Православная азбука. О бесплотных Силах. Беседа с протоиереем Кириллом Краснощековым. Часть 2

20 ноября 2023 г.

– В учении Церкви помимо ангелов есть еще и бесы. Я встречала такое мнение: если не верить во всякую нечисть (и в бесов в том числе), они не будут действовать в твоей жизни. Так ли это?

– Нет, это совершенно не так. Это просто наивно. Мне все время вспоминается сцена из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: на Патриарших прудах, когда там один человек говорил бесу, что их не существует, кончилось это для него плохо. Не верить в существование противника – это оказаться беззащитным перед ним.

Бес точно такая же духовная реальность, как и ангелы. Бесы – это падшие ангелы. Все, что мы с вами говорили об ангелах, их природе, сущности, в равной степени касается бесов, только со знаком минус. Это ангелы, которые восстали против Бога и вследствие этого восстания отпали от Него. И если воля ангелов есть воля благая, со знаком плюс, то воля падших ангелов, демонов есть воля чистого зла, исключительного зла, только со знаком минус.

Ориген говорил о том, что вследствие отпадения от Бога они облеклись в ледяные тела. Ну, наверное, не буквально ледяные, он просто хотел подчеркнуть этим холод смерти, исходящий от беса. Это опять же какие-то образы. В общем-то, они бестелесны, бесплотны. Претерпела ли их природа изменения вследствие отпадения от Бога? Возможно, но мы не можем об этом сказать.

– А у них есть иерархия?

– Из Священного Писания мы знаем об их предводителе. Он назван либо сатаной, либо Люцифером, либо Денницей, либо драконом. Мы знаем о том, что это был высший ангел. Денница – сын зари. Что значит «сын зари»? Как заря предвозвещает явление солнца, так и этот ангел предвозвещал явление Бога. То есть он был первым после Бога, высшим ангелом – Люцифер светоносный. И вот в гордости он захотел быть сам как Бог, и это-то его и погубило.

Он увлек за собой какое-то количество ангелов. Какое, мы не знаем, но, видимо, их немало. А о том, какие еще внутри них существует иерархии, я не знаю. Да, может быть, и никто не знает.

– А какие задачи у бесов? Какие цели они преследуют?

– У бесов одна цель. После того как они были низвергнуты с неба (это символический язык, то есть отделены от Божественной жизни), они обратили все свое внимание на человека. Так вот, человека Бог наделил образом и даже подобием Божьим, хотя это и затерлось после грехопадения. И для бесов человек стал ненавистен, потому что они увидели в нем конкурента. Они увидели в нем то, чего лишились сами. Поэтому после сотворения человека у бесов одна-единственная цель и задача – испортить ему жизнь, погубить его. Все свои усилия на протяжении этих тысячелетий они направляют именно на это.

Сначала они устроили провокацию в раю, вследствие чего Адам и Ева отпали от Бога. А затем уже в нашей земной человеческой истории губили и губили людей, народы, государства и продолжают это делать.

– А как отделить в себе действие собственных страстей, свойственных нам каких-то качеств от влияния бесов на нас? Я сегодня проснулась, не хочу идти на работу. Это потому, что я ленивая, или потому, что бесы на меня действуют?

– Есть хорошая притча-анекдот. Один игумен, обходя Великим постом кельи своих монахов, видит, как один из них на свечке печет яйцо. Игумен, обличая его, говорит: «Ну как же так?» На что монах отвечает: «Прости, отче, бес попутал». После чего является бес и говорит: «Я бы до такого не додумался». Так что отделить наши личные и греховные наклонности от действий бесов, наверное, можно и нужно.

Прежде всего нужно сказать, что бесы не имеют власти над человеком. Вот это важно. Христианин защищен от действия бесов своей верой, благодатью Божией, ангелом-хранителем. Единственное оружие беса против человека – хитрость, обман и коварство. И вот в хитрости, обмане и коварстве они достигли большого совершенства, поскольку тысячелетиями занимаются только этим.

Бесы следят за каждым человеком очень внимательно. Они изучают его характер, его стремления. Они смотрят, как с возрастом меняются его наклонности, в какую сторону. Это примерно так же, как за нами, скажем, следят поисковые системы в Интернете. Набрали вы там что-то, и вдруг вам посыпалась реклама именно об этом. Искусственный интеллект отследил, что вас заинтересовало, и начинает бомбить вас соответствующей рекламой. Примерно так же действует и бес. Только у них интеллект не искусственный, а настоящий.

Как только они видят, что человек начал проявлять стремление к чему-то нехорошему, они тут же начинают подкидывать угля в огонь. Они начинают создавать ситуации, чтобы усугубить это, чтобы втянуть, увлечь человека во грех. И когда это удается, человек действительно падает в грех, распахивает в своей душе дверь, в которую они могут войти, они туда врываются иногда и целой толпой. Состояние такого человека печально. В крайних формах оно называется беснованием. То есть человек стал бесноватым. Он действительно подпал под полное бесовское влияние, но только потому, что дал им в себя войти. Если же человек имеет какой-то духовный опыт, рассудительность, а тем более веру, то у них против него мало что получается.

И еще по этому поводу хотел бы добавить: как бесы обманывают? У них тоже, в общем, всегда одно и то же. Они всегда пытаются выдать ложные ценности за истинные. Ведь человек, каким бы он плохим ни был, все равно имеет какую-то систему ценностей. Вот это он считает хорошим, это считает плохим. И задача беса заключается как раз в том, чтобы вместо подлинной ценности подсунуть ему ценность ложную.

Например, терроризм – яркий пример. Почему террористы взрывают бомбы в метро? Потому, что они искренне уверены, что этим они служат Богу и людям. Правда же? Они искренне уверены, что совершают дело Божие, что борются за свободу определенных народов и так далее. Революционеры почему совершают революции, в результате которых миллионы людей гибнут? Потому, что они абсолютно уверены, что борются за светлое будущее человечества. Это наиболее яркие примеры бесовских обманов, их в богословии называются искушениями. Ну а в нашей частной жизни каждый, я думаю, знает немало таких историй и о себе самом.

– Если у каждого из нас есть свой ангел, значит ли это, что у каждого есть приставленный к нему бес?

– Вполне возможно. Я обычно рекомендую знакомым прочитать замечательную, на мой взгляд, книгу английского христианина Клайва Льюиса. Книга называется «Письма Баламута». Сюжет ее в том, что бес по имени Гнусик, приставленный к одному англичанину в годы Второй мировой войны, пишет письма своему начальнику по имени Баламут, отчеты о том, как он этого англичанина искушает. Это прекрасная книга по аскетике. Читать святоотеческие труды по аскетике очень хорошо, но тяжело, а Льюис читается на одном дыхании. И люди, как вы говорите, не верящие ни в бесов, ни в ангелов, прочитав эту книгу, очень часто меняют свою точку зрения. У них прямо глаза открываются.

– То есть мы не всегда можем отследить, не имея духовного опыта, где все-таки действия наших страстей, а где действия бесплотных сил, светлых или темных.

– Они очень пересекаются. Все-таки страсть – это движение души человека, и оно первично. Но как только эта страсть показалась вне вас и бес ее подметил, он тут же начинает создавать ситуации, когда она может реализоваться, подхватывает ваше первичное греховное движение. Ее, кстати, можно всегда прервать. Опять же в аскетических, святоотеческих трудах это все очень четко прописано.

Как всевается помысел в человека? Кстати, помысел могут всевать бесы. Непонятно. Вот мы с вами занимаемся чем-то, и вдруг приходит какая-то глупая, отвратительная, нехорошая мысль. Откуда она взялась в нашей голове, мы даже не знаем. И можем очень легко ее выкинуть из головы. Переключите свое внимание, откройте Священное Писание, подумайте о чем-то хорошем, и она уйдет. А можем ее развивать. Она становится прилогом.

Такие образы есть в святоотеческой литературе. Человек смотрит на море, увидел точку на горизонте. Увидел, отвернулся – и все. А можно рассматривать. И вот мы уже видим – это корабль. А сколько же там мачт? Вот сколько. А какое же название? Мы уже название можем прочитать этого корабля. А не сесть ли мне туда? И вот мы уже бежим и садимся на этот корабль. А ведь могли отвернуться. Точно так же и с искушением. От него можно отвернуться, его можно понять, а можно им увлечься – и тогда от помысла до совершения греха может быть выстроена четкая дорожка.

– Где граница человеческой воли? Вот в чем воля должна проявиться, чтобы отделить действия бесов? Либо понадеяться на защиту ангела, что он за тебя это устроит, а не ты будешь стараться что-то хорошее сделать в своей жизни. Где человек в этом окружении бесплотных сил?

– Человек в центре. Ни ангел не может спасти человека, если тот не поможет ему в этом, ни бес не может погубить человека, если сам человек не позволит ему это. Человек в центре. А вот куда он направит свою волю? Кого попросит о помощи? К чему склонится? Это как раз выбор самого человека, выбор его конкретной личности и его конкретной воли.

– Если развить эту мысль, защита от бесов состоит в чем?

– Защита от бесов состоит в том, чтобы жить по заповедям Божиим. Это первое. Есть такое понятие «страсть» в богословии. «Страсть» – это славянское слово, переводится как «страдание». Бесы приносят человеку только страдание. Кстати, это еще тоже очень важно. Ведь во всех искушениях, как я сказал, есть ценность, есть приманка. Вот сделай так – и будет тебе хорошо. На самом деле сделаешь так – и будешь страдать. Страдание, страдание, страдание. Повторюсь, бесы хотят только одного – человеческой гибели, человеческого страдания, человеческого несчастья.

Очень интересный момент есть в аскетической литературе. Когда бес склоняет человека ко греху, он пытается убедить его в милосердии Божием: «Простит Бог». А как тот совершил грех, бес начинает говорить ему: «Бог неумолим, Он никогда тебя не простит». Чтобы ввергнуть человека еще и в отчаяние. Поэтому любое действие греха – это страдание, это мучение.

Так вот, «страстный человек» – что это означает? Во-первых, это страдающий человек. Почему он страдает? Потому, что его мучает грех, а вместе с грехом его мучает бес. Почему человек не может взять и изменить ситуацию? Потому, что воля его уже повреждена страстью, она ослаблена. Какое точное терминологическое понятие – раб греха. Не хочу грешить, понимаю, что несчастен от этого. Очень часто алкоголики, наркоманы понимают, что они гибнут. Гибнут! Воля человека ослаблена, а можно сказать – уничтожена. Раб греха, им владеет страсть. Как он дошел до этого состояния? А начинается с малого, с того, что не живешь по заповедям Божиим. И потихонечку грех становится привычкой. Аскетическая литература употребляет термин «навык». Нам понятно слово «привычка». У меня вот такая привычка, я к этому привык. Так вот, задача человека, если он не хочет дойти до такого состояния, вырабатывать в себе хорошие привычки, благие навыки, а дурных избегать.

– По традиции нашей программы скажите небольшое пожелание для наших зрителей.

– Пожелание здесь, конечно, только одно: чтобы со всеми нами всегда были наши ангелы-хранители, а бесы обходили нас стороной.

Ведущая Ольга Бытко

Записал Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 18 мая: 14:05
  • Понедельник, 20 мая: 09:05
  • Среда, 22 мая: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать