Православная азбука. Новые имена в Соборе Саратовских святых. Часть 1

5 июня 2023 г.

В этом году, 16 мая, произошло важное для Саратовской митрополии событие. Решением Священного Синода в Собор Саратовских святых было включено три новых имени. Кто эти новые святые и за что они были прославлены Церковью – расскажет секретарь комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии священник Максим Плякин.

– Чьи имена пополнили Собор Саратовских святых и почему это такое значимое для нашей митрополии событие?

– По решению Священного Синода в список святых, в земле Саратовской просиявших, внесены три новых имени. Это один святитель XIX века, святитель Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий, и два российских новомученика – священник Гавриил Архангельский и послушница одного из монастырей города Москвы матушка София (Селиверстова).

Отец Гавриил был расстрелян в 1937 году в городе Пензе вместе со своим правящим архиереем, тоже уроженцем Саратовской земли, священномучеником Феодором, а матушка София была расстреляна в феврале 1938 года на Бутовском полигоне в Подмосковье.

В первую очередь для меня, как для члена Комиссии по канонизации, значимо то, что мы, предоставляя документы на внесение имен святых в соборную память, обязаны обосновать тесную и максимально близкую связь этих святых с нашей землей. И решение Священного Синода – это, конечно, проверка для нас, для нашей работы, наших материалов. И мы в своих подготовительных материалах смогли обосновать тесную связь этих святых с нашей землей и тем самым обосновали возможность их включения в список именно Саратовских святых, а не только вообще в список святых угодников Божиих, эта работа была выполнена до того.

– То есть они были канонизированы раньше, а сейчас произошло именно включение их в Собор Саратовских святых?

– Да, владыка Иоанникий был прославлен в 2016 году в лике святых, а отец Гавриил и матушка София – на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. По сути, это двухступенчатая работа. Один этап – это обосновать святость кандидата на прославление, собрать сведения о его жизни, страдальческой кончине (в случае новомучеников),  сведения о почитании этого подвижника в церковном народе. И второй этап – уже изо всех этих биографических сведений вычленить то, что связывает этого святого с нашей землей.

Формально говоря, упокоились они все далеко за пределами Саратовщины. Матушка София в Подмосковье, отец Гавриил – где-то на территории Пензы, мощи святителя Иоанникия, единственного из троих, у кого они обретены, находятся в Киево-Печерской лавре. Но при этом обстоятельствами своей жизни, обстоятельствами своего сужения (а владыка Иоанникий еще и своим колоссальным вкладом в епархиальную жизнь) они, конечно, обеспечили себе место среди святых Саратовской земли, среди тех, кого мы в Саратовской митрополии считаем своими святыми.

– Давайте о каждом из них расскажем немного подробнее, что это были за люди, почему они были прославлены. И начнем со святителя Иоанникия. Мы привыкли, что новые святые – это, как правило, новомученики, пострадавшие в богоборческие годы, а деятельность владыки Иоанникия пришлась на XIX век, это вполне благополучное время. За что он был прославлен?

– Почитание святителя Иоанникия в первую очередь связано с его архипастырской деятельностью. Он происходил из семьи простого сельского дьякона Тульской губернии, окончил Тульскую семинарию, Киевскую духовную академию, и после этого начался его путь, как говорили в XIX веке, ученого монашества. Он принимает постриг там же, в Киеве, и потихоньку продвигается по ученой карьере. Сначала – преподаватель Киевской академии, потом – поверяющий семинарии, была такая должность. Это нечто вроде наших современных ревизоров. В его обязанности входило изучение быта, состояния семинарии. А потом для Синодального учебного комитета он давал отзыв о том, в каком состоянии находится семинария, и рекомендации, что нужно сделать.

В должности этого ревизора он осматривал несколько семинарий, потом стал инспектором, он был некоторое время ректором Киевской духовной академии и настолько хорошо зарекомендовал себя на этом посту, что его следующим местом служения стало руководство самой главной нашей духовной школой, столичной, – Санкт-Петербургской духовной академией. Он был ее ректором. И вот именно из Санкт-Петербурга его отправляют в епархию, епископом Саратовским и Царицынским, может быть, не без тайной цели, чтобы он занялся там духовным образованием.

И одним из первых дел, которое он здесь устроил, была реализация идеи, высказанной еще его приснопамятными предшественниками: завести в епархии свой журнал. До него, видимо, то ли сил, то ли средств не хватало, но владыка Иоанникий это начинание довел до логического завершения, и в июне 1865 года вышел первый номер «Саратовских епархиальных ведомостей». Выходил этот журнал до лета 1918 года, когда уже епархиальная жизнь была практически разгромлена. Но епархия из последних сил, из последних средств, издавая сдвоенные, строенные номера, все-таки старалась до последнего журнал выпускать.

– То есть это был некий прародитель нашего Информационного отдела?

– Не просто прародитель. Приснопамятный владыка Пимен, когда в начале 1990-х годов возобновил выход епархиальных ведомостей, прямо заявил: мы не создаем новый журнал, мы продолжаем выпуск того же самого журнала, который был основан в 1865 году. Поэтому для меня это даже не прародитель, а человек, который просто начал информационно-издательскую деятельность в нашей епархии.

Второе колоссальное дело, которое он сделал, – это создание «Братства» в нашей епархии. Базой для этого был выбран как раз храм во имя Страстей Господних, который по почину владыки Иоанникия был полностью перестроен в камне, очень сильно расширен, святитель сам его лично освятил. При этом храме было создано Миссионерское училище, которое позже получит имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. При «Братстве» и при храме был создан детский приют, и одной из самых известных воспитанниц этого приюта была крестьянская девочка Прасковья Лейкина, будущая замечательная наша певица Лидия Русланова. Если бы на нее, на ее удивительные вокальные данные не обратили внимание те, кто занимался хором при «Братстве», то, возможно, наша культура  не получила бы такую замечательную певицу.

При «Братстве» была создана библиотека, и святитель Иоанникий сам лично на нее выделил деньги, и почти до конца своих дней, хотя он уже давно не был правящим архиереем Саратова, он регулярно переводил «Братству» средства для того, чтобы эту библиотеку пополнять, поддерживать в должном состоянии. Кроме того, «Братство» получило право создавать общедоступные бесплатные библиотеки в населенных пунктах Саратовской губернии. Братство получило право в тех случаях, когда в каких-то населенных пунктах не было епархиальных миссионеров, направлять в эти населенные пункты для помощи священникам своих собственных миссионеров.

При этом владыка Иоанникий организовал в нашей семинарии специальную кафедру для подготовки этих миссионеров, то есть подготовка шла параллельно и в училище при «Братстве» – это братские миссионеры, и в семинарии, чтобы священники, которые придут потом на саратовские приходы, получили соответствующее образование и подготовку.

– Что такое «Братство»?

– Эта организация не была связана с монашеством, это было объединение священников, мирян, для которых нужда в Православной Церкви не была пустым звуком. Это были люди, которые свое свободное время, свои силы направляли на то, чтобы помочь Церкви.

– То есть это была волонтерская организация?

– Это не просто волонтерская организация. Они брали на себя целый ряд функций, которые мы сегодня привыкли видеть в составе епархиальных управлений, это миссионерская деятельность, просветительская, катехизаторская, создание народных библиотек, учреждение разъездных миссионеров. Мы привыкли к тому, что сегодня – это Миссионерский отдел епархии, Информационно-просветительский, какие-то епархиальные службы. А тогда в штате епархии этого еще не было, и эти люди, священники, миряне, взяли на себя часть того делания, которое должно было бы быть, но до которого в данный момент у епархии не дошли руки, либо не хватало средств, либо просто не хватало людей. И святитель Иоанникий дал толчок этому «Братству», он самым деятельным образом участвовал в его финансировании, он сам принимал участие в беседах, которые проводились.

По воспоминаниям современников, святитель Иоанникий сумел добиться того, что библиотека «Братства» была настолько богатой, что саратовские старообрядцы приходили в эту библиотеку потому, что там были такие редкие книги, которых не было у самих старообрядцев. И владыка Иоанникий поставил требование (несмотря на то, что старообрядцы находятся вне общения с Церковью, не являются церковными чадами) в этой помощи им не отказывать. Поэтому библиотеку от них не закрывали.

Еще одно начинание владыки Иоанникия там же, при храме Страстей Господних, –  проведение бесед с народом, в которых сам владыка тоже иногда принимал участие. А когда стало понятно, что для этого нужно устроить отдельное место, то на так называемом Верхнем Базаре (район нынешней областной администрации в городе Саратове) была устроена чайная, и в этой чайной, среди прочего, было отведено специальное пространство, где проходили эти народные беседы.

И, конечно, для дела образования владыка Иоанникий сделал, может быть, не очень заметное, но чрезвычайно важное дело. Он устроил в Саратове училище для девушек из священнических семей. Когда он подписывал указ о создании этого женского училища, он написал так: часто бывает, что осиротевшие девочки из священнических семей, потеряв поддержку отца-кормильца, оказываются вовсе без куска хлеба. Чтобы впредь такового не было, да будет это училище для того, чтобы они могли там выучиться. И из Иоанникиевского училища потом вышло множество в том числе сельских учительниц, для сельских школ нашей губернии. Незадолго до смерти владыки Иоанникия училищным советом было решено это женское училище назвать в его честь.

Все, что я сейчас перечислил, – это колоссальная работа. И когда понимаешь, что владыка Иоанникий все это сделал всего за 9 лет пребывания на Саратовской кафедре, то можно только поражаться его огромной работоспособности и тому, насколько близко к сердцу он воспринял нужды своей епархии.

Сохранилась его речь на первом заседании «Братства», где он говорил о том, что желает, чтобы когда-нибудь «Братство» создало свои отделения в каждой волости, а не только в каждом уезде нашей губернии. И когда проходили торжества в честь 50-летия «Братства», а они успели пройти до Октябрьской революции, тогдашний председатель совета «Братства» сказал, что они выполнили завет основателя: в каждой волости нашей губернии есть отделения «Братства». И в целом ряде отделений были тоже созданы библиотеки, школы, училища,  прикомандированы к ним какие-то знающие люди. То есть тот импульс, тот почин, который дал этому делу владыка Иоанникий, работал и после его кончины.

Он скончался в 1900 году. Церковь оценила, сколько этот святитель сделал для образования, миссионерства, для просвещения, да просто для людей. Ведь что значит – дать кусок хлеба девочкам из священнических семей? У нас в Поволжье не было женских училищ вообще – и он такое училище создает. В Саратове и еще  в нескольких епархиях он организовал приют для престарелых священнослужителей, которые были немощны настолько, что не могли служить. Но и они должны иметь кусок хлеба и какую-то помощь в своей немощи. И он централизованно, на уровне епархии, создает для них специальное место призрения, как тогда говорили, чтобы они были под приглядом, имели помощь.

И все это – деятельное осуществление в жизни заповедей Евангелия. Церковь это оценила как то, что выполнивший евангельские заповеди – это святой. И в 2016 году он был причислен к лику святых.

Ведущая Ольга Бытко

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 14:05
  • Понедельник, 13 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать