаем, что далеко не святы. Но мы призваны к святости и имеем перед собой легион святых, которые красотой своей жизни, чистотой и правильностью своей веры, целеустремленностью, крепостью, терпением, мудростью процвели как удивительные цветы на Христовом лугу.

И они абсолютно разные. Это женщины и дети, монахи, воеводы, полководцы, князья и княгини, цари, бояре, простые люди, военные и мирские. Но каждый из них кусочком своей жизни, как в мозаике, составляет удивительный свод всех, кого мы сегодня поминаем: от святых древних времен до периода последних богоборческих гонений, а также людей, которые после этого периода времени своей праведной жизнью осияли нашу Церковь.

Поэтому для нас это не только день, когда мы воздаем почтение святым, но еще и день мотивации себя. Когда преданный фанат смотрит соревнования по своему любимому виду спорта и видит, что кто-то победил, для него это не только гордость и радость за свою страну и этого человека. Для него это всегда еще внутренняя личная мотивация: «Я тоже так хочу, мой рекорд будет еще выше». И это правильный настрой для спортсмена.

Для нас, православных христиан, как воинов Христовых, как людей, которые должны быть во всеоружии духовном, это тоже очень важный аспект. Стоит взять житие хотя бы своего святого, если мы давно его не читали (или любое другое житие), вдохновиться этим примером и начать прямо с сегодняшнего дня менять свою жизнь к лучшему. Прислушиваться к тому, что подсказывает нам совесть, и отказываться от того, что является греховным, скверным, неправедным. Не учить других, а учить себя, ограничить свои желания в пище, в развлечениях ради Бога и своего небесного блага.

– Сейчас самое время (начало Петровского поста) попытаться изменить себя и стать лучше. Для этого и дается нам пост. Тем более что в эти дни начала поста к нам прибывает великая святыня – частица мощей великомученика Георгия Победоносца. Это тоже повод задуматься.

– Совершенно верно. Великомученик Георгий – покровитель русского воинства. При поддержке Всемирного Русского Народного Собора сейчас проводится по всей нашей стране масштабная акция в виде глобального крестного хода. Великий угодник Божий вдохновляет нас своим жизненным примером и внутренним духовным деланием.

Мы все переживаем из-за сложившейся геополитической ситуации. Вряд ли есть люди, которые не волнуются. Конечно, в большей или меньшей степени мы хотим как-то проявить себя. Но кроме сбора вещей и обсуждения ситуации на кухне дальше дело не заходит. У христиан есть очень доступное оружие – молитва. Мы можем молиться. Очень важна наша пламенная и искренняя молитва о тех, кто сейчас нуждается в Божией поддержке и помощи, о нашем воинстве, которое отстаивает очень важные вещи – духовные ценности, а не какие-то территориальные интересы страны.

Конечно, прибытие мощей – это очень важное событие (тем более что речь идет не об иконе, а о ковчеге с мощами). Приложиться к руке великомученика Георгия – это большая радость и честь. Мы благодарны Святейшему Патриарху Кириллу и Высокопреосвященнейшему митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму за организацию в Новосибирске трехдневного пребывания мощей. Перед ними будет нескончаемо совершаться молитва. Разные приходы города будут со своими певчими и прихожанами приезжать для молитвы. Молебен с акафистом будет прерываться только для совершения утренних и вечерних богослужений.

Поэтому у наших горожан есть возможность припасть без длинных очередей к мощам святого великомученика Георгия. Уже с утра вторника, 13 июня, мощи будут пребывать в нашем кафедральном Вознесенском соборе, главном храме Новосибирской митрополии. В 10 часов утра можно приходить в храм, который будет открыт до 21 часа и во вторник, и в среду.

А в четверг, 15 июня, мощи покинут нас около 19 часов, после заключительного молебна. Можно прийти в храм для проводов мощей, поклониться памяти святого великомученика Георгия, который был также покровителем и земледельцев.

Мы знаем о тесной связи этого святого с нашей Родиной: на гербе нашей столицы и на маленьких монетках-копейках изображен его силуэт. О нем знают все, даже маленькие дети. Радостная возможность иметь тесную связь со святым угодником Божиим, память которого, как и всех остальных, мы будем совершать завтра, – это удивительный повод вырваться из суеты житейской и припасть к Божественной благодатной помощи.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 марта: 05:30
  • Суббота, 09 марта: 09:05
  • Среда, 13 марта: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать