Православная азбука. Современная философия. Часть 1

19 июня 2023 г.

Сегодня мы попробуем просто поговорить о довольно сложных вещах – о современной философии. В гостях у нас исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ им. Ломоносова Алексей Павлович Козырев.

– Начну, может, с наивного вопроса, но из серии – о чем все хотели, но боялись спросить. В свое время, когда я поступала в университет на языковой факультет,  философия, естественно, была у нас в программе, и будущие переводчики возмущались: зачем им, людям, которые интересуются современной жизнью, древняя философия? Действительно, зачем современному человеку философия?

– Для переводчика, для того, кто изучает язык, филологию, наверное, полезно знать, что рождение философии языка – это школа софистов. Слово – оно по природе, или по установлению? Какова природа имени? Эти вопросы ставили софисты Горгий и Сократ. Может быть, надо философию специфически преподавать: физикам рассказывать о философских проблемах физики, лингвистам – об истории слова. Философия дает представление об общих основаниях знания как частного, так и общенаучного. Что такое наука, закон, что такое метод, познание, что такое сознание и какие теории сознания существуют.

Философия – это опора для научного знания. Не владея философскими категориями, такими как необходимость, возможность, случайность, причинность, невозможно заниматься не просто наукой, но даже ориентироваться в мире состоявшемуся, образованному человеку нельзя. Поэтому есть такая наука, и есть традиция изучения философии в классическом университетском образовании. Если человек не прошел школу философской подготовки в гимназии или университете на первых курсах, ему трудно заниматься дальше любой наукой, естественной и гуманитарной. И здесь очень многое зависит от того, насколько преподаватель может увлечь студентов, насколько сам он заражен философией и насколько эту свою энергию может передать.

Я сам радиоведущий, веду программу на радио «Вера», «Философские ночи», и недавно записывал программу с молодым доктором физических наук, который занимается проблемами магнетизма, написал докторскую диссертацию. И он мне сразу сказал, что в философии он не ас, он учил ее на первом, втором курсе, посещал занятия по философии, но он до сих пор дружит со своим преподавателем, приходит к нему, спрашивает у него совета. А человек – уже доктор наук, он состоялся в своей области знания, но для него опыт изучения философии был позитивным. А когда он вдруг в 35 лет стал изучать историю своего рода, узнал, что его прапрадед был священником, и он приехал в ту деревню в Тверской области, нашел еще не до конца разрушенный храм, где был крещен его дед, и задался целью этот храм восстановить – для него возникли неразрешимые проблемы: а как соотносятся занятия наукой и его вера во Христа, в Бога. И философия здесь некий коммуникатор между разными типами мировоззрения, между разными областями знания.

Прежде всего мы ставим вопрос о типах мировоззрений, о том, как человек относится к миру. Оказывается, есть религиозное мировоззрение, есть научное, есть философское, есть обыденное мировоззрение. И мы должны понимать, что это может совмещаться в одном человеке, это не просто какие-то разные классы людей: вот ученые, верующие, обыватели, а вот – философы. И крестьянин может быть философом, но он может ходить в храм,  может интересоваться наукой. Это разные планы бытия. И философия задает вопросы об этом. Вопросов у философии больше, чем ответов. Наш профессиональный журнал так и называется – «Вопросы философии». В каком-то смысле философия – это умение проблематизировать, умение задавать нужные вопросы, находить гипотезы для того, чтобы потом на эти гипотезы отвечать.

– Существует распространенный образ философа как человека, совершенно оторванного от мира, от реальности. Это действительности как-то соответствует?

– Из истории философии мы знаем Фалеса Милетского, его обвиняли в оторванности от жизни, в том, что он все время на небо смотрит, рассуждает о светилах, а то, что под ногами,  не замечает, в яму упал. И есть притча о пастушке, которая смеялась над этим чудаковатым человеком, смотрящим на небеса и не видящим то, что под ногами. Но Фалес оказался более практичным человеком, он, изучая небесные явления, предсказал, что в будущем году будет большой урожай оливок, скупил все маслобойни и заработал денег, сделал бизнес. Он тем самым доказал, что и философ тоже может быть вполне практичным человеком.

Философы бывают разные. Бывают кабинетные ученые, люди, которые погружены в мир книг, в мир чистой мысли. А есть другие философы, которые как раз работают в союзе,  сотрудничестве, сотворчестве с представителями других наук, и не только математики, физики, биологии, но и социологии, и права – здесь кооперация может быть с разными науками.  И на стыке возникают разные интересные дисциплины. Например, биоэтика. Сейчас это очень популярный курс и в мировых университетах, и мы открыли магистерскую образовательную программу. Студенты получают там компетенции и в области медицины, и в области права, и в области философии. Это и очень важный вопрос о начале и конце жизни. Где, в какой момент начинается жизнь. Православный человек считает, что с зачатия. Где жизнь заканчивается? Человек, который уже на искусственной вентиляции легких, –  живой или нет? Как надо к нему относиться? Это информированное согласие пациентов, как врачу говорить с больным о его болезни, что врач может делать сам, а на что требуется согласие больного. Это обсуждение таких проблем, как, например, искусственное завершение жизни, будь то аборт или эвтаназия.

Прикладная этика – тоже философская дисциплина. Например, прикладная этика в сфере искусственного интеллекта и вообще в научных разработках: что можно в науке, а что нельзя. Условно говоря, можно клонировать человека? И даже если наука подошла к тому, что это операционально возможно, есть ли этические основания для этого? Есть право у ученого создавать Голема или нет? Это тоже ответы, которые даются в сфере философии и ее коллаборации с пограничными науками.

– Если философия настолько важная наука, нужно ли ее как-то популяризировать? Раньше таким посредником между философией и, например, обывателями была литература, философские идеи люди узнавали из художественной литературы. Сейчас есть ли такой посредник? Как популяризировать философию и кто этим занимается?

– Это правда, в России говорили: для нас литература – это наша философия, но это потому, что русская классическая литература развивалась с опережением лет на 50 по отношению к нашей философской традиции. Век Пушкина, золотой век русской литературы был еще достаточно вторичным в философском отношении. Большая русская философия началась с Владимира Соловьева, это уже вторая половина XIX века, и Соловьев был другом Достоевского. Соловьев был молодым человеком, ему было 20 с небольшим лет, когда они с Достоевским вместе ездили в Оптину пустынь, а Достоевский уже заканчивал свою жизнь. Но они пересеклись, и в этом пересечении – тайна романа «Братья Карамазовы», где Достоевский воплотил многие идеи, которые он узнал от Соловьева, да и самого Соловьева изобразил в Иване, а отчасти и в Алеше. То есть Соловьев был прообразом этих двух героев.

Популяризацией философии, конечно, занималась литература, и сегодня, наверное, она может продолжать этим заниматься, потому что есть такой жанр, как философский роман, или философская повесть. Если в мировой литературе можно вспомнить Томаса Манна или Хорхе Луиса Борхеса, то в русской литературе тоже есть подобные авторы; например, совершенно замечательный писатель XX века Сигизмунд Доминикович Кржижановский, о котором мы узнали только в начале 1990-х годов, потому что он писал в стол. Или такие философствующие деятели культуры, как Яков Друскин, который был одним из чинарей, обэриутов, друг Хармса, но свои философские работы и дневники он тоже писал в стол. Как в стол писал свои дневники, где есть очень много глубоких философских размышлений, замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин, а также прекрасный русский писатель Сергей Николаевич Дурылин. И мы можем говорить и о философии Пришвина, и о философии Дурылина. Но сегодня популяризация – это медиа, это присутствие философии на телевидении, а главным образом – в Интернете, подкастах, лекциях.

Я уже 20 лет веду радиопередачи, сначала на радио «София», потом на «Русской службе новостей», теперь на радио «Вера», это программа «Философские ночи». Кроме этого, записал курс по истории русской философии, по крайней мере, в двух разных проектах – ПостНаука и teach-in. Это все есть в открытом доступе в Интернете, можно послушать. И даже мои коллеги мне иногда рассказывают: «Жарю яичницу и слушаю твои лекции по истории русской философии». Мне очень приятно.

Есть такое понятие – зона обмена, то есть некая сфера, где наука встречается с обычными людьми и что-то им рассказывает о своих достижениях. И любая наука должна этим заниматься. Физика должна популярно рассказывать людям о том, чем занимается физика. Биология – о том, чем занимается биология. Философия тоже. И это не должна быть доморощенная, местечковая философия, высасывание из пальца, а философия профессиональная, но которая обращается к людям на упрощенном и приспособленном для массового сознания языке.

Психология освоила этот жанр, есть масса журналов, которые не для ученых, а для домохозяек. Все решают свои психологические проблемы. И философия тоже идет по этому пути, и я пытался издавать в России журнал «Сократ», массовый, популярный, с картинками, полноцветный.  Например, во Франции много лет уже издается журнал, который продается во всех киосках, и там философские мэтры говорят о самых разных проблемах: политики, спорта, этики, будущего. Такая популяризация философии, безусловно, нужна. Если мы посмотрим на отдел философии в наших книжных магазинах, то надо признать, что он достаточно скуден. В Европе, а особенно в Америке – целые этажи философской литературы, специализированные магазины по философии.

– А почему у нас так все в этой сфере печально?

– В Советском Союзе популяризация определенной философии, диалектического и исторического материализма, марксистско-ленинской философии, была государственной задачей, и было специальное издательство «Политиздат», где книги выходили тиражом минимум 100 тысяч экземпляров, это был государственный заказ, государственный проект. Может быть, проблема в том, что мы еще не осознали этой важности. Мы говорим сейчас о том, что надо бороться за умы, формировать сознание нашей молодежи. Но можно формировать его через комиксы, клипы, а можно идти по пути просвещения, создания какой-то интеллектуальной среды.

Я знаю, что студенты любят сейчас посещать клубы, лекции при книжных магазинах, они есть в разных городах, я был и в Казани, и в Екатеринбурге, и в Калининграде. Есть такие лектории, то есть это востребовано. Но этому надо меценатствовать, покровительствовать.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать