Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

23 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Завтра мы будем отмечать праздник Троицы, самый значительный после Пасхи и Рождества Христова, а сегодня Троицкая родительская суббота. Бытует мнение, что в этот день Церковь поминает всех: христиан и нехристиан, некрещеных и тех, кто добровольно расстался с жизнью. Так ли это на самом деле?

– Церковь действительно поминает всех христиан, именно для этого Троицкая родительская суббота и нужна. В прошлый раз мы на Радоницу вспоминали о наших усопших сродниках, когда христосовались с ними. Теперь пришла пора вспомнить о Церкви в преддверии ее дня рождения. А Церковь – это не только ангелы и люди земные, но и люди, которые уже отошли в мир иной. Собственно, о них и вспоминает Святая Церковь особым чинопоследованием панихиды и особым поминовением за Божественной литургией.

Насчет поминовения нехристиан. Да, есть, к сожалению, такое околоцерковное поверье, но надо понимать, о чем мы говорим. То есть Церковь – это достаточно закрытая организация со своими нормами, правилами, порядками. Можно сравнивать это с чем угодно: например, с политической партией, обществом филателистов (никто не запрещает человеку прийти посмотреть, как проходит собрание, ознакомиться с книгами, считать себя членом партии, но без партийного билета ты членом партии быть не сможешь).

Когда мы говорим о Церкви, нормы членства тоже очень действуют (может, к сожалению; может, к счастью). Человек может считать себя кем угодно, но пока он не примет крещение в Православной Церкви, добровольно не отречется от сатаны и не будет сочетаться с Господом, он, к сожалению, не является членом христианской Православной Церкви. Поэтому молиться о нем даже в самом благом порыве – это так или иначе нарушать волю человека. Возможно, человек об этом совершенно не задумывался; возможно, даже не знал о Православной Церкви; возможно, если он младенец, просто не успел вырасти, осознать что-то и понять. Но факт остается фактом: получается, мы нарушаем свободную волю человека.

Бывает так, что человек был всю жизнь ярым противником Бога, коммунистом, лидером активистов, безбожником. А потом родственники тащат его гроб в церковь, чтобы батюшка его отпел, и тщательно скрывают, что человек с Богом не имел ничего общего и даже не хотел иметь. Вроде, с одной стороны, понятно, что родственникам так легче, но кому от этого польза? Человеку, который уже отошел в совершенно другое пространство? Богу, Который и рад бы помочь человеку, но тот противится?

Когда мы не поминаем некрещеных людей в церкви, мы это делаем не потому, что их ненавидим, не любим или мстим им, а потому, что уважаем, как и Господь, свободный выбор человека. Если человек за время своей земной жизни (а это обычно немало) не удосужился стать членом Церкви Христовой, то там ведь абсолютно ничего не меняется. Человек остается один на один со своим «я», внутренними пороками, страстями, внутренней потребностью правды и справедливости… Где сокровище ваше, говорит Священное Писание словами Христа, там и сердце ваше.

Когда мы говорим о Троицкой родительской субботе и поминаем всех усопших православных христиан, очень часто возникает вопрос о самоубийцах. Но Православная Церковь несколько лет назад уже нашла ответ на этот вопрос, как утешать родственников, которые нуждаются в церковной молитве, но не могут отпеть и совершить церковные поминальные богослужения своих близких. Существует специальный чин молитвенного утешения родственников людей, самовольно «живот свой скончавших». Это не отпевание, не погребение, не панихида, это очень короткий чин, даже без упоминания имени. Священник в любом храме, куда человек обратится, индивидуально (не за богослужением) может его совершить для близкого родственника, который переживает за того, кто самовольно решил расстаться со своей жизнью, что является жутким грехом для христианина.

Человек растет и кует сам себя (начиная от своего тела, образования, должности, одежды). Мы идем в мир со стартовым набором вещей, которые даны нам Господом, это наша раса, пол, язык; время, когда мы живем; наши родители. И весь этот минимальный набор жизни – неимоверный подарок, который нам подарен Господом, и только Ему одному решать, когда эта жизнь закончится. Она и так может закончиться рано: никто не знает, когда его ждет конец, где его собьет машина, где он, может, схватится за сердце и умрет на остановке транспорта (или его легонько ударят, а у него случится сердечный приступ). Но иногда человеку кажется, что для него сейчас самое лучшее – это смерть, единственный выход для него, как ему это видится. Конечно, мы прекрасно понимаем, что это дьявольское искушение. Потому что один только враг рода человеческого заинтересован в гибели человека.

Бог никогда не пожелает того, чтобы человек и человечество в целом исчезли. Потому что Он нас любит. А когда любишь, стараешься даже самим собой жертвовать ради другого. Бог пожертвовал Самим Собой, Он умер и воскрес ради нас. Но мы очень часто забываем об этом. И когда нам очень тяжело, когда страшно, когда не помогают психологи, таблетки, кажется, что лучший вариант сейчас – покончить со всем этим. Это определенный признак слабости, недоверия Богу, себе. Нужно стараться как минимум держаться за эту жизнь. Потому что в жизни всегда есть шанс все исправить, переиграть, начать с чистого листа, простить других и самого себя. Но когда человек эту жизнь прерывает сам, то не оставляет себе ни единого шанса поменять даже самую малую толику своей жизни.

– Возвращаемся к завтрашнему празднику. Так что же произошло на пятидесятый день после Пасхи?

– Стоит сказать, что Пятидесятница имеет свое название от праздника, который отмечался в Ветхом Завете. Здесь есть очень тесная связь. Праздник Пятидесятницы был праздником жатвы, урожая. Один из больших праздников, когда любой верующий иудей должен был приходить сначала в скинию, а затем в Иерусалимский храм, чтобы приносить плоды, жертву Богу.

Мы видим, что через десять дней после вознесения апостолы вместе с Пречистой Матерью Божией собираются в Сионской горнице в Иерусалиме. И там внезапно происходит нечто необычное в первой половине дня. Поднимается шум, как будто от сильного ветра, и на апостолов сходит Святой Дух. Мы зрительно видим в иконографии праздника, что у апостолов над головами загораются язычки пламени. Что это означает? Прямое исполнение обещания Иисуса Христа, Который, прощаясь со Своими учениками, уходя от них на долгое время, объясняет им, что не бросает их одних, что оставляет их церковным сообществом, но вручает Третьему Лицу Святой Троицы. Он говорит: «Пошлю вам Утешителя». Он говорит о Духе Святом, Который и является держателем церковной жизни, одухотворяет, оживотворяет, хранит, бережет Церковь.

И апостолы с этого момента действительно становятся в прямом смысле апостолами. До этого они были лишь слушателями, учениками, впитывали то, что говорит Иисус Христос, пытались это понять в меру своего осознания. Что-то не понимали, что-то переспрашивали, по-человечески удивлялись. Пугались, трусливо убегали, когда случилось самое страшное событие – предательство Христа (когда Его схватили и пытали, мучили, били, убивали). И радовались потом, когда узнали о Его воскресении.

Но теперь наступает тот самый момент, о котором говорил Христос: …идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пришла пора вспомнить те наставления, о которых говорил Господь, когда нужно отрясти прах от дома, где тебя не приняли, взять с собой только суму и не задумываться ни о чем. Найдутся люди, которые тебя обеспечат, и Господь даст слова, когда будут умерщвлять тебя за имя Господне. Он так и говорит: «Не пекитесь об этом, вам все будет дано. Только веруйте и живите по заповедям».

Апостолы-посланники, одухотворенные Духом Святым, теперь действительно являются носителями полноты Божественной благодати. И это выражается прежде всего в таком, казалось бы, странном, банальном действии: они внезапно начинают говорить на разных языках. Тут надо объяснить, что это, почему и зачем. Конечно, со стороны люди ничего не поняли.

В горнице собралось много мужчин, и они тут же внезапно стали весело хохотать, радоваться, громко кричать, и все на разных языках. Люди, естественно, сказали: «Смотрите, ученики Иисуса напились и празднуют». Но апостол Петр сказал: «Подождите, еще только начало дня, мы не можем быть пьяны. Лучше послушайте, что я скажу». И сказал такую проповедь, что несколько тысяч человек сразу же поверили во Христа. Вот она – Божественная благодать и невообразимая сила слова, которая тысячами приводит людей к Богу.

Стоит сказать, почему апостолы внезапно заговорили на разных языках. Давайте вспомним вавилонское столпотворение. Таким красивым словосочетанием называется постройка башни в городе, который затем назвали Вавилон (переводится как «смешение»). Эта история из самого начала Ветхого Завета.

Когда Господь повелел людям расселяться по всей земле, внезапно они не захотели этого делать. Им показалось, что Господь как-то нарушает их свободную волю. Они только привыкли к этой земле, к этому порядку, более того, прекрасно понимали: чем больше людей вместе в одно время, тем проще грешить. Когда ты один со своей семьей, ни глаз ни на кого не падет, ни делать ничего не хочется, а тут можно услаждаться, радоваться. И в порыве такого протеста и желания самим сделать что-то значимое стали возводить огромную башню.

Конечно, мы детям в воскресной школе рассказываем, что люди захотели построить башню до небес, чтобы дойти до Бога, поэтому их Бог остановил. Но для взрослых стоит сказать, что наши предки просто хотели построить огромный зиккурат, что-то типа наших современных торговых центров Москва-Сити, то есть огромный архитектурный объект, в котором будет располагаться все, эдакий центр жизни. Господь убирает этот центр и говорит: «Населяйте всю землю». А люди говорят: «А мы будем жить здесь». И они собирают серьезную стройку, начинают заниматься подготовкой к строительным работам и уже очень высоко возводят ту башню.

Господь видит, что абсолютно невозможно их переубедить: сломать им башню – так они заново ее отстроят, рассорить между собой – поступок не из любви. И Господь, как говорится у псалмопевца Давида, зубы грешников сокрушил еси. Что это такое? Хук справа, что ли? Что – Господь выбьет зубы грешникам? Примерно так. Когда собака кусается, что можно сделать? От нее убежать, ее усыпить или убить, а можно зубы подпилить или вырвать – и собака не будет кусаться. То есть Господь по милости Своей не убирает самого человека или животное, которое причиняет боль и неудобства, Он убирает источник, причину этого неудобства.

До этого существовал единый праязык, а Он смешивает языки. Человек просит: «Дай кирку», – а ему несут цемент, просит лопату – несут ведро. Это был ужас, потому что внезапно появляются многие языки – и никто друг друга не понимает. И это не просто мешает людям построить башню, это мешает им жить, потому что нужно питаться, покупать что-то, заниматься образованием детей, а они друг друга не понимают. Представьте себе эту катастрофу, сумятицу, когда нужно было найти людей, кто, возможно, разговаривает еще на твоем языке, как-то объединиться в группки (возможно, совершенно не с теми, с кем дружил)… В итоге волей-неволей пришлось разойтись в разные стороны.

С тех пор на земле множество языков, в чем-то похожих, в чем-то совершенно непохожих, и существует нужда, чтобы коммуницировать друг с другом, знать общепринятый английский язык. Но мы знаем, что это тяжело, и люди по-прежнему не все отлично знают международный язык. В свое время были попытки создать искусственный язык эсперанто, он был основан на латыни и итальянском языке. Создавался он искусственно, так как считалось, что его легче всего выучить. Возможно, это действительно так, но людям тоже было тяжело его учить. Мы видим до сих пор, что определенный Божий регламент действует, что люди все вместе не могут собраться, чтобы сделать одно какое-то дело, потому что вряд ли оно будет направлено на добро и благо.

Какое это все имеет отношение к Пятидесятнице? На первый взгляд, ничего общего. Но на самом деле мы видим, что Господь дает обратный ход. Когда появляется необходимость благовествовать Евангелие Царствия Божьего по всей земле, Он дает вновь Своим ученикам-апостолам с помощью Духа Святого возможность говорить с каждым на его языке. Трогательность ситуации заключается в том, что они не просто так заговорили на разных языках. Потому что именно в этот день в Иерусалиме было множество других людей, которые пришли, будучи верующими, из других стран и слабо понимали местный язык. И тут апостолы внезапно на площади заговорили на их языке. Мало того что они обрадовались, так еще и моментально услышали на родных словах с родными понятиями самую главную истину об Иисусе Христе.

Мы видим: где хочет Бог, идеже естества чин нарушается. То есть и воды идут вспять в Иордане, и апостолы внезапно начинают говорить на языках. И Мария Египетская в свое время все Священное Писание знала наизусть, хотя никогда его в руки не брала. Мы видим удивительное событие праздника, который у нас называется днем рождения Церкви, – день Пятидесятницы, Святой Троицы. Мы видим действительно деятельное участие Третьего Лица Святой Троицы – Духа Святого в жизни не только Иисуса Христа, но и всех людей через апостолов. Когда Дух приходит и остается, община людей, просто объединенная одним интересом, становится уже надмирной общностью, действительно Телом и Кровью Иисуса Христа, одухотворенной Духом Святым, молясь Господу, пребывая в любви друг к другу и творя дела добра и веры. Действительно, мы так и продолжаем считать, что сей день есть день основания Церкви Христовой на земле в том виде, в котором мы воспринимаем ее сейчас.

Хотя праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи и не напоминает нам, о чем идет речь, все-таки мы видим икону Святой Троицы, которая возлежит на аналое в центре храма. На службах этого праздника по русской традиции принято украшать храм свежескошенной зеленью, березками, травами. Это, конечно, и народный обычай – встреча лета, но прежде всего – неравнодушное отношение христиан к собственной вере, желание показать, что Дух принес жизнь в Церковь и является Отцом и начальником жизни всего: и растений, и прекрасных цветов. И зеленое облачение на священнослужителях тоже подчеркивает эту нотку и нить жизни. А следующий день после праздника Святой Троицы называется днем Святого Духа.

– Почему он вынесен в отдельный праздник?

– Это очень важно. Здесь мы вспоминаем конкретно событие сошествия Духа на апостолов, отдельно стараемся помолиться Духу Святому. Потому что именно Он является начинателем церковной истории с момента основания Церкви. Пообещал Иисус Христос, что пошлет Утешителя, и с тех пор Дух Святой не покидает Святую Церковь и пребывает с ней всегда, оставаясь в каждом храме через различные святыни, мощи святых угодников, иконы, в таинстве Евхаристии, когда мы говорим: «Преложив Духом Своим Святым, претвори в Тело и Кровь хлеб и вино».

Еще считается, что этот праздник профессиональный для священнослужителей, которые являются служителями Духа. Мы часто говорим, кто такой психолог. Это тот, кто работает с душой. Спрашивается, почему есть неверующие люди, если есть психологи? Душу же нельзя потрогать, пощупать – это тоже элемент веры. Если психологи так называются, то священников можно называть пневматологами, потому что духовной частью жизни («пневматос» – «дух») занимаются именно они. Поэтому есть лишний повод поздравить своих знакомых священнослужителей с их профессиональным праздником и все-таки постараться заглянуть в этот день в храм, чтобы почтить Духа Святого, нашего Господа животворящего.

– Батюшка, очень сложно умом понять, как Бог един, но пребывает в трех Ипостасях.

– Это действительно сложно, невозможно. Потому что наша человеческая природа так устроена, что мы своим пытливым умом пытаемся все примерить на себя, все сравнить со своими житейскими примерами или примерами близких людей. Именно поэтому так востребована наука, ее популяризаторы.

Прежде всего нужно убрать скепсис, потому что с внутренним скепсисом невозможно постигать веру. Очень сложно разговаривать даже с человеком, не доверяя ему. Если человек тебе не доверяет, что бы ты ему ни говорил, он будет смотреть на тебя исподлобья. Скепсис нужно убрать и попытаться в меру своих сил, в меру духовной развитости подобрать для себя внутреннее восприятие.

Как это? Например, у маленьких детей совершенно не вызывает никакого коллапса наличие Змея Горыныча в детских сказках. Змей Горыныч вроде один, но все три головы говорят разными словами, хотя это один персонаж. И если вы у ребенка спросите, он вам скажет: «Змей Горыныч» (не скажет, что это Змеи Горынычи). Вы его можете поспрашивать, озадачить какими-то физиологическими подробностями, а он скажет: «Я не знаю». И убежит.

Мы, как взрослые люди, стараемся до чего-то докопаться, нам становится интересно. Не мы первые. Пытались и святые отцы разными способами что-то предположить, обосновать и рассказать. Один из моих самых любимых примеров, который, безусловно, не стоит даже близко с правдой, но может хоть немножко помочь понять тайну Святой Троицы, – солнце. Когда мы говорим о солнце, мы тоже в речи употребляем одно слово, но подразумеваем разные вещи.

Я приведу сейчас в пример три предложения: «чтобы прочитать книжку, мне мало солнца, выйду, чтобы солнца было больше», «чтобы росли цветы, нужно не только помещение, хорошая земля, обильный полив, но еще и солнце», «на солнце не ступала нога человека». Казалось бы, об одном и том же, но совершенно о разном. Когда я говорил, что на солнце не ступала нога человека, я имел в виду звезду, то есть космический объект, потому что он раскаленный. Когда я просил больше солнца, чтобы прочитать книжку, я подразумевал солнечный свет, который рождается от солнца. Если бы не было горящего солнца, не было бы света, который доходит до нас. И когда я говорил о цветах, естественно, имел в виду тепло солнечных лучей, которые исходят от солнца – от этой точки, направленной на землю. Тепло, исходящее от солнца, доносится с помощью лучей до людей, животных и растений.

Вот таким абсолютно наивным бытовым примером можно представить себе, как взаимодействуют Лица Святой Троицы. Солнце одно. И Бог один. Но без воли Бога Отца ничего не будет происходить. Не было бы солнца, не было бы ни света, ни тепла. Солнце рождает свет, и Бог Отец предвечно рождает Бога Сына. Речь не идет о рождении от Девы Марии, речь идет о той жизни, когда еще не было даже человека и ангелов. Была только одна Святая Троица, и не было такого момента, когда бы Бога Слова (Второе Лицо Святой Троицы) не было. То есть всегда Он существовал, но при этом Он рожден от Отца предвечно, Он Его единородный Сын, а мы называемся сынами Божиими уже по усыновлению.

И Дух Святой, Который исходит от Отца, как тепло исходит от солнца, тоже обладает свойством тепла: Он окутывает, оживотворяет все живое. Если мы откроем Библию, увидим, что в начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Имеется в виду не носился как ребенок по полю, а носился как курица-наседка, которая садится на яйцо и своей любовью, теплом его высиживает. Так и Дух Святой и всю природу, и все, о чем благоволит Бог Отец, опекает Своей любовью, теплом, духом.

Когда мы говорим об отношениях Святой Троицы, мы видим некоторую иерархию, говорим о монархии Бога Отца, что Его воля прежде всего, но при этом между Лицами Святой Троицы существуют отношения любви. Они пребывают в любви: нет раздоров, раздраев, каких-то недомолвок, и это тоже пример для всех нас.

А Троица являет Себя в мире немного другим способом: от Отца, через Сына, Духом Святым. То есть любое действие, благоволимое Богом Отцом, совершается через Сына Духом Святым. Вот такой сложной догматической формулировкой святые отцы рассказывают о том, как Бог действует в мире. И мы это действо тоже можем видеть. В частности, в творении мира приняли участие все три Лица Святой Троицы, а не только Бог Отец. И до сей поры Они продолжают заботиться обо всем мире. Поэтому продолжим вновь и вновь воспевать Пресвятую Троицу не только особой молитвой «Пресвятая Троице, помилуй нас», но и многочисленными гимнографическими произведениями, нашими молитвами в вечерних и утренних правилах и своими словами: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе».

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​