Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

11 октября 2023 г.

– В наших программах мы уже говорили о необходимости посещения храма, богослужения. А сегодня хотелось бы задать Вам вопрос – чем отличаются между собой храмы, что такое храм, храм-часовня, часовня, собор?

– Да, большое спасибо, Вы предложили интересную тему. Это одна из самых близких и понятных человеку тем, потому что с храмом сталкивается, наверное, каждый человек в жизни. Правда, не всегда правильно понимает и представляет себе особенности.

– Храм – церковь.

– Именно об этом я хотел сказать. Кто-то говорит – вон там храм, а вот это церковь.

– «А я в церковь хожу».

– Да, «я в храм не хожу, я в церковь хожу». Мы уже говорили в наших передачах, что «церковь» – это греческое слово «экклесия» и прежде всего означает «собрание людей». Как говорил наш мудрый русский народ, церковь не в бревнах, а в ребрах. Церковь – это, прежде всего, люди. Уже потом мы стали называть церковью не только собрания людей, но и те места, в которых эти собрания проводятся. С архитектурной точки зрения гораздо уместнее понятие храма, и он может быть абсолютно разный. Даже мы сидим сейчас с Вами на фоне кафедральных соборов нашей Новосибирской епархии…

– И часовни.

– И видим, насколько они отличаются. И, конечно, часовня, всем известная историческая память и символ нашего города – столицы Сибири, тоже очень отличается, возможно, от тех храмов, куда ходят регулярно наши телезрители. Стоит сказать, что по своему типажу храмы отличаются по наличию в них прихода.

Что такое приход? Это община людей, которые приходят регулярно в конкретный храм, потому что он, как правило, располагается близко к месту их жительства или удобен им по транспорту. Тем самым формируется община верующих, которая осуществляет свои религиозные чаяния, воздыхания и потребности конкретно в этом святом месте. Приходы находятся при храмах, и весь ход жизни этого храма заточен под нужды его прихода.

Мы регистрируем приходы, а не храмы. Приход храма в честь или в память такого-то события или святого. Это означает, что у этого храма есть внутреннее наполнение, не только в виде сотрудников или священнослужителей, но и тех людей, кто неравнодушен к этим святым стенам, к иконам, которые висят на стенах или лежат на аналое, к тому, где находится храм и в каком он состоянии. Именно приход, то есть люди, несет на себе ответственность за то, как этот храм будет выглядеть, как он будет развиваться и содержаться, какие в нем будут проводиться богослужения и как часто, какими видами просветительской деятельности будет заниматься актив этого храма.

– Это зависит от людей?

– Абсолютно верно. Да, всеми храмами управляет прежде всего архиерей, епископ. Но он направляет своих помощников – настоятелей, которые являются представителем архиерея в конкретном месте... Когда владыка служит у себя в кафедральном соборе, кто-то должен служить в другом городе епархии, на окраине главного города епархии, в самом дальнем селе. И это делает человек, которому архиерей доверяет часть своих полномочий. Священник может совершать все таинства, кроме Таинства рукоположения себе подобных (дьяконов или священников), а все остальные таинства он совершает с особого разрешения правящего архиерея. Символом для этого является антиминс, который выдается в храм, где священник совершает свое служение. Это особый плат, который лежит на святом престоле, с изображением положения во гроб Спасителя, и он надписывается правящим архиереем, там указано, что этот плат освящен в такой-то день таким-то архиереем для служения в таком-то храме.

Есть разные точки зрения, и одна из них показывает такую традицию, что именно эти платы и были своего рода удостоверениями, с которыми архиерей отпускал священника для совершения богослужений. И это давало людям возможность видеть, что их действительно никто не обманывает, что у человека, служащего литургию сейчас, есть полномочия и разрешение от его правящего архиерея. К слову, когда на приход приезжает владыка, мы видим, что полномочия священника очень резко ограничиваются. Без особого решения владыки, его благословения священник не может ни благословить, ни сказать какую-то проповедь, ни дать возглас, ни каким-то образом как-то управить на своем приходе. Потому что появился тот, чьи канонические полномочия он представляет в вверенном ему церковном уделе тогда, когда владыка не может посещать регулярно этот храм.

Об этом стоит помнить: священник не самостоятельная единица в полном плане. Мы понимаем, есть поговорка: «каков поп, таков и приход». Все люди разные, священники тоже. Кому-то больше интересно заниматься воскресной школой, кто-то любит дела социального служения ближним. Если батюшка поющий, наверное, у него и прихожане будут тяготеть к пению. Если батюшка любит монашеский устой жизни, наверное, и у него в трапезной будут строго соблюдаться дни сухоядения. Но при всем этом надо помнить, что священническая власть исходит из полноты епископской власти, а вовсе не самостоятельная. Мы видим сейчас много случаев, когда священники забывают порой об этом. Но это отдельная грустная тема, мы ее касаться не будем.

– Получается, что священническое служение сродни военной деятельности?

– Я именно к этому и вел, Вы абсолютно правы. Несмотря на вроде бы такое большое поле деятельности и священническую ответственность, все-таки священник не выбирает место своего служения, это решает исключительно правящий архиерей той епархии, где этот священник или дьякон числится клириком.

– Не ближе к дому выбирает?

– Это так не определяется. Это решает только владыка, основываясь на церковной пользе, видя душу священника и понимая, что будет душеполезно и ему, и прихожанам, куда он его направляет. Это, конечно, не означает, что владыка как человек не может пойти на уступки и учесть какую-то территориальную близость, духовную близость или какое-то иное объективное желание, которое позволяет человеку попроситься куда-то. Но в церковной традиции такого нет, чтобы священник или дьякон выбирал место своего служения. Этим обусловливаются и периоды его служения. Сама традиция командировки есть, допустим, в другую епархию или в другой церковный удел. Но когда на приход направляют священника, его никто не предупреждает, сколько он там будет служить, год, пять или десять лет. В зависимости от церковной необходимости священник может быть переведен на место другого служения, даже если он 20 лет прожил вместе со своим любимым приходом.

Конечно, такими вещами никто не злоупотребляет… Также мы видим, что сейчас, к сожалению, у нас нет такого формата в Церкви, который был в древности, когда люди сами выбирали священников, архиереев, когда выбирали человека не на пять минут и не на пятьдесят дней, а на всю жизнь. Они понимали, что до глубокой старости этот архиерей или этот священник теперь будет с ними.

– Так можно было, что люди приходские выбирали?

– Это было нормой, традицией. Помимо физических способностей или образования священник, естественно, должен был удовлетворять требованиям той общины, которая его выбирала. Это давало людям возможность выбрать близкого себе по духу человека. Сейчас владыки внимательно смотрят, кого отправляют на приходы, но все равно на сельском приходе может оказаться совершенно городской человек. И ему будет очень тяжело понять свою паству…

Сейчас, конечно, время совершенно другое, и у нас определенным образом так поступают не только архиереи, направляя куда-то священников, но и Священный Синод Русской Православной Церкви ради церковной пользы периодически и архиереев направляет с одной епархии на другую. В данном случае Святейшему Патриарху вместе с самыми почтенными и уважаемыми членами органа высшего управления нашей Церкви виднее, как лучше управлять. И, может быть, когда-нибудь мы придем к возвращению тех исторических процессов, но мне пока видится, что к этому не готов еще и сам народ.

Вы спросили меня изначально, действительно ли это должен делать сам народ Божий. По идее и по логике вещей – именно так. Даже Устав, который действует сейчас в каждом приходе, гласит, что на прихожанах лежит обязанность по заботе о своем приходе. Многие люди считают, что Церковь содержится государством, что храмы строятся на государственные деньги, а священники получают зарплату, но это совершенно не так. И это не лицемерие какое-то или обман, потому что очень часто приходится встречать подобные комментарии. Нет никакого смысла скрывать, это можно легко проверить. Сейчас все государственные деньги легко отслеживаются, кроме каких-то узких, специфических трат. Например, я говорю сейчас о тех случаях, когда храм – памятник архитектуры или когда приход живет активной социальной деятельностью и пишет гранты, на которые им выдаются средства из бюджета, за что приход должен отчитаться.

– Это на деятельность дают?

– Это на конкретную деятельность. На уставную деятельность, строительство храмов, содержание причта, благоукрашение иконами и росписью никто никому денег не дает. Откуда берутся деньги у Церкви? Это отдельная большая тема, но все очень просто – это те средства, которые человек принес в храм. Каждая записка, каждая свечка, каждая копейка, оставленная в кружке, и есть бюджет конкретного прихода. Церковная лавка, кружки, которые стоят в храме, кружка, с которой ходят во время богослужений или вне их, собственно, все. Именно из этих денег старший на приходе, настоятель, должен потом определенным образом изыскать средства и на текущий ремонт, и на содержание храма, на оплату коммунальных услуг, налогов, если есть официально трудоустроенные люди, на оплату транспортного налога, если у прихода есть машина. Приход также платит, естественно, людям, которые там трудятся, потому что всем нужно кормить свою семью. И, как правило, зарплаты, если их вообще так можно назвать, на приходах чрезвычайно низкие, гораздо ниже, чем у среднестатистического бюджетника. Обычно на приходах работают альтруисты, люди, которые делают это не ради зарплаты, а ради своего служения Богу.

Конечно, церковные люди стараются войти в положение, поэтому церковные сотрудники получают не только зарплату, но, как правило, и какую-то помощь вещами или одеждой. Мы в этом плане застряли немного в 90-х годах и выдаем часть зарплаты натурой. Где-то  стараемся использовать какие-то пожертвованные вещи или материалы. Согласитесь, не каждый человек пойдет на такую работу.

Этим обуславливается кадровая политика маленьких приходов, когда там, как правило, сидит пенсионер, у которого есть свой минимум, на который можно прожить. Он, уже вырастивший детей, внуков, может уделить время церкви. Было бы очень здорово, если бы в церкви сидели в лавочках, помогали на богослужении молодые люди. Но любому молодому человеку, конечно, требуется содержать себя, свою семью, хочется побаловать детей, порадовать любимого человека, переехать в более просторное жилье. Зачастую самые крупные приходы могут это обеспечить (как правило, очень нехотя, потому что один человек будет получать столько же денег, сколько получают сейчас несколько человек на приходе). Это подразумевает, что такой церковный сотрудник будет совмещать сразу несколько послушаний. Как в той поговорке: «И чтец, и жнец, и на дуде игрец».

Если кто думает, что в храмах работают люди, которым нечем заняться или невысокого интеллектуального склада, это внешнее заблуждение. Это не соответствует действительности. На приходах работают действительно подвижники. Одно дело священник, у которого это служение от Бога, он направлен на это своим священноначалием.  Он не имеет выбора. У него есть служение, которое он должен нести, его ответственность. Он знал, на что шел. А здесь человек имеет право в любую минуту сказать: я очень устал, пойду домой...

Конечно, людям хочется найти более чистых и более святых людей в церкви. Но церковь это лечебница. Как мы не удивляемся в больнице, что вокруг нас люди кашляют и чихают, так не стоит удивляться тому, что в церкви тоже больные люди. Больные, прежде всего, грехом: кто-то гордыней, кто-то завистью, кто-то очень любит посплетничать.

Об этом стоит помнить, прежде чем судить, а еще хуже обидеться на этих церковных бабушек, которые из последних сил стараются помогать своему приходу. Тем более несправедливо говорить: «Я знаю, бывал у вас, меня там отругала бабушка, которая мыла пол, я теперь в церковь не хожу, батюшки все плохие». …Когда мы приходим в церковь, нам стоит помнить, что мы приходим к Богу.

–  Как отвечать в таких ситуациях?

–  Во-первых, нужно стараться помнить, что вам никто не желает зла. Даже если человек не в настроении или сделал замечание, он  сделал это  для того, чтобы вам помочь. Он так видит помощь вам. Я бы поблагодарил, сказал бы: «Спасибо Вам! Я постараюсь это учесть». Но если видите, что человек настроен агрессивно и очень хочет испортить настроение не только себе, но и вам, такого человека всегда можно поставить на место, ласково уточнив у него, кто его благословил делать замечания в храме. Как правило, на любую деятельность в церкви человек испрашивает благословение у священника.

–  Ну, не ругаться при этом...

–  Конечно, такого благословения ни один священник не даст. Как правило, настоятели храмов работают в этом плане и строго запрещают своим сотрудникам делать замечания кому бы то ни было, особенно в грубой форме. Обычно замечания в храмах может делать только священник. Об этом стоит помнить. Если к вам выбежал «радушный» человек, который очень хочет сообщить вам важные вещи, помните, пожалуйста, что это его личный момент самодеятельности. Он в этот момент не представляет храм, всю Русскую Православную Церковь и, конечно, все православие в целом. Человеческий фактор всегда нужно учитывать.

Давайте продолжим разговор. В чем отличие храма, церкви, часовни?

Мы остановились на том, что есть храм, который имеет своих постоянных прихожан, и по мере возможности они стараются приносить продукты, участвовать в жизни храма, в субботниках. Это не меньше, чем активное участие в каких-то документально-финансовых вопросах. Это вопрос содержания храма. Такой храм подразумевает конкретную направленность на служение всем людям.

Он открыт, как правило, в течение дня, чтобы каждый человек мог зайти, поставить свечку. В крупных храмах организовано дежурство священников, когда с батюшкой можно поговорить. В более мелких храмах дежурят обычно какие-то миряне, либо дежурные по храму, либо сотрудники лавок, которые готовы ответить на вопрос человека. Кстати, многих людей смущает, что храм закрыт ночью (они говорят: странно, почему вы закрыты? вы должны быть открыты всегда).

«Я так хотел, у меня было такое настроение, я бы хотел зайти ночью...»

–  Мы понимаем. Но наверняка еще найдется человек, который тоже захочет зайти туда, может быть, не совсем в адекватном состоянии. Следовательно, чтобы он не наворотил там дел, храму нужно иметь ночного сторожа. А так как храм могут попытаться и ограбить, нужно иметь уже оружие. На оружие нужно получать лицензию. В общем, маленькому храму невозможно это потянуть.

–  Можно все-таки подождать до утра.

–  Совершенно верно. Нет, наверное, каких-то очень ужасных и страшных случаев, когда требуется скорая духовная помощь. Человек знает, что он может дома встать на колени, зажечь свечку и обратиться к Господу. А утром побежать в первый открывшийся храм... Даже когда к нам привозят святые мощи, мы стараемся не оставлять храм открытым ночью. Как написано в Псалтири, ночью человек спит, а дикие звери выходят на свое дело. И люди, которые, как правило, недобрым промыслом стараются обеспечить свою жизнь. Наши храмы работают до достаточно долгого времени. В наших храмах всегда рады людям. Стоит не забывать, что мы приходим в гости к Богу. Навязывание каких-то своих правил (громко, вслух молиться, начать переставлять свечи с подсвечников) вызовет негативную реакцию у сотрудников храма, которые отвечают за него. 

– А что такое часовня? Чем отличается?

  Есть такие места, где даже не бывает сотрудников, потому что нет прихода. Самый яркий пример это часовни, которые могут стоять как в городе, так и далеко за городом. Есть мемориальные часовни, которые устроены как памятники. Русский народ прекрасно знает, что это такое. Само название, правда, непонятно при чем тут часы? Часами называются особые богослужения в Церкви, которые посвящены именно конкретному периоду времени. Богослужением часов Церковь освящает время, которое нам даровал Бог.

Мы молимся не только утром и вечером. По идее, должны молиться и в течение дня. Эти богослужения часов возможно совершать не только в храме, где есть престол и полноценный алтарь, но в любом помещении, где это будет приличествовать. Например, маленькая деревня не имеет возможности поставить полноценный храм, нет священника, мало людей. Они поставили часовню для того, чтобы приходить туда и совершать те богослужения, которые они могут совершить своим мирянским чином: послужить панихиду, попеть какие-то песнопения, прочитать акафист, часы, которые можно совершать без присутствия священника. Когда в эту часовню приезжает уже священник, он может там совершить освящение чего-то, крещение и так далее.

Часовня это храм без алтаря, где не совершается Божественная литургия, постоянные богослужения. Следовательно, она уже теряет статус храма и является молитвенным помещением. Это может быть необязательно отдельное архитектурное красивое здание, как наша Никольская часовня в центре города. Это может быть молебная комната в аэропорту, больнице, доме у какого-то человека, где будут висеть иконы, стоять свечи на подсвечниках и кто-то будет за ней ухаживать. Наверняка там будет лежать духовная литература. У человека будет возможность зайти и помолиться Богу в нужде, которая застала. Поэтому такие вещи очень популярны среди людей, когда тяжело на душе и требуется помощь.

Мы часто видим, что такие молельные помещения открываются в университетах для того, чтобы студенты могли помолиться перед экзаменами, в больнице, когда человек нуждается в молитвенной поддержке в течение тяжелой болезни, при кладбищах или погребальных местах, прощальных залах. Когда много людей, что есть нужда и возможность совершать полноценные богослужения, то это могут быть уже не часовни, а полноценные храмы. Они будут считаться тогда домовыми, будут располагаться внутри дома: храм в учебном заведении, в больнице, в тюрьме, на вокзале, в аэропорту. Мы знаем очень много таких интересных архитектурных храмов. Там, конечно, есть особенности. Возможно, будет приход, но у храма будет определенная направленность.

Конечно, больничный храм будет молиться за богослужениями об этой больнице,  начальствующих, лекарях, которые в ней трудятся, о тех людях, кто недугует и оказался временно в этой больнице.  Храмы в местах заключения, естественно, заботятся о духовно- нравственном перевоспитании людей. Понятно, что отличаться будут храмы в местах, где люди стараются получать новые знания.  Наверняка там будет тематический подбор икон, особое устройство богослужения и содержательная проповедь.

Есть кладбищенские храмы. Эти храмы изначально предназначены для того, чтобы люди совершали там торжественное отпевание близкого человека, погребение. Эти храмы расцветают во всей красе в те дни, когда люди все вместе посещают кладбище. Я говорю о Радонице, различных родительских субботах, родительских днях поминовения усопших. Как правило, во все остальные дни, даже воскресные, в этих храмах очень мало людей, потому что они удалены от города, находятся на очень большой дистанции и вспоминаются людьми только тогда, когда случается необходимость попрощаться с близким и родным человеком.

Кстати, храмы, которые изображены на нашем фоне, не относятся ни к одной из названных категорий. Они называются соборами. Соборами назывались крупные храмы, где собиралось множество людей. Один собор мог вмещать множество прихожан окружающих его храмов. Такие крупные храмы, соборы, и сейчас существуют и отличаются своим названием. У нас в городе есть, например, Александро-Невский собор первое кирпичное здание в нашем городе. Конкретно соборы, которые находятся в главных кафедральных городах епархии, где постоянно служит архиерей, называются кафедральными: Вознесенский кафедральный собор, Преображенский кафедральный собор. Собор не потому, что он крупный, а потому, что в нем настоятелем является правящий архиерей епархии, регулярно совершает там богослужения. У собора есть особенности как архитектурные, так и внутренние, о которых мы обязательно скажем в следующих программах.

Ведущая Инесса Титова

Записали Ольга Смирнова и Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 марта: 05:30
  • Суббота, 09 марта: 09:05
  • Среда, 13 марта: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать