Родное слово. На вопросы отвечает протоиерей Андрей Фёдоров

15 июля 2020 г.

– В одной из прошлых программ мы начали разговор о воспитании, образовании, образованности наших детей. Наверное, все родители хотят, чтобы их дети выросли культурными, знали свою историю, искусство, посещали театры, музеи, выставки, были начитанными людьми. А может ли культура быть разрушительной?

– Может. Если она отрывается от своего источника, она может превратиться в весьма разрушительную силу. Собственно, это мы и наблюдаем на протяжении всей человеческой истории, видим, что Церковь является колыбелью всех положительных начинаний: науки, земледелия, всех искусств, потому что все искусства присутствуют в церковном богослужении. Это и пение, и музыка, и словесное выражение (стихи и проза), и множество жанров церковной гимнографии (каноны, акафисты) – даже не перечислить.

Под теми словами, которые мы встречаем в молитвослове – «кондак» или «икос», сейчас понимается краткое или более пространное молитвословие. На самом деле этими словами называется даже определенная стихотворная форма, которая в свое время была распространена в Церкви. И если это изучать, можно почерпнуть для себя много интересного. Но когда искусство, наука, труд отрываются от своего источника, отделяются от Бога, они могут стать весьма смертоносными.

Если первоначальная задача науки – понять и облегчить жизнь людей, то, как мы видим, в отрыве от Бога та же самая наука может производить оружие для уничтожения человека и так далее. Искусство может делать человека лучше, но, оторвавшись от Бога, может делать человека значительно хуже. Как мы видим, происходит деградация и в науке, и в искусстве, особенно в искусстве, и очень легко можно проследить эти моменты в человеческой истории.

Наш замечательный соотечественник Алексей Федорович Лосев изучал эпоху Возрождения, искусство эпохи Возрождения, и в его книгах есть поразительные высказывания – например, о том, что после того, как Леонардо да Винчи написал такую-то картину или Микеланджело создал такую-то скульптуру, человечеству ничего не оставалось, как перейти к тоталитарной форме управления. В чем здесь дело? Дело в том, что мы произносим слово «возрождение», а возрождение чего – упускаем. Эпоха Возрождения была на Западе, но ее почти не было на Востоке. А в чем смысл или особенность происходивших событий?

Дело в том, что на Востоке (исторически так сложилось) Византия стала наследницей Древнего Рима и Древней Греции и в научном, и в философском смысле и лучшие достижения античности вобрала в себя, преобразила, поставила на службу христианству. То есть все элементы искусства, философии были включены в сферу христианской жизни, и восточные богословы всегда пользовались наследием античных времен.

А Запад, с одной стороны (может быть, в силу своей удаленности, может быть, в силу некоторых погрешностей, которые возникли в результате отпадения римо-католиков и так далее), был лишен такой органической связи с античностью. И поэтому когда вдруг люди стали интересоваться историей, тем, что было до христианства, и открыли мир античной культуры и красоты, они задались вопросом: а какова причина этой красоты? И возникла у них такая мысль: «Не язычество ли этому причиной?» И поэтому на самом деле Возрождение – это возрождение языческих ценностей, языческого взгляда на мир, это постановка в центр мироздания человека.

Мы уже много раз говорили о том, какие ценности человеку ближе – божественные или человеческие. И хочется по человечеству своему сказать: человеческие ценности, человеческое понимание нам ближе. Но дьявольский подвох кроется в таком взгляде на жизнь, и опять же античность пережила и, можно сказать, даже изжила это. Вспомним миф о Прокрусте – прокрустово ложе. Каждый человек является прокрустовым ложе для всех остальных.

И даже если мы просуммируем по всему человечеству, то тот идеал, который мы получим, в результате не подойдет ни к какому отдельно взятому человеку. Также прокрустово ложе, которое разрывало любого человека на части – никто не оставался в живых. Геракл же победил Прокруста, уложив его на собственное ложе, в доказательство того, что даже мы сами не соответствуем своим идеальным представлениям о красоте, о мире,  о нашем месте в этой жизни.

А Божественные законы, Божественные заповеди, Божественный взгляд, наоборот, уравнивают нас. Мы все разные, но мы равны перед Богом, мы все в равной степени должны друг друга беречь и быть не прокрустовым ложем друг для друга, а подушкой безопасности, какой-то средой самосохранения. И в этом смысле язычество – стремление человека к смерти. Это стремление в тень, от света, а монотеистическая религия христианство – это стремление к жизни, и много раз это проявлялось в истории.

Поэтому такие выдающиеся деятели, как Лосев и его ученики, считали, что именно в эпоху Возрождения  произошло зарождение фашизма как такового, где уже не просто человек – мера всех вещей, а сверхчеловек – цель, идеал. Это даже не просто антихристианские, а антихристовы представления об этом мире. И мы видим на протяжении истории, как, с одной стороны, увеличивается изощренность, а с другой стороны – духовная деградация.

И один из самых характерных художников, очень близких нам по времени – Модильяни, который, с одной стороны, черпал вдохновение во фресках, в иконописи, в тех гармоничных линиях, которые он видел у Рублева, у других иконописцев. Но в то же самое время мы смотрим на его картины, на эти безглазые лица, на эту пустоту внутри его картин, которая открывает вакуум содержания в его героях и говорит о том, что развитие без Бога, образование без Бога, наука без Бога приведут все человечество к какой-то катастрофе, какому-то обрыву, с которого один шаг – и только бездна откроется нам.

– Отец Андрей, Вы несколько лет возглавляли православную гимназию во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Как проходит процесс образования и воспитания в православных гимназиях и в чем ценность такого образования?

– Мы хотели, чтобы наши дети жили в духовно комфортной обстановке, чтобы и в школе, и дома, и среди друзей они всегда находились среди единомышленников. Чтобы в школе они не слышали глупых утверждений о том, что человек произошел от обезьяны или что жизнь появилась сама по себе, чтобы дети имели возможность изучать весь спектр мнений. Но в то же самое время для нас было очень важно не просто принятие ребенка в школу, мы принимали в семью, в приход, потому что, как мы с Вами уже говорили в одной из передач, самое главное – это не сумма знаний, а добрый пример, который мы перед собой должны видеть.

Поэтому если родители хотят, чтобы ребенок ходил в церковь, был нравственным человеком, чтобы у него были какие-то ограничения в отношении зла и стремление к добру, они сами прежде всего в этом должны подавать пример. Если мы водим ребенка в церковь, значит, должны ходить сами, а не ждать, что класс соберется и пойдет в храм. Если мы ребенка причащаем, значит, нам нужно причащаться вместе с ним. Если мы спрашиваем ребенка, когда в последний раз он был на исповеди, значит, мы и сами должны были побывать на исповеди. И дома наша атмосфера, наши домашние отношения должны быть исповедальными, чтобы мы были друг другу открыты, чтобы  обязательно каждый вечер не просто падали в постель, а обсуждали произошедшее; и не только анализировали, но, самое главное, чтобы у нас происходило примирение.

Есть такое замечательное библейское выражение: …солнце да не зайдет в гневе вашем, то есть мы даже перед тем, как заснуть, обязательно должны примириться с Богом, с миром, с близкими людьми. И поэтому вся наша семейная жизнь, все наши семейные отношения должны строиться на христианских принципах. Такой подход не только в нашей гимназии Кирилла и Мефодия, но и в первой гимназии, которая была открыта в нашем городе (и вообще в Сибирском регионе), – это гимназия в честь преподобного Сергия Радонежского в Академгородке. Настоятель храма и первый директор этого учебного заведения отец Борис Пивоваров подавал нам пример: нужно не просто принимать детей в школу, чтобы они получали какую-то сумму знаний, но, самое главное, чтобы семья воцерковлялась, родители ходили в храм, жили по-христиански. Зная, какие сложности есть в христианской жизни, родители будут передавать своим детям совокупность благодати и опыта.

– Сейчас Вы ведете занятия для студентов разных вузов, говорите с ними о культуре взаимоотношений, есть курс духовной безопасности. Как здесь выстраивается система координат?

– Вспоминая замечательную русскую поговорку «свято место пусто не бывает» и наблюдая за тем, что происходит в жизни, я пришел к выводу: человеку обязательно нужно знать, что у него есть душа.

Вера предшествует знанию. Всегда происходит динамическое сочетание веры и знания. Мы верим в то, что наши дети обучатся читать и писать, поэтому отдаем их в школу. Если дети трудятся, это осуществляется. А если ребенок протирает штаны во время школьных занятий, сбегает с уроков, не делает домашнее задание, значит, вера наша напрасна.

Человеку обязательно нужно прилагать усилия в духовной области для того, чтобы сохранить себя от неправильных поступков. Мошенники (цыгане, экстрасенсы, дедки, бабки, астрологи) часто пользуются нашей доверчивостью, морочат голову так, что, когда проходит наваждение, даже органы, следящие за порядком, не могут нам помочь. Почему? Потому, что мы нарушаем определенные духовные принципы.

Сначала человек должен подумать: «Кто законодатель: я или Бог?» Если Бог – Законодатель, то прежде чем формировать свои правила, нужно узнать, какие правила Он нам дал для того, чтобы мы не вредили сами себе.

Если человек не уделяет этому внимания, то вместо веры в душе обязательно появляется суеверие, страх. Становится возможным манипулирование таким человеком.

Нам необходимо сохранить свою свободу. Свобода – это не произвол, не только возможность выбора. Апостол Павел сказал, что свобода – это свобода от греха. Если человек говорит: «Я свободен – и могу сделать любую глупость», – ценой этой глупости может оказаться жизнь.

Если мы будем все делать по уму, закону, замыслу Божию, это нам  не повредит. Поэтому каждый должен быть знаком с Декалогом, десятью заповедями Божиими, иметь представление о том, что у него есть душа, дух. Дух должен руководить человеком.

При противоборстве двух человек, один из которых сильный физически, но слабый духом, а другой – наоборот, всегда побеждает сильный духом. Поэтому нужно заботиться о том, чтобы нами двигал Дух Божий.

Дух – это не просто какая-то сила. Он может быть созидательным (Божиим) и разрушительным (бесовским). Поэтому, обращаясь к духовной области, нужно знать, что есть некоторые правила, которые необходимо соблюдать, чтобы себе не навредить.

– Откуда берется такая таинственная сила, как Божия благодать? Как ее ощутить и не потерять?

– Мы молимся и стараемся жить так, чтобы Богу было приятно находиться с нами. Можно привести примеры из наших бытовых действий. Мы никогда не станем накладывать себе пищу в грязную тарелку, хранить продукты в помойном ведре. Мы следим за чистотой своего тела.

Есть библейское выражение: …в злохудожну душу не внидет премудрость. Для того чтобы получить Божию благодать, человеку необходимо очищать свою душу от греха. Грех – это ошибка, помойка, глупость. Человек должен беспокоиться, чтобы не только тело, но и мысли были чистыми, стремления были к добру. В этом Законодатель – Бог. Поэтому нам нужно узнавать, в чем замысел Божий. Мы должны знать закон Божий, чтобы его не преступать.

Молитва – это первая часть, обращение к Богу. И нужно учиться слушать и Божий ответ. Необходимо стараться сохранять себя в чистоте и двигаться по направлению к Богу. А там уже – воля Божия, когда, в какой момент Он коснется нашей души и даст нам силы.

Нужно особенно беречь себя от тяжелых грехов. Смертный грех – это фатальная ошибка. Если мы очистили сосуд от грязи, он может наполняться чем-то хорошим. Уровень этого хорошего может быть выше или ниже. Так и в душе. Делаем мы добро – значит, исполняемся благодати Божией. Делаем какие-то ошибки – уровень благодати становится ниже.

Смертный грех – это не колебание уровня, а уничтожение сосуда. Представьте себе, что мы врезали со всей силой по чашке кувалдой – и остались одни осколки. Сколько чего ни наливай – все напрасно. Поэтому очень важно беречь свою душу от смертного греха. Если он вдруг совершен, то в нем необходимо раскаяться прежде всего для того, чтобы восстановить форму сосуда своей души.

Мы видим, что есть стремление к Богу и нравственности. А на деле стремления – совсем в другую сторону. В нашей стране много раз поднимались вопросы сексуального воспитания. При этом стараются как можно ниже опустить возрастной порог: устраивают курсы не в 9–10-м классах, а чуть ли не с семилетнего возраста. Едва ли не с первого класса ребенок уже должен участвовать в ролевых играх и просто подвергается растлению. Мне кажется, что была поставлена очень коварная задача – растлить детей с малолетства, чтобы они сделались неспособными к восприятию Божией благодати.

Душа человека, который хранит себя от растления, фатальных ошибок, греха, способна воспринимать действие Божией благодати. Для этого есть определенные аскетические упражнения. Есть очень хорошая книга ныне покойного митрополита Антония (Блума), которая называется «Школа молитвы».

Новорожденный человек практически ничего не умеет. Он всему учится: ходить, говорить, быть человеком. Точно так же человек должен учиться молиться, общаться с Богом и делать себя открытым для влияния Божией благодати.

– Спасибо, отец Андрей, за участие в нашей программе.

– Благодарю и Вас за предоставленную возможность.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать