Родное слово. Рождественский пост

16 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Продолжается Рождественский пост – время, которое дано нам для изменения души, преображения, для того, чтобы стать немножечко лучше. Что нам может помочь на этом пути? Может быть, у кого-то поучиться?

– С момента появления письменности великим помощником человека является книга – удивительный забытый дар, который сейчас заменяется компьютерами, планшетами и смартфонами. Постом было бы очень полезно вернуться к настоящей (бумажной) книге, в которой содержатся значимые словеса, написанные опытными, мудрыми людьми – нашими предками, наставниками и учителями.

Святая Церковь, по слову Апостола, призывает своих верных чад внимательнее изучать Священное Писание. Часто христиане изучают его только тогда, когда этого требует душа. Мы прибегаем к Богу в сложной ситуации. Слушаем Священное Писание, когда находимся в храме. В остальное время спокойны: знаем сюжет, понимаем, о чем там написано. Хоть раз в жизни прочитали Евангелие полностью. Нас это вполне может устроить.

Но известна благочестивая традиция: православные христиане стремятся читать отрывки (может быть, главы) из Священного Писания каждый день. Для чего нужна эта традиция? Если ей следовать, ни на что не отвлекаясь и не прерываясь, со временем можно выучить эти тексты.

Конечно, мы читаем их не для заучивания. Священное Писание выступает здесь в качестве кальки нашей жизни, духовности. Когда мы читаем строки Библии, ставим себя на место праведника (порой даже на место Господа) и задаем вопрос: как бы я поступил в этом случае?

Если, сравнивая свой ответ с ситуацией из Писания, мы убеждаемся в том, что наш поступок был бы идентичен поступку Самого Господа, Его святых учеников или библейских праведников, знаем: мы на верном пути. Но если чувствуем, что где-то мы, возможно, обиделись бы, проявили негативную черту своей души или привязанность к страсти, то понимаем: это и есть та слабость, над которой нам необходимо работать.

Если мы видим, что у нас все в порядке (мы правильно живем), это не значит, будто не нужно ничего делать. Есть замечательное двустишие:

А я стою на правильном пути...

Стою. А надо бы идти...

То есть стоять, конечно, мало: надо еще двигаться в нужном направлении. Изучение Священного Писания в этом может помочь. Библейские строки написаны не в наше время. Прошли столетия. Множество переводов сказалось на качестве воспринимаемого нами текста.

Если мы будем изучать Священное Писание не только в синодальном переводе, но и в переводе на современный русский язык, используя святоотеческие богословские толкования, с каждым разом будем открывать для себя новые тонкости и грани текста, которые предлагает нам Сам Господь в Своем Божественном слове. То, что когда-то казалось простой притчей, не содержащей глубокого смысла, сказанной ради развлечения, может перевернуть душу, потому что окажется: текст, которому более двух тысяч лет, стал нам близок и написан как будто именно для нас.

Начать нужно со Священного Писания, но это не все книги, которые мы можем читать в свободное время постом вместо привычных развлечений и просмотра телевизионных передач. Можно вплотную заняться самообразованием. Есть множество книг научительного, наставительного характера. Я говорю не только об учебных пособиях, но и о различных творениях святых отцов, трактатах и сборниках богословских статей, простых художественных текстах, написанных талантливыми писателями, открыто исповедующими свою веру во Христа или, подобно заграничным классикам типа К.С. Льюиса, пользующимися в своих произведениях аллегорией.

На мой взгляд, как и (я уверен) на взгляд большинства церковных людей, чтение постом может помочь вернуться к тому, с чего все начиналось. Из-за обилия информации, которая потоком несется к нам с экранов, мы не так внимательно читаем тексты. Пролистываем ленты, задерживая взгляд только на фотографиях. Пора немножечко остановиться, задуматься о вечном, о том, для чего христианин живет.

– Есть выражение: пришел пост – жди искушений. Почему постом человека одолевают искушения?

– Сначала надо сказать, что такое искушение. Искушение, искус, испытание… Этим словом в церковной традиции принято обозначать неурядицы, которые неминуемо начинают происходить с человеком, когда он задумал какое-то доброе дело.

Мы замечаем, что, как только соберемся сделать доброе дело (помочь человеку, устроить наконец-то генеральную уборку дома, проведать пожилых родителей), у нас обязательно что-нибудь случается: мелочь или что-то серьезное. Относиться к этому как к року не стоит: это может быть лишним поводом для вдохновения.

Современным людям очень трудно все время мыслить о добром: мир лежит во зле. Человек, будучи погружен в житейские обстоятельства, привыкает, может быть, не действовать, но мыслить подобным образом. Любое по-настоящему доброе дело для христианина – вызов всему миру и прежде всего силам зла, которые не заинтересованы в том, чтобы он спасал собственную душу, да еще и других.

Поэтому как только человек встает на путь исправления, спасения души (дело начала поста, самообразование, регулярная молитва), у него обязательно есть какие-то сложности, которые устраиваются духами злобы поднебесной (сатаной и его приспешниками). Но не нужно этого бояться: мы верим, что Бог ничего не по силам не дает. Если Он попускает для нас эти испытания, значит, мы можем с ними справиться, какими бы они ни были сложными.

В церковной среде говорят: «Чувствуется, что начался пост». Комфорт, к которому мы стремимся, на самом деле не может привести нас к благу (цели жизни каждого христианина). Мы подобны мечу, который куется в очень непростых условиях. Чтобы сделать меч, его бьют изо всех сил, опускают то в холодное, то в горячее.

Мы достигаем высоких целей только тогда, когда нас в жизни потрясет. Из житий святых известно, что многие монашествующие скорбели, если в течение недели их никто не оклеветал, не обидел, не ударил. Они начинали горько плакать и обращались к Господу с молитвой: «Господи, Ты, наверное, меня забыл, оставил. Прости мои грехи, вспомни обо мне снова». Для современного зрелого, рассудительного человека в этом есть, конечно, некоторая странность: почему монах стремится к дискомфорту?

Мы не стремимся к дискомфорту. Нам, как и всем людям, хочется, чтобы при нажатии на кнопку лилась горячая вода (или чтобы ноги были в тепле). Чтобы быть в форме, спортсмену нужно ограничить себя в еде, заставить себя брать физическую нагрузку. То же самое с духовной формой. Если мы хотим стать святыми (а мы этого хотим как истинные христиане), то должны находиться в ущемленной позиции по отношению к собственным желаниям.

Поэтому любые искушения для нас хоть и определенная полоса препятствий, но это радостная полоса; проходя ее, мы понимаем, что стали чуточку сильнее и опытнее.

– В прошлой программе, когда мы говорили о так называемой пищевой составляющей поста, я не спросила: есть ли в Вашей семье любимые постные блюда и кто их готовит?

– Моя семья вряд ли отличается от множества других семей. Обычно жены стараются спасать мужей от проблем с пищеварительной системой. Обилие постных блюд в данный момент не может не поразить ум любого человека. Тот, кто думает, что постом невозможно вкусно питаться, очень ошибается.

Сейчас существует множество телепередач, книг, рецептов в Интернете. Здесь есть некоторое лукавство. Я сознательно не буду отвечать на вопрос о любимом постном блюде: если оно любимое, значит, это уже не совсем пост.

Святые отцы учат, что к еде нужно относиться без страсти. Любая предвзятость к пище свидетельствует о нашем несовершенном состоянии. Если не ошибаюсь, Нил Оптинский говорит обратить внимание: если мы не можем съесть картошку и хлеб без добавления соли, соуса, это свидетельствует о том, что у нас что-то не в порядке в духовной жизни. Потому что сам вкус простой еды уже не радует: мы прельщаемся различными добавками, украшениями, тем самым балуя себя.

Постная еда должна не баловать, а давать жизненную энергию, определенное вдохновение. Конечно, речь не идет о том, что нужно есть какую-то баланду, скрипя зубами, сдерживая негативные эмоции. Постная пища может быть и вкусной, и полезной, но о любви к ней, я думаю, в рамках поста говорить не стоит.

В пост есть праздники, когда мы стараемся приготовить что-то повкуснее, выбирая блюда, которые нам дороги. Пожалуй, вспомню собственный опыт. В моей семье продолжается традиция празднования Нового года. Мы, безусловно, празднуем его не так, как многие другие наши сограждане. Но все равно эту ночь проводим вместе: сначала в молитве, а затем за общим столом. Конечно, трапеза у нас постная.

С детства так повелось, что Новый год у меня ассоциируется с постными мантами. Манты принято делать с мясом. Наши восточные собратья, может быть, не поймут, что такое постные манты. Но манты с картошкой – реальность, которая примиряет меня с празднованием Нового года и в то же время не дает расслабиться в самую важную оставшуюся неделю перед Рождеством Христовым.

Я уверен, что у каждого телезрителя тоже есть любимое блюдо, которым он может порадовать себя. Но нельзя смещать акцент: даже если мы и порадовали себя любимым блюдом, это никак не должно отразиться на нашем посте. Говорят: «Сытое брюхо к учению глухо». Оно глухо и к молитве, и к добрым делам. Надо стараться, чтобы наша человеческая, плотская привязанность к комфорту и вкусной пище не мешала нам творить то, ради чего пост существует, к чему мы призваны: любить Бога и ближнего своего, как самих себя.

– Давайте поговорим о традициях, связанных с празднованием Рождества Христова. Как подготовиться к этому празднику?

– Праздник Рождества Христова является долгожданным событием для всех нас, православных людей. Но я уверен, что в большей степени его ожидают дети. В силу того, что Всемогущий Господь, Творец мира и всей земли, Создатель человека, Сам в этот день – маленький Мальчик, зависимый от любви и тепла Своей Матери, принято ассоциировать Рождество с детством.

В этот праздник ребятишкам дарят подарки. Рождество Христово доказывает детям, что Господь очень близок к ним: Он Сам был Ребенком, поэтому прекрасно понимает нужды, проблемы маленьких.

Когда мы сдаем отчет, приводим в порядок документы. Когда ждем человека в гости, делаем уборку, достаем все самое лучшее. Когда готовимся к празднику, думаем, кого пригласим в гости, чем угостим. Рождественский пост – время радостной подготовки. Мы можем потихонечку начать думать над тем, как украсим елку, какие подарки преподнесем нашим родным. Если нет средств в это тяжелое время, можно сделать что-то своими руками, перевести это из материальной плоскости во что-то очень душевное: подарком может стать и песня, и письмо, написанное своей рукой, что в последние годы вообще редкость.

– Отец Александр, Вы несколько лет были директором воскресной школы при храме в честь Успения Божией Матери в Березовой Роще. Общались с детьми, принимали участие в мероприятиях, в том числе посвященных Рождеству. Почему, на Ваш взгляд, нужно с самого детства воспитывать детей в православной вере?

– Благодарю за интересный вопрос. Я и сейчас продолжаю заниматься с детьми. При нашем приходе во имя святого великомученика Георгия Победоносца тоже действует воскресная школа как для взрослых, так и для детей. Мне очень радостно, что год за годом, несмотря на различные трудности, сложности с восприятием веры, в это непростое информационное пространство все равно входит повестка о необходимости обучения детей основам религии, религиозного воспитания.

Некоторые родители воспринимают воскресную школу как некое исправительное учреждение и приводят детишек (особенно постарше, которые хулиганят в школе или имеют сложности в общении с родителями) на перевоспитание. Конечно, никакого исправления не будет, если ни сам ребенок, ни его папа с мамой (или бабушка с дедушкой) не работают над этим вопросом. Радостно, что большая часть взрослых сознательных людей понимает, для чего их детям нужна вера.

Отвечая на Ваш вопрос, зайду немножечко с другой стороны. Сейчас мы активно продолжаем совершать таинство Крещения. В каждом храме, наверное, в большей степени крестят именно детей (в основном младенцев). Многих это смущает. Люди со стороны говорят нам: «Зачем вы это делаете? Ведь крещение младенца – насилие над личностью! Вы не спрашиваете человека. Он не может ничего сам о себе сказать. Получается, вы насильно его покрестили, дали за него какие-то обещания. Он вырастает – и находится вне свободы. Давайте дождемся: он вырастет – и сам примет решение».

Я всегда отмечаю, что в этом вопросе есть лукавство. Когда говорим: «Пусть ребенок вырастет и сам примет решение», – мы должны предоставить ему выбор. Нужно все 20 лет ходить с ребенком в храм на богослужения, рассказывать ему о куполах, крестах, батюшках, читать дома Библию. Тогда, может быть, в 20 лет у него будет возможность сделать свободный выбор.

А если определенную (серьезную) часть своей жизни человек прожил без Бога, он не будет видеть в Нем необходимости. У него руки, ноги есть, любимая работа или учеба есть, развлечения, друзья… Зачем ему Бог? Он не нуждается в Нем.

Когда мы крестим младенцев, делаем это по вере родителей в надежде на то, что ребенок будет изначально воспитываться в рамках тех духовно-нравственных ценностей, которые разделяют прежде всего сами родители. Поэтому нет никакого смысла крестить детей, если родители неверующие и некрещеные. В любом случае ребенок будет следовать не каким-то обещаниям своих крестных, а примеру папы и мамы.

Если родители осознанно крестят детей, они разделяют свое мировоззрение с потомством. В воскресной школе ребенок начинает на доступном, понятном ему языке постигать азы того, что является очень важным для его близких и родных.

В воскресных школах принято вести занятия не как в обычных. Мы смотрим мультфильмы, играем, мастерим что-то своими руками. Делаем все возможное, чтобы воскресная школа не ассоциировалась с обычной, где есть определенный набор знаний, которые ребенок должен получить.

Мы живо знакомим маленьких христиан с огромным опытом и историей нашей Церкви; рассказываем им о взаимоотношениях Бога и человека, об устройстве храма, о церковных праздниках, святых и их жизни; занимаемся церковным пением. Дети любят воскресную школу, потому что там имеют возможность общения со своими сверстниками и единомышленниками, что очень важно, как ни крути. Там они могут задать взрослым вопросы, на которые, может быть, сложно ответить родителям в силу их некомпетентности в начале духовного пути.

Преподаватели всегда с радостью объяснят ребятам тонкости поста или дадут совет в сложной ситуации с родителями. Воскресная школа – это не только занятия, но и паломнические поездки, замечательные рождественские, пасхальные утренники, мероприятия, посвященные святому, в честь которого построен храм, и прежде всего общение.

Очень жаль, но приходится констатировать, что подростки уходят из воскресной школы. Когда наступает период переоценки ценностей, ребенок понимает, что родители привели его сюда, это был не его осознанный выбор. Он покидает воскресную школу (потому что это уже немодно, неинтересно) и, к сожалению, зачастую даже храм.

Поэтому особо важной сейчас видится работа с подростками и молодежью. Различные подростковые клубы, молодежные объединения при приходах показывают молодому человеку, что воскресной школой все не заканчивается: не переходят сразу от маленькой девочки к старенькой бабушке в платочке. Есть молодые люди (юноши, девушки), зрелые мужчины и женщины с детьми, которые продолжают участвовать в церковной жизни, живут по заповедям Христа и при этом объединяются в какие-то клубы, поддерживают друг друга, интересно проводят время.

Для самой воскресной школы очень важно строить работу так, чтобы ребенок понимал, что хождение туда, присутствие в воскресенье на уроках – это его свободный и в то же время правильный выбор. Тот, кто не просто сидит скучает на уроках, а пропускает через себя то, что ему говорят, прирастает душой и сердцем к евангельской истине.

Мы обращаем особое внимание на то, что у родителей не получится отсидеться как в светской школе: «Ты делай домашнее задание, а я пошла готовить ужин». Мы буквально каждое воскресенье даем детям домашнее задание для выполнения вместе с родителями (прочитать Библию, сделать доброе дело, сколотить кормушку), чтобы, во-первых, родители знали, чему учат их чад, а во-вторых, чтобы ребенок видел, что это все важно не только для него.

Часто бывает: мама с утра в воскресенье разбудит чадо, оденет, выведет в храм, а сама  остается дома спать. Конечно, ребенок скажет: «Почему я должен соблюдать какие-то религиозные установления, а моя мама не должна? Почему я должен носить крест, а дедушка не должен?»

Учеба не ограничивается пределами классных комнат и храма. Она продолжается всю жизнь с помощью родителей, восприемников (крестных), близких и родных. Для ребенка это не какой-то отдельный учебный процесс, а непререкаемая истина, которая показывает: то, что случилось в мире (его творение, создание, грехопадение, пришествие Спасителя), не что-то чуждое и малоинтересное, а живая и актуальная реальность, членом и участником которой он является. Только тогда праздник Рождества Христова станет не просто радостью от сладости, долгожданным моментом дарения подарков, но действительно значимым событием, к которому хотя бы немножко прикасается отрок (или отроковица; может быть, младенец), прекрасно понимая значение великого Рождества нашего Спасителя.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 мая: 05:30
  • Суббота, 22 мая: 09:05
  • Среда, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​