– Наверное, здесь надо избегать и той, и другой крайности. Покаяние – это процесс всей жизни человека, и когда человек исповедуется постоянно, то постепенно вырабатывается его личный образ покаяния на фоне определенных правил, которых Церковь придерживается. Первый и главный совет – делать это постоянно.
Второе – внимательно следя за своей жизнью, мы должны, думая о грехах, думать не только о самом поступке, который мы считаем грехом. Каждый грех имеет свою причину, и покаяние именно в этих причинах даст больший и более быстрый результат в духовном возрастании. То есть больше обращать внимание на причину греха и каяться в этих причинах.
– Допустим, меня терзает грех гордости, поэтому, придя на исповедь, я должна просто покаяться в гордыне или перечислить то, что из-за своей гордости я кого-то обидела, дала кому-то непрошеный совет, не помогла? Как правильно: в общем назвать греховную причину поступков или перечислить эти некрасивые поступки?
– Дело в том, что когда определяешь корень, уже видишь и проявления этого корня. Когда мы говорим о причине, видим ее и понимаем, то эта причина может проявиться во многих конкретных грехах. Поэтому исповедание конкретных поступков тоже очень важно, они потом могут привести к пониманию причины происходящего. Поэтому мелкие грехи важно исповедовать, особенно тогда, когда человек находится в постоянном покаянии, для него это становится привычным, понятным и полезным.
У одного из святых отцов я встречал сравнение маленького и большого греха с айсбергом, вершина которого возвышается над темными водами, а основная часть – под водой и не видна. И иногда человеку кажется, что ничего особо страшного не происходит, но надо понимать, что маленькие грехи всегда связаны с большими грехами, с гордыней, тщеславием. Отсутствие борьбы с малыми грехами может привести к большим последствиям, к большому вреду.
Если проводить аналогию с болезнью и здоровьем, то даже самая маленькая заноза, если она в теле человека и ее не достать, может привести к заражению крови и погубить человека. Так и маленький грех, если не принести в нем покаяния, может привести к каким-то большим грехам.
– Но если знаешь, что этот твой грех все равно будет повторяться, нужно ли в нем каяться?
– Конечно, обязательно! Только это и поможет от него избавиться. Если человек несколько раз болеет какими-то простудными заболеваниями, то это отнюдь не отменяет того, что он должен лечиться. Так и грехи часто повторяются от того, что мы, будучи невнимательными к себе, просто не следим за своей жизнью. Грех часто называют духовной болезнью, даже в молитве перед таинством Исповеди говорится: пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши. Грех, разрушающий душу человека, является его духовной болезнью. Значит, покаяние есть не что иное, как лекарство для души, а Бог – Врач для души человека.
– Бывает, что в жизни человек совершает какой-то серьезный грех, он помнит об этом всю жизнь, раскаивается в том, что сделал, исповедует этот грех. Но душа его на этом не успокаивается. Как быть, если этот исповеданный грех все равно не оставляет человека в покое?
– Благо, что не оставляет, это гарантия того, что человек не повторит этот грех. Грех – это рана души. Когда через покаяние рана исцеляется, то остается шрам, и шрам может болеть всю жизнь, но со шрамом жить можно, а с открытой раной – нет. По всей видимости, Господь нам оставляет болезненное воспоминание о грехах, которые явно нам прощены. Бог оставляет нам память, которая саднит нашу душу, чтобы мы этого не повторяли.
– А грехи нужно как-то копить, в течение месяца записывать, чтобы потом прийти на исповедь и подробно за все отчитаться?
– Это неплохая практика, когда человек внимательно следит за своей жизнью. И особенно на первом этапе, когда у человека нет еще большого опыта покаяния. Оканчивая день, можно подумать, в чем ты согрешил, и что-то записать, особенно что-то запоминающееся и потрясающее. Потому что наша страстная жизнь такова, что из памяти за несколько дней может что-то изгладиться, пока мы готовимся к исповеди. И когда мы садимся готовить исповедь уже перед самым приходом в храм на покаяние, можем и не вспомнить всего, а список нам поможет.
Главное, чтобы эта привычка не превратилась в болезненную страсть постоянного самокопания в себе и выискивания таких мелочей, которые могут шокировать любого священника на исповеди.
– Я столкнулась с таким отношением людей, особенно в возрасте, когда они избегают исповеди, потому что думают, что это будет некий товарищеский суд. Человек придет, назовет свои проступки, все будут это слышать, а священник начнет стыдить. И самое главное, что кто-то это услышит, и это людей останавливает от того, чтобы к исповеди приступать.
– К сожалению, у многих есть такое мнение по этому поводу. То, что исповедь – это суд, в некотором смысле правда. Но надо помнить, что Христос Сам о Себе сказал, что, пока человек жив, Он не выступает по отношению к человеку как Судья. Скорее всего, когда мы на исповеди, мы сами выступаем как судьи; и совесть нас обличает как прокурор, а единственный Христос выступает как адвокат на этом суде. Он ищет, в чем оправдать человека. И каждый, кто имеет нормальный опыт покаяния, знает, что после исповеди он выходит с облегченной душой, а это означает, что он почувствовал прощение от Христа.
– Давайте сформулируем напутствие для людей, которые собираются исповедоваться впервые.
– Помнить о том, что Тот, к Кому мы идем на исповедь, Христос, любит человека, и эта любовь будет проявлена в таинстве Исповеди, поэтому бояться ничего не надо. Все встанет на свои места, лишь бы было положено начало.
– В пособиях для кающихся, когда-то давно, я столкнулась с тем, что перечисляются какие-то удивительные грехи, типа «слишком часто выходил из кельи» – то есть что-то экзотическое, иногда неприличное, и это людей смущает. Как к этому правильно относиться и почему из этих пособий до сих пор это не убрано?
– Мы знаем, что опыт Церкви очень большой, что-то было создано в стенах монастыря и для монастыря, что-то было создано на приходах, что-то соответствовало каким-то конкретным историческим моментам, когда тот или иной грех был слишком развит, поэтому ко всему надо подходить с правильным разумением и рассуждением.
– То есть это написано не для меня и можно просто пропустить?
– Не всегда. Иногда по эгоизму нашему нас может смущать то, что нам не нравится, а нам много чего не нравится. Покой и тишина в душе – это не всегда хорошо, беспокойство живой совести иногда бывает очень полезно.
Покаяние налаживает духовную жизнь человека, а духовная жизнь человека дает возможность нормального покаяния.
– Люди, которые исповедуются постоянно, порой с годами начинают ощущать, что они к этому процессу относятся с меньшей горячностью, в итоге иногда исповедь становится формальностью. Как сделать так, чтобы исповедь не превращалась в формальность?
– Превращение исповеди в формальность – это тревожный признак того, что формальной становится вера, и тут нужно бить во все колокола, чтобы посмотреть, что стало с человеком, когда он стал формально относиться к вере, почему его вера угасает. Как и в любом таинстве, живое участие человека и чувствование живого Бога в таинстве Исповеди возможно только при наличии живой веры, и если вера угасает, то любое таинство не будет прочувствовано и не даст результата в той мере, в какой это необходимо человеку. Поэтому, чтобы и исповедь, и другие таинства не были формальностью, нужно работать над своей верой, чтобы вера не была формальной.
Когда человек чувствует, что в нем нет большого позыва к покаянию и он не знает, в чем каяться, – значит, как-то притупилось его духовное зрение. Здесь надо вновь поговорить со священником, обрисовать свою жизнь, сравнить свою жизнь с заповедями, больше читать Евангелие, то есть больше пустить света Христова в свою душу, и тогда темные закоулки души станут видны. И тогда уже поймешь, что в этих закоулках водится что-то страшное и нехорошее.
А когда этого света мало, то в темноте, как Христос говорил, творятся темные дела и их не видно. Поэтому свет Христов должен просвещать человека, он должен больше действовать в нем. Живой, деятельной вере грехи мешают. Только тогда, когда человек находится в движении, он видит препятствия этому движению. Если движения нет, то без разницы, какие перед тобой препятствия. А в движении препятствия становятся понятными. И только в движении веры становятся видны грехи.
– Нужно ли исповедоваться постоянно у одного и того же священника?
– Духовничество – дело хорошее. Прекрасно, если повезет и человек найдет своего духовника, но, к сожалению, это очень большая редкость. Об этом еще сокрушался Игнатий (Брянчанинов), он говорил, что нашими духовными отцами являются духовные книги, в которых святые отцы дают нам совет. Это было уже давно, но тем не менее этот совет в большей части подходит и к сегодняшнему дню.
Надо помнить, что исповедь – это таинство, в котором присутствует Христос, и со временем мы должны себя настроить на видение Христа в этом таинстве. Отсюда уже и ответ на этот вопрос: если человек не совсем способен увидеть и почувствовать Христа у какого-то, как ему кажется, неправильного священника, то вряд ли он почувствует Его и у какого-то другого священника. Достаточно вспомнить историю многих великих отцов: многие их современники не видели в них чего-то особенного, не чувствовали от них какой-то особой духовной помощи, потому что, наверное, не чувствовали Христа.
С одной стороны, очень полезно исповедоваться у одного священника, потому что любое постоянство в добром деле дает пользу. Подобно тому, как человек знает своего участкового врача и приходит к нему со своими болячками, большинство из которых участковый врач вряд ли сможет вылечить, но зато он всегда, зная те или иные постоянные болячки своего пациента, может направить его к более опытным врачам, вовремя отследить ухудшения.
– По традиции нашей программы скажите небольшое пожелание нашим зрителям.
– Дорогие братья и сестры! Говоря о покаянии, хотелось бы всем пожелать, чтобы покаяние присутствовало в нашей жизни как самый радостный момент, ведь если грех есть болезнь души человека, то покаяние не что иное, как наше выздоровление. И чувствование выздоровления всегда доставляет нам радость. А самая большая радость в нашей жизни – это Христос, наш Спаситель. И в таинстве Покаяния мы встречаемся с Врачом, Который исцеляет нас, дает нам радость полноты жизни.
Ведущая Ольга Бытко
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!