Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

12 апреля 2023 г.

В пятницу на шестой неделе поста закончилась Святая Четыредесятница – сорок дней Великого поста пройдены. Мы стоим в преддверии Страстной седмицы, вспоминаем два важных события. Сегодня Лазарева суббота, или воскрешение праведного Лазаря. Почему воспоминание об этом событии так важно для нас и как оно связано с последними днями земной жизни Христа?

– Даже для многих церковных людей удивительно звучит фраза, что пост закончился. Мы по земной своей немощи воспринимаем эту фразу, переводим на свой язык: «Ура, пора кушать мясо». Нет, это разные вещи.

Мы говорим, что закончился пост, имея в виду окончание не нашего пощения, а периода Святой Четыредесятницы, то есть периода сорока дней Великого поста, когда ключевой задачей было обратить зрение внутрь себя, посмотреть не за другими, что они делают, не на красоты природы и развлечений, а обратить внутренний взор на наше несовершенство, и, поставив себе строгий диагноз, приложить все свои силы к тому, чтобы исправиться. Такой была главная задача этого нелегкого периода, который, как Вы правильно отметили, уже позади.

Заканчивается он целыми тремя праздниками, ведь в пятницу было Благовещение, которое всегда выпадает на 7 апреля по новому стилю. Впереди еще два замечательных дня, в которые разрешается вкушение рыбной икры, рыбы. Это Лазарева суббота и удивительный праздник, который мы по-житейски зовем Вербным воскресеньем.

Да, мы позже подробнее поговорим про вербы. Этот период очень важен, потому что мы замыкаем строгость поста особой торжественностью. Казалось бы, впереди такие важные события. Но это все соответствует тому порядку событий, который прописан в Евангелии. Если обратимся к евангельскому тексту, то поймем, что такая структура празднования не случайна.

Событиям пасхальной ночи, когда Христос воскрес, предшествовали исторические события – ежедневные, расписанные, они вспоминаются на Страстной седмице, которая ждет нас на следующей неделе. А Страстная седмица начинается с того момента, как Спаситель входит в Иерусалим.

Прежде чем войти в Иерусалим, Христос гостит у Своих друзей – сестер Марфы и Марии, которые в этот раз встречают Его не с огромной радостью, а с большой печалью и болью, потому что скончался их брат Лазарь. Начиная с этого периода мы буквально сопереживаем тем событиям, участником которых напрямую является Богочеловек. Пришла пора оторвать внутренний взор от себя и быть участником, свидетелем, сопереживателем, носителем того, что происходит с Иисусом.

Он сознательно, выдвигаясь в Вифанию, немножко тормозил. Его ученики даже не сразу поняли, о чем идет речь. Господь сказал: «Лазарь уснул». Они подумали: «Странно, нас столько километров отделяет, а Учитель знает, что он уснул. Может быть, уснул потому, что болеет сильно». Христос говорил о смерти, которая произошла за четыре дня до того, как Он оказался у своих друзей в Вифании, – это очень важно.

Для Бога нет ничего невозможного, а для человека какие-то житейские оправдания всегда возможны. Мы видим, что Иисус воскрешал людей, которые только что умерли. Для многих это было удивительным чудом. Если сейчас, например, мы увидим чудо воскрешения мертвого, я Вас уверяю, найдутся очень глубокие профессионалы, профессора наук, которые скажут: «Это был недообследованный больной – была кома, летаргический сон, что угодно. Но мы не верим, что он воскрес».

Для того чтобы это чудо было ярче, эффектнее, Спаситель, несмотря на Свою житейскую печаль о друге, терпит и ждет, когда человека не просто омоют и попрощаются с ним, но когда его обовьют пеленами, умаслят и положат в гроб. Казалось бы, уже все, смерть победила.

Тогда Иисус приходит в город к Марфе и Марии, сестрам, которые Его очень любят. Они встречают Христа с такой верой, говорят: «Был бы Ты здесь, и не было бы ничего». То есть они так верят в Него, понимают, что это не просто какой-то пророк, чудотворец, а Сам Бог, а там, где Бог, там только жизнь. Но в этих словах есть жизненная скорбь: «Ты опоздал, теперь мы собираемся в горе. Эх, не получилось».

Надо сказать, что, конечно, Иисусу тоже было печально. Евангелие свидетельствует, что Он тоже плакал по Лазарю, – это важно. Мы думаем, как Иисус, Богочеловек, проявлял Свои эмоции? Он в Своей человеческой части был такой же, как и мы, мог так же плакать по Своим близким, которые покидали этот мир. Но по Своей Божественной природе Он знал, что сейчас грустная история закончится большой радостью.

Когда пришла пора сестрам отправляться, все подумали, что они бегут оплакивать брата к могиле. Для поддержки, из сопереживания в дом прибыли многочисленные родственники. Получилось, что все они передислоцировались из дома к месту захоронения. Так что это было не чудом для троих.

Сейчас тоже так бывает, мы в какие-то дни (третий, девятый) можем семьей собраться, поехать на кладбище. Замечательно бывает там послужить панихиду со священником или самим, мирянским чином. Потом едем поминать в дом или на специально арендованную площадку. Так и тут, подумали, что родственники захотели оплакать усопшего на месте, «пойдем и мы, утешим, побудем рядом». Получилось, что немалая толпа пришла к месту погребения Лазаря.

Как выглядел гроб? Это не четырехугольное деревянное вместилище, которое мы погружаем по горизонтали в землю, а другая форма. Гроб был пещерой, в которую полагалось тело и оставалось там в покое, не подвергаясь закапыванию в землю, а для того, чтобы гробницу нельзя было расхитить или каким-то образом над ней надругаться, огромным камнем закатывался вход, который одному человеку нереально отодвинуть – нужно звать несколько крупных мужчин, чтобы они сделали эту работу.

Иисус требует, чтобы камень отодвинули. Для Него это делают, но сестры очень робко предупреждают: «Господи, стоит ли? Уже смердит». Прошло так много времени, а мы не будем забывать, что речь идет о жарком климате – это не наши российские просторы, а климат, где для тела важен каждый день и каждый час. Даже понимая, что Христос не попрощался, они не советуют Ему это делать, чтобы веяние тлена не испортило память об их родном и дорогом брате.

Но Иисус знает, что делает. Как только пещера остается открытой, Он, помолившись, удивительным образом производит чудо, громко кричит: «Лазарь, выходи!» (Лазаре, гряди вон.) Весь народ не понимает, о чем идет речь. Все знают, что тот спеленатый лежит мертвый уже четыре дня.

Нам не представить себе, как человек, который уже был душой в шеоле (в месте, где люди ожидали Бога, – в древнем аду), подвергся телом тлению, запутанный пеленами сверху донизу, встает и пытается выйти к Иисусу, как в страшилках про мумию. Как должно было дрогнуть сердце человека, который был свидетелем этого, как должен был радостный визг сестер ободрить людей! Когда ему помогли, распеленали, отмыли, нарядили в красивые одежды, было удивительное пиршество, уже не запланированное поминальное, а радостное.

Мы в честь праздника жизни сегодня на трапезе вкушаем рыбную икру. Не потому, что деликатес, а потому, что на Пасху мы будем освящать яйца, а рыбная икринка – это рыбное яйцо, клетка, в которую заключена живая жизнь. Для того чтобы эта жизнь вырвалась наружу, нужно клетку уничтожить – яйцо или икринка должны умереть, чтобы новая жизнь появилась на свет. Это, естественно, не может не натолкнуть нас на мысль о воскресении. Воскрешение Лазаря – удивительный праздник.

Про самого Лазаря стоит сказать, что он был премного благодарен Господу за такое чудо, стал одним из Его учеников и последователей. Это проявилось в том, что он затем был епископом одной из раннехристианских общин. Предание гласит: так как он вкусил тления, он очень любил сладкое, которым старался заесть ту горечь, которую помнил – вкусовые ощущения того страшного ужаса, который ему довелось пережить. Так что Лазарь в отличие от нас умер дважды. Он состарился и потом второй раз предстал пред Господом и Творцом уже на небесах.

Такой удивительный, чудесный праздник, который, к сожалению, многие люди пропускают, потому что впереди основной праздник – хочется силы оставить на него, дома что-то поделать. Но радость, которая царит в храмах, светлый цвет одежд, праздничные песнопения, восхваление Лазаря и Господа, воскресившего его, действительно делают этот день особенным, поэтому можно друг друга поприветствовать (вроде в шутку, а вроде на полном серьезе) словами: «Лазарь воскресе».

– Сегодня вечером в храмах начнут освящать вербы, которые мы приготовили на столе к празднику Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим. В чем радость этого праздника и в чем грустные нотки?

– Да, Вы правильно акцентировали внимание, потому что, конечно, людям в первую очередь бросается в глаза внешнее проявление культа. Мне на днях приходилось слышать, как молодые люди разговаривали между собой, проходя мимо продающихся верб, и спрашивали: «Зачем ветки срезать с деревьев?» Действительно, может быть, в нашем сибирском регионе, в нашей холодной стране и нет прямого соотношения с событием этого праздника, поэтому стоит напомнить, что произошло, ответить себе на вопрос: «При чем тут вербы?»

Иисус воскресил Лазаря – это было чудо, которое выходило за рамки приличия, скажем так. Много приходилось терпеть фарисеям, законоучителям, представителям духовной элиты того времени: исцеление рук, ног, глаз, воскрешение мертвых. Но это было настолько громкое чудо, настолько скандальное событие, что весть о нем моментально разнеслась. Хоть не было Интернета, скоростной почты, все равно люди «сарафанным радио» очень быстро распространили информацию.

Злоба во власть имущих уже тогда начала сильно кипеть – все, дальше терпеть это было нельзя. Они боялись, что в конце концов Иисус возглавит какое-нибудь народное восстание, последствия которого окажутся очень тяжелыми, так как это будет вызов римскому владычеству.

Мы видим, что в исполнение древних пророчеств Иисус торжественно входит в Иерусалим. Удивительно – почему-то никто из людей не вспомнил о пророчестве, где конкретно говорится и об ослице, и об осленке, потому что это была не выдумка, хотя так это выглядело для людей. Иисус попросил именно ослов (и маму, и маленького осленка), чтобы ехать. А это было очень странно, потому что торжественно в город въезжали на конях с победами, одетые в красивые латы, с поднятым мечом, и толпа ликовала, встречая победителей. Но здесь было что-то другое – в священный град входил Творец неба и земли, Спаситель мира, не национальный лидер, а духовный Руководитель, не земной монарх, а Царь всей земли, всех душ.

Эта процессия настолько разительно отличалась от торжественного римского вхождения в город! Однако люди так ждали Иисуса, так надеялись на Его пришествие в их город, на то, что Он что-то изменит, исправит, что встречали Его как императора и, пытаясь выказать свое уважение, помимо громких криков, буквально снимали с себя одежду и бросали под ноги ослу, чтобы Христос ехал не по голой земле, а по ткани.

Также люди, особенно дети, рвали с окружающих деревьев большие листья и бросали их на дорогу. Естественно, никаких верб в Иерусалиме не росло, это были пальмы – их длинными красивыми ветвями был устлан путь Иисуса. Естественно, это было огромное событие для Иерусалима. А фарисеи не могли понять, что происходит, – так не было принято, нарушались законы. Это был серьезный прецедент и для государственной власти, и для духовной.

– Такого не было никогда.

– Да. Они считали, что это какое-то издевательство, пародия, что Иисус считает Себя не тем, Кто Он есть, пытается узурпировать власть. Стоит сказать, что не все люди, встречавшие Иисуса, действительно понимали, что происходит. Многие, ожидая Мессию, воспринимали Спасителя мира не как Богочеловека, Который спасет наши души, они ожидали спасения весьма приземленного – находясь под римским владычеством, они думали, что вот сейчас Иисус объявит, что теперь евреи будут руководить всем миром.

Поэтому ликование было искренним, но земным. Люди хотели что-то видеть в Иисусе, но не видели Его Самого. И не пройдет даже недели, когда эти же люди, срывающие с себя искренне одежду, срезающие ветви с деревьев, кричащие искренне: осанна Сыну Давидову! – будут кричать: распни, распни Его! и кровь Его на нас и на детях наших. Потому что Он не оправдает их надежд.

В понедельник рано утром они будут ждать, что Он сделает. А Он в последующие дни будет делать очень странные вещи – ходить и проповедовать, ходить в храм и слушать вопросы, которые Ему задают, будет говорить притчи. И с каждым днем люди, агрессивно национально настроенные, все больше понимали: «Нет, мы не на Того сделали ставку. Это какой-то робкий слабак, который рассказывает что-то о будущей жизни и не собирается ничего здесь менять». И с каждым днем все больше людей оставляли Его, и эти люди потом кричали страшные вещи на суде и у креста.

Поэтому праздник такой радостопечальный. Есть такое понятие в православии, в аскетике, когда мы радуемся изо всех сил, но не можем забыть, какой ценой нам эта радость досталась. Говорит апостол: вы куплены дорогою ценою. Речь идет о Крови Иисуса Христа. И здесь нам невероятно радостно. Нам вообще всегда радостно, когда мы видим свидетельство нашей веры. Вспомните крестный ход по городу, когда все люди смотрят, оборачиваются, а православные идут радостно!

– И легко!

– Каким торжественным бывает архиерейское богослужение, когда вокруг собирается множество верных! А праздники, посвященные молодежи, детям, когда храм полнится молодыми искренними сердцами!

Вот здесь стоит радоваться уникальному торжеству истинной правды, однако стоит помнить, что, к сожалению, эта радость очень эфемерная, она в Евангельской истории очень быстро сменится недоверием, пристрастием к словам Спасителя, равнодушием, отчаянием и в итоге просто злобой. И вот этот радостный праздник Церковь освящает своим торжественным богослужением.

А откуда у нас взялись вербы? Все очень просто: не растет у нас пальма. А в это время расцветает красивыми пушистыми почками верба – очень распространенное деревце, растущее и у рек, и во многих наших дворах, не только сельских, но и городских. Поэтому, каждый раз срезая ветки вербы, мы приносим их как свидетельство того, что мы рады встречать Иисуса в Иерусалиме.

Мы не можем сорвать с себя одежду, потому что замерзнем, нет у нас ваий (как красиво называются пальмовые листья), но у нас есть вербы. И мы эти ветви несем в знак искренней душевной радости. Когда на вечернем богослужении заканчивается полиелей, читается Евангелие, перед помазанием в храме начинается освящение этих удивительных веточек, которое, конечно, не наделяет их какой-то особой силой.

Возникла замечательная традиция освященную вербу хранить дома рядом с иконочками. Кто-то любит оставлять ветки на могилках своих родных. Это не принципиально. Можно эти ветви и сжечь, если они уже совсем засохли.

Но мы любим видеть даже в мелочах милость Божью, поэтому к освященной вербе относимся как к святыне в надежде, что Господь, видя наши старания и нашу любовь к Нему, защитит наши дома, покроет нас Своим Божьим благословением, дарует силы встретить следующую весну и принести новые пучки вербочек в наши жилища.

– Неделя от Вербного воскресенья до праздника Светлой Пасхи – Страстная седмица. Насколько важна она для нас? И что нельзя пропустить в это время?

– Мы видим, что в первые дни Страстной седмицы Спаситель очень много проповедует. И в воспоминание этого наши богослужения такие же продолжительные, но очень важные. Последние три литургии – Преждеосвященных Даров, когда мы имеем возможность причаститься запасными Дарами, освященными на предыдущей полной литургии.

Это три непростых дня. Но уже в среду за последней литургией мы слышим, как священник вместе с народом последний раз произносит молитву Ефрема Сирина. Вместе с ней отпускается так называемый постовой напев, священнослужители меняют облачения на фиолетовые. Закончился постный период, мы вступаем в сопереживание с событиями, которые происходят дальше.

А что происходит в среду? Иуда предает своего Спасителя, он готов за 30 сребреников продать Того, Кто любит его всей душой, Кто пообещал ему невероятные сокровища на Небе. Мы не можем сказать, почему он это делает.

Разные толкования рассматривают его с разных сторон, кто-то позиционирует его как вора, кто-то говорит, что он хотел приблизить момент страданий, так как ожидал, что Спаситель сойдет со Своего смертного орудия и всех победит. Мы не понимаем этих причин, но знаем – Священное Писание говорит, что горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.

И в среду наше вечернее богослужение уже говорит о грядущем событии. Великий Четверток посвящен памяти Тайной Вечери. Именно в этот день устанавливается таинство Евхаристии, Благодарения, основа нашей литургии, которую мы регулярно совершаем. Поэтому православные христиане стараются в этот день подготовиться к таинству Причащения, прибыть в храм и в день установления этого таинства припасть к Чаше, причащаясь Тела и Крови Богочеловека.

Чрезвычайно важно отметить вечернее богослужение. Казалось бы, в четверг утром мы были в храме. Но вечером совершается особая утреня с чтением 12 Страстных Евангелий, когда мы слышим, как Христос принимает абсолютно незаслуженные обвинения, мучения, как Он страдает, распятый на кресте.

Мы взираем на крест посреди храма, слышим удивительные слова, исходящие из уст Христа. Когда мы прощаемся, то говорим самое важное для самых важных. Человек на смертном одре делает завещание своим детям – кому гараж, кому машину… А тут Спаситель обращается к Своему Небесному Отцу, прося милости для тех, кто Его распинает, кто разделяет между собой Его одежду и мечет жребий о Его нетканом хитоне, который любящая Мать сшила для Своего единственного Сына.

Нам важно пройти через эти богослужения, чтобы ощутить: Пасха начинается именно сейчас. Пятница – самый трудный и самый важный день. Утром глубокие по своему смыслу царские часы раскрывают нам события, происходящие в этот день. Днем мы видим, как износится из алтаря плащаница, которая символизирует мертвенное тело нашего Спасителя, и мы лобызаем ее, «слезя и стеня», читая особый канон на малом повечерии.

 А вечером в пятницу обносим плащаницу вокруг нашего храма. Именно вечером в пятницу звучат удивительно пронзительные слова: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. В храмах загорается свет, читается удивительный отрывок из Священного Писания. И мы понимаем, что вот: это уже происходит. Мы еще боимся об этом говорить.

Впереди самое важное и самое красивое богослужение года, которое, на мой взгляд, красивее даже пасхальной службы. На Пасху мы уже знаем, что произойдет, приходим нарядные.

Но Великая Суббота таит в себе несколько важных моментов. На службе происходит преображение, мы внезапно от скорби приходим к тихой, но светлой радости, которая обволакивает наше сердце и делает возможным не только в суете, переживая за яйца, пасхи, куличи, а искренне сердцем стремясь к истине и правде, изменив себя за период Великого поста, встретить Пасху Божью спасительную.

Это переход от жизни временной к жизни вечной, где нас ожидает великое блаженство с Господом, Который не пожалел ради нас даже Своей жизни.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать