Православная азбука. Как вырастить детей духовно здоровыми. Часть 2

8 мая 2023 г.

В студии руководитель Отдела по делам молодежи Покровской епархии священник Аркадий Махсумов.

– Наверняка, если у вас есть дети школьного возраста, вы сталкивались с проблемой школьных конкурсов. Как правило, это первый и второй классы, да и в садике это бывает, когда, например, объявляется конкурс рисунка – и родители, кто во что горазд, рисуют целые полотна за своих детей. Стоит родителям помогать ребенку или нет? С одной стороны – детей жалко, с другой – если сделать эту работу за ребенка, то он решит, что успеха можно достичь чужими руками, не прикладывая усилий. Как правильно себя вести?

– Простите за такую иронию, но надо предложить администрации дошкольных учреждений провести отдельно конкурс для родителей, чтобы они смогли выплеснуть свой творческий потенциал, реализоваться – и успокоиться. Но мне кажется, что даже неуспех (в кавычках) в таком конкурсе для ребенка, если он все сделал своими руками и никакого места не занял, – это хороший пример, и об этом стоит поговорить. И если есть неискренность, подтасовка, надо объяснить ребенку, в чем причина его неуспеха, чтобы он не переживал. Надо самостоятельно поощрить его, купить ему мороженое, сходить с ним в парк, покатать его на каруселях за эту работу – и он поймет, что на самом деле, если он искренен, его труд никогда без вознаграждения не останется, переживать об этом не стоит. Но надо знать, что мы живем в несовершенном мире, и в этом мире есть люди, которые не могут вырасти, стать взрослыми, искренними людьми, а остаются детьми, поэтому сражаются с маленькими. Надо, чтобы ребенок был к этому готов, потому что это элемент взросления. В «розовых очках» ребенок в мир не должен выходить.

– Сначала маленькому ребенку взрослый человек кажется идеалом, а в школьном возрасте (а то и раньше) ребенок начинает замечать, что взрослые не так уж и идеальны, он начинает критиковать учителей, и иногда справедливо. Когда ребенок критикует своих педагогов, наставников, как правильно себя вести родителям?

– Прежде всего говорить ребенку о любви. Мы у ребенка должны выработать такой ценз, чтобы он смог отделить грех от грешника. У него не должно быть убежденности, что каждый взрослый – это святой человек, непогрешимый и априори правый, но тем не менее мы должны четко табуировать в нем Хамов грех, должны объяснить ребенку невозможность встать на одну доску со взрослым и высказывать ему претензии, особенно дерзким образом. Ребенок должен уметь сказать своей учительнице: «Дорогая Мария Ивановна, я очень Вас уважаю, Вы мой преподаватель, но я с Вами не согласен в этом вопросе».

И совершенно другой вопрос, как это происходит зачастую сегодня. С прискорбием приходится вспоминать ужасающие, чудовищные случаи, когда дети разнузданно и распоясавшись, потеряв всякие берега, доходят до рукоприкладства в отношении своих учителей. И в Интернете гуляют ролики тинейджеров, где они снимают на камеры избиение старенькой учительницы или коллективное избиение пожилого учителя-мужчины, не очень крепкого физически.

Это современная модель свободы, всех этих уполномоченных по правам, телефонов доверия в школе – «Тебя не слушаются родители? Позвони нам!»; «С тобой плохо разговаривают учителя? Пожалуйся!» Педагогическое сообщество долгое время превращали в челядь, в слуг. Правильно, если они оказывают «образовательные услуги», если это не служение, не подвиг, как это было раньше. Раз они предоставляют услуги, то кто они? И это от родителей прежде всего исходит.

Родители транслируют все это, когда дома, при детях, обсуждают недостатки, глупость, якобы некомпетентность учителей. Поэтому ребенок приходит в школу заряженный и считает, что вправе делать что угодно. И с этим надо бороться очень жестко. Если мы христиане не только по факту ношения крестика на груди, то своему ребенку надо объяснять, что это тяжелейший Хамов грех. Сегодня он грубо поговорил со своим учителем, а потом будет грубо разговаривать со своими родителями, когда те будут старенькими. Мы сами разрушили авторитет старших. Мировоззрение ребенка так устроено, что родители, учителя – это нечто консервативное, устоявшееся. Государство, Церковь – это устои в его глазах. И если только дать ему здесь дурное послабление, то это разрушит его мир. Он встанет на неверную тропу, на которой просто потом свернет себе шею.

– Бывает, в школах создаются ситуации, когда учитель или администрация выдвигают какие-то требования, которые не только детям, но и родителям кажутся несправедливыми. На чьей стороне нужно оказаться? На стороне возмущенного подростка, которому не разрешают ходить с распущенными волосами в школу, или все-таки на стороне учителя, даже если нам самим эти требования кажутся не очень справедливыми?

– Как бы мы ни возмущались, но по форме выражения своего несогласия мы должны быть всегда очень строги и принципиальны. Никогда, на мой взгляд, нельзя допускать со стороны подростка в отношении старших  хамства, развязности, неуважения, грубости, дерзости. Это то, что разрушит самого ребенка.  Это отравит его, сделает хамом. А мы знаем результаты Хамова греха, когда проклят был практически весь его род и влачил жалкое существование. Не потому, что это порицалось Богом, а потому, что это некая форма самокалечения, некая форма выжигания из своего сердца любви. А если у тебя нет любви, ты сам никогда не будешь счастлив, у тебя исчезнет полнота бытия, ты станешь просто духовным инвалидом. А ничто так не выжигает любовь, как хамство, непочтение. Оно убивает особую, тонкую деликатность души, которая делает возможным наличие в тебе трепетного огня любви.

– Еще одна проблема, на которую жалуются и родители, и педагоги: дети поголовно не хотят учиться, они не мотивированы, не заряжены на какую-то деятельность. Пассивность, нежелание заниматься осмысленной деятельностью, увлеченность гаджетами… Как вести себя в этой ситуации, если ребенок не хочет учиться, не хочет трудиться? Что делать?

Посмотреть на себя прежде всего. Я никогда не забуду свою учительницу по русскому языку и литературе. Мое детство, юность проходили в Таджикистане в период гражданской войны. Это было жуткое время. Был разгул преступности, страшная наркотизация. Просто опасно было даже из дома выйти после 5 часов вечера. Большинство взрослых сдались и приняли эту жизнь такой, какая она есть, опустили руки. Но наш учитель Надежда Васильевна и в этой ситуации нас водила в горы, собирала у себя, мы смотрели слайды, пели песни под гитару, планировали будущие походы, занимались спортом, готовились к новому сезону. И это вытащило очень многих людей с улицы…

Сейчас дети сидят в гаджетах потому, что родители сидят в гаджетах. Это ханжество. Родители хотят продолжать сидеть в гаджетах, но при этом хотят, чтобы их ребенок гаджет бросил и играл на скрипке. Возьми ребенка за руку, сходи вместе с ним погулять, в лес, в музей. Но этого не происходит, потому что мы сами ленимся и брюзжим. И это лицемерие, а оно только плохие плоды может принести.

Когда какой-то европейский университет делал раскопки в Вавилоне, там были найдены древние таблички, на которых было написано, что мир сошел с ума, молодежь не уважает старших, ленива, спесива. Это за 2500 лет до Рождества Христова, то есть практически 4 500 лет назад. Да, мир сошел с ума, молодежь не уважает старших, молодежь какой была, такой и осталась, она не портится. Портится воспитатель. Когда к отцу Иоанну (Крестьянкину) пришли и спросили, почему у нас сегодня нет старцев, он ответил: потому, что нет послушников. И обратная ситуация: почему нет послушников? Потому, что нет старцев.

– А стоит ли ребенка ограждать от вредных влияний, от тревожных новостей? Стоит ли ограждать от неправильных, на наш взгляд, увлечений?

– Я думаю, искренность состоит в том, чтобы ребенка ограждать от того, от чего мы сами себя готовы ограждать. Тут один критерий, и он общехристианский. Христос говорит: поступай так с другими, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это главный духовный закон. Себя, прежде всего, нужно ограждать от всяких новостей, особенно от их неконтролируемого, недозированного потока. Совсем закрыться от происходящего, наверное, неправильно христианину, потому что мы в этот мир пришли не спрятаться в землянке, не стать сектой и спасаться потихоньку вдали от этого сумасшедшего мира. Даже монашеская практика удаления от мира – это, наоборот, обострение молитвы, это молитва за мир, благо людей, это жертва,  труд ради блага других. Христианин воюет в этом мире, у нас Церковь называется воинствующей потому, что она борется, при помощи молитвы и духовной жизни, со злом, несправедливостью и ужасом этого безбожного мира. Прятаться нельзя, и когда приходят какие-то новости, мы должны их перерабатывать, осмысливать, реагировать на них каким-то образом, потому что некоторые из этих новостей требуют от нас прямого действия, реакции. Это или дела милосердия, или общественная реакция, потому что мы не можем быть индифферентными. Но, конечно, мы должны иметь в виду возраст ребенка, должны понимать, что в силу своего возраста, психологического развития и здоровья ребенок что-то может воспринять, а к чему-то просто не должен даже прикасаться. И мудрость взрослых в том, чтобы что-то дозировать, фильтровать, от чего-то ограждать.

– Но при этом не нужно изолировать его от мира.

– Не изолировать, но приучать его к миру постепенно, не так травматично, чтобы не было потрясений, какого-то чрезмерного стресса и испуга.

– Каким трем самым важным вещам родитель обязан научить ребенка, несмотря ни на что?

– Молиться обязательно. Любить людей. И быть готовым прийти на помощь.

– Скажите пожелание для наших зрителей.

– Желаю радости о воскресшем Христе, и чтобы эта радость всегда покрывала наши житейские нестроения, скорби, печали, потому что все они когда-то померкнут. И сегодня пусть эта радость поможет нам жить, быть христианами и помогать другим.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 14:05
  • Понедельник, 13 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать