Православная азбука. Святыни Саратовской земли. Беседа со священником Максимом Плякиным

11 сентября 2023 г.

В студии священник Максим Плякин, секретарь Комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии.

– Сегодня мы поговорим о святынях. Когда в Саратов привозят мощи прославленных святых или чудотворные иконы, к ним приходит множество людей. А есть ли свои святыни на Саратовской земле и что мы знаем о них?

– Значительную часть наших святынь мы получили совсем в недавнее время; в частности, несколько лет назад из Пензы в наш кафедральный собор Святой Троицы была принесена большая частица мощей нашего общего святого святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского. И когда ковчег с этими мощами везли из Пензы в Саратов, то было решено его провезти тем же маршрутом, каким ехал сам святой Иннокентий, когда он единственный раз в жизни был в Саратове. И жители этих городов, поселков, деревень, стоящих вдоль дороги, имели возможность почти через 200 лет еще раз встретить святого Иннокентия.

Но, наверное, самая замечательная и самая почитаемая наша святыня, которая тоже находится в кафедральном соборе, – это старинная икона Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа, которую датируют по-разному. Среди ученых самая аккуратная датировка – это XVIII век, кто-то говорит, что ближе к началу века, кто-то – что ближе к концу. Но в любом случае чудеса, которые были явлены от этой иконы еще в дореволюционной истории Саратова, конечно, сделали эту икону самой замечательной, самой почитаемой. Среди жителей города икона была настолько почитаема, что желание отслужить молебен и акафист у этой святыни привело к постоянной занятости священников, которые служили в Троицком соборе, их непрестанному деланию.

– Как образ Спасителя стал главной святыней Саратова?

– Наверное, первая известная нам веха на этом пути – это 1812 год, когда в Саратов приехал приказчик рязанского купца и стал говорить, что его господин велел ему отслужить молебен перед иконой Христа, а найти эту икону надо в Троицком соборе. Обыскали весь собор, и икону нашли висящей около выхода, над дверями, про нее уже давным-давно забыли. После того как был отслужен молебен у этой иконы, тот самый рязанский купец получил исцеление от своей болезни.

Весть о чуде, конечно, моментально разлетелась по городу, Саратов был тогда гораздо меньше, чем сейчас, и вот с 1812 года в письменных источниках фиксируется почитание этой иконы уже не просто как образа вообще, а именно как образа чудотворного. В 1848 году, во время холеры, около этого образа было настолько много явлено чудес, что исцеленные люди собрали довольно большую по тем временам сумму – 400 рублей серебром – и внесли ее в кассу Троицкого собора, чтобы в будущие времена еженедельно у иконы служился акафист Иисусу Сладчайшему. С тех пор Троицкий собор закрывался, возвращался Церкви, был изъят «Спас», был возвращен, его отреставрировали. И одно из первых дел, которое было совершено в Троицком соборе после его возвращения Церкви, – это восстановление еженедельного акафиста, потому что настоятелем храма был иеромонах Борис (Вик), который с детства «Спаса» прекрасно помнил. И вот уже почти 180 лет, с некоторыми перерывами, этот акафист читается у Нерукотворного Спаса. Такое впечатление на жителей города произвели эти чудеса.

Среди жителей Саратова возникло желание не просто прийти к «Спасу» в собор, а принести его к себе домой, в свой дом, в свои стены. И сложилась традиция, когда по просьбе прихожан, верующих Саратова, «Спаса» брали с его места, где он находился в соборе, и несли в дома людей. Около иконы служился молебен, акафист Иисусу Сладчайшему, после чего «Спаса» возвращали на место. И в конце концов этих просьб стало такое количество, что для Троицкого собора была исполнена точная копия «Спаса», ведь если окажется, что в два разных конца города нужно нести икону – можно эту копию тоже взять и принести еще к кому-то из желающих. И как свидетельствуют церковные историки, чудеса начались и от этой копии тоже. Господь слышал молитвы людей, хотя, казалось бы, это была не древняя икона. «Спас» – да, это старая святыня. А это – копия конца XIX века, список, как тогда говорили. Но и через этот список Господь слышал молитвы тех, кто у этого образа возносил их.

И долгое время было непонятно, какую именно икону вернули из музея при открытии Троицкого собора, некоторые прихожане опасались, что вернули не старого «Спаса», первоначальную чудотворную икону, а копию XIX века, потому что они были совершенно неразличимы между собой, копию сделали абсолютно точной по отношению к оригиналу.

Была начата реставрация «Спаса», пригласили специалистов из Москвы, из музеев, и они, проводя реставрацию образа, раскрывая эти красочные слои, сказали, что действительно в храме хранится первоначальный образ. Это не копия конца XIX века, гораздо старше. И один из реставраторов в своем отчете написал, что этот образ чрезвычайной, пронзительной силы.

Почитание этой иконы продолжается в форме служения еженедельного акафиста, хотя уже многие прихожане Троицкого собора не помнят, откуда эта традиция взялась. И люди приходят, молятся около этого образа.

– После революции что с этим образом случилось?

– «Спас» долгое время находился в Троицком соборе, и люди приходили. Упомянутый мною иеромонах Борис, будучи еще совсем мальчишкой, получил у «Спаса» исцеление от некой неизвестной болезни, он это запомнил на всю оставшуюся жизнь, и у него, наверное, были очень сильные чувства, когда он принимал из музея обратно в собор переданный «Спас».

Но в середине 1930-х годов собор был закрыт, потом из него было передано в музей почти все убранство, был передан в музей и «Спас», он на какое-то время перешел в музейные фонды; правда, сейчас даже музейщики не могут сказать, оставался он физически в соборе или был все-таки перенесен в само здание музея, потому что собор числился хранилищем фондов Областного краеведческого музея. И вполне может быть, что «Спаса» не трогали, он оставался там же, в соборе, но перешел под юрисдикцию музея. Тогда понятно, почему его вернули, его точно так же просто переписали под юрисдикцию Церкви.

Но в любом случае на несколько лет «Спас» из действующего храма ушел. Собор был закрыт, там был музей, потом музейное хранилище, его едва не отобрали под клуб железнодорожников, и точку в этой эпопее поставили только в 1942 году, когда осенью, на праздник преподобного Сергия, в Троицком соборе состоялась первая служба. Люди смогли помолиться и у возвращенного «Спаса», и у еще одной очень почитаемой иконы Троицкого собора – Августовской иконы Божией Матери, которая была написана в 1914 или 1915 году в память явления Божией Матери солдатам русской армии во время Первой мировой войны у города Августов, на территории нынешней Польши. Это тоже не древняя святыня, ей едва 100 лет исполнилось, это изображение на иконе явления Божией Матери.

Но оказалось, что явление Божией Матери солдатам одной мировой войны, возвращенное людям во время другой мировой войны, словно бы говорило, что здесь нужно молиться о своих солдатах, о тех, кто ушел на фронт. И жены, матери, сестры, деды и бабушки тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, точно так же просили у Божией Матери помощи для своих сражающихся детей, внуков и братьев.

– Очень многие святыни, и мы об этом говорили, в богоборческие советские годы переходили в фонды музеев. Сейчас возможно что-то еще найти из утраченных святынь, что-то хранится там?

– Что-то хранится, что-то было передано Церкви. В частности, из краеведческого музея были возвращены два чрезвычайно значимых музейных артефакта, один из которых сейчас находится в Троицком соборе, а второй – в соборе Сошествия Святого Духа города Саратова. Это древние ковчеги с мощами святых. Как было написано еще в 1940-е годы в музейном каталоге, художественной ценности они не представляют, поскольку по своему исполнению это просто деревянные плашки, в которых в углублениях, залитых воском, утоплены фрагменты святых мощей. Но для христиан это большая святыня, потому что это подлинные святые мощи, в одном случае – мучеников за святые иконы, святых Стефана и Никифора, это тот ковчег с мощами, который находится сейчас в соборе Сошествия Святого Духа. А в другом случае – это мощи огромного количества святых, которые на протяжении нескольких поколений собирал княжеский род Голицыных. И когда эти деревянные доски были переданы из краеведческого музея в храмы Саратовской епархии, для них были созданы заново металлические оклады, в которых они сейчас находятся, и они очень почитаются среди верующих.

А поскольку так называемый голицынский мощевик – это действительно родовая святыня огромного княжеского рода, то там находятся чрезвычайно редкие святыни, которые, может, на всей нашей Саратовской земле в единственном числе. Там мощи святых евангелистов, мощи равноапостольного Владимира, мощи Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, мощи преподобного Сергия и еще многие-многие святыни, в общей сложности их больше ста. И видно, что этот мощевик собирался явно не одним человеком, это память поколений, и в какой-то момент очередной представитель рода князь Сергей Федорович Голицын решил, что эта святыня должна быть в храме.

В храме она была больше ста лет, храм был закрыт, убранство храма перекочевало в краеведческий музей, мощевик лишился своего драгоценного серебряного и золотого убранства, и в фонды музея попал в виде деревянной доски. Потом, в 2005 году, в виде деревянной доски он был возвращен Церкви вместе с мощами, и музейщики в акте-освидетельствовании указали, что видимых утрат мощей не наблюдается. Насколько можно было судить визуально, святыня оказалась цела. Сейчас мощевик находится в Троицком соборе и окружен почитанием. И если попросить храмовых сотрудников, то вам покажут список тех святынь, которые в нем находятся.

– По традиции нашей программы просим у вас небольших пожеланий для наших зрителей.

– Сегодня в наших храмах есть очень много святынь, во многих храмах хранятся святые мощи, в нашем кафедральном соборе Святой Троицы находятся чудотворные иконы Спаса Нерукотворного, Иверская икона Божией Матери. И мне хотелось бы пожелать нам всем, чтобы мы ценили то сокровище, которое Господь нам вручил. Мы не знаем, что будет завтра, может быть, придут новые гонения, а может быть, будет время мира и покоя. Может быть, мы еще сможем прийти к этим святыням, а может быть, как это было три поколения назад, они будут отняты у Церкви. Мы этого не знаем. Поэтому сейчас, пока есть  возможность молиться у этих святынь, почтить эти мощи, помолиться Божией Матери и Господу у чудотворных икон – цените эту возможность. Приходите сами, приводите своих детей, чтобы эта молитва не прервалась.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать