Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

6 июля 2022 г.

– Лето, июль. Продолжается Петров пост. Многие уезжают в отпуска, в наших храмах чуть меньше людей, но жизнь в Церкви идет своим чередом. 7 июля Церковь отмечает Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Скажите, насколько важными были отношения Пророка и Спасителя? Как пересекались их жизненные пути?

– Вы верно задаете ключевые вопросы, потому что празднуемое 7 июля событие заключается именно в роли Иоанна Предтечи в христианской истории. Зачем Иоанну Предтече нужно было предшествовать Иисусу, какова была его роль, почему у него были свои ученики? Только ответив на эти вопросы, можно понять, что православные христиане празднуют в день Рождества Иоанна Предтечи.

Ни для кого не секрет, что Иоанн Предтеча – близкий родственник по крови Иисусу Христу. Мать Иисуса Мария и мать Иоанна Предтечи Елисавета были двоюродными сестрами, и между ними были теплые родственные отношения. И, естественно, их сыновья, столь значимые для Церкви, не могли не знать друг о друге. Но перед этими маленькими мальчиками стояли разные задачи.

Иоанн Предтеча родился немногим ранее Иисуса Христа в благочестивой семье Захарии – служителя Иерусалимского храма. Родители Иоанна Захария и Елисавета были в весьма преклонном возрасте, и это очень важный, значимый момент. Они находились в такой же непростой ситуации, в какой были Авраам и Сарра.

Господь говорил Аврааму: «Не переживай, Я пошлю тебе столько чад, сколько есть песка земного». Но шел год за годом, Авраам и Сарра старели, а детей у них все не было. И Аврааму явился Бог в виде трех мужей-путников под Мамврийским дубом и возвестил ему, что через год Он явится снова и даст Сарре сына. Услышав это, Сарра только рассмеялась, ведь она была уже очень немолодой женщиной.

Такой же немолодой была и Елисавета. Она не могла рассчитывать на милость Божию – рождение ребенка. Мы знаем, что люди Ветхого Завета четко прослеживали линию благословения Божия через многочадие, потому что они ожидали пришествия в мир Спасителя.

Те люди, у которых было много детей, почитались особо. О таких семьях говорили: «Смотрите, какие они праведные. Наверное, через них хочет прийти Господь». Если же человек имел одного-двух детей или, что еще хуже, был бездетным, о нем говорили: «Посмотрите на него. Видимо, мы чего-то о нем не знаем. Он настолько грешный, что Бог не хочет посылать через его род Спасителя».

Захария и Елисавета долго ждали рождения ребенка и наконец дождались. Значимость праздника Рождества Иоанна Предтечи особо подчеркивается чудесностью появления его на свет, ведь он родился в семье, в которой по земным представлениям не могло уже быть детей. Рождение Иоанна нарушило законы физического естества, законы природы. В церкви мы слышим: Бог идеже хощет, побеждается естества чин.

Казалось бы, что здесь такого, ведь до этого происходило много чудесного... Почему же мы так выделяем именно это чудо? Здесь нужно понимать, зачем это чудо было нужно. Оно было необходимо не только для Иоанна и его родителей, оно как бы предуготовило пришествие в мир Спасителя мира Иисуса Христа.

Но человеку очень непросто понять, что Бог воплощается от Духа Святого в утробе женщины и что Он рождается как обычный человек. Это сверхъестественное, чудодейственное пришествие в мир Спасителя предуготовляет особым образом пришествие в мир Предтечи Спасителя – Пророка Иоанна. Эти два чуда тесно связаны между собой.

Взирая на престарелую Елисавету, проще понять образ Пречистой Матери Божией, Которая и до рождения, и после рождения Богомладенца была Непорочной Девой, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Чудодейственное, особое рождение в мир Иоанна Предтечи предуготовляет нас к празднованию рождения Спасителя, и оно показывает особый путь, которым следовал Иоанн.

После рождения Иисуса разгневанный царь Ирод принял страшнейшее, жесточайшее решение, которое не может уложиться в голове, – он приказал истребить всех младенцев мужского пола до двух лет, испугавшись того, что может лишиться своего трона. Конечно же, это суровое решение Ирода касалось и обоих братьев – Иисуса и Иоанна.

Мы знаем, что Иисус с семьей бежал в Египет – ангел Господень так повелел Иосифу. Но из жизнеописания Иоанна мы знаем еще об одном маленьком, но важном чуде. Елисавета схватила Иоанна и долго бежала с ним на руках, спасаясь от устремившихся за ними воинов.

Выбежав из города, они стали прятаться в горах, но преследователи побежали за ними и в горы. Увидев с высокой горы, что за ними с разных сторон бегут отряды воинов, Елисавета с материнской сердечной болью возопила: «Гора Божия, спаси меня и сына моего!» И случилось чудо – гора разверзлась, сокрыв их в себе, воины не смогли их найти, и Иоанн был спасен. Преклонных лет родители вскоре покинули этот мир, а Иоанн избрал для себя жизнь в пустыне.

Мы привыкли к тому, что человек, приближенный к какой-то значимой персоне –  политическому лидеру, руководителю, начальнику, обычно существует в вольготных условиях и вполне доволен своей жизнью. Но мы видим, что один из самых ближайших людей к Иисусу Христу жил совсем не в таких условиях – он прошел через многие беды и скорби.

Мы знаем, что пищей его был дикий мед и акриды (так в то время называли саранчу), он носил пояс из верблюжьей шерсти, и это было его единственной одеждой. Сейчас мы бы сказали о нем, что это человек строгого монашеского склада. Естественно, вскоре вокруг него собрались ученики, которым он проповедовал важное учение о приближении Царства Божия.

Главная же его весть была следующая: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Эти очень важные слова показывают предназначение Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Сейчас мы живем в иных условиях, и мы знаем, что если какой-то значимый наш политик или общественный деятель куда-то едет, его машину обязательно сопровождают другие машины, и впереди обычно едет полицейская машина, которая прокладывает дорогу этому важному человеку.

Так же было и в древности – начиная от освещения пути фонарями и заканчивая традицией, когда впереди едущего на колеснице фараона слуги бежали и кричали: «Преклонитесь! Преклонитесь!» Тогда нельзя было взирать на фараона, на его величие. Зазевавшимся же или противящимся этому людям доставалось плетьми. И таким же ангелом пустыни, предтечей в прямом смысле слова называется Иоанн. А ангелом пустыни его называют потому, что в одном из пророчеств указано, что Спасителю будет предуготавливать путь ангел.

Иоанна Предтечу часто изображают с крыльями за спиной, но не потому, что он принадлежит к ангельскому чину, и не потому, что Господь за высокое служение даровал ему дополнительный телесный орган. Это делается с той целью, чтобы люди помнили о великой роли и значимости Иоанна Предтечи.

Но зачастую в нашей современной церковной жизни мы не почитаем его должным образом. Иногда бывает непросто найти в храме икону Иоанна Предтечи, не каждый может сказать, что дома у него есть его образ, и далеко не каждый регулярно читает акафист или канон ему. Но мы почитаем память этого дивного последнего пророка Ветхого Завета и ярчайшего апостола Нового Завета в дни Усекновения его главы и его Рождества.

7 июля, помимо Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, восточными славянами отмечается древнейший языческий праздник под названием Иван Купала с его обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В этот день детишки обливаются водой, а в храмах совершается чин водосвятия.

Наверное, символично, что мы придали новое христианское значение традициям, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к Церкви. Православные христиане в этот день должны с благодарностью и радостью вспоминать о великих трудах, понесенных угодником Божиим Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном.

– Какова была еще одна из важных миссий Иоанна Крестителя, как это происходило?

Он готовил не только проповеди. Уверен, Вы спрашиваете о крещении, почему он и прозван Крестителем, о погружении людей в воду в знак их видимого желания оставить свои грехи. Здесь надо отметить, что крещение Иоанново не было в полном смысле тем крещением, которое совершается сейчас в православных храмах над младенцами и взрослыми. То крещение не отпускало человеку грехи и не давало ему возможности войти в вечную жизнь, но зримым, видимым образом показывало человеческое желание измениться. Ныне в праздник 19 января огромное количество людей стремится попасть к купели, они говорят: «Чтобы грехи омыть», но на деле любой человек, который хоть как-то близок к Церкви, понимает, что это так не работает. Залезть в ледяную воду, несколько раз перекрестившись, – это путь магизма, когда мы по щелчку пальцев хотим получить чудо.

Любой путь по изменению себя, преодолению чего-то долог, труден, опасен и тернист. Поэтому грехи могут только тогда прощаться и оставляться человеку, когда они действительно омыты в таинстве Крещения, в крестильной купели, в день крещения человека в Церкви. Никак это не привязано к 19-му числу января. И еще мы это делаем в таинстве Покаяния, когда человек подходит к аналою с лежащими на нем главными символами христианства ­– Крестом и Евангелием, кается перед Богом в своих грехах, сознательно стремясь менять свой настрой. То есть не просто констатирует факт, что  согрешил, убил, обманул, украл, а желает изменить свою жизнь, когда происходит изменение ума, сознания. Люди видят внешнее: был грязный, зашел в воду, она тебя омыла – и теперь ты чистый. Вот этим внешним пользовался Иоанн при крещении. Когда к нему приходили люди, он погружал их в воду, и они выходили как бы очищенными, омытыми, готовили себя таким образом к принятию в свое сердце, в свою душу Иисуса Христа, истинного и единственного Спасителя, Который предуготовил действительно новое крещение, что сейчас доступно каждому человеку, но, к сожалению, во многом совершается только ради традиции.

Взрослые люди крестятся очень редко и очень не хотят готовиться к этому событию; кажется, пришел в храм, что-то надо мной почитали и жизнь дальше потекла. Крещение есть серьезное изменение своей жизни. Человек, который приходит в храм креститься, крестит своего ребенка, выступает в качестве крестного родителя или крестной мамы, должен понимать, что у крещаемого меняется вся жизнь. Он был одним – стал другим, теперь обязан уделять время Богу, совершенствоваться в духовной жизни, соблюдать определенные нормы и приличия. Это высокая ответственность, и она радостна для человека верующего, потому что мы не видим за этим определенной кабалы. Мы видим в этом весомую опору, на которую опирается христианин с помощью таких инструментов, как молитва, пост, он совершенствует свою жизнь и в итоге приучает себя с вниманием, верой и любовью относиться к Богу, чтобы после окончания своей жизни предстать перед Ним в вечном Его Царстве.

– На следующий день нас ожидает еще радостное событие. 8 июля мы отмечаем День семьи, любви и верности. Приказом президента от 28 июня теперь этот праздник официально закреплен. Как будем отмечать?

С радостью – несмотря на то, что само празднование для православных выпадает на период Апостольского поста и для многих людей может возникнуть определенный резонанс: «Как это вы празднуете постом?» Нет, православные люди постом очень много чего празднуют: и религиозные, и другие праздники. Не надо думать, что пост отменяет празднества. Пост отменяет разнузданность, излишние развлечения, но не может отменить радостных событий.

За днем 8 июля закреплен замечательный праздник главнейших христианских ценностей – семьи, любви и верности, которые угасают в современном мире. Наши, как мы их очень долго называли, западные партнеры продолжают нам показывать пример разнузданности, разврата и прочих гадостей, которые изо всех щелей, телевизоров, смартфонов, гаджетов, лезут к нашим детям. Очень важно, что наше государство, наша родная Отчизна, трепетно заботится о своих людях, молодых и престарелых, о наших детях, подчеркивая значимость традиционных семейных ценностей. Святые князь Петр и княгиня Феврония княжили в Муроме и прозваны Муромскими. У них очень нетипичная история знакомства и очень уникальная история жизни. О такой любви не пишут и не говорят в современных книгах. Кто читал об их жизни, помнит, как непросто поначалу складывались отношения двух людей, которых мы будем почитать образцом семьи, любви и верности, но потом все вопросы отпадают. Эти удивительные святые, которые покоятся в Муроме, во Владимирской области, стали покровителями такого церковно-государственного праздника, когда мы вспоминаем о действительно важном приложении к жизни нашей веры.

Современному молодому человеку может быть непонятно, как связаны религия и семья, но для человека пожившего, в годах эти вопросы отпадают, потому что он понимает, что все начинается с семьи. Семья не только ячейка общества, как красиво поется в песне, посвященной как раз Дню семьи, любви и верности, это основа государства, его опора, потому что все начинается с дома, воспитания детей,  с того, что в них закладывается, какие книги они читают, как между собой разговаривают родители, что их интересует, чем они живут, насколько друг друга ценят, уважают, верны ли друг другу, своему делу. Собственно, из этого и собирается вот такой общий портрет нашего государства, нашей России. Кому-то кажется: моя семья – мое дело, не лезьте, мы будем заниматься чем хотим, я буду воспитывать детей как хочу. Но каждый человек призван понимать, что он воспитывает не просто свое продолжение, а что это будущее нашей страны, будущие ученые, преподаватели, люди трудового класса, поэтому в глобальном плане мы приходим к тому, что есть теснейшая связь между религиозным чувством и такой ячейкой общества, как семья.

У этого дня уже появились свои символы. Принято друг другу дарить ромашки. Есть такой альтернативный негласный праздник: день святого Валентина – день всех влюбленных. Но возникает вопрос: а статус влюбленных к кому относится? Обязательно это парень с девушкой или все-таки должны быть женатые люди? Или мужчина и женщина, которые просто время друг с другом проводят? А в празднике семьи, любви и верности все понятно и определено. Поэтому вместо «валентинок» друг другу посылаются февроньки открытки с ромашками, изображениями святых. Поначалу этот праздник воспринимался как новинка, но сейчас уже никого этим праздником не удивишь.

Во всех крупных городах нашей страны стоят памятники святым князьям Петру и Февронии. В нашем славном городе, близ кафедрального Вознесенского собора, в Нарымском сквере, со стороны Советской улицы, стоит памятник в интересном житийном исполнении. Нарымский сквер из года в год становится центром празднования Дня семьи, любви и верности в нашем городе. Каждый год мы проходили по главной улице Новосибирска, по Красному проспекту, крестным ходом от Александро-Невского собора до Нарымского сквера, к памятнику святым. Это был не обычный крестный ход, а молодежный. Он отличался от привычных нам шествий, на плакатах были яркие, живые лозунги людей, являющихся поборниками традиционных ценностей, о важности верности друг другу, целомудрии, о важности семьи и уважения старших, воспитании детей. Была целая колонна спортсменов, колонна молодых родителей, все шли с шариками, что придавало особую яркость и непривычность крестному ходу. Я уверен, что мы вернемся к этому формату празднования. Крестный ход всегда проходил в Нарымский сквер, где помимо праздничного молебна с награждением, чествованием многодетных семей и супружеских пар всегда проходил большой концерт, посвященный этому празднику. Выступали различные коллективы, организовывались мастер-классы, проводились различные фотосъемки. Возможно, в этом году многих смутит иной масштаб, но я уверен, что после пандемийных лет нам надо потихоньку возвращаться к тому, что было.

Так что уже буквально через неделю мы  будем свидетелями празднования этого праздника в нашем городе. Приглашаются все, кто желает поучаствовать в этом общем деле, вне зависимости от религиозной принадлежности. Приходите, чтобы вместе с нами отметить и возвеличить не только память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, но и особым образом подчеркнуть статус и важность празднования в наши дни праздника, который посвящен главным ценностям современного российского общества – семье, любви и верности.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Белицкая и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать