Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

22 июня 2022 г.

– После праздника Святой Троицы, дня рождения Церкви, начинается новый круглогодичный отсчет. И только первые две недели после него имеют свои названия. Завтра Церковь отмечает день памяти всех святых. Наверное, это не случайно, что после дня сошествия Святого Духа мы вспоминаем всех Божиих угодников.

– Конечно. Так принято в любом коллективе, когда мы собираемся на какие-то важные, значимые мероприятия. Мы так или иначе почитаем тех, у кого юбилей, кто именинник, кто большое количество лет провел в этом коллективе, выделяем лучших. Естественно, и Церковь как коллектив, который формировался во времени, примерно к IV или V веку имела в своем арсенале лучших своих представителей. Я говорю о святых людях, угодниках Божиих, живущих по заповедям Христовым. Кто-то из них жил во времена Христа, кто-то Его никогда не видел, но уже слышал людей, видевших Его, общавшихся с Ним и слушавших Его слова. А кто-то жил в более поздние времена и мог свою веру строить исключительно на текстах, которые остались, и воспоминаниях из Священного Предания. Так или иначе, своей жизнью они отличались от всех остальных и были прославлены в лике святых.

Первоначально в Церкви не существовало какого-то четкого списка святых, жизнь шла немного иначе. Христиане понимали свою особенность, отличительность, в определенном смысле святость. Даже сейчас на Божественной литургии священник в конце богослужения, перед причащением, возносит Тело Христово и возглашает: «Святая святым». То есть эти Святые Дары сейчас будут преподаны святым людям. Конечно, мы тут же дополняем эти слова священника, поем из смирения: «Един свят, един Господь Иисус Христос». Но при этом святыми называются все люди, находящиеся в храме, все верные.

Это подчеркивается не только церковной гимнографией, но и архитектурой, искусством иконописи. В больших соборах роспись начинается с высоты плеча. И не только потому, что нужны бытовые меры предосторожности (люди плечами и поцелуями будут стирать краску с изображения, и придется каждый год фрески или иконы дополнять, реставрировать), есть и богословское обоснование этому. Роспись начинается с потолка, с изображения Господа на куполе, и идет ниже, а самый нижний ряд остается украшенным только орнаментами, потому что его занимают «живые иконы» – люди.

Ведь в каждом из нас есть образ Божий, мы крещены, принимаем в себя множество святынь. Поэтому, в принципе, мы тоже являемся святыми людьми. Но, конечно, каждый раз оговариваем, что мы «несвятые святые», как назвал свою книгу и митрополит Тихон (Шевкунов). Да, мы призваны Богом к святости, мы члены Церкви Христовой, уже отличаемся от многих людей тем, что бережем свою веру, любим Господа и стремимся попасть в Небесное Царство. Но все наши дела и поступки выдают в нас обычных людей, пораженных грехом, больных скверной. Мы не хотим, но все время делаем плохие дела.

А среди нас есть люди, которые отличаются своей жизнью. Таких людей мы знаем мало, и в современности они встречаются очень редко, как может показаться на первый взгляд. Но я здесь предпочел бы подчеркнуть, что святые не ходят и не кричат: «Здравствуйте, я святой!» Конечно, они молчат и по скромности своей никогда не признают себя святыми, они скажут, что они самые страшные грешники. Тот, кто говорит так о себе не ради похвальбы или красивого словца, а действительно искренне считает себя великим грешником, наверное, стоит на пути к святости. Потому что осознать свой грех, найти в себе несовершенство, признать его и начать с ним бороться – это первое и главное в духовной жизни. Невозможно иметь мир в душе, покой и благодать, если человек считает себя безгрешным, абсолютно во всем правым.

Эти люди, которые отличались в жизни своей инаковостью, святостью, выделены Церковью. Многие из них имели какую-то особую милость и благодать от Господа: одни могли предсказывать будущее, другие творили чудеса (через молитву или прикосновение рук). Мы знаем, что у множества святых после смерти мощи остались нетленными или начинали мироточить, то есть источать благоуханный аромат и особое вещество – миро, которое непонятно откуда берется. Возникает много вопросов у науки к этим чудесам.

Мы видим в храме огромное количество икон, открываем православный календарь и видим, что каждый день отмечается память не одного, а сразу нескольких или даже нескольких десятков святых. Да, они примеры для подражания, это наши нравственные ориентиры. Но самое главное для нас: все святые – это не супергерои. Сейчас дети воспитываются на фильмах, мультиках, комиксах, где показано, что произошла какая-то случайность (прилетел инопланетянин, или человека укусил паук, или попалась волшебная сыворотка) – и человек стал другим. Супергерой является для ребенка важным авторитетом. А святые – наши супергерои. Но отличие святых от книжных или мультипликационных супергероев в том, что никакой случайности, везения или совпадения у них не было. Эти люди были точно такими же, как и мы с вами, родившимися во грехе.

– А как они стали святыми?

– Это самый главный, ключевой вопрос. Конечно, множество житий расскажет вам совершенно разные варианты жизни человека от благочестивого детства (даже порой от благочестивых родителей, дедов; вплоть до семи поколений) до примера Марии Египетской, которая сначала достигла определенного дна, то есть совершала страшные вещи, а потом возвысилась до неимоверных высот.

В конечном итоге мы можем найти среди них главное качество – они все реально выполнили заповедь Христа, в которой Он говорит: «Если мешает тебе войти в Царство Небесное твой глаз, лучше тебе его вырвать и войти в Царство Небесное не полностью зрячим. Если мешает тебе твоя рука или нога – отсеки ее. Лучше войти безруким или хромым в Царство Небесное, чем быть с руками и ногами, но вне его».

Конечно, множество людей с горячим сердцем, но недалекого ума, буквально воспринимали эту заповедь. И в первые века в Церкви было очень много скопцов, потому что они ждали, что Господь тут же им даст Небесное Царство за это. Но Господь, конечно, говорил не об отсечении ног и рук, а очень точно и глубоко заметил суть духовной работы, то, в чем заключается духовная жизнь, аскеза. Если говорить не глубокими словами святых отцов, а переводить на доступный язык, это во многом отречение от самого себя.

Мы воспринимаем себя цельными. Нас еще учат этому многочисленные психологи, тренеры, наставники, которые говорят: ты должен себя принимать, полностью себя любить, все себе прощать. И мы встречаем такие статусы в социальных сетях: «Радуйтесь, что у вас есть я. Я себя менять не буду, это вы должны меняться под меня». Это, конечно, слова не человека-христианина. Христианин должен четко осознавать: «Да, я себя люблю, уважаю, я творение Божие, но во мне есть противные вещи. Я люблю поговорить, мне хочется брать чужое, не могу удержаться, чтоб не объесться».

Это нужно как минимум признавать и выкорчевывать из огорода своего сердца. Потому что это сорная трава, которой полностью зарастают все добродетели. Очень тяжело делать добрые дела, когда ты все время ешь. Очень тяжело думать о других, когда ты считаешь свои деньги. Очень тяжело задуматься о своей душе, когда только и тратишь силы, время и ресурсы на то, чтобы выглядеть красиво или чтобы о тебе хорошо думали.

И получается, что человеку, чтобы приблизиться к святости, к Богу, нужно отречься от таких вещей, которые уже стали частью его самого: гордому – от гордыни, болтливому – от длинного языка. Ведь замолчать для говорливого человека – это фактически означает отрезать язык. Это то, о чем и говорил Иисус Христос: если видишь, что это тебе мешает войти в Небесное Царство, лучше избавься от этого дурного качества. Да, ты потеряешь часть самоидентификации, до этого ты себя считал таким. Но лучше потеряй это, чтобы потом приобрести Царство.

Об этом же говорит Христос: «Кто хочет спасти свою душу, тот ее погубит, а кто готов погубить свою душу, тот ее спасет». Речь именно об этом: если человек хочет спасти себя именно в той проекции, в которой он есть, то у него вряд ли что-то получится, он погубит себя. Но если довериться Богу и вложить в это ровно то, чего Он от тебя ждет, есть все шансы в конечном итоге быть счастливым человеком.

У святых людей это получалось разным способом. Мы знаем многие чины святости. Мученики – люди, которые вынуждены были встать перед выбором: Христос или жизнь. Это очень тяжелая, серьезная и важная для каждого христианина тема. О ней нужно периодически задумываться. Если к нашему затылку приставят пистолет и поставят перед выбором – Иисус Христос или любимый муж, дети, квартира, вкусная еда и престижная работа, что мы будем выбирать?

Конечно, многие думают, что всегда можно слукавить, сказать: «Я выбираю семью», а потом покаяться: «Господи, прости меня», Господь же Милосердный. Но почему-то мученики первых времен и наши новомученики, жившие в советское время, этим не пользовались. Почему-то они считали страшным вслух произнести такие слова, даже если никто, кроме убивающего, их не услышит, и продолжали стоять на своем, рискуя своей жизнью и всем своим существом ради веры в Иисуса Христа. Это мученики, которые пролили кровь ради имени Христова.

Мы знаем из церковной истории, что вовсе необязательно человеку при этом быть крещеным, он может быть крещен своей мученической кровью. Если человек пролил кровь за Христа, то мы верим, что Господь готов увидеть его в небесных обителях Своего Отца, открыть чертог Царствия Небесного. И, конечно, мы их почитаем за мучеников.

Есть люди, которые испытали мучения, но не умерли при этом (умерли потом своей смертью) и не отреклись от имени Христова. Таких мы почитаем в чине исповедников. Есть известные всем святые – преподобные. Это монашествующие лица, которые показали красоту земного ангельского служения. Монашествующий принадлежит уже к равноангельскому чину. Поэтому преподобные – это те, кто максимально стремится воссоздать в себе подобие Бога. Это могут быть как монашествующие мужчины, так и женщины.

Есть чин святых благоверных. Это те святые, которые в своей земной жизни были облечены властью. Это князья и княгини, которые не просто мудро руководили своим народом, но еще и немало сделали на ниве церковной: привели народ не просто к комфортному и сытному существованию, но еще и к спасению души.

Есть чин блаженных и юродивых. Это очень необычные чины святости, когда человек не совсем адекватно себя ведет. Но не потому, что у него психическое расстройство, а потому, что он таким образом пытается привлечь определенное внимание общества. Это отдельная сложная тема. Здесь можно вспомнить и о шутах при королях, которые, несмотря на всю свою внешнюю глупость, были самыми умными политиками и интриганами.

Если говорить про блаженных и юродивых, речь не о том, что они какие-то дурачки; мы в них верим как в значимых людей. Эти люди шли на внешнюю неадекватность, дурашливость из очень четких соображений. У нас есть юродивые Христа ради и есть блаженные матери, которых мы почитаем, потому что их жизнь отличалась от жизни обычного человека. И эту их определенную инаковость мы лишний раз подчеркиваем.

Есть чин «святые равноапостольные». Мы, естественно, почитаем апостолов, учеников Христовых, святыми. Но есть люди, которые в своей жизни сделали много для Церкви, примерно столько, сколько сделали апостолы. То есть принесли веру в новое государство, поставили много храмов, развили письменность, сделали что-то гигантского, планетарного масштаба, что повлияло на все православие. Это и равноапостольные Константин и Елена, и равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славян, память которых мы не так давно праздновали, равноапостольная Нина, грузинская царица. Эти имена у всех нас на слуху.  

Есть чины святости и среди священнослужителей, которые служили в Церкви и делали это настолько искренне, от души, веря в то, чему сами учили, что люди следовали не столько их словам, сколько их жизненному примеру. Я говорю о священниках, которые, умирая, получают звание «праведный», если они не были монашествующими, и о святителях – тех, кто имел епископский сан в нашей Церкви. Это могут быть и патриархи, и митрополиты, и обычные епископы. Но их дела были настолько важны и значимы, их жизнь настолько отличалась от других, что память о них хранится во всей Русской Православной Церкви.

Об обилии святых можно говорить и дальше. Среди них будут и чудотворцы, и великомученики, и великомученицы, князи и княгини, преподобные отцы, учители церковные.

– Кого мы будем вспоминать завтра?

– Всех. На каждой проскомидии мы в любом случае вспоминаем все чины святости (священник вынимает особым образом частицы из девятичинной просфоры по девяти чинам святости). Но если обычно мы отдаем честь какому-то одному святому (потому что это день его смерти или перенесения мощей), то в первое воскресенье после дня рождения Церкви мы выделяем вообще всех святых всех чинов святости (древних или новых, поздних или ранних). Это удивительно, потому что у нас есть понятие «Собор святых», но в него входит не очень многочисленная группа святых. А здесь получается, что мы вспоминаем сразу всех святых, которые когда-либо жили на этой земле. И это дает удивительное чувство единения. Потому что среди святых есть люди разных национальностей, возрастов, интересов, времен, сталкивающиеся с разными проблемами.

Этот великий праздник очень значим для Церкви. Он прочно вошел не просто в церковный календарь, но в культуру. В этот день у христиан принято друг друга поздравлять с днем именин. Его часто по ошибке называют днем ангела. День ангела – это все же день крещения, когда человек принимает таинство Крещения и ему дается ангел-хранитель, его верный наставник, защитник и главный друг. Но есть еще святой, тезоименитый тому человеку, кто принимает крещение. Он считается небесным покровителем человека.

Завтра мы отмечаем именины, каждый – свои. Завтра можно спокойно поздравить всех своих родных и знакомых с их именинами. А на удивленный вопрос, почему так, напомнить, что Церковь празднует память всех святых, которые когда-либо жили, прославленных нашей Церковью или тех, о которых мы даже и не знаем. То есть имеющиеся списки святых вовсе не означают, что нет больше других святых. Есть огромное количество людей святой жизни, о которых никто не знает. Можно вспомнить и пустынников, и тех, что жили в далеких скитах и не желали, чтобы о них знали. Поэтому завтра мы чтим память всех святых.

 Люди издавна уважали и чтили память всех святых. К сожалению, если не помнить суть праздника, остается только его внешняя форма. Я сейчас говорю о празднике Хэллоуин, известном в западном мире. В самом названии праздника нет ничего плохого. Но мы воспринимаем его таким, во что он превратился сейчас: разгул сатанинских изображений, символов, страшных нечистей, в которых переодеваются дети, чтобы потрясти карманы соседей со словами: «кошелек или жизнь», «сладость или гадость».

На самом деле все дети и взрослые, радостно празднующие этот праздник, забывают, какое у него значение. Название праздника в переводе с английского означает «канун дня всех святых». То есть это замечательный христианский праздник памяти всех святых. А вот каким образом он превратился в торжество беснования – это уже большой вопрос к людям. Многие люди вообще забывают, для чего он нужен. Современный человек прекрасно понимает, что Хэллоуин – не самый лучший праздник, который хотелось бы праздновать в школе или отмечать с друзьями.

У нас есть свой праздник всех святых, и мы его празднуем не осенью, а летом. В этот день есть возможность отпраздновать его вместе с друзьями, вспомнить в эти дни житие своего святого небесного покровителя, прочитать о святых, имена которых на слуху, но мы не знали, когда они жили и чем прославлены. Уделить время новомученикам, прочитать про тех людей, кто совсем недавно, буквально сто лет назад, делал выбор между комфортной, счастливой жизнью и верой. Мы счастливые люди, что не должны делать сейчас этот выбор. У нас открыты храмы, есть возможность их посещать, издается множество книг, снимаются фильмы, которые показывают даже в светских кинотеатрах.

Я бы хотел отметить еще один интересный факт. Например, в Греческой Церкви есть праздник всех святых – Панагиотис (звучит как Панайотис). В честь его очень часто даже называют детей. Ребенка, родившегося близко к дню всех святых, называют Панайот. Часто встречаются такие фамилии. Теперь мы знаем, откуда у них корень. Он тесно связан с завтрашним очень важным и значимым днем памяти всех святых. 

– В наших храмах главными святынями становятся хранимые в них частицы мощей святых. Поклонение им тоже стало традицией. Хотелось бы напомнить, что буквально на днях в наш город будут принесены мощи святого преподобного Сергия Радонежского. Расскажите об этом событии.

– Совершенно верно. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 21 и 22 июня в нашем городе Новосибирске в Вознесенском кафедральном соборе будут покоиться частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, чудотворца, известного многим святого. К нему обычно обращаются люди с просьбой о помощи в учении. Потому что в его житии есть такой момент: когда он был ребенком, ему не давалась учеба, но он очень молился Богу о том, чтобы эта ситуация разрешилась. И с помощью чуда его положение действительно враз поменялось, он стал очень образованным человеком. Впрочем, он никогда этим не кичился и отличался своей простотой.

Люди, которые не имеют возможности побывать в Сергиевом Посаде Московской области, приложиться в Троицком соборе к ковчегу с мощами преподобного, получили возможность сделать это в своем городе. Но, приступив к этому важному делу, очередь тоже нужно выстоять со смирением, с молитвой. Подойти с сердечной молитвой к ковчегу с мощами преподобного отца нашего Сергия, получить там иконочку на память и эту радость принести в свои дома. Потому что для церковного человека любое соединение со святыней, нахождение в святом месте, паломничество, питье из святого источника и, конечно, поклонение святым мощам является одним из главных моментов торжества православия в миру.

Это очень полезно для духовной жизни. И если кто-то понимает, что давно не был в храме, прибытие святых мощей Сергия Радонежского – очень хороший повод посетить церковь в эти дни, поклониться святым мощам и обратиться к Господу с сердечной молитвой о своих нуждах и печалях.

– Можем ли мы, люди, живущие сегодня, хоть чуточку стать похожими на святых?

– Каждый из нас призван к святости. Это цель жизни человека – обожение, достижение максимального уподобления Господу Богу. Надо стараться это делать, и тогда есть все шансы к этому уподоблению. Как мы молимся в вечерних молитвах? «Господи, если я буду праведником и Ты спасешь меня, то это будет Твоим долгом. Ты прими меня, пожалуйста, такого нерадивого, грешного. Мое желание, мою веру засчитай за мои добрые дела».

Мы верим, что Господь милостивый и добрый. Конечно, Он не оставит каждого из нас в беде, но это не значит, что нам не нужно стараться. Ребенок может творить что угодно и знать, что потом мать и отец вытащат его из беды но все-таки своих родителей нужно жалеть. И мы к Господу тоже должны относиться с максимальным уважением и любовью и стремиться исполнять Его заповеди, жить праведной жизнью, следовать за Христом и Его Святой Церковью, находясь у нее в послушании. И тогда у нас есть все шансы встретиться всем вместе в Небесном Царстве. Будем этого ждать.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 17 августа: 05:30
  • Суббота, 20 августа: 09:05
  • Среда, 24 августа: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​