Родное слово. Протоиерей Виталий Бочкарев отвечает на вопросы

10 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Сегодня Димитриевская родительская суббота. Тысячи верующих придут в храмы, чтобы помянуть своих уже ушедших родных. А с какими историческими событиями связан этот день и кому он прежде всего посвящен? 

– Само наименование «Димитриевская родительская суббота» возникло потому, что эта суббота – последняя перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Это был святой, живший во времена императора Диоклетиана, то есть на заре христианства, очень почитаемый прежде всего на Балканском полуострове, в Греции, среди славянских народов и в России. В России довольно много было Димитриевских храмов, причем самых главных. Например, во Владимире был Дмитриевский собор, построенный еще в домонгольское время. Почитание Димитрия Солунского было очень широко и в России, и в Греции, и в других православных землях. 

Но это имя носил и святой благоверный князь Димитрий Иванович Донской. В представлении большинства людей Димитриевская родительская суббота связана с поминовением воинов, которые пали в битве на Куликовом поле, возглавляемой Дмитрием Донским, и что Дмитрий Иванович решил установить особое поминовение усопших. На самом деле это не совсем так, потому что осеннее поминовение усопших на северо-востоке Руси или в западной ее части (где нынешняя Белоруссия, Смоленщина), в районе Киева, во многих других землях было еще задолго до Дмитрия Донского. То есть вообще регулярное поминовение усопших осенью существовало давно. 

Дело в том, что любая суббота может быть объявлена субботой для поминовения усопших. У нас в соборе и кое-где здесь, в Сибири, есть обычай устраивать Покровскую родительскую субботу, накануне Покрова. В других местностях такого нет. Но тем не менее установлено такое поминовение. Нельзя абсолютно точно утверждать, что Дмитрий Иванович установил этот день обязательным для поминовения и что с его первого поминовения усопших воинов это стало постоянной традицией. На самом деле нет каких-то источников, которые бы указали, что это произошло именно так. Говорится в довольно поздних источниках о том, что Дмитрий Донской уже после битвы ездил в Троице-Сергиеву лавру и там просил о молитве за воинов преподобного Сергия и монахов этой славной русской обители. Это было. Но чтобы точно было установлено после этого обязательное поминовение, внесено в какой-то календарь – этого не было. 

Более того, само почитание Дмитрия Донского весьма позднее. Он прославлен как святой только в 1988 году, это очень далеко от времени Куликовской битвы. Во многих авторитетных исследованиях, в частности в «Истории канонизации святых», которую написал академик Евгений Евстигнеевич Голубинский, имя Дмитрия Донского значится среди лиц, которые на самом деле не почитаются. То есть в XIX веке автор счел, что почитания князя Дмитрия нет. Само наименование «Донской» было дано только во времена Ивана Грозного, то есть через двести лет. 

Дело в том, что Дмитрий Иванович Донской жил в сложную эпоху, сам он был сложной личностью и сложным государственным деятелем. Его правление русский историк Костомаров назвал одной из самых мрачных эпох в Русском государстве. Мы воспринимаем 1380 год как огромный триумф – Куликовская битва, блестящая победа. На самом деле это была очень страшная победа, потому что большая часть русского войска там была перебита. Не следует забывать, что через два года монголо-татары благополучным образом вошли в Москву и чрезвычайно разорили ее. Это было нашествие Тохтамыша. 

За несколько лет до Куликовской битвы умирает человек, который был регентом при малолетнем великом князе Дмитрии Ивановиче, его наставник – святитель Алексий, митрополит Московский. Незадолго до его смерти встал вопрос о том, кто будет возглавлять Русскую Церковь в это довольно сложное время. Дмитрий Донской выбрал своего личного секретаря, священника Михаила (Митяя) – человека, который не пользовался совершенно никаким авторитетом среди русского духовенства. Великий князь Дмитрий пытался поставить его на русскую кафедру и в этом смысле очень расходился во мнении со святителем Алексием, как и с преподобным Сергием Радонежским. 

Дело в том, что почти одновременно с этими событиями (незадолго до смерти митрополита Алексия) произошло следующее: греки при живом митрополите на Руси поставили еще одного митрополита – Киприана, который впоследствии стал митрополитом в Москве, был причислен к лику святых. Это выдающийся человек. Что для нас немаловажно, он был славянином (или сербом, или болгарином), длительно жившим на Афоне. Но Дмитрия Ивановича возмутило то, что с ним вообще не посоветовались и что митрополит был поставлен при еще живом митрополите Алексии. Митрополит Алексий к этому отнесся более сдержанно, хотя, конечно, сказал, что с точки зрения канонов несколько странен такой поступок со стороны греков. А вот преподобный Сергий очень приветствовал поставление Киприана. 

Сложность этого времени в том, что мы его воспринимаем в очень житийных красках. Вот преподобный Сергий находится в лавре, к нему приезжает Дмитрий Донской. На самом деле к этому времени преподобный Сергий и Дмитрий Донской были в большой ссоре и отношения у них были весьма сложные. И поэтому нельзя сказать, что именно перед Куликовской битвой было благословение Сергия. Хотя это потом стали изображать и иконографически (на Храме Христа Спасителя есть это изображение), тем не менее это более поздняя красивая легенда. Вообще говоря, вопрос о благословении на определенную битву со стороны преподобного Сергия, возможно, был. Но это была другая битва, двумя годами ранее. А здесь большинство серьезных историков говорят, что этого не могло быть, как это ни странно. 

Великое княжение Дмитрия Ивановича было очень сложным. Некоторые считают, что эту битву, может быть, не стоило проводить. Дело в том, что до этого много десятилетий никаких монголо-татар на Руси не было, они не являлись. Они просто получали дань, которая передавалась им, и оставались этим весьма довольны. У них в это время были определенные проблемы с тем, как управлять Ордой. Там появилась масса претендентов на то, чтобы быть самым главным. Например, преподобный Сергий говорил иногда, что очень важно было бы как-то действовать на этих противоречиях внутри Орды. Пусть они там продолжают потихоньку ссориться, а мы будем занимать какую-то свою позицию. 

Дмитрий Иванович рассуждал несколько иначе. Биться с монголо-татарами он стал не сразу. Как у многих князей, которые были в Москве, его главная мысль была такая: «Я всегда должен быть главным, как некоторые мои предшественники, первым. И, соответственно, я должен собирать дань и отправлять ее в Орду. Поэтому должен всех контролировать». Ради этого он вступил в не очень удачные конфликты, как раз накануне Куликовской битвы, с князем Тверским, поссорился с западными соседями – с Великим княжеством Литовским. Его политика привела к тому, что в Куликовскую битву мы вступили довольно ослабленные. А лучше всего было бы заручиться дружбой с Тверью и Рязанью, вместе что-то решать. А тут происходило иначе. Поэтому Куликовская битва – это одновременно и победа, и великая трагедия. Огромное количество людей убито, жертвы. 

Желание помолиться о тех, кто сложил свои головы на этом поле, естественно, было сразу осуществлено. Если брать точно, когда стали связывать осеннюю родительскую субботу с Куликовской битвой, то это уже конец XIX века. А полностью официально это произошло в 1903 году, когда был императорский указ последнего императора Николая Александровича о том, что в эту субботу поминать вообще всех воинов, на поле брани за веру, царя и Отечество убиенных, от ран скончавшихся. 

– Скажите, а воины-защитники, люди, которые пострадали за Отечество, за свою землю, семью, требуют особого поминовения? Ведь война – это же насильственное лишение жизни, убийство. 

– Совершенно верно. Да, всякая война – это трагедия. Когда я был молодым священником и было еще довольно много людей, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, мне приходилось с некоторыми стариками беседовать. И они говорили о том, что когда ты в первый раз убил на войне человека, это особое чувство. Это действительно переживается, тем более еще довольно молодым человеком. А все они попали на фронт очень молодыми. Потом уже несколько иначе, в особенности когда видишь рядом смерть своих товарищей, каких-то мирных людей. Но поначалу это очень остро переживается именно как трагедия. 

Поэтому, конечно, особая молитва за тех, кто воевал, требуется. И в силу того подвига и служения, которое было на них возложено (участие в этих военных действиях), и просто в силу того, что Господь сподобил их умереть очень молодыми и, можно сказать, внезапно. Одно дело, когда человек умирает от болезни и определенным образом готовится к переходу в мир иной, здесь же мгновенно: человек жив – и вот уже его нет. Поэтому, как правило, во всех христианских странах стараются воинов выделять и поминать особым образом. 

В этом смысле поминовение, которое сейчас осуществляется в Димитриевскую родительскую субботу , – это действительно поминовение всех воинов: и тех, которые были с Дмитрием Донским, и всех других, которые участвовали в различных военных действиях, в походах. Ведь очень часто бывало так, что воин умирал где-то в походе, очень далеко от Родины. Если мы вспомним нашу историю, нам ведь пришлось вести очень много войн за пределами нашего Отечества. Почти все военные действия и блестящие победы, которые осуществил Александр Васильевич Суворов, были за пределами России. Огромный поход 1812–1814 годов – это поход по Европе. Потом длительная война на Кавказе, длившаяся почти пятьдесят лет. Война в Средней Азии, изображенная на знаменитых картинах Верещагина, была тоже очень далеко от России, от родной земли. Это могла быть смерть в таком месте, где нет священника. А если это смерть в плену? Поэтому смерть этих воинов несколько отличается от кончины людей, которые находятся в привычных условиях, в ритме церковной жизни. Очень часто воины этого лишены, и о них нужна особая молитва. 

– Получается, что их грех нераскаянный или он не воспринимается как грех? Как здесь быть? 

– В Катехизисе говорится о том, что человек, который участвует в войне, не является убийцей. Тем не менее большинство людей воспринимали это как трагедию, хотя это было вынужденное действие. А был ли грех раскаянный? Бывало так: люди каялись, что вообще попали в эту ситуацию. Бывало, что не совсем мгновенно происходила смерть, какое-то время (несколько минут или часов) человек был еще жив. Например, знаменитый генерал Багратион. Его тяжело ранили на Бородинском поле. Хотя с современной точки зрения ранение было вполне излечимо: ему повредили ноги, и самое страшное, что могло быть, – это ампутация и удачное лечение. Но у него началась гангрена, и он через месяц умер. Необязательно все происходит мгновенно, но очень часто бывало и так. 

– Сегодня очень много людей по традиции придут в храмы, чтобы помолиться о близких. Почему так важно церковное общее поминовение наряду с домашней молитвой? Как совершить его правильно? 

– Прежде всего потому, что там мы ощущаем себя частью одной большой Церкви, особого богоустановленного организма, который объединяет всех: и тех, кого я знаю, и тех, кого я, может быть, не знаю, кто жил очень давно или совсем недавно скончался. Сейчас, в наше непростое время, когда наступила пандемия, все больше людей обращается к священнику со словами: «У меня умер близкий человек». Раньше тоже так случалось, но все-таки было меньше случаев. Сейчас гораздо больше. И чтобы помолиться об усопших вместе, этот день наиболее подходящий. Мы молимся и за своих родных и близких, и за тех, кого не знали и не знаем. Тем не менее нам абсолютно необходимо осознание того, что все мы Христовы и всем нам требуется, чтобы была засвидетельствована наша любовь через молитву к людям, которых рядом с нами уже нет. 

– Но недостаточно просто прийти в храм. Нужно написать записку. 

– Да, чтобы священнослужители ее прочли и помолились за этих лиц. 

– А что происходит в алтаре в это время? 

– Если вы пришли достаточно рано, то есть в самом начале литургии или даже до нее, то в это время из просфор обязательно вынимаются частицы с поминовением имен. В самом конце литургии эти частицы опускаются в Чашу с Кровью Христовой и произносятся слова: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Мы осознаем, что грехи прощаются прежде всего в силу искупительной жертвы Господа Иисуса Христа. Вот почему очень важно поминовение именно за литургией. Затем начинается несколько иное богослужение, которое называется панихида, где специально молятся об усопших. 

Вообще молиться об усопших можно и нужно в любой день. Иногда задают такой несколько наивный вопрос: «Можно ли помянуть кого-то из усопших вечером?» А когда спрашиваешь, почему они так опасаются молиться о них вечером, говорят: «А вдруг он мне приснится?» 

– Причем добавляют: «Не к ночи помянутый». 

– Да, это просто суеверия. На самом деле во всех богослужебных последованиях, которые совершаются и утром, и среди дня, и вечером, есть либо обширные, либо чуть меньше прошения об усопших, иногда и с перечислением имен. Поэтому можно молиться и вечером, и днем. Конечно, хорошо посещать места, где похоронены наши родные и близкие. 

– Как правильно это сделать? Сегодня погода позволяет, и многие пойдут на кладбище. Что там сделать? 

– Прежде всего туда нужно прийти и помолиться, прочитать, может быть, самые простые слова: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих и прости им все прегрешения вольные и невольные». Может быть, кто-то сможет пропеть «Вечную память» здесь же, у могилы. Кто-то, может быть, сможет спеть песнопения, которые поются на заупокойной службе литии. Это несложно, такие молитвы, как правило, напечатаны в молитвословах, в приложении, где молитвы об усопших. 

Еще специально стараются побудить других людей своей милостыней к молитве. Что такое «день поминовения усопших»? В православной семье это день, когда накануне готовится какая-то пища, которую передают кому-то с просьбой о молитве. 

– Это своеобразная жертва? 

– Это не жертва, просто милостыня, направленная на то, чтобы человек действительно помолился, помянул. Не всегда можно устроить какой-то поминальный стол, хотя и это тоже устраивается. Но иногда просто кто-то напек пирожков, еще что-то сделал. Или иногда бывает так. Кто-то скончался, прошло много лет, но все помнят, что этот человек очень любил готовить это блюдо и всем раздавал. И просят принять это блюдо и помолиться. 

– Души наших ушедших родственников получают облегчение после молитвы и такой жертвы? Вообще может ли молитва изменить участь человека? 

– Мы верим, что может. Но на самом деле полностью узнать, как пребывают души усопших людей там, нам, находящимся в этом мире, не дано, только в определенных видениях. Кто-то из святых сподоблялся видений или откровений, но тоже это было не полное знание. Потому что это два удаленных мира. Как у них и как у нас – сказать трудно. 

– А те люди, которые молятся о своих близких, об ушедших соседях, малознакомых, совсем незнакомых людях, получают ли какую-то духовную поддержку и помощь? 

– Наверное, все-таки да. Ведь когда происходит такая молитва, возникает таинственная связь с тем человеком, который уже ушел от нас, и соединяет нас с его душой. Когда я, будучи студентом, стал ходить в наш кафедральный собор (это был 1975 год), то встретил там одного человека, который сидел за кассой. Потом он стал священником, через много лет – игуменом. Он мне сказал: «Хорошо молиться за других, а еще более важно молиться за усопших. Потому что другие люди могут помолиться за себя сами, могут пытаться как-то исправиться сами, вести иную жизнь. Усопшим это уже не дано, они не могут молиться за самих себя. А возможность помолиться и просить Бога, иметь ходатайство за тех, кто еще жив, у усопших есть. И если мы обращаемся к Богу и просим упокоить и простить грехи кого-то, кто уже умер, то у нас есть надежда, что, может быть, этот человек уже сподобился какой-то праведности и его предстательство перед Богом как-то поможет и нам. 

– Очень обнадеживающе это звучит. 

– Дай Бог! 

Ведущая Инесса Титова 

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 января: 05:30
  • Суббота, 22 января: 09:05
  • Среда, 26 января: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​