Православная азбука. Приобщение к Церкви. Беседа со священником Никитой Горбиком. Часть 1

25 марта 2024 г.

– Официальная статистика гласит: 70% жителей России относят себя к православной вере. При этом активных прихожан, людей воцерковленных, среди них меньше 10%. Что же мешает православным приобщиться к жизни Церкви? Вы активный пользователь соцсетей, у Вас есть и Telegram-канал, и в «ВКонтакте» Вы очень активно общаетесь. Вам приходилось сталкиваться с людьми, которые считают себя православными, но которые не воцерковлены?

– Постоянно об этом речь: люди не понимают, что нужно быть воцерковленным, даже не знают, что это значит. Многие искренне считают, что достаточно быть крещеным, крестить детей, на Пасху освятить пасхальную еду, набрать святой водички, поставить свечи. Интересуют их какие-то традиционные вещи, связанные с погребением усопших, уходящих в вечность, обрядовая, внешняя сторона.

Когда я общаюсь с людьми, первое, на что стараюсь обратить внимание: в основе нашей Церкви, церковного учения, церковной жизни лежит Евангелие. Для многих людей православие – просто свод каких-то предписаний, запретов: в воскресенье не мыть голову, не работать и т.д. Многие даже не задумываются, что за всем этим стоит живая Личность Христа Бога. Причины разные. Например, духовная незрелость, когда человек не осознает, что православие – это не просто традиция или мода.

Православие – это отношения с Живым Богом, когда чувствуешь Бога и не ставишь Ему какие-то границы. Ведь человек не ставит границы в своей личной жизни для самого близкого, для супруга или супруги, своих детей и родителей. Это круг самых близких, для которых не должно быть жестких границ. Например, общение по расписанию. Если мы понимаем, что Бог – наш Отец, Создатель, Которым мы живем и дышим, распялся за нас и воскрес, то не будем ставить такие жесткие границы: «Я хожу в храм два раза в год, а в остальном (чтобы не быть фанатиком) – у меня своя жизнь». Таким людям стоит посочувствовать, не ругать их и не упрекать и остановиться на том, что они еще не пришли к пониманию и осознанию того, чем является христианство.

Каждый, кто когда-то воцерковлялся, на своем опыте почувствовал, как Господь дает благодать жизни в Церкви, дает вкусить частичку Царствия Божия здесь, на земле. Тем, кто почувствовал благодать и реальное присутствие Христа в своей жизни, уже все понятно, у них есть влечение к Церкви, чтобы еще больше узнать, чтобы эту благодать не потерять. Другой вопрос: почему не все это чувствуют?

– Из чего состоит церковная жизнь, есть какой-то регламент, правила? К чему человек должен приобщиться?

– В основе – это отношения с Живым Богом, понимание, что Бог – живая Личность, а не запреты и предписания. Человек вспоминает про Воскресение, заповедь о шести днях работы и седьмом дне с Господом, чтобы не пропустить воскресную службу. Можно вспомнить первую влюбленность, когда готов стоять под дождем и идти пешком десятки километров, не чувствуя усталости, потому что почувствовал родственную душу, в присутствии которой тебе хорошо. Такие обстоятельства требуются и нам. Почувствуете Христа, как с Ним рядом хорошо, тогда любые трудности будут восприниматься по-другому.

Воскресный день называется воскресеньем, потому что в этот день Христос воскрес. Есть Пасха Великая, большая Пасха, которую мы празднуем раз в год, и есть Пасха малая, которую празднуем каждую неделю. Объясняешь, что Пасху можем праздновать каждую неделю, и люди начинают интересоваться и понимать, зачем мы каждое воскресенье собираемся в храме: для обновления памяти Христовой.

Когда я на службе, вижу: в момент чтения Евангелия люди приходят поставить свечки и аккуратно передвигаются между молящимися, как между соляными столбами. Интересно, как они видят верующих, как их воспринимают в этот момент? Они видят стоящих мрачных верующих, это немножко пугает их. Как им объяснить, чем заняты в этот момент верующие, на чем так сосредоточены, что вообще происходит? С грустью в душе смотрю, как человек залетает, набирает водички, бежит ставить свечки и убегает, ни на минуту не остановившись.

Слава Богу, у меня есть свой опыт воцерковления. Мне было тогда лет 16–17, тот возраст, когда человек занимается поиском смыслов. Всегда вспоминаю себя, когда я впервые зашел в храм. Потом еще раз, еще раз… Конечно, осознание того, что происходит в храме, у меня возникло далеко не сразу. Если есть подобный опыт, то более снисходительно будешь к этим людям относиться. У молящихся-то в душе в эти минуты происходит самое важное – моменты богообщения, молитвы к Богу. Когда человек знает содержание богослужения, что сейчас поется и читается, что в эти моменты происходит в алтаре, то с этими знаниями он не может ходить по храму, разговаривать, он сосредоточен.

Этот контраст помню по себе. Я заходил в храм, не понимал, что поют, с недоумением смотрел на суровых молящихся прихожан, а когда начал немного постигать происходящее на богослужении, прислушиваться к словам священника, что поет хор, немного почитал о богослужении, мое настроение тоже сменилось, и я стал одним из угрюмых, суровых прихожан. Еще меня в юности впечатлило, когда все запели Символ веры, стройное и единогласное пение всех молящихся в большом храме. Я запомнил первые слова Символа веры, записал их, приехал домой, вбил в поисковике с надеждой найти текст, переписал от руки, пришел с этим листочком в храм, несколько воскресений со всеми спел и выучил наизусть.

Поэтому, люди, когда приходите в храм, я советую: познакомьтесь с кем-нибудь из прихожан или лучше всего из духовенства. Не надо стесняться, надо сказать, что новенький, не знаете, как к иконам подходить, креститься правильно, в какие моменты что делать, где стоять, куда ставить свечи и т.д. Когда человек это честно говорит, сокращается путь к пониманию богослужения, того, что Церковь – живые люди; и обязательно в любом храме всегда помогут. После службы все улыбаются, люди, которые только что были суровыми и угрюмыми в самые трепетные моменты богослужения, после службы становятся радостными, улыбчивыми, коммуникабельными, с ними можно общаться.

– Получается, что от впервые пришедшего требуется единственное – желание понять.

– Да, желание понять. Скажу по своему опыту священнослужителя: не только пришедшему в храм человеку этот барьер нужно перешагнуть, но и духовенству нужно перешагнуть некие барьеры. Периодически я остаюсь в храме днем посмотреть, как в храм приходят люди, которых мы называем «захожанами», поставить свечи, в лучшем случае написать записки, если они понимают, что это такое. Часто по лицу такого человека видно, что у него есть вопросы, но он не знает, можно ли спросить в эту минуту у священника, как правильно подойти, как правильно задать вопрос. И он, чтобы не рисковать и не быть осужденным, не решается подойти с вопросом. В эти моменты я стал сам подходить к людям: «Здравствуйте, может, у Вас есть вопрос, могу чем-то помочь?» Если человек не настроен развивать разговор, могу отойти в сторону, но в 90% случаев он рад, что ему сделали шаг навстречу, как Господь делает шаг навстречу в нашей жизни, потом только мы отзываемся на эту призывающую благодать. Некоторые приходят в храм с предрассудками: что здесь люди угрюмые, нельзя общаться. Когда мы делаем шаг навстречу человеку, показываем, что готовы вникнуть в его проблемы и помочь, он начинает раскрываться в Церкви, перестает бояться.

Ведущая программы Ольга Бытко

Записала Дарья Игнатова

Показать еще

Время эфира программы

  • Понедельник, 29 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 00:30
  • Суббота, 04 мая: 14:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать