Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

20 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В начале программы я хотела бы поздравить Вас и Ваших прихожан со знаменательным событием – великим освящением храма во имя святого Георгия Победоносца. Это было очень торжественное и запоминающееся для всех событие.

– Совершенно верно. От всей души хочу поблагодарить и Вас за то, что Вы вспомнили о таком значимом для нашего храма (уверен, что и для всего микрорайона) события. Хотелось бы поблагодарить Высокопреосвященнейшего владыку Никодима за высокое доверие (храм был воздвигнут под его личным попечением и в кратчайшие сроки) и великое освящение храма архиерейским чином. Благодарю всех потрудившихся прихожан, гостей, спонсоров, помощников, кто послужил такому великому делу – появлению нового замечательного и красивого храма в граде Новосибирске.

– Мы еще хорошо помним те времена, когда на весь большой город (столицу Сибири, как уже тогда говорили) было всего лишь два действующих храма. С тех пор, конечно, многое изменилось, и количество храмов увеличилось в разы. Скажите, для чего строятся и возводятся храмы?

– Вопрос очень интересный. Я уверен, даже неверующие люди обязательно что-то скажут насчет архитектуры, традиционных ценностей. Они прекрасно понимают, что издавна Церковь – это не только религиозное учреждение, но и центр культуры. Так повелось, потому что православие принесло нашему Отечеству и письменность, и образование (школы до революции были только церковноприходскими). И поныне каждый православный приход – это не только стены, где люди молятся Богу, но и место для средоточия культурного спектра в развитии детей, молодежи и взрослых. Это обычно и социальные центры, где помогают нуждающимся людям (многодетным, малоимущим, вдовам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).

Есть и образовательный аспект. Практически при каждом храме существует воскресная школа для детей и взрослых, ее разновидности. У кого-то занятия проходят за чаепитием, с мультфильмами или фильмами, у кого-то – в более серьезном ключе, это как маленькие институты, с зачетами и оценками. Обязательно есть различные просветительские центры или лекции, которые проводят священнослужители, люди с дополнительным образованием. Работа ведется с молодежью, с подрастающим поколением, проводятся какие-то дополнительные внеклассные мероприятия, готовятся сценки, представления, концерты духовной музыки. Сейчас все чаще при храмах можно научиться петь. Самое главное, что все это абсолютно бесплатно, и любой человек, который не имеет возможности где-то в чем-то себя культурно подтянуть за деньги, может прийти в любой храм.

Храм – это самое необходимое место для христианина. Потому что Господь заповедовал нам в Свое воспоминание творить таинство Евхаристии, благодарения, когда христианин причащается под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовых. Это осуществляется только в православном храме, только канонически рукоположенным священником на антиминсе, который освящает архиерей. Невозможно говорить, что соблюдаешь все заповеди Христа, не посещая храмовое богослужение и не приступая к церковным таинствам. А церковные таинства возможны только в православном храме.

Может быть, не каждый храм может соревноваться с кафедральным собором в красоте богослужения, в его чинности и слаженности. Во многих храмах существуют и кадровые вопросы, когда некому нести послушания, и, возможно, хоры не так слаженно поют. Но каждый храм все равно чем-то отличается от других. Не только потому, что он формируется в определенном месте, но и потому, что во главе стоит настоятель, который обладает какими-то своими компетенциями.

Есть храмы, где потрясающие украшения вокруг храма или все люди поют на литургии, есть такие, где очень много молодежи, а есть те, где много иностранцев. Нельзя сказать, что все храмы однотипные и одинаковые. Поэтому, естественно, когда появляется какой-то новый микрорайон, власти заботятся о том, чтобы там были все средства не только для комфортного проживания, но и для времяпрепровождения. Стараются построить торговый центр, большой супермаркет, бассейны, кинотеатры, потому что понимают, что людям это будет необходимо.

И очень важно, что сейчас, когда продолжает строиться наш город Новосибирск, учитывается еще и религиозная составляющая, право человека на реализацию закона о свободе совести, чтобы человек, который верит в Бога и желает прийти в воскресный день в храм, не был вынужден очень долго добираться на общественном транспорте до ближайшего храма. И мы очень рады, что, благодаря попечению владыки Никодима и согласию с нашими властями (как муниципалитета, так и области), сейчас эта тема очень актуальна.

Наш храм находится в микрорайоне Северный (это окраина Новосибирска). Сразу несколько храмов сейчас заложено и строится в левобережье Новосибирска. И эта тема очень важна, хотя некоторые думают, что, может, это не нужно, все прихожане могут доехать в один большой храм. Но сейчас, в эпоху ковида, уверен, эта тема подверглась пересмотру. Может быть, и можно всем забиться в один большой храм, но с точки зрения гигиены и удобства правильно ли будет стоять бок о бок, кашляя, чихая? Может быть, и хорошо, что храмы не будут заполнены людьми, будет больше возможности совершить земные поклоны, больше личного пространства.

Когда мы говорим о времени, когда храмов было очень мало, то понимаем, что ничего замечательного в этом не было. Люди вспоминают, что, например, в Вознесенском соборе на Крещение очередь за святой водой стояла до цирка и дальше. Это сколько же людям приходилось мерзнуть на морозе, они фактически были лишены богослужения. Сейчас это решается с помощью аудиотехнических средств: люди имеют возможность и вне храма постоять, послушать богослужение, где-то даже видеотрансляцию организовывают.

– Было очень приятно, что у вас на освящении стояла палатка с обогревательными приборами, а туда была выведена видеотрансляция из храма. Это очень удобно для прихожан. Конечно, храм тоже был наполнен людьми.

– Да, мы озаботились этим, чтобы люди не оказались лишены службы. Это очень важно. Именно поэтому очень часто в храмах крупных приходов по благословению владыки Божественные литургии совершаются в воскресный день дважды. Служится ранняя и поздняя литургия именно для того, чтобы люди не стояли на улице, а имели возможность пребывать в храме в удобной, теплой, комфортной обстановке.

Стоит вспомнить и о 120-летии храма, который является древнейшим в нашем городе, – о Покровском храме, он располагается в тихом центре, в непосредственной близости от кинотеатра им. Маяковского и недалеко от Александро-Невского собора. Для нашей епархии и нашего города это очень значимый юбилей. Если посмотреть на архитектуру храма, видно, что он вытянутый.  Предполагается, что много людей может расположиться под его сводами. В храме проводится много работы, о которой я говорил в начале передачи. Для всего этого нужны помещения.

Для Новосибирска исторические храмы – большая редкость. Если взять Москву или Санкт-Петербург, другие древние города Золотого кольца России, то, безусловно, мы видим там древнюю архитектуру и чувствуем историческую связь.

А наши храмы где только не располагались: и в строительных вагончиках-контейнерах, и в бывших аптеках, кинотеатрах.  Но Покровский храм являет собой пример не только древней архитектуры, но и тесной связи нового мегаполиса – столицы Сибири с тем древним городом Новониколаевском, который зарождался еще в царское время.

– Давайте вспомним о тех событиях, которые происходили в истории и связаны с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

– Я думаю, нет ни одной епархии, где не было бы хотя бы одного храма, посвященного этому событию. Хотя оно произошло вовсе не во время жизни Пресвятой Богородицы, а гораздо позже. Историки спорят: кто-то говорит о IV и V веках, кто-то – о VIII–X веках. То есть период разный, но ясно, что это произошло достаточно давно…

Сейчас, когда наступил коронавирус, для многих, а особенно для молодых людей, это стало большим шоком. Казалось бы, мы от всего защищены, современное человечество все придумало, обо всем позаботилось, но появляется одна какая-то маленькая деталь и рушит все системы, любой выстроенный порядок действий. Оказывается, невозможно оперативно принять и разместить больных, не хватает врачей. Мне кажется, это потому, что достаточно давно не было таких болезней, Господь нас миловал. Но если мы посмотрим в историю, то похожие болезни случались и в нашей стране часто, а уж тем более в те века, когда была слабее развита медицина.

Константинополь постоянно что-то трясло. То есть постоянно были то землетрясения, то нападения врагов, то какая-то моровая язва. И мы с удивлением видим, что так долго стояла Византия. Потому что люди в период любой беды обращались сразу к Господу. Этому есть не просто житийные, но исторические свидетельства.

И вот очередная беда: в Константинополе случается война, местные жители вынуждены оборонять свой город, жены страдают без мужей, дети – без отцов. И тоже спорят ученые, кто был противником Константинополя. Кто-то говорил, что это были сарацины, мусульмане, а кто-то, что это были русы, то есть наши предки. И бедные константинопольцы, укрепляя свой город без достаточного количества воды, еды, бегут в храмы, чтобы там молиться Господу. И не просто так, как мы часто делаем: забежали, поставили свечку и убежали в надежде, что Господь и так все поймет.

Люди в то время остались на всенощное бдение, которое было 1 октября по старому стилю, в храме, где хранилась риза Пресвятой Богородицы. В Константинополе собралось очень много людей, и все молились. Что такое всенощное бдение? Сейчас это очень видоизмененная служба, которая проходит вечером за два или 2,5 часа, а исторически всенощное бдение названо так потому, что длится всю ночь. На этой длинной, тяжелой службе, когда, казалось бы, все должны спать, люди молились, плакали, просили благодатной Божественной помощи.

Одним из достаточно известных людей того времени был блаженный Андрей. Как бы мы сейчас сказали, у него было не все в порядке с головой. Потому что юродство Христа ради для непосвященного человека со стороны кажется просто психическим нездоровьем. Это очень сложный, специфический крест, который выбирает для себя человек, и не всем он понятен.

Мы примерно можем понять по нашему известному Василию Блаженному, что юродство – это своеобразная форма обличения. Например, кто во времена средневековых царей имел возможность говорить правду им в глаза и оставаться живым? Вряд ли это какой-то слуга или боярин. Это был шут, который в игривой форме всех обличал, в том числе и царя. В такой неординарной форме блаженные имели возможность доносить истину и правду. А истиной назвал Себя Сам Господь. Поэтому не каждый непривычно себя ведущий человек может являться святым блаженным.

В житии записано, что блаженный Андрей к тому времени был уже действительно значимым человеком. О нем знали, что он человек святой жизни, у него был ученик Епифаний. Они вместе стояли в храме и молились вместе со всеми.

Со своей стороны мне бы хотелось отметить, почему именно он увидел это видение. Вероятно, молились все. Но когда что-то происходит в нашей жизни, нам очень тяжело стоять на богослужении и молиться общей молитвой. Она же очень обширна: мы молимся обо всем мире, всех христианах, о нашем священноначалии, путешествующих, плавающих. Но какое тебе дело до путешествующих и плавающих, если у тебя болит живот, заболел родной человек или случилась какая-то катастрофа? Все мысли твои будут заняты только этим. Поэтому, как мне кажется, весь этот храм пламенно молился только об одном – чтобы остаться живыми, чтобы враги ушли, чтобы войска обратили в бегство противника. А Андрей, будучи блаженным, сохранял эту общую молитву, духовный настрой вне зависимости от того, что происходило в быту.

Наверное, за святость жизни, за редкий дар настоящей молитвы он сподобился видения. Где-то в четвертом часу ночи, ближе к концу всенощного бдения, он увидел, как над головами верующих шествует Пресвятая Дева в сопровождении Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова, множества святых и ангелов. Осознав, что Она никуда не исчезает, блаженный Андрей с удивлением воззрел на это. Он увидел, как Пречистая Владычица дошла практически до амвона, где проповедует священник и преподаются Тело и Кровь Христа верующим, и вместе с многочисленными верующими тоже плакала и молилась Господу. Затем Она сняла с Себя платок (раньше женщины не носили шапок или шляп, но носили длинные головные платки, в которые заматывались) и как бы распростерла его в качестве защиты над всеми молящимися. Естественно, пораженный Андрей толкнул своего ученика и спросил: «Ты видишь?» Он ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Помимо духовной связи это видение дало им ответ на насущные вопросы молитвы, что с ними Пресвятая Богородица, защищает и оберегает их. Действительно, вскоре закончилась война. Но для нас, христиан, важен духовный смысл этого праздника, что действительно Матерь Божия становится для нас не просто героем Нового Завета, не просто Той, Которая рождает нам Спасителя, но и Той, Кто продолжает и после Своей смерти принимать активное участие в отношениях человека с Богом. Она становится Заступницей, Ходатаицей. И это удивительно!

Если следовать той исторической версии, что воевали русы с константинопольцами, то это странно, потому что даже у греков не так широко празднуется Покров, как у русских людей. В каждом городе, в каждой епархии есть храм Покрова Пресвятой Богородицы. Самый известный памятник архитектуры – храм Покрова на Нерли – до сих пор стоит и радует глаз. Хоть это и не двунадесятый праздник, но люди стараются в этот день выбраться в храм, связывают с этим праздником очень много личных надежд. Мы знаем народную примету, что снег выпадает на Покров. Это ассоциация с тем, что как снег покрывает землю, так и Царица Небесная покрывает Своим покровом землю Русскую, как будто укрывает ее Своей заботой.

Этот праздник очень любим и храним русским народом. Недаром мы каждый раз, когда отмечаем память Пресвятой Богородицы, восклицаем: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Может, с догматической точки зрения это не очень верно, потому что спасает нас все-таки Господь (святым мы говорим: «Молите Бога о нас»). Но мы верим, что Пресвятая Владычица имеет определенную связь с Господом и уповаем на Ее заступничество и ходатайство.

Например, когда мы говорим о монархе, знаем, что король, император, царь единолично управляет данной ему территорией. Но мы при этом знаем, что есть и королева, хотя она прямого отношения к власти не имеет. Но у нее есть трон, мантия, титул, ей говорят: «Ваше величество, что прикажете?» Как она может приказывать, если приказывает только король? Но мы прекрасно понимаем, что это его жена. Муж – глава, а жена – шея; куда она повернет, туда голова и посмотрит. Это понимали издавна, поэтому королев очень уважали и почитали.

Но что значит власть жены, а что – власть матери? Мы видим даже из евангельских строчек, как это проявляется на браке в Кане Галилейской, когда у жениха внезапно заканчивается вино (это страшный позор, ведь вино – самая главная увеселительная жидкость, и оно внезапно закончилось, а до захода солнца еще очень далеко). И Пречистая Матерь говорит Своему Сыну: «Смотри, надо бы помочь». На что Он говорит: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще рано, Мое время не пришло». И Она не спорит с Ним, не доказывает что-то, не наставляет, но со скромной улыбкой говорит слугам: «Все, что Он вам скажет, делайте».

Какая вера Божией Матери в Своего Сына! Не просто как в человеческого сына, но как в Бога и Спасителя. И действительно, Матерь Божия ни на чем не настаивала, демонстративно не заламывала руки, даже не спорила. Но только по одной Ее скромной просьбе Господь меняет Свои планы и совершает это первое чудо; и оно остается в веках и в истории, на долгие годы в памяти людей.

Мы верим, что и по сей день Пречистая Матерь Божия является нашей Заступницей и Ходатаицей, и просим Ее о помощи. Это земное, человеческое отношение к Ней, абсолютно жизненное, родное, сохраняется в русской традиции. Нет дома, где нет иконы Богородицы. Нет людей, которые не знают о Ней и о том, как Она родила Своего единственного Сына и что сделала в Своей жизни. Множество храмов посвящается Ее святому имени.

И праздник Покрова – это лишний повод восхвалить Пречистую Владычицу Деву, вспомнить о том, что Она просила Господа, чтобы Ей не пришлось спускаться в адские муки, Она очень хотела сразу прийти в райские обители. И Господь опять творит чудо, Он приходит и забирает душу Своей Пресвятой Матери, самолично поднимая Ее в небесные обители. И мы верим, что до сих пор каждый из нас, даже по мелочи, дерзает обращаться к Пресвятой Владычице Марии с тем, чтобы Она ходатайствовала перед Своим Сыном о нас. Поэтому и говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

– Вы уже отметили, что очень много храмов в России посвящено именно Покрову Пресвятой Богородицы. Очень много икон посвящено нашей Небесной Царице. И в нашей епархии находится немало чудотворных икон. Напомните, пожалуйста, о них.

– Я думаю, самая известная, о которой знают многие новосибирцы, – это Иверская икона Божией Матери в архиерейском подворье на станции Мочище. Там сейчас как раз идет строительство нового храма, на нижнем этаже уже проходят богослужения (он освящен архиерейским чином), верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери еще достраивается.

Это удивительная икона, с огромной историей, является религиозным центром не только для верующих новосибирцев и жителей области, но и для жителей соседних территорий. И даже очень много иностранцев приезжает приложиться к этой святыне.

Сам момент чудотворения икон – лишний повод удивиться и возблагодарить Пресвятую Владычицу за то, что Она так неравнодушно относится к человеческому роду. Ведь очень легко подвергнуть критике любое чудо, сказав, что этого не было. Я всегда говорю: какое чудо должен сделать Бог, если человек не настроен Ему верить? Какое бы чудо Он ни показал, человек найдет разумное, рациональное объяснение всему.

Очень сложный, тонкий, щепетильный момент касательно икон, когда они начинают мироточить, кровоточить, слезоточить. Ученые до сих пор разбираются, откуда это появляется, каким образом. Но для русского человека издавна это зримый показатель, когда икона внешне проявляет свою благодать. Но это вовсе необязательно. Я знаю, что есть люди, которые прямо гоняются за самыми чудотворными, самыми намоленными иконами.

Святыню, безусловно, нужно почтить (и тем, кто не успел еще посетить эту святыню, советую обязательно это сделать). Но и каждая, даже самая маленькая, простая иконочка, приобретенная в любой церковной лавке, тоже является для нас значимой.

Целуя, например, фотографию любимого человека, мы внутренне передаем ему свои чувства, если он от нас находится далеко. Так и с иконой. Не важно, на чем она: в ламинате, на бумаге, оргалите, на ткани или доске. Икона тоже является намоленной, если мы ее храним дома и бережно к ней относимся, если это центр нашей молитвенной жизни и мы стараемся молиться Господу и Его Пречистой Матери перед Ее изображением. Оно зачастую является самым любимым, с ним что-то связано, кто-то нам подарил икону или мы ее приобрели в значимый день; или она досталась по наследству от любимой бабушки. То есть вовсе необязательно гоняться за древними артефактами, которые каким-то образом усиливают молитву.

Молитва возможна и без иконы. И любому верующему человеку, если он в силу жизненных обстоятельств или проблем со здоровьем не имеет возможности дойти до храма, доехать до святыни, можно молиться и в дороге, и дома. Любая молитва – это возможность человека лишний раз обратиться к Богу, соприкоснуться с Божественным замыслом о нем и всем человечестве.

Мы должны быть благодарны нашему Творцу и стараться любое дело нашей жизни, любой день, поступок, начинание посвящать Его Божественному имени. А Пречистая Владычица может быть верной Заступницей и Ходатаицей не только в наших бедах и нуждах, печалях, но и в любых делах, которые послужат нашему спасению и принесут благую пользу нашему окружению и всему народу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​