Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

20 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– С Рождеством и новолетием! Дни после Рождества Христова до Крещения (Богоявления) называются святыми. В чем особенность этих дней? Как их душеполезно провести?

– Святые дни сокращенно называют святками. Нам почему-то кажется, что это единственное время в церковном году (еще, пожалуй, вспоминается Светлая седмица после Пасхи), когда мы длительно празднуем торжественное событие из новозаветной истории. Фактически же дело обстоит немножко иначе.

Любой великий двунадесятый праздник имеет дни предпразднства и попразднства. Мы несколько дней готовимся к празднику. Для тех, кто очень часто посещает храм, это проходит не так, как для людей, которые присутствуют только на праздничном богослужении. Ибо первые слышат, как Церковь потихоньку начинает в своих песнопениях и священных текстах вспоминать событие, которое грядет.

После того как совершаем само празднство, мы не забываем о нем моментально, а в течение нескольких (часто бывает, что многих) дней бережно храним в сердце радостную память о нем.

Самый банальный пример – Новый год: длинные выходные, с любовью устроенные государством, есть не что иное, как дни попразднства новолетия, которому мы радуемся. Новый год встретили – и теперь настала пора посвятить его первые дни семье, отдыху, развлечениям.

Когда христиане вспоминают какое-то важное (ключевое) событие из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери или учеников, особенно подчеркивают, что празднование не ограничивается одним днем. Мы продолжаем радоваться в течение двух- трех дней. В частности, радость великого двунадесятого праздника Рождества Христова длится вплоть до Крещения Господня.

В эти дни православные верующие стараются деятельно почтить Спасителя, родившегося в мир Младенца: приносят Ему дары в виде добрых дел и пламенной молитвы. Принято посещать родных и близких, вспоминать тех, кого давно не вспоминали. Если мы не можем обнять человека, можно отправить сообщение (Интернет и мобильная связь сейчас позволяют это сделать).

К сожалению, святки часто омрачались различными суевериями, гаданием, бездумным и вольным весельем. Само понятие святых дней исключает возможность заниматься тем, что для христианина является неприемлемым. Господь так устроил, что мы не знаем нашего будущего. Это Его великая милость, а не упущение или наказание.

Бывает, люди тяжело, неизлечимо больны, когда говорят, сколько им осталось жить…

– Врачи говорят.

– Да. Как тяжела эта ноша для человека! Как меняется его восприятие! Ему трудно. Не каждый может справиться с этой информацией. Когда человек не знает дня своей кончины, он волен выбирать каждый день что-то новое. Как бы ни было любопытно, я (вместе со всей Церковью) призвал бы избегать подобных увеселений, потому что заигрывание с нечистой силой никогда до добра не доводит.

Святые дни нужно проводить свято. Одна из замечательных народных традиций, которая сейчас постепенно исчезает, – колядование. На Руси люди, которые ходили по домам и колядовали, назывались христославами. Потому что песнопения, короткие стишки или песни, которые они исполняли, содержали хвалу родившемуся Богомладенцу, прославляли Его и Пречистую Матерь. Такое искреннее поздравление щедро вознаграждалось хозяевами домов приношением пожертвований, чтобы люди могли потом со своими семьями в очередной раз возликовать о Рождестве Спасителя.

Сейчас, может быть, трудно взять красивую звезду и пойти по чужим домам, но поколядовать можно и по видеосвязи, телефону. Колядки, прославляющие Христа, можно отправить кому-то в письменном виде. Это всё формы заботы и внимания по отношению к близким и определенная дань Господу.

Есть риск провести святки в житейской суете, бытовых заботах. Поэтому важно не забыть, почему мы отдыхаем в эти дни и почему называем их святыми: праздник продолжается.

– В эти святые дни чтят память святого Василия Великого, учителя христианской Церкви.

– Необычный и значимый день. Согласно церковному календарю – 1 января. В миру люди радостно отмечают старый Новый год. Для Церкви же это не только день гражданского новолетия по старому стилю, но и два важных события: великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого.

В Ветхом Завете, в законе Моисеевом, мы читаем, что любой ребенок должен был быть посвящен Богу. Иисус Христос, родившийся в семье благочестивых родителей, которые свято исполняли закон Моисеев, был принесен в храм Своей Пречистой Матерью для совершения того, что по закону того времени было нормой: обрезания крайней плоти и наречения имени.

Евангелисты говорят нам: Христос никогда не попирал ногами то, что было до Него (не нарушить пришел Я, но исполнить). Мы часто слышим: «То можно не делать, это можно не делать. Самое главное в посте – людей не есть, а мясо, может быть, и можно». Здесь очень легко скатиться в духовный нигилизм: вместе с грязной водой выплеснуть и младенца.

Сам Спаситель показал нам пример важности исполнения существующих законов (как гражданских, так и духовных). Мы, будучи послушными чадами Его Святой Церкви, продолжаем соблюдать все установления, которые были оставлены нам святыми отцами и нашими предками.

В этот же день мы чтим память святителя Василия Великого. Наверное, нет православного человека, который хотя бы раз о нем не слышал. Святой Василий – один из ранних христианских святых. Он был архиепископом Кесарии Каппадокийской, оставил для Церкви множество сокровищ, является автором литургии, которую мы совершаем не так часто, как литургию святителя Иоанна Златоустого. Литургию Василия Великого служат в период Великого поста. Она совершается нерегулярно, но всегда запоминается, потому что отличается от привычной нам литургии святителя Иоанна длительностью и невыразимой красотой молитв.

Святитель Василий прославлен в лике святых как поборник Христовой Церкви и веры. Вспоминая о непростом времени Вселенских Соборов, проблемах, которые потрясли Церковь (ересь и различные толкования непонятных мест в Священном Писании), невозможно не сказать о роли святителя Василия Великого. Он оставил в догматике (так мы кратко называем догматическое богословие нашей Церкви) неизгладимый след в самом лучшем смысле этого слова.

Может быть, простому верующему имя святителя Василия не совсем знакомо в плане трудов, которые он понес. Это очередной повод перечитать его житие, чтобы понять, почему Церковь так чтит память этого святого, включив его в список трех великих церковных учителей.

– Память преподобного Серафима Саровского, русского святого, Церковь отмечает тоже в эти дни (15 января). Любимый в народе батюшка, который приветствовал всех, знакомых и незнакомых, словами: «Христос воскресе, радость моя!»

– Наверное, нельзя найти ни одного храма, где бы не было его иконы. Преподобный Серафим – очень известный святой, чтимый в Русской Церкви, хотя прославлен не так уж давно.

Не могут не удивлять стойкость его характера и множество чудес, которые совершились еще в его детстве. Преподобный Серафим родился в небедной семье. Он рано лишился отца. Будучи воспитываем матерью, как и любой мальчишка, он не раз хулиганил. Известна история о том, что, забираясь на высокую колокольню, будущий святой упал, но чудом спасся. Действие незримого крыла ангела-хранителя и промыслительной десницы Божией прослеживается сквозь все жизнеописание преподобного.

На него, уже взрослого молодого человека, напали разбойники. Стоит отметить, что Серафим никоим образом не сопротивлялся, хотя, будучи крепким юношей, мог бы как следует ответить. После ранений, которые казались несовместимыми с жизнью, он выжил, однако (и мы видим это в иконографии) остался согбенным.

Этот святой никогда не стремился к красоте, соблюдению каких-то церемоний: он жил Духом, старался прежде всего заботиться о духовной жизни. Преподобный изнурял свое тело строгим постом, длительной молитвой (стоял тысячу дней и тысячу ночей на камне). Не только люди, но и животные чувствуют святость человека. Есть свидетельства о том, что преподобный Серафим регулярно кормил медведя с рук.

Говоря о святом, можно вспомнить множество замечательных историй, которые известны даже самым маленьким детям. Но самое значимое, что я хотел бы подчеркнуть,– это его мудрость, выражаемая не в философских трактатах, а в житейских разговорах. Многие люди, в том числе наши правители, приходили к нему за советом. Слова, которые преподобный говорил им за чаем, играют значительную роль в церковном предании.

Мы часто пытаемся спасти других: переживаем, хотим, чтобы наши муж, жена, дети, пожилые родители немедленно стали воцерковленными, верующими, добрыми, и усиленно, целенаправленно «причиняем» им добро. Но здесь важно думать прежде всего о себе: если мы начнем работать над своей душой, выкорчевывая из нее страсти и многие прегрешения, увидим, что вокруг нас создастся абсолютно другая атмосфера. Нам не придется ничего говорить людям: они, видя нас, будут следовать по пути, по которому мы идем.

В Новосибирской епархии есть храм, посвященный Серафиму Саровскому.

– Есть памятник.

– Это тоже интересная мысль. Я веду разговор к тому, что и дома у людей наверняка есть иконки. Стоит их достать, вытереть с них пыль, радостно пропеть тропарь или кондак святому преподобному Серафиму и обратиться к нему хотя бы с краткой молитвой своими словами о том, чтобы следовать его примеру. Этого нам так часто не хватает!

– Совсем немного времени остается до праздника Крещения. Особенный день в году, когда люди потоком идут в церковь с раннего утра и до позднего вечера. Отец Александр, что важного произошло в этот день почти 2000 лет назад?

– Об этом повествуют все четыре евангелиста. Иисус, будучи евреем (как я сегодня уже упоминал), должен был соблюдать имеющиеся законы. Он не мог, согласно требованиям того времени, выходить с общественной проповедью до той поры, пока Ему не исполнится 30 лет (наступало совершеннолетие, когда человек мог уже чем-то делиться с другими людьми).

Мы видим, что евангелисты начинают подробно описывать служение Иисуса Христа с Его 30-летия. До этого были просто детство, юношество, молодость, проведенные в доме родителей в полном послушании названному отцу и Пречистой Матери.

Родственник Иисуса Христа, святой пророк и Предтеча Иоанн, начал крестить людей, чтобы они покаялись. Его проповедь была простой: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Очень важно расшифровать понятие «покаяние». В переводе с греческого это означает «изменение сознания». Мало раскаяться: «Да, это я разбил вазу». Важно сказать: «Я разбил вазу. Больше никогда не хочу этого делать. Была бы возможность, я бы все исправил. Буду исправляться». Это покаянный настрой, когда человек искренне не хочет иметь ничего общего с грехом, который им на какое-то время овладел.

Иоанн проповедовал покаяние, подчеркивая, что приближается именно Небесное Царство. Многие иудеи того времени испытывали религиозный подъем и ждали своего Мессию, Спасителя, обещанного Богом Адаму и Еве еще в райском саду. Очень много политического, бытового, житейского наложилось у них на эти ожидания: ждали политика, правителя, красивого человека, который с силой, мощью взойдет на трон, свергнет оккупантов (какими виделись иудеям римляне), поможет завоевать всю землю, даст благополучие, достаток, богатство. Забылась суть того, для чего нужен Спаситель каждому человеку и обществу в целом.

Иоанн пробуждает в человеческом сознании мысль, что Царство будет именно Небесным и речь будет идти о духовном. Мессии не нужно спасать человека от каких-то видимых уз (политических или житейских). Необходимо прежде всего освободить его от греха, чтобы он имел счастье. Каждого, кто откликался на этот призыв, Иоанн, выслушав, окунал в воды реки Иордан. Этим омовением символически смывались грехи. Покаяние, крещение готовили людей к чему-то более значимому.

К чему? Об этом Иоанн говорил: идет Сильнейший меня […]Он будет крестить вас Духом Святым. Здесь речь идет о том, что Иисус Христос принесет миру само спасение. Крещение, которым крестят сейчас, подразумевает немножко иное: человек становится как бы причастником Промысла Божьего, который Он явил нам, отдав Своего Единородного (Единственного) Сына. Само Божество, Которое создавало этот мир, рождало его, составляло законы природы, теперь, будучи Младенцем, зависит от тепла, молока Матери, согревается дыханием животных (как красиво сказал Святейший Патриарх в рождественском послании).

Когда Иоанн крестит многочисленную толпу, он видит, что к нему в Иудейскую пустыню приходит из Галилеи Сам Иисус Христос. Иоанн Креститель говорит Ему: мне нужно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне? Но Иисус останавливает его: подобает нам исполнить всякую правду. Под правдой Божией подразумевается Его воля: если Господу так угодно, то мы должны это сделать.

Для чего безгрешному Иисусу (Он приступает к таинству безо всякого покаяния, приходит именно для крещения) принимать крещение от Иоанна? Во-первых, это зримый момент начала Его проповеди, потому что до этого о Нем абсолютно ничего не было слышно, Его никто не знал. Во-вторых, Он Сам Своим Божеством освящает крещение, которое совершает Иоанн. Теперь дан старт общественной проповеди Иисуса Христа: Он открыто обращается к людям.

Однако после крещения Он сначала отходит в пустыню, где показывает нам пример поста и сугубой молитвы.

Сразу же после того, как Иоанн окунает Иисуса в воду, Господь являет чудо: на Иисуса Христа сходит Дух Святой в виде голубя и с небес звучат слова Бога Отца, прославляющие Святую Троицу и Единородного Сына Божия.

Мы привыкли называть этот праздник Крещением Господним, но по-церковнославянски он называется Богоявлением, а по-гречески – Теофанией («Бог является людям»). Рождество Христово и Крещение Господне изначально были одним праздником, который назывался днем Богоявления. Со временем они разделились и связаны святками, но фактически остаются одним праздником. Даже богослужения по уставу строятся по одной и той же схеме. Поэтому тот, кто пропустил торжественное богослужение сочельника (по-церковному – навечерия Рождества Христова), может прийти в храм в понедельник и увидеть эту необычайно красивую службу – литургию Василия Великого.

В Новом Завете Бог впервые являет нам всю полноту Святой Троицы: слышим голос Бога Отца с неба, видим Духа Святого в виде голубя и Самого Спасителя мира, Который пришел стопроцентным Богом и стопроцентным Человеком. Мы удивляемся этой великой тайне Божией, не можем не возрадоваться Промыслу Божьему о нас.

В этот день мы должны думать не только о святой воде, но и о том забытом дне нашего крещения, которое каждый из нас, верующих церковных людей, когда-то принял. Кому-то повезло чуть больше: принятие крещения было серьезным решением в зрелом возрасте, с подготовкой, запомнился каждый момент. Кого-то крестили и воцерковляли в детстве, кому-то пришлось находить дорогу к храму самому.

В праздник очень важно вспомнить те обеты, которые мы давали Богу (отрекались от сатаны, сочетались со Христом и искренне просили у Господа благословения нашего пути), чтобы ту благодать, что Он даровал нам в крещенской купели, не расплескать в нашей суетной, бренной жизни. Важно не потерять самое главное во множестве мелочей.

Ушедший год как нельзя ярко показал, что в этом мире нет ничего постоянного: ни здоровья, ни близких или родных людей, к сожалению, ни положения в обществе. Перед лицом общей беды все это растворяется. Человеку остается думать о вечном, своей душе. Тема сегодняшнего разговора подчеркивает необходимость работы над собой.

В день Крещения Господня было бы замечательно посетить храм (не только отстоять в очереди за святой водой, но обязательно зайти в храмовое пространство, приложиться к иконам, поставить свечи, подать записочки). Будет хорошо, если каждый человек выберет время, которое посвятит Богу, поучаствовав в общей молитве Церкви.

Необходимо задуматься о том, как крещение Господа (новозаветная радость, которою мы ликуем всей Церковью Христовой) отражается на нас лично. Что мы, будучи поздними апостолами, благовестителями правды Христовой, можем принести этому миру, порой забывающему, Чей праздник мы празднуем? Нам кажется, что прошло 2000 лет, это уже какая-то древность, не очень понятная нам. Но стоит перечитать Евангелие.

Человеку, который давно не брал его в руки или не читал совсем, будет удивительно увидеть, что все написанное там происходило как будто вчера и проходит через каждую ниточку души.

Как провести этот день, помимо стояния в очереди за святой водой? Конечно, это еще и чтение Священного Писания, разговор со своими детьми об этом празднике, бережное отношение к собственному духовному возрастанию. Давно не был на молитве? Вставай! Давно не помогал другому? Возьми вторую из двух бутылочек святой воды, которые ты взял для себя, – и отнеси немощной старушке-соседке или родственнику. Прояви милость. Ибо Христос пришел на землю не для того, чтобы прожить жизнь ради Себя, а для того, чтобы спасти каждого человека, пришедшего в мир.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 мая: 09:05
  • Среда, 26 мая: 05:30
  • Суббота, 29 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​