Православная азбука. Как вырастить детей духовно здоровыми. Часть 1

1 мая 2023 г.

Любого родителя волнует вопрос: как сделать так, чтобы дети выросли духовно здоровыми, психологически устойчивыми и умели ладить с людьми? Какой ответ предлагает родителям Православная Церковь? Узнаем у нашего гостя, руководителя Отдела по делам молодежи Покровской епархии священника Аркадия Махсумова.

– Составляя вопросы для этой программы, я задумалась, возможно ли в принципе воспитать ребенка духовно здоровым и морально устойчивым, избегая темы Бога?

– Когда мы говорим о методике общения с детьми, то, конечно, всегда надо говорить о счастье, полноте бытия, радости, о плодах этой жизни. Без Бога теоретически можно делать что угодно, это не возбранено, и Сам Господь не навязывает Себя никому и свободу ничью ущемлять никогда не пытается. Но вопрос – что мы получим в результате? Что будет плодом такого воспитания? Можно детей учить по правилам светской этики, она есть, она разработана (методички существуют) и как явление уже укоренилась в нашей жизни. Но я думаю, что человек глубокий рано или поздно задаст себе вопрос: «Я исполняю все те внешние указания и установления, которым меня научили с детства, о которых мне говорили родители, нерелигиозные, светские, обмирщенные, но почему я не испытываю истинной радости?» И сердце человека, созданное Самим Творцом, Богом, почувствует некоторую недостаточность, фальшь этой модели. И человек все равно задаст себе вечные вопросы.

Поэтому если мы поднимем планку нашего общения с детьми и будем людьми думающими и искренними, нам придется об этом говорить так, как есть, ничего не урезая и не выбрасывая.

– Вы многодетный отец и православный священник. Если говорить о вопросах наказания, возможно ли в принципе воспитать ребенка не наказывая? И как наказывать так, чтобы его не травмировать, не ранить его психику?

– Вопрос очень сложный. Как и в любом деле, в воспитании есть гении, есть талантливые люди, а есть посредственности. Я себя все-таки отношу к последним, к посредственностям, гением педагогики я точно не являюсь. Я совершаю обычные ошибки, о которых потом жалею. А какие это ошибки? Это, как правило, несдержанность, неумение побороть свое раздражение, наступить на горло своему «я», своей воле, которая иногда слишком твердо насаждается. Наверное, без наказания воспитывать детей будет очень трудно. Это инструмент воспитания. Просто наказания нужно правильно осмысливать. Наказание не должно совершаться в гневе, быть чрезмерным, не должно причинять какой-то урон или вред. Даже телесное наказание в старину совершалось после молитвы. И, может, нам это сегодня покажется какими-то дремучими, махровыми мерами, но в школах всегда были розги, замоченные в воде, ивовые прутики. С другой стороны, это то, что не причиняло вред здоровью, но заставляло немного задуматься, опасаться, обозначало своего рода границы.

Я не за телесные наказания, но за кнут и пряник я все-таки ратую. Если человек понимает, что в результате своих ошибочных действий он может чего-то лишиться, то уже подумает. Границы его свободы сужаются из-за того, что он чего-то не понимает, не хочет с чем-то согласиться, пойти на компромисс, уважать чью-то свободу, в данном случае свободу людей, которые рядом с ним, и сам себе способен навредить. В таком случае без наказания точно нельзя обойтись. Это может быть лишение гаджета, сладостей, пустого развлекательного контента. Но могут быть и более серьезные меры, например, лишение того, что человек любит: прогулки, возможности в свое свободное время делать то, что хочется.

Сегодня человечество живет в парадигме ложного понимания свободы и прав человека. Это все привело к тому, что человек стал абсолютно неуправляемым.

Но на самом деле дети все разные, и каждый ребенок – личность. Один ребенок очень тонкой душевной организации, ему достаточно недовольного взгляда для того, чтобы он почувствовал, что все плохо, мир рушится вокруг и надо что-то менять, что он, наверное, неправильно себя повел.

А есть дети совершенно непроницаемые, с такой «устойчивой», психикой, этакий «вождь краснокожих» из произведения О`Генри. А с такими детьми что делать? А когда они в коллективе? А когда они ущемляют права других детей? Где та мера, как их удержать? И мы сегодня сталкиваемся с тем, что вместо того, чтобы небольшим наказанием сразу решить вопрос, ходим восемь кругов по психологам, потом пойдем еще к врачу, будем пить успокоительные препараты. Какие-то совершенно громоздкие конструкции пришли на смену простым вещам в нашей жизни, и это очень печалит.

– А что считать провинностью? Родители часто видят злонамеренность в поступках ребенка, если он, например, плохо учится. А на самом деле тут возникает просто конфликт ожиданий. Родители ожидают неких успехов и ответственности от своего ребенка, дисциплинированного отношения, но ребенок в том возрасте, когда он еще физически на это не очень способен. Например, в 5–6 лет он уже должен быть, по мнению родителей, мотивирован, заряжен и ответствен. А он просто не дозрел. И возникает конфликт между ожиданиями родителей и возможностями ребенка.

– Мы повально этим грешим, мы действительно от детей требуем того, чего не могли достигнуть сами в своем детстве, мы себя забываем. Однажды моя мама, увидев, какой я выговор дал своим детям, отвела меня в сторону и сказала: «Сынок, прости меня, но ты таким был в их возрасте, что они четверо до сих пор еще не составляют тебя одного, успокойся!» И мне стало очень стыдно, в этот момент я понял, что мы на самом деле забываем себя.

Мне кажется, провинность появляется тогда, когда нарушается любовь. Провинность состоит в том, когда наши дети умудряются ранить сердца других людей. Мы, родители, потерпим, потому что иногда наши сердца ранятся от нашего родительского тщеславия, от завышенных ожиданий. Но когда наши дети обижают других людей, на это нельзя не реагировать, с этим нельзя мириться, ведь когда они выпорхнут из родного дома, там, в большом мире, никто не будет считаться с их свободой. И если они нарушают чужую свободу, то реакция, как правило, будет симметричной. А может, даже и больше. И это принесет им прежде всего разочарование, травмы. Поэтому об этом надо сейчас подумать.

– То есть лучше мы их с любовью дома накажем, чем мир потом их будет бить…

– Да, мы их любим априори больше, чем остальной мир. Меньше, чем Господь Бог, но больше, чем другие люди. И поэтому лучше, пока они в наших любящих руках, рядом с нашими любящими сердцами, научить их правильно взаимодействовать с этим миром и выстроить правильные отношения с людьми. Уважать людей, уважать их свободу, не стать для людей неким бичом…

– …испытанием и искушением.

– Да.

– Нужно ли в ребенке развивать и поддерживать стремление к успешности?

– Надо в этом вопросе не перепутать цель и средства. Успех как таковой, как инструмент, как метод, в принципе, хорош, потому что вряд ли даже в духовной жизни нам не хочется успеха. Когда мы занимаемся аскетикой, когда постимся, молимся, собираемся внутренне – мы все-таки рассчитываем на успех. А какой это успех? Это изменение нашей души, нашего сердца, нашего внутреннего человека. А если этого успеха не будет, то будет ли наша духовная жизнь прочной? Устоит ли она, если постоянно нет успеха, никакого вознаграждения, каких-то зримых маркеров, что мы идем правильным путем? Способны ли мы удержаться на высоте нашей духовной жизни? Конечно, нет. Поэтому успех нужен любому человеку, которому Сам Господь поручает какое-то дело на земле. И если у тебя нет успеха, то ты, возможно, не реализуешь свой талант. Может, ты ошибся, может, ты занимаешься чем-то, чего тебе Господь не поручал. Это большой вопрос на самом деле. Надо свое дело делать с максимальной отдачей, а результатом этой отдачи должен становиться успех, но только ты сам не должен его оценивать.

Современный мир под концепцией успеха подразумевает, что ты сам осознаешь свой успех. Ты осознаешь себя как успешную личность. Но это к чему приводит? К некоему макиавеллизму, то есть «хождению по головам». Ради успеха, ради золотого тельца человек готов пойти по головам, по трупам, не посчитаться ни с чем и ни с кем, потому что у него впереди, как цель, маячит этот самый успех, и ради него он готов все в жертву принести.

Если же успех не цель, а только средство, то сам по себе успех – это хорошо. Мерилом успеха в этих двух моделях предстают разные вещи. Если это материальное благосостояние как подтверждение твоего успеха – это ложный путь. Во главу угла должны прежде всего ставиться другие цели, может, это пафосно и громко – но это достижение счастья какого-то количества людей.

Хороший, успешный пилот гражданских авиалиний – это же всеобщая польза. А что будет, если он неуспешен? Не посадил он на кукурузное поле без шасси самолет – вот пример неуспеха, провала. Или врач, фельдшер скорой помощи, который приехал на вызов... Он такой смиренный, за успехом никогда не гнался, молился, постился, и успех для него не был важен. Поэтому он не научился вовремя в вену иголкой попадать, не научился операции делать и так далее. И человек, его пациент, – погиб. Это будет успехом или провалом?

Если мы эти вещи не путаем и каждая из них находится на своем месте, то в успехе нет ничего греховного.

– Для родителей церковных самый доступный метод воспитания детей – отдать их в воскресную школу, там точно будут интересные занятия, им расскажут о Боге. Воскресная школа – это полезный инструмент воспитания? Или все-таки воспитывать в вере и учить хорошему должны родители дома?

– Наверное, воскресная школа обязательно должна быть хотя бы потому, что нет пророка в доме своем и в отечестве своем. Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. Не слышат нас наши дети. Особенно в подростковом возрасте все авторитеты автоматически перемещаются на улицу, и то, что сказал Митя, Паша, или Вован, – это всегда истина в последней инстанции, которая десятикратно перевесит наше мнение. Поэтому, конечно, хорошо, когда кто-то другой рассказывает детям о том, чего они от нас не услышат. Другой вопрос: если ты сам не являешься человеком воцерковленным, не ходишь в храм, то какая перспектива у твоего ребенка в воскресной школе? Он будет туда ходить до того момента, пока ты его за ручку водишь, а потом, естественно,  развернется – и просто оттуда уйдет.

Так часто происходит даже в воцерковленных семьях. Порой дети, протестуя против своих родителей, показывают свою свободу. Даже у воцерковленных родителей уходят дети из храма и подолгу не возвращаются. А иногда не возвращаются никогда, если были огрехи в воспитании, если перегнули палку, а самое главное – были неискренними и сами не соответствовали званию христианина, которому ребенка призывали соответствовать. Что уж говорить о людях, которые сами не живут этим?

Воскресная школа должна быть, если есть искреннее желание родителей, чтобы ребенок изучал веру дополнительно. Конечно, надо дома читать с ребенком, надо дома говорить, надо самим знать богослужение, пояснять его и стараться задавать вопросы, пробуждать интерес к пению, чтению, церковному искусству и православной традиции, к иконописи,  архитектуре, чтобы ребенок понимал храмовое пространство – это очень важно. Потому что если ребенок не станет осознанным христианином, то он из Церкви уйдет обязательно.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 14:05
  • Понедельник, 13 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 00:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать