Я столкнулась с тем, что многие люди, которые считают себя верующими и даже бывают в церкви, к ангелам и бесам относятся как к какой-то церковной нечисти, грубо говоря. Я застала такой диалог. Женщина сказала своей маленькой внучке, которая поделилась с бабушкой, что боится бесов: «Как же так? Ты же вроде бы христианка и не должна верить во всякую нечисть, а тем более ее бояться». И девочка осеклась, она не нашлась что ответить.
Действительно ли существуют эти бесплотные силы: ангелы и бесы? Или, может, это просто взято из церковного фольклора?
– Нет, это не церковный фольклор. Это действительно реальные духовные сущности, о существовании которых нам говорят и Священное Писание, и Предание Церкви. А то, что часть наших прихожан почему-то относится к этому с некоей насмешкой, – это влияние рационалистического христианства. Они воспринимают христианство как набор моральных заповедей, некую школу жизни, но именно земной, физической. А все, что выходит за границы физики в мистику, для этих людей почему-то не существует и считается каким-то нереальным, средневековым, странным, выдуманным. Это неправильно, это не церковные традиции.
– Кто такие ангелы?
– Ангелы – это бесплотные духовные существа, сотворенные Богом и населяющие собой ту область, которая в Священном Писании условно называется небом. Конечно, это не астрономическое небо. Это область метафизического бытия, выражаясь языком философии.
– Существует ли у ангелов какая-то иерархия? Откуда у людей вообще появились знания об ангелах?
– Наши знания об ангелах базируются на тех местах Священного Писания (Ветхого и Нового Завета), где говорится об их явлении людям. А также на некоторых святоотеческих произведениях, относящихся к так называемому мистическому богословию. И прежде всего это книга «О небесной иерархии» священномученика Дионисия Ареопагита.
– Это же рассуждения богослова, а не какое-то откровение, явленное человеку?
– Дело в том, что богословие – это не только рационализм, схоластика, аристотелевский метод, приложенный к Священному Писанию. В богословии всегда присутствует личный духовный опыт богослова. И только это можно назвать подлинным богословием.
– Получается, о том, что ангелы существуют, мы знаем из опыта…
– Совершенно верно. Из опыта конкретных людей, имевших какие-то откровения, общение с этими ангелами.
– Почему ангелы делятся на разные виды?
– Не знаю. И сам Дионисий Ареопагит пишет о том, что в точности количество, имена и служение ангелов известно одному Богу. Конкретно в иерархии ангелы представляют из себя три триады. Это, конечно, символическое число (триада – это всегда символ совершенства, как и Святая Троица). И эти три ангельские триады прежде всего символизируют совершенство ангельской природы и совершенство и гармонию их служения и отношений с Богом.
– Ангелы-хранители – это какой-то отдельный ангельский чин?
– В иерархии Дионисия Ареопагита это последний, девятый чин ангелов. Они, собственно, так и называются – ангелы. Это как раз те, которые непосредственно общаются с людьми.
– Ангел-хранитель у каждого человека свой собственный?
– Видимо, да. Мы не знаем всего этого до конца. Но кто-то из отцов Церкви писал, что количество ангелов – это мириады мириад. Оно в несметные разы превосходит количество людей. Помните известную евангельскую притчу о заблудшей овце, в которой пастырь оставляет девяносто девять овец и идет искать одну потерявшуюся? Иногда притча толкуется так, что одна овца – это все человечество, а девяносто девять овец – это ангельский мир. Ангелов намного больше, чем людей. И это позволяет нам предположить, что у каждого человека точно есть свой (а может быть, даже и несколько ангелов).
Есть очень примечательный эпизод из жития святого Василия Блаженного Московского, Христа ради юродивого, когда он ходил по Москве и кидался камнями в дома, где жили хорошие, благочестивые люди. А к домам, в которых жили грешники, он подходил и целовал их стены. И когда люди попытались узнать, что же он делает, он объяснил, что в домах, где живут благочестивые люди, бесам нет места. Они жмутся к углам дома на улице, в них-то он и швыряет камни. А в домах, где живут грешники, нет места ангелам, они с печалью стоят вне их стен, и к ним он подходит и целует их. Исходя из этого можно предположить, что в каждом доме есть не один ангел и не один бес, в зависимости от того, какие люди в нем обитают.
– А когда человек умирает, оставляет земную жизнь, что происходит с его ангелом?
– Из Церковного Предания и опыта людей, переживших клиническую смерть, мы знаем, что человеческую душу подхватывают и несут, но в одном случае – ангелы, а в другом случае – бесы.
– В молитвах мы достаточно часто обращаемся к ангелам. Есть даже отдельный канон ангелу-хранителю, который мы читаем перед причастием. То есть человек может и должен со своим ангелом как-то взаимодействовать? Как ангел влияет на его жизнь? Может ли человек его чем-то отогнать?
– В Священном Писании и богословии очень важны имена ангелов, потому что они обычно отражают суть их служения. «Ангел» переводится как «вестник». Служение этих сущностей в том, чтобы возвещать человеку волю Божию. Как они это делают? Иногда напрямую (мы такое встречали в Священном Писании), иногда во сне, иногда через какие-то события, людей, книги, которые вдруг приоткрывают человеку ответы на какие-то вопросы, что он должен сделать, а чего не должен делать. Иногда они действительно отводят от человека внезапную смерть, и многие люди это ощущают. Допустим, летела вниз сосулька – и пролетела мимо. Человек шагнул – а за ним тут же провалился лед на реке и так далее. Как он остался цел? Случайность? Может быть, случайность, а может, это действительно ангел уберег этого человека и спас его.
Если человек живет не так, как ждет от него Бог, то, наверное, это опечаливает его ангела. И он, сколько может, борется за человека, подает ему знаки и вести, что нужно менять свою жизнь. Если этого не происходит, наверное, ангел вынужден отступить от человека, но все равно стоять где-то, как в рассказе Василия Блаженного, за стеной дома и с болью в сердце ждать, не обратится ли этот человек к покаянию, не изменится ли его жизнь.
Очень важно здесь все-таки понять, что ничего механического, а тем более магического в Церкви не бывает. Иногда спрашиваешь у людей на беседах перед крещением, зачем они хотят крестить ребенка. И один из типовых ответов: «Чтобы у него был ангел-хранитель». Ангел здесь как некая страховка от всех несчастных случаев, которого дали ребенку в руки, как воздушный шарик, и он всегда с ним летает.
Но не бывает все так механически. Между человеком и ангелом-хранителем должна быть связь: взаимопонимание и то, что мы называем дружбой, общностью идей, взглядов, интересов, стремлений. И тогда, наверное, происходит их подлинное общение. А если этого нет, как можно предполагать, что ангел, как какая-то страховка, будет хранить человека, несмотря на то, как он живет. Мне кажется, так вряд ли бывает.
– Если это проецировать на нашу жизнь, имея возможность решить вопрос непосредственно с руководителем, вряд ли мы будем обращаться к курьеру, заведующему отделом, а обратимся к руководителю напрямую. Мы, христиане, в молитвах имеем возможность обратиться ко Христу, Святой Троице, Богородице. Почему нужно обращаться к ангелу-хранителю? Очень много существует молитв с обращением к нему. И чем отличается обращение к нему от обращения, например, к Спасителю?
– Обращение к ангелу-хранителю точно такое же, как и обращение к любому святому. И почитание ангелов идет в том же русле, что и почитание святых. Вы сейчас озвучили типично протестантскую точку зрения, в которой святых не почитают и считают, что надо обращаться напрямую к руководителю. Но, честно говоря, наш земной опыт людей показывает, что все-таки удобнее и к руководителю обратиться через хорошего посредника. И именно этот опыт отражен в молитвенном предстательстве святых, в нашем почитании святых не только как примеров христианской жизни, но и как ходатаев о нас перед Престолом Божиим. И ангелы – точно такие же ходатаи.
К тому же, что уж греха таить, часто нам бывает стыдно к Богу и глаза-то поднять. И мы просим за нас попросить, чтобы самим не показываться Ему на глаза со своими грехами. Если есть кому попросить за нас – пусть попросит. Именно этот психологический момент является основанием для почитания святых и ангелов в том контексте, о котором Вы спросили.
– Ангелы – силы бесплотные. А почему тогда на иконах их изображают в человеческом обличье, а не в виде цветка или животного?
– Это действительно хороший вопрос. И в отличие от предыдущих, которые относятся к области Предания, он решался на VII Вселенском Соборе. Это Собор против ереси иконоборчества в защиту святых икон. В частности, там был поднят вопрос о возможности или невозможности изображения на иконах ангелов. Во-первых, ангела нельзя изобразить в виде цветка или животного, потому что это будет ложь. Он не цветок и не животное, поэтому такое изображение сразу отпадает. А вопрос изображения того, что бесплотно, действительно серьезный.
Почему в Ветхом Завете Бог был неизобразим? Потому, что Его нельзя изобразить. А почему Он изобразим в Новом Завете? Потому, что Он стал Человеком. Относительно ангелов можно сказать, что они бестелесны, но не бесприродны. У ангелов есть природа. Какова она – мы толком не знаем. Отцы используют для этого термин «тонкая природа», не физическая. Это не значит, что ее нет.
Мы с вами сейчас не видим воздух, однако он есть. У ангелов тоже тонкая природа, поэтому они изобразимы, поскольку ее имеют. Все, что имеет природу, может быть изображено. Другое дело, как ее изобразить. На поздних иконах XVIII–XIX веков, когда в иконописи присутствовал стиль барокко, классицизм, очень часто можно видеть ангелов как румяных младенчиков вроде амурчиков или как воинов в доспехах с пламенеющими мечами.
Лично мне это не очень подходит. Я считаю идеальным изображение ангелов на иконе Рублева «Спас в силах». Она изображает Второе Пришествие Спасителя во славе, в окружении Сил воинств Небесных. Спаситель на этой рублевской иконе прописан очень четко в Своем человеческом естестве, а ангелы – полупрозрачными белыми штрихами. Они еле угадываются, но их видно. Преподобный Андрей Рублев своим духовным опытом выразил в этой иконе, как он понял, возможность изображения бестелесных, но природных ангелов.
– Участвуют ли ангелы в богослужении и как?
– Участвуют, и об этом нам говорят сами богослужебные тексты: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат», это воспеваем мы во время Великого входа на литургии Преждеосвященных Даров. То есть сама литургия, совершаемая духовенством, совершается невидимо и сонмом ангелов, находящихся в алтаре.
Или на литургии Иоанна Златоуста на малом входе священник молится, чтобы «входу святых ангелов быти», чтобы вместе с духовенством в алтарь вошли святые ангелы для сослужения Богу вместе с людьми. Часто в житиях святых можно увидеть, что тому или иному святому видимым образом сослужил на литургии ангел. Святой видел его стоящим рядом с собой у престола.
– Если немного подытожить тему ангелов, можно сказать, что они – не церковный фольклор, а реально существующие силы. Что мы знаем об ангелах? Я вот думаю, что могла бы та девочка, которой бабушка сказала, что она верит во всякую нечисть, ей ответить? Что мы о них знаем? Во что мы верим?
– Ребенку, который действительно очень нуждается в защите взрослого (мамы, папы, бабушки, дедушки), конечно, нужен ангел-хранитель. И разумная бабушка обязательно бы это использовала и сказала бы девочке, что рядом с ней всегда есть тот, кто ее защитит, даже когда она спит или ей страшно. Она всегда может в молитве обратиться к ангелу-хранителю, поскольку он всегда рядом с ней, и ей никогда не должно быть страшно и одиноко с ним. Ребенок это воспримет настолько радостно и благодатно, что каждый раз будет засыпать с улыбкой, потому что рядом у кроватки стоит ангел. Это очень хорошо.
Ведущая Ольга Бытко
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 3 мая 2024
У книжной полки. Игорь Цезаревич Миронович. Лекции
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 3 мая 2024
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!