Родное слово (Новосибирск). Роль Церкви в жизни человечества

4 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Повтор от 6 ноября 2019 г.

(В студии на вопросы молодежи отвечает протоиерей Димитрий Полушин) 

– Я сегодня предлагаю поговорить на тему: «Какую роль сыграла Церковь в истории Отечества». Не роль – не в этом дело. А вот о духовно-нравственной составляющей истории жизни человечества хотелось бы поговорить. Я понимаю, что у вас к Церкви отношение все-таки несколько утилитарное, при этом поразительная вещь – не так много в мире существует общественных, социальных организаций, которые могли бы просуществовать столько времени. 

Если вообще говорить о религиозности, то религия существует на протяжении истории всего человечества, и только сейчас, в последней четверти XX века, стала появляться идеология ненужности религии, ненужности Церкви. Вы еще достаточно молодые люди, я старше вас в два раза, причем из ваших двадцати лет бόльшую часть жизни вы прожили еще с малой ответственностью, только последние десять лет активно в этом мире функционируете. Представляете, что значит ваш опыт по сравнению с опытом всего человечества?! 

– Отец Димитрий, меня зовут Владимир. Вы не думаете, что неприятие Церкви среди молодежи связано с тем, что сама Церковь достаточно консервативна? Не просто на радио, в газете, а именно в Интернете, где сейчас молодежь обитает. 

– По поводу консервативности один умный человек сказал (сказанное приписывают Уинстону Черчиллю), что если человек в зрелом возрасте не консерватор, то у него нет мозгов. Церковь, к сожалению, может быть, для вас очень старая организация, но консерватизм у нас одна из ценностей. Мы знаем некоторые вещи, которые не знает молодежь, поэтому консерватизм церковный – это то, что спасло Церковь. За время ее существования (я не говорю про XX век), вы знаете, например, были репрессии у нас в стране. И молодежь не подозревает, что за репрессии. В Новосибирске было уничтожено 45 000 человек при тогдашнем населении города 200 000 – каждый пятый. Были расстреляны не только жители Новосибирска, но и всего Западно-Сибирского края, тем не менее это 45 000 человек. 

Это репрессия только в Новосибирске. А для Церкви это было просто катастрофой – в Церкви было уничтожено практически 95% храмов и людей, ее составляющих. К 1941 году у нас оставалось в живых и на свободе всего четыре епископа, а священников оставалось около 2–3% от дореволюционной численности. Тем не менее Церковь устояла в этих новых реалиях, в революционной действительности, устояла благодаря своему консерватизму. 

Если Церковь будет каждый раз подстраиваться под существующие перемены, политические и культурные, в скором времени она станет неинтересна, станет частью этого мира. А Церковь все-таки не от мира сего, мы говорим. Церковь – это некое посольство, дар Божий на земле, и живет она по своим законам. Благодаря этому она стоит. Поэтому консерватизм Церкви спасителен как для нее, так и для того общества, которое рано или поздно приходит в Церковь. 

– Меня зовут Илья. Сейчас в России наблюдается тенденция к суицидам (не только в России; например, Казахстан рекордсмен по суицидам); молодежь частенько приходит к такому способу лишения себя жизни, решения всех своих проблем. Как Церковь к этому относится и что собирается делать? Как может молодежь взаимодействовать с Церковью, чтобы убавить количество суицидов как в стране, так и в мире? 

– Пока еще не молодые люди являются печальными рекордсменами. Чаще всего кризисы настигают человека в возрасте довольно зрелом, больше всего суицидников у нас в стране в зрелом возрасте; это 45–50 лет, потом еще один пик в глубокой старости, но он тоже объясним, когда люди не выдерживают трудностей физического существования, болезненности. Молодежь не рекордсмены, молодежные суициды просто более заметны. Опять же это влияние средств массовой информации, которые рассказывают об этих случаях. И суицидологи говорят, что любой рассказ и информирование о неком совершившемся самоубийстве вызывают вторичную волну. Хотя, по данным тех же суицидологов, бόльшая часть попыток самоубийства, к счастью, заканчивается неудачей. Об этом мало известно. 

Церковь работает. Самое главное, что может дать Церковь человеку, который теряет смысл жизни, смысл существования, это как раз показать ему смысл человеческой жизни и показать способ преодоления тех трудностей, которые ему кажутся сейчас непреодолимыми. Все решается, все преодолимо, и Церковь в этом смысле работает. 

– Меня зовут Стас. У меня вопрос про Церковь и власть. Как нынешняя Церковь Новосибирска взаимодействует с нынешней властью, во главе которой стоит коммунист? 

– Вопрос о взаимоотношениях Церкви и власти очень интересен. Гербом нашего государства является двуглавый орел. Кто-нибудь из вас знает символику двуглавого орла? Вы же журналисты, вы же инженеры человеческих душ, вы должны все это людям объяснять. Расскажите мне, откуда появился у нас двуглавый орел. В какой период времени примерно? Он же не всегда был нашим гербом. Гербом Московской Руси что было изначально? Чье изображение? Москву основал Юрий Долгорукий (Юрий – Георгий по-церковному). И гербом Москвы до сих пор является изображение Георгия Победоносца. Он закреплен сейчас на груди двуглавого орла. Когда произошло это соединение герба Москвы и двуглавого орла? Откуда взялся двуглавый орел? Он, в свою очередь, исторически откуда пришел? 

Двуглавый орел пришел к нам из Византии. Золотой двуглавый орел – герб Византии. Москва – третий Рим. Когда один из великих московских князей взял себе в жены Софью Палеолог, последнюю принцессу уже к тому времени уничтоженной западной европейской цивилизации, Византии, тогда она привезла на Русь двуглавого орла… 

Что такое империя? Это не просто большое и мощное государство, это удивительнейшее образование, когда принципом государственного устройства является соборность. Соборность – соединение, соработничество, сотрудничество двух глав, двух ветвей власти. Власти светской (императора, царя, президента) и религиозной (власти Церкви; патриарх олицетворяет эту власть). Итак, царь и патриарх, каждый имеющий свою корону (вспоминаем наш герб), ответственны перед третьим Царем. Он тоже изображен на гербе нашем – это третья корона, гораздо большая по размеру, венчающая невидимого Царя. Кто невидимо изображен на гербе? Перед Кем и царь, и патриарх потом дадут ответ, как они служили телу государственному, народу Божьему? Кто изображен невидимым на гербе нашего государства? Почему мы поем: «Россия – священная наша держава, хранимая Богом родная страна»? Это же не просто слова, ведь и герб, и гимн являются символами государства. Кто изображен еще на нашем гербе кроме всего прочего? Невидимо изображен, потому что Его невозможно увидеть, изобразить. Царь Небесный – третья корона. 

Это удивительнейшая соборность, способность взаимодействовать независимо напрямую друг от друга, но взаимодействовать ответственно перед Богом и служа народу. Церковь и государство работают вместе в этом смысле. И мы беседуем с вами как раз накануне Дня народного единства... В период Смутного времени у нас не было государственной власти в принципе: одного отравили, другого убили, третьего сожгли, четвертого сослали в монастырь. В Москве сидит комендант Гонсевский и управляет семибоярщиной – это Салтыков и компания. Нет власти в стране, по ней шастают толпы бандитов, жулья; поляки уже в то время вторгаются на территорию России, идет открытая интервенция. Север ограблен, захвачен шведами (потом Петру I пришлось отвоевывать все это обратно), государственная власть исчезла, в стране ее не было, но оставался единственный человек, кто законно правил Русью, церковной ее частью, патриарх Гермоген, 90-летний старец. У него не было ни армии, ни средств, ни полиции, ни денег – ничего, только авторитет. 

И вот одна голова была срублена, но вторая глава оставалась – именно патриарх Гермоген. Ему памятник стоит в Александровском саду Московского Кремля. И день Казанской Божией Матери почему является праздником? Потому, что перед Казанской иконой Божией Матери по благословению патриарха служились молебны, в ополчении была икона величайшей святыни. Казанская икона следовала с ополчением к самому подножию Москвы, и перед решающим штурмом был отслужен молебен перед этой иконой. Поэтому в сознании народном закрепилась эта милость Божия, заступничество Божией Матери – Русь была спасена в Смутное время. Смутное время – отсутствие силовых механизмов перед обществом, но при этом остается святыня, совесть, духовные законы, которым должно следовать государство и народ. И когда это наконец-то приходит на ум, народ собирается, освобождает от поляков Москву, избирают нового законного царя, а роль Церкви в этом явилась просто определяющей. Если бы не позиция патриарха – Руси бы не было. 

– Я Андрей. Такой вопрос: мне кажется, что Церкви нужно быть более революционной, нежели консервативной. Это же логично: новая Церковь в новом государстве. 

– Я не могу понять, чего вам хочется. Современность присутствует, священники сегодня способны с вами разговаривать, образовательный уровень у многих из нас достаточный, Церковь присутствует в социуме. Другое дело, что социум подчас не принимает Церковь, не хочет. И причина этого – другой разговор… Знаете, есть такая русская поговорка: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Когда молодой человек слышит, что нельзя развратничать, не уважать своих родителей, не завидовать – для него это просто неприемлемо: «Как так? Я хочу развлекаться, я хочу все иметь, я хочу завидовать, желать, а Церковь ограничивает мои права». «Что это вы всё запрещаете? – «Что запрещаем? Воровать, убивать, развратничать». 

Я молодой еще достаточно был, тридцати лет, а священнический опыт очень маленький, и меня владыка благословил работать в колонии для малолетних преступников. И мне сразу опытные люди (отец Владимир прежде всего, который у нас занимается долгие годы работой с заключенными) сразу сказали: «Не вздумай встать в позу и начать учить жизни – тебя вперед ногами вынесут». Я внял этому совету и просто ребятишкам читал Евангелие, жития святых рассказывал. Два года прошло, прежде чем мне задали первый вопрос: «Так что, батюшка, правда, что ли, нельзя воровать?» То есть до них дошло, что это не прокурор, не участковый, не мамка запрещали им это делать, а есть какие-то иные законы, которые запрещают это. Одно из самых важных условий – у человека должно быть желание. Вы говорите, что мы консервативные. А я скажу, что мне многие из вашего поколения кажутся людьми настолько старыми, настолько им уже ничего не хочется, настолько они уже устали от жизни! Они ничего не ищут, не читают, ничем не интересуются, ничего не спрашивают. Ну как же так? 

Был такой деятель нашего государства, который сказал чеканную фразу: «О человеке легче судить по его вопросам, чем по его ответам». Вот интересно, да? То есть когда человек чем-то интересуется, он еще живой. А если человека интересует только то, как поесть, поспать, отдохнуть, позагорать, поразвлекаться, это как раз мне кажется старостью, это мне кажется консерватизмом, только со знаком минус. 

Как же не читать книги? Как же не интересоваться подлинными причинами процессов, происходящих вокруг меня, во мне самом? Это же признак расслабленности; мне кажется, я могу вам парировать вашими же претензиями. 

‒ Отец Дмитрий, насчет молодежи… Молодежь широко отмечает Хэллоуин. При этом есть такие мнения в верхах нашего государства, что этот праздник надо запретить. 

‒ Ничего вы не отмечаете. Вы знать не знали об этом празднике. То, что есть праздник 9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне, про это вы знаете с младых ногтей. Проходите мимо памятников павшим, по улицам проносят имена наших павших героев, деды и прадеды ваши воевали (мои деды, ваши прадеды). Это праздник, который вам известен. Не надо мне рассказывать, что вдруг, ни с того ни с сего, вы решили отпраздновать праздник Хэллоуин. Или день всех влюбленных. Это коммерческий культ, навязанный вам. 

Где же ваша свобода, если вы, как козлы за морковкой, ходите за любой погремушкой, которую вам предлагают ребята из-за рубежей нашей Родины? Поэтому не надо мне рассказывать, что вы собираетесь праздновать. Хотите поразвлекаться? На здоровье. Это ваше право, никто вам не препятствует. Но, родные мои, Церковь, обладая определенным духовным опытом, говорит: «Ребята, это опасно». 

Один духовный человек рассказывал несколько грубоватый анекдот: «Шел человек по улице. Видит, что-то лежит. Решил попробовать. Хорошо, что попробовал, а то бы наступил». Церковь вам говорит: «Некоторые вещи лучше не пробовать, лучше обходить их стороной». Есть такой опыт Церкви. Потому что «коготок увяз – всей птичке пропасть». Сейчас осень, начинаются гриппозные заболевания, люди кашляют, чихают. Мы же понимаем, что вирусы, хотя мы их не видим, реально существуют. Поэтому врачи говорят: «Ребята, остерегайтесь контактов с больными, не простужайтесь, следите за своим здоровьем, оно дается нам один раз и на всю жизнь, а дальше вы только начинаете тратить его». Мы же опасаемся этого. Поэтому есть вещи, о которых Церковь говорит: «Ребята, это опасно, это может погубить ваши души». Вот и все. Это не мнение, это констатация фактов. Поэтому надо к некоторым вещам просто относиться серьезнее. Потому что даже развлечение, даже удовольствие, даже праздник должны быть наполнены смыслом. 

Я понимаю, в чем смысл Дня Победы, я понимаю, в чем смысл Дня народного единства, я даже могу понять, в чем смысл Нового года. В чем смысл Хэллоуина, я тоже знаю. Вы об этом не догадываетесь, к сожалению. Вы находитесь в очень опасном заблуждении. 

‒ Меня зовут Ольга. Я хочу как раз продолжить эту тему. Вы сказали, что молодежь часто негативно или со скепсисом относится к Церкви, возможно, как раз из-за существования православных активистов, потому что они яро выступают против празднования Хэллоуина. Например, на матчах хоккейного клуба «Сибирь» собирались сделать костюмированную вечеринку, чтобы болельщики просто пришли в костюмах. Активисты выступили против, потому что увидели в этом пропаганду безнравственности; соответственно, молодежь этого не понимает. То есть они не вкладывают в это такой смысл; возможно, поэтому формируется такое негативное отношение. Что Вы думаете по этому поводу? 

‒ Во-первых, Ольга, Вы все-таки журналист, и мне кажется, что Вам надо быть как-то аккуратнее со словами. За каждое праздное слово придется дать ответ. За каждое лживое утверждение тоже придется дать ответ. Вы сейчас произнесли ложь, сказав, что некие православные активисты выступили против того, чтобы люди пришли туда в костюмах. Это неправда. Это пример манипулирования сознанием. Вы это сделали невольно, а эту фразу до Вас донесли люди ангажированные, получающие, соответственно, тридцать три сребреника. Они Вам солгали, и дальше это пошло. 

Выступали они не против костюмированного бала, не против веселой вечеринки, нет. Претензия была высказана организаторам данного события против конкретного человека, который, вместо того чтобы просто организовать хороший хоккейный матч с соответствующим обеспечением, решил добавить в бочку меда ложку дегтя. Он решил предложить внести туда элемент некоего осатанелого действа. Эта претензия была высказана ему. Потому что у нас существует Федеральный закон о защите несовершеннолетних от вредоносной информации. Претензии были направлены против организаторов данного действа. 

Активисты предъявляют претензии органу государственной власти Новосибирской области, которому принадлежит этот Дворец спорта, и там вместо организации достойных мероприятий (хотя такие тоже там проводятся), например, дня призывника или концерта замечательных музыкантов (хороших музыкантов, не пошляков, а приличных), они решили предоставить площадку для этого. И претензии предъявляются не людям, которые не обладают способностью критического мышления, невнимательны к своему духовному состоянию. Их ввергают в это пагубное состояние конкретные люди. Их не так много, тех извращенцев, что являются агентами международного империализма (как говорили в моей юности), но совершенно очевидно, что это люди, через которых внедряется, впрыскивается в общество этот яд, наркотик иной культуры, той культуры, которая может уничтожить нашу родную культуру. 

Если мы перестанем быть русскими, то немцами не станем, мы исчезнем. Мы свое родное не знаем: не знаем своих песен, своих традиций, своих обычаев. Но до всего нового мы падки. Замечательная вещь: русский человек способен с большим интересом принимать на себя все новое. Массу вещей мы восприняли, творчески переработали в культуре, науке, искусстве. Прекрасно. И становились лидерами в этом смысле. Но в том, что касается воздействия на духовную сферу человека, должна быть граница: стоп, дальше мы не отступаем. Позади Москва, отступать некуда, как в сорок первом году. Поэтому надо останавливаться. Претензия активистов направлена не против людей, которые сдуру куда-то там ринулись, а против тех, кто очень тонко, хитро, прекрасно понимая источник этого зла, зарабатывает на этом, имея свои материальные дивиденды. Это как минимум коммерческий культ, а как максимум идет вторжение иной, чуждой нам культуры, гибельной для нашей цивилизации. 

‒ Меня зовут Кристина. Россия считается светским государством, но почему тогда православных храмов намного больше, чем католических, например? И почему католические праздники зачастую игнорируются? 

‒ Почему у нас больше всего православных? По очень простой причине: эта страна называется Русью, вы живете в ней двадцать лет, а вообще ей больше тысячи лет. Поэтому на протяжении этой тысячи лет (вспомните хотя бы школьный курс истории; Киевскую Русь во времена князя Владимира), касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города к XX веку. 

Пассионарность (есть такое слово у Льва Гумилева) как психофизическая энергия нации как раз была обусловлена ролью религиозности в русском человеке. Русский человек знал: с нами Бог. Суворов говорил: «С нами Бог». Кто против нас? Если с нами Бог, ничто нас не может остановить. До сих пор это еще живо в русском народе. Пассионарность затихает постепенно, но всплески ее напрямую идут как раз со всплеском религиозности. И напротив, падение нравственности, падение религиозности ввергало страну в гибель в историческом плане. Я вам приводил пример, говорил уже сегодня вкратце о периоде Смутного времени. Когда религиозные ценности стали важнее сиюсекундных политических и экономических выгод, тогда Русь возродилась. Когда Русь отрекалась от того лучшего, что есть в ней, тут же следовало падение: экономическое, политическое, военное, государственное. 

Поэтому эта страна, нравится это или не нравится, создана православной культурой, и об этом говорит Федеральный закон Российской Федерации, который курирует религиозную деятельность. Называется он, правда, коряво: «О свободе совести». Но в нем прямо говорится об особой роли православия, о нашей культуре и государственности. Это совершенно очевидно. Поэтому католических храмов у нас ровно столько, сколько у нас католиков, а православных ровно столько, сколько православных. И, кстати, недостаточно еще. Мы, например, в воскресенье вынуждены служить две литургии, на раннюю люди приходят в семь утра. Потому что если все придут на литургию в девять, все в храме не поместятся. У нас храмов не хватает. 

И кого вы ни возьмете из величайших деятелей истории нашей страны, это либо святые Русской Церкви, либо просто члены Русской Церкви. Десять лет назад был проведен телевизионный конкурс «Имя России» (там Сталин, Ленин, другие разные персонажи). К моему удивлению, побеждает Александр Невский. Десять лет назад в сознании людей Александр Невский символизировал собой символ России. Дмитрий Донской, Суворов, Ушаков, Королев, Гагарин – как на подбор все были верующие люди. Есть, естественно, и католики, и мусульмане. Но отличие русской империи от колониальной (великобританской, французской, германской) связано с тем, что народы, которые вошли в состав Российской империи, как раз вошли именно потому, что те нравственные принципы, которые декларировало православное государство, были созвучны тем ценностям, что исповедовали эти народы. Мне привели пример про католиков. А что вы хотите сказать? Что есть какая-то религиозная группа, которая согласна с насаждением разврата, преступности, насилия в обществе? Может, мусульмане согласны с тем развратом, который насаждается? Может им Хэллоуин нравится? Или католикам? Нет ни одной религиозной традиции, которая бы противоречила десяти заповедям, написанным в Библии. Даже для буддистов это совершенно очевидно. 

Радость общения с Богом нужно испытывать постоянно и искать ее. А когда ее утрачиваешь, ситуация оказывается гибельной для тебя. Ты не знаешь, куда деваться, что делать, как поступить. И поступаешь так, как тебе советуют социально безответственные организаторы различных мероприятий. А опыта своего нет; дороги не знаешь; можешь погибнуть. 

Записали Елена Казакова и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать