Православная азбука. Смирение. Беседа с протоиереем Сергием Ксенофонтовым

15 мая 2023 г.

Для людей, далеких от Церкви, смирение – одна из самых трудно понимаемых добродетелей, а для христиан – одна из самых трудно достижимых, поэтому священникам часто приходится отвечать на вопросы о смирении. Об этом сложном качестве поговорим с протоиереем Сергием Ксенофонтовым.

– Что такое смирение?

Сколько существует христианство, постоянно были попытки определить, что такое смирение. Я думаю, под смирением нужно, наверное, понимать принятие воли Божией. И здесь более важно понять волю Божию, а ее принятие и есть процесс смирения. Христос не напрасно неоднократно приводил в пример детей, которые незлобивые, легко доверяют. Христос говорил, что наша вера должна быть как вера детей. В чем проявляется смирение детей? В том, что они принимают волю родителей не потому, что ее понимают, а потому, что точно знают, что родители их любят. Этим, я думаю, и можно определить смирение: принятие воли Божией такой, какая она есть, именно по осознанию любви Бога к нам.

– В одном интервью мне встретилось такое определение, что смирение – это не просто покорность, а когда ты с миром, мирно принимаешь все, что происходит. Это особое искусство, особое качество.

– Это особое состояние души человека, которое приводит к миру. Вокруг тебя могут бушевать самые различные события, ты сам можешь не понимать причины этих событий, но внутренне ты можешь быть спокоен. Это требует, конечно, глубокого мужества, но это возможно. Но возможно только при одном условии: если человек видит и понимает, что за этими событиями стоит Бог, Который любит человека. И на основе любви можно принять происходящее.

Дети не всегда понимают, почему родители поступают с ними так. Достаточно привести пример, когда родитель может взять ребенка за руку, отвести в больницу и сделать ему при необходимости укол. Ребенок совершенно не понимает, зачем это нужно делать; это больно, страшно, но он слушается родителей. То же самое со школой: дети очень долго не понимают, зачем их водят в школу; многим она не нравится. Но когда они вырастают, понимают, что это было необходимо. Получается, смирение – это принятие воли любящего.

– Но у людей светских смирение часто вызывает бурю негатива. Наоборот, мы ценим людей неравнодушных, тех, кто за нас переживает. А смирение говорит о том, что человек внутри спокоен.

– Внутри спокоен, но это не означает, что человек не реагирует на происходящее извне. Он как раз и должен реагировать на происходящее извне, особенно христианин к этому призван. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Любовь к окружающим, которые могут не совсем соответствовать нашим представлениям, нашему покою, требует большого усилия. И высшее проявление любви – это любовь к врагам. Человек, любящий своего врага, должен быть мирным с самим собой. Смирение – это отнюдь не равнодушие.

– Для светского человека смирение – это синоним мягкотелости, бесхребетности, хладнокровия.

– Скорее всего, люди так определяют исходя из своей страстности. И причина заключается в том, что люди не хотят заниматься смирением. Такая лживая брутальность оправдывает человека в том, что он внутренне несовершенен и не желает с этим ничего делать. Это некая разновидность фарисейства, когда человек хочет быть в обществе авторитетным, брутальным, но работать над собой не желает.

Страстность, которая коренится в душе человека, обязательно выражается вовне. И это выражение вовне очень опасно, потому что идет реакция на происходящие события, и человек всегда может найти оправдание в этих событиях.

Смирение исходит из другого: оно пытается найти причину происходящего в духовном несовершенстве. И первое, с чем человек борется, – со своим духовным несовершенством. Отсюда и высказывание Спасителя о том, что вряд ли мы сможем увидеть, как вынуть сучок из глаза ближнего, если не видим бревна в своем. То есть страстность и смирение – несовместимы.

– Бывает, человек сталкивается с такой ситуацией (например, болезнь или какая-то несправедливость), которая вынуждает его вступить в борьбу. Это как раз очень поощряемое качество: человек не смирился, победил свою болезнь, пришел кому-то на помощь. Как определить, в какой момент человек должен вступить в борьбу, а где должен смириться? И может ли смиренный человек быть борцом?

– Смиренный человек может быть борцом. Мы знаем, что такое прекрасное христианское качество, как смирение, было свойственно многим воинам, причисленным и не причисленным к лику святых. Достаточно вспомнить Суворова, который был очень смиренным человеком и в личной жизни, и по отношению к обстоятельствам, происходящим извне, но всегда боролся за справедливость, пользовался большим авторитетом у солдат, умел отстоять свою точку зрения перед вышестоящими, никогда не раболепствовал.

Определение смирения как пассивной позиции по отношению к обстоятельствам – это определение, идущее вне веры. А религиозность человека определяет смирение именно как возможность развития в себе веры, которая дает личное знание Христа и противостояние тому злу, которое вокруг. Именно это может определить ту форму, которой смиренный человек ответит, и у всех она будет разной: один – перетерпит, другой – защитит. И так далее. И это будет настолько правильно и своевременно, что можно только удивляться, потому что это именно совместное решение человека и Бога.

То есть Бог действует в смиренном человеке.  Гордым Бог противится, смиренным дарует благодать. Благодать, действующая в смиренном человеке, дает удивительные результаты как мужества, так и терпения. Только неверующий человек может сказать о том, что смирение во всех проявляется одинаково пассивно. Нет; оно во всех проявляется по-разному, в зависимости от таланта.

– Если христианин работает над тем, чтобы развить в себе смирение, как ему при этом не стать жертвой психологических манипуляций? Сейчас ведь очень часто люди пытаются друг другом управлять с помощью каких-то психологических приемов.

– Нужно быть верующим человеком. Нужно быть со Христом, знать Священное Писание, через которое с тобой говорит Бог. Потому что многие вещи, которые говорят эти манипуляторы, просто напрямую не согласуются с Писанием. А верующий человек не может себе позволить то, что не согласуется с Писанием.

Когда мы на практике исполняем заповеди Божии, это дает нам некий опыт знания людей. Потому что мы начинаем познавать себя. Нами манипулируют по одной причине: потому, что мы не знаем самого главного – себя. А еще философы предупреждали, что надо начинать с самопознания. Но опускаться в глубины страстной души без Христа нельзя, христиане это знают, это очень опасно. Со Христом – можно. Есть путь покаяния; это очень хороший путь, когда ты себя узнаешь.

Если взять двух людей одного и того же психологического склада, то человек, который находится в рамках Церкви, переживает многие вещи более спокойно; человек, находящийся вне Церкви, становится жестким объектом для манипуляций.

Большинство манипуляторов действуют по двум направлениям: или выводят проблему вовне, то есть ищут виноватых на стороне; или, наоборот, еще больше загоняют проблему внутрь, объявляя самого человека виноватым во всем.

Мы, христиане, знаем, что духовное несовершенство в нас есть, но мы знаем, как с этим бороться. Это как болезнь: нужно искать врача, лекарство – и лечиться. Но больной никогда не вылечится, если будет исходить из того, что раз он заболел, в этом есть его вина. Все на этом и заканчивается. А нужно идти дальше, лечиться.

– В жизни я сталкивалась с ситуациями, когда видела, что кротость и смиренность человека провоцировали окружающих людей на очень жесткое к нему отношение, вплоть до изгнания из коллектива.

– Такое бывает. Значит, это не тот коллектив, в котором надо быть. Но вопрос еще в том, что есть лжесмирение, оно заключается в глубоком равнодушии ко всем. Приведу в пример притчу из патерика. Один монах терпел обиды от своих братьев, совершенно никак на них не реагируя. Когда его спросили, в чем же секрет такого его поведения, ожидая, что он скажет какую-то особую духовную мудрость, он сказал, что на окружающих его собак не стоит обижаться. Это было высшее проявление гордыни.

Лжесмирение может быть признаком высокой гордыни человека и его духовной лени, нежелания реагировать на окружающие события. Он сам себя успокаивает, что это смирение, но на самом деле это не смирение, а подмена, суррогат смирения. Человек ошибается, ища каких-то легких путей и пытаясь избежать решения проблем. Смиренный человек не бежит от проблем, он встречается с ними.

– Людей очень раздражает чужая тишина в душе, они могут даже провоцировать смиренного человека на оскорбления.

Христианство само по себе провоцирует общество, потому что обличает его грехи. Поэтому любое проявление истинного христианства так или иначе будет вызывать отторжение общества. Мужество могут принять за наглость, а смирение – за равнодушие. Поэтому очень полагаться на реакцию общества, которое находится в страстности, не стоит. Надо думать о том, что думает о нас Бог и соответствует ли наше поведение заповедям Божиим. Апостол Павел сказал: если человек поступает по закону любви, то другие законы для него уже не так обязательны, потому что тогда человек уже не будет ошибаться. Но именно по закону любви. А общество живет по закону выгоды. Это разные вещи.

– Как в себе развить смирение?

– Как и любая добродетель, смирение исходит из веры. Если человек укрепляет свою веру, то смирение станет ее плодом. Любая добродетель не должна быть целью; человек не должен ставить себе цель стать смиренным, человек должен стать верующим. Все остальное люди заметят и оценят. Главное, нам этого не заметить, иначе у нас разовьется противоположность всем добродетелям – гордыня.

Известен случай из патерика, когда один благочестивый человек, получив великие дары смирения, любви и помощи ближним, просил Бога, чтобы самому этого не видеть. И он этого не замечал, и это шло ему на пользу.

И смирение, и послушание, и другие добродетели – это плоды веры. Укрепляйте веру, веруйте в Господа Иисуса Христа, держитесь за Его заповеди, любите Его – и тогда все это может проявиться в вас.

– По традиции нашей программы пожелайте что-то нашим зрителям.

– Можно пожелать всем смирения и послушания. Но, так как эти добродетели являются плодами веры, я всем желаю крепкой веры в Спасителя нашего Иисуса Христа.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 14:05
  • Понедельник, 13 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать