Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

5 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Несколько часов отделяют нас от радостного и долгожданного события, когда мы наконец сможем сказать друг другу: «Христос воскресе!» Пройден путь святой Четыредесятницы, Страстной седмицы, и сегодня Великая Суббота, которую часто называют днем тишины. А что происходило в этот день, когда завершился земной путь Спасителя?

– Если мы посмотрим на ход православного богослужения в Страстную седмицу, нам не придется даже вспоминать сюжеты. Участвуя в богослужении, вслушиваясь в него, мы будем знать, что происходило в каждый из дней, моментов.

Самым насыщенным по событиям днем была пятница. Христа с самого утра пытали, мучили, били, распяли на кресте и успели снять с креста, потому что день субботний запрещал евреям всяческую работу. Если бы не сняли в пятницу, то висевшее несколько дней летом тело, когда достаточно тепло, никому не захотелось бы убирать. Поэтому как только убедились в смерти казненных, то сразу же сняли тела. Тело Иисусово просили у Пилата и положили во гробе, закрыв вход камнем. Хоронили наспех, поэтому не успели завершить многие обряды. Следы, обнаруженные учеными на Туринской плащанице, об этом свидетельствуют. Если бы не торопились, никакой крови не было бы: успели бы тело обмыть, умаслить, обвить бинтами.

Длинный день заканчивался, все разошлись по домам. В субботу ничего не происходит, это день покоя. Ученики испытывают ужас, и их ни в коем случае нельзя осуждать, мы не знаем, как на их месте повели бы себя. Легко рассуждать, зная о том, что Христос воскреснет и подарит нам всем жизнь, а у них жизнь закончилась, потому что многие поставили на кон все: Петр от жены ушел, кто-то отца с братьями бросил, кто-то лишился возможности сделать карьеру, и все, что обещал Учитель, не сбылось, Его схватили, терзали, мучили, как обычного человека, в конце концов убили и похоронили в гробнице. Чем дальше жить? Почему тишина и молчание, почему «да молчит всякая плоть человеча…»? Потому, что говорить-то не о чем; что дальше будет, они не знают и не понимают, описать словами всю боль и трагедию происшедшего невозможно.

Плачут и женщины, переживая, что не успели достойно проводить в последний путь своего Учителя и Господа. Рано-рано поутру идут они ко гробу. Почему мироносицы? Потому, что несут алавастры (сосуды) с миром. Почему рано поутру? Потому, что дело-то такое: похороненного уже человека не принято было тревожить, и правящая организация выставила охрану, фарисеи очень возмущались, что Христос налево и направо говорил, что воскреснет, об этом знали и простые люди, поэтому  боялись, что ученики выкрадут тело и скажут, что Христос воскрес. Рано поутру – чтобы избежать свидетелей. Тут необходима смелость, самоотверженность. В такой час их любой встречный мог бы посчитать блудницами и отправить на суд еврейский, а за блуд побивали камнями. Они тоже рисковали всем, но их преданность и любовь к Богу были настолько глубокими, что они даже не думали об опасности и только к концу пути задумались, как попадут в гроб, ведь камень огромный и тяжелый. С этой мыслью они идут, не останавливаются, не поворачивают назад. И то, что они видят у гроба, не может не повергнуть их в ужас: стража лежит, камень отвален, на нем сидит человек в белой одежде (как оказывается, ангел), который спрашивает, кого они ищут. Что ищете Живаго с мертвыми? – слышим мы в пасхальном песнопении.

Он воскрес. И эта новость уже в наших сердцах сегодня. Я очень рекомендую тем, кто нечасто посещает богослужение, обязательно побывать на службе Великой Субботы. Бытует мнение, что самое праздничное, торжественное богослужение в году – ночная пасхальная служба, но это не так. Обратите внимание, что вы приходите на Пасху уже в красном, все радуются, друг друга поздравляют. Самое торжественное, необычное, зрелищное богослужение – в Великую Субботу. Начинается оно с постного состояния, с грусти, печали, с черными облачениями. Было принято, чтобы праздник Воскресения Христова вместе с верующими встретили те, кто долгое время готовился к крещению. Именно в Великую Субботу они входили в Церковь, поэтому для них читалось множество отрывков из Ветхого Завета. За литургией совершалось их крещение. Потом эти новокрещенные со свечами шли в храм, о чем нам напоминает песнопение «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», и участвовали в богослужении, впервые причащались Святых Христовых Таин и затем полноценно праздновали Пасху. Именно поэтому это богослужение, такое длинное, непростое, с апостольского чтения полностью видоизменяется. Вместо привычного радостного «аллилуйя» мы слышим отрывок из псалма: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты царствуеши вовеки. По-другому начинает петь хор, в алтаре духовенство переоблачается в светлые радостные белые ризы, и из Евангелия читается как раз тот отрывок, который я сейчас пересказывал. Это фактически воскресное Евангелие.

И хотя мы еще не приветствуем друг друга пасхальным приветствием, потому что новость была настолько удивительной, еще не осознанной, не прочувствованной, что в нее очень сложно было поверить, однако уже поется тропарь Воскресению Христову. На каждый из восьми гласов существует воскресный тропарь. Мы слышим его в варианте второго гласа. Если люди приходят освящать пасхальные яства в Великую Субботу, то священник будет петь не пасхальный тропарь, а «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…» Мы предпразднствуем Пасху, медленно входим в нее, готовимся к ней. В этот день не принято убираться дома, готовить еду, это все нужно делать заранее. Надо оставить его для своей души, и об этом как раз напоминает уже цитированное мной песнопение, исполняемое вместо Херувимской: «Да молчит всякая плоть человеча…» Мы молчим, вспоминаем о Царе славы, Который уже воскресает. Он сначала, как это и полагается по закону смерти, природы, созданной Богом, как любой смертный человек, будучи по Своему человечеству смертным, попадает в ад. И как сказано у святителя Иоанна Златоуста, не смогла смерть переварить Жизнь, не поняла сначала, Кого проглотила, и извергла из себя, потому что где Жизнь, там никогда не будет смерти.

Христос снизошел в ад и не просто вернулся, а еще протянул руку тем, кто пожелал за Ним выйти. Это видно на иконе «Сошествие во ад» (иконы самого Воскресения нет, потому что этот удивительный момент невозможно изобразить). Благоразумный разбойник, святые праотцы Адам и Ева и множество других людей святой и праведной жизни, патриархов, пророков последовали за Христом в райские обители. Он открывает нам эту дорогу, а тем временем медленно, но верно распространяется новость о Его воскресении.

– Светлое Христово Воскресение часто называют праздником праздников и торжеством из торжеств. Что несет нам этот день?

– Главную радость и главную новость. Если мы весь Ветхий Завет попробуем выразить двумя словами, то это будут слова из службы утрени – «Бог Господь». Дело в том, что для древних людей это были два совершенно разные понятия. Божеств было множество, а господь, то есть господин, – это тот, который меня охраняет, защищает, помогает мне. Свой господин был у рыболовов, моряков, у каждого города. Например, в Афинах стояла огромная статуя Афины, и афиняне следили за тем, чтобы никто из чужеземцев близко к ней не подходил, потому что вдруг он корзину с приношением принесет – и Афина станет покровительствовать врагам. То, что Бог и Господь – это одно Лицо, было для ветхого человека удивительным. Именно эту новость принес Господь еврейскому народу: Я Бог, единственный, и Я же – ваш Господь.

А если весь Новый Завет изложить в двух словах, то это как раз долгожданные слова о том, что Христос воскрес, которые мы с грядущей ночи будем произносить еще сорок дней. В слове «Христос» содержится вся полнота смысла: что Он Мессия, Сын Божий, что Он пришел на землю. В слове «воскресение» раскрывается вся история: чтобы воскреснуть, нужно было умереть, прежде чем умереть, нужно было пострадать за свое общественное служение, для которого нужно было вырасти, а следовательно, родиться. Заключая всю историю Нового Завета в два радостных слова, мы приходим к тому, ради чего живем, – чтобы со Христом войти в Небесное Царство и пребывать с Богом, с Пречистой Матерью, со святыми угодниками в непрестанной молитве.

Интересно, что мы праздник называем не столько Воскресением, сколько Пасхой, потому что к первому слову привыкли: так у нас обозначается седьмой день недели, в отличие от наших братьев-украинцев, у которых «неділя» (от «не делать ничего»), или от англичан, у которых Sunday (день солнца). Для русских этот день – малая Пасха, то есть мы вспоминаем о том, что Христос воскрес, буквально каждую неделю. Но применительно к главному дню используем слово «Пасха», что означает никак не связанное с воскресением понятие «переход». Так назывался день, когда евреи вышли из египетского плена, рабства после десяти страшных казней, которые Господь через Моисея и Аарона наслал на египетский народ. Переход был жизненно важен: евреи освобождались от уз несвободы и принципиально меняли свое существование, уходили в незнакомую землю.

Таким же переходом является для нас Воскресение Спасителя. Мы освобождаемся от уз бренной жизни. Если Христос воскрес, воскреснет и наша душа, мы не боимся смерти, потому что знаем, что за ней стоит новая, принципиально иная жизнь, о которой мы ничего не знаем, как не знали евреи о земле обетованной, но мечтали о ней. И мы мечтаем о небесной горнице, уготованной нам. Как евреи бросили все, чтобы унести на руках самое ценное, так и мы в этой земной жизни оставляем все то, что делает нас несвободными: житейские дела, земные заботы, богатство и власть, привязанность к временному. И уносим только ценное, то, что смогла за земную жизнь вместить наша душа: благие навыки, добродетели, которыми она обогатилась, привычку к молитве, к пощению, мысли о Боге, которые непрестанно должны витать в наших головах. Как, теряя все, евреи все обретали, так и мы, теряя то, что принадлежит этому миру, лежащему во зле, обретаем все вслед за Господом, Который не бросил учеников по Своем Воскресении, не замедлил к ним явиться и общался с ними до Вознесения, пусть в ином теле, не физическом, к которому мы привыкли, но был всегда рядом.

По традиции после ночной литургии освящается артос. Это хлеб, который апостолы, когда потеряли возможность трапезничать с Христом, оставляли для Него на Его месте, чтобы оно не пустовало. Ученые-богословы спорят, Сам ли Христос подразумевается под артосом или это место Божие, хлеб Божий, но в любом случае это означает, что Христос пребывает с нами. Этот артос, большой красивый хлеб, на котором есть печать с изображением Воскресения Христова, берется на крестные ходы как великая святыня всю Светлую седмицу и потом раздробляется для верующих в знак того, что Христос в каждом из нас остается навеки.

– Давайте поговорим еще о пасхальных традициях. Уже сегодня люди понесут в храм красивые корзиночки с крашеными яйцами, куличами, пасхами. Что это символизирует?

– Очень хороший вопрос. Если в прошлом году из-за особых мер, продиктованных пандемией, наше священноначалие допустило мирянам самостоятельно благословлять пасхальные яства, то в этом году такого распоряжения не поступало, и мы можем снова, с соблюдением мер противодействия распространению коронавирусной инфекции, приходить в храм, приносить на освящение свои яства, чтобы с них наша пасхальная трапеза началась. Это творожная пасха, кулич, уже веками сложившиеся в нашем Отечестве. Многие приносят мясо, однако я хотел бы напомнить, что мясо не принято вносить в храм, его можно освятить снаружи, на церковной территории. Кто-то приносит вино. Мы, христиане, привыкли все посвящать Богу: первое дело, первый урок в школе, первый проект, каждое утро, начало нового дня. Это освящение – тоже начало новой, непостной трапезы. Бывает, в гостях еще не все собрались, пришедшие мнутся, потому что за стол сесть некрасиво, ждут, то есть освящение трапезы предваряет встречу чудесного праздника Пасхи.

Важно что-то из освященного (не самое маленькое, плохо прокрашенное яичко или старую пасочку, а самое лучшее) отдать Богу, оставить в храме. Тогда будет возможность поделиться пасхальными дарами с теми, у кого нет близких и родных. Особенно это важно для тех, кто храм посещает редко или вообще не посещает, это уникальный повод побывать в нем. Не ради еды прийти и увидеть священника, а  приложиться к плащанице Спасителя на середине храма и немного поговорить с Господом о том, что волнует вас в канун Его великого и светлого Воскресения.

– Батюшка, Вы сейчас напомнили, что в прошлом году все мы пропустили ночное пасхальное богослужение. Надеемся, что в этом году мы придем в храмы. Во многих храмах установлены экраны. Если кто-то не сможет прийти, можно будет посмотреть трансляцию из Вознесенского кафедрального собора на телеканалах ОТС и «Союз». Нельзя пропустить эту службу.

– Совершенно верно. Считающий себя христианином не может пропустить богослужение самого главного дня в году, и даже если человек не привык к церковным службам, не может прийти в храм, он должен дома перед тем, как радоваться этому дивному дню, ночью хотя бы пропеть тропарь Пасхи и помолиться своими словами.

– Следующая неделя называется Светлой. Какие события нас ждут?

– В течение всей Светлой седмицы богослужение по уставу сохраняет особенности пасхального. В маленьких приходских храмах это в меньшей степени возможно, а в кафедральном соборе любой день, будь то вторник или пятница, не уступает по торжественности ночному богослужению: духовенство и хор громко, радостно поют пасхальный канон, после каждого утреннего богослужения бывает крестный ход вокруг храма с колокольным звоном, с окроплением святой водой. Поэтому если не будет возможности посетить ночное богослужение, можно прийти на неделе.

Я бы не советовал пропускать и вечернее богослужение в день Пасхи, короткое, но очень важное. Это удивительная по красоте великая вечерня с чтением Евангелия. Обычно после нее совершают христосование с прихожанами – традиционное приветствие с восклицанием «Христос воскресе!» и ответным «Воистину воскресе!» и троекратное целование в щеки по древнему русскому обычаю. Ради этого в течение недели надо по возможности бывать и на службе церковной, и посетить своих близких, родных, с которыми давно не общались, съездить к ним или хотя бы позвонить по видеосвязи.

Каждый день будет праздничным. Я как настоятель храма Георгия Победоносца не могу не отметить, что в этом году наш престольный праздник, дивного святого, великомученика Георгия, покровителя военнослужащих, земледельцев, стольного града Москвы, выпадает на Светлую седмицу. Будем радоваться не только воскресшему Христу, но и нашему покровителю, в чью память семьдесят шесть лет назад славной победой советского народа закончилась Великая Отечественная война.

На Светлой седмице будет совершаться раздробление артоса, и уже в субботу и воскресенье пройдут более привычные для нас богослужения. Та неделя будет называться Антипасхой как противостоящая Пасхе, то есть замыкающая радостный круг от воскресенья до воскресенья. Эта беспрерывная Пасха, радость о воскресшем Христе, ликующее состояние нашей души будут чуть-чуть приглушены со следующей недели, когда в особый день, который называется Радоница, мы вспомним об усопших и похристосуемся уже с ними.

– Об этих событиях мы поговорим уже в следующей программе, а сейчас я Вас благодарю. И давайте встречать Светлое Христово Воскресение!

– Благодарю и Вас! Поздравляю наших телезрителей с наступающим дивным и великим праздником Светлого Христова Воскресения, искренне желаю, чтобы воскресший Господь посетил ваши дома, коснулся ваших душ, близким и родным даровал крепкого здравия, телесных, душевных сил. Постарайтесь встретить Пасху достойно, духовно, обязательно посетите богослужение.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 декабря: 11:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​