По святым местам. Святитель Лука Крымский в Красноярске

28 сентября 2022 г.

Святитель Лука Крымский в Красноярске: зрители программы узнают, как архиепископ в годы Великой Отечественной войны работал хирургом в госпитале, добился возобновления в Красноярске церковной службы и закончил свой труд "Очерки гнойной хирургии". Также мы посетим храмы, освященные в честь угодника Божия, музей и Красноярский медицинский университет.

Красноярск – самый восточный город-миллионник, крупный промышленный, культурный и деловой центр. Красноярск стоит на берегу Енисея у подножия Восточных Саян. Программа «По святым местам» побывает в центре России, чтобы рассказать вам о небольшом, но таком важном периоде истории этого края. Три года здесь провел святитель Лука Крымский, врач и профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.

Митрополит Пантелеимон, Красноярский и Ачинский:

– Красноярцы его воспринимают как всегда находящегося рядом духовного, а значит –  телесного, нравственного врача. Они начинают молитву с обращения к Николаю Чудотворцу и святителю Луке и говорят, что их просьбы Лука исполняет.

В 1937 году святитель Лука находился в Ташкенте, там его обвинили в создании контрреволюционной церковно-монашеской организации, а также в шпионаже в пользу иностранной разведки. Пытали, проводили допросы так называемым «методом конвейера», когда не давали спать по 13 суток. Приговор вынесли только в 1940 году – владыку отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край. Это была уже третья его ссылка.

Епископ Игнатий, Енисейский и Лесосибирский:

– Святитель Лука занимает для меня самое главное место, потому что я несу архиерейские труды на земле, которую он освятил и как хирург, и, прежде всего для меня, как священнослужитель, как иерарх Церкви, в самые тяжелые времена гонений не изменивший своему призванию, а продолжавший врачевать не только тела, но и души людей.

Поселок Большая Мурта в годы массовых репрессий, как и весь Красноярский край, стал местом пристанища репрессированных. Здесь, в 120 км от Красноярска, святитель Лука провел почти два года. Сохранился хирургический комплекс, где оперировал владыка Лука, здесь до сих пор помнят случаи, когда и как святитель помог пациентам.

Протоиерей Сергий Рыжов, настоятель храма святителя Луки:

– Я хочу рассказать про одного мальчика. Когда ему было 16 лет, он пришел в 6 часов утра, лег на это крыльцо. Говорит, вышел старик под два метра, посмотрел, потрогал, говорит: «Ты покойник – с таким перитонитом выживает один из тысячи». Вышла медсестра, говорит: «Через пять минут начинаем операцию». Прооперировали – владыка спас мальчика.

Двадцать тысяч больных прошли через руки святителя.

Протоиерей Сергий Рыжов:

– Многие шли на ампутации, он многих спасал. Поэтому когда он заходил в палату, все поднимали ноги – салютовали. Он спас тысячи людей.

Сейчас в поселке Большая Мурта есть храм, освященный в честь хирурга и архиепископа, а рядом находится местечко Шила и Покровский храм 1830 года постройки. В советские годы дом Божий начали разрушать, и рабочий, который уничтожал церковь, приехал к владыке.

Протоиерей Сергий Рыжов:

– Приехал рабочий, повредил глаз, говорит: «Храм разрушали, отскочил камень». Медсестра говорит: «Владыка тебя не будет лечить, храм разрушали… Бог тебя наказал». Настолько он был принципиальный...

С первых же дней войны святой, находясь в ссылке в Большой Мурте, приложил опыт, знания и мастерство для лечения воинов Советской Армии.

Семен Валерьевич Кожевников, автор книги «Красноярский период (1941–1944) жизни и деятельности святителя Луки»:

– Начнем с его известной телеграммы, где он предлагает свои услуги высококлассного хирурга, высококлассного военно-полевого хирурга, владеющего уникальными знаниями и навыками в области гнойной хирургии. И по окончании этой работы, которую ему предложат либо в тылу, либо на фронте, он готов вернуться в ссылку. И с этим посылом он вылетает из Большой Мурты 30 сентября 1941 года в Красноярск, чтобы отработать здесь в госпиталях и вернуться назад в ссылку.

Валентин Феликсович был назначен ведущим хирургом самого большого эвакогоспиталя. И вот он приезжает в Красноярск. В красноярской 10-й школе есть музей, который напрямую связан с именем святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – именно в здании этой школы хирург оперировал раненых, эвакуированных с полей сражений Великой Отечественной войны.  

Семен Валерьевич Кожевников:

– На территории Красноярска было развернуто 28 госпиталей в 54 корпусах. Вся эта госпитальная система требовала такого специалиста, но таких специалистов не было – много медиков было отправлено на фронт, в прифронтовые зоны, в военно-полевые госпитали. Здесь практических специалистов оставалось мало, и когда здесь появился Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий), это была находка для всех, но нагрузка для него.

Приведу вам цифры: за годы войны в Красноярский край поступило около 187 000 раненых и больных с фронта. За время движения сюда военно-санитарных поездов многие раненые преодолевали до семи этапов военно-санитарной эвакуации – то есть добирались до полугода и дольше. Многие приезжали с гнойными осложнениями, и самые тяжелейшие из них попадали к Войно-Ясенецкому.

Есть операционная, где трудился святитель.

Экскурсовод школы №10, г. Красноярск:

– Владыка выбирал самых тяжелых раненых. Если люди просились к нему, некоторым он говорил, что их может лечить и любой другой врач, а он берет только тех, кому помочь может только он. Рассказывали о нем потом и сами раненые, и встречались мы с Надеждой Алексеевной Прончевской, которая начинала вместе с ним здесь, а потом  была директором передвижного госпиталя.

Она говорила, что когда Войно-Ясенецкий проходил по палатам, раненые салютовали ему руками и ногами, спасенными им. Возле Вечного огня у нас есть братские могилы, где похоронены умершие солдаты в госпиталях в годы войны. И мы говорим, что в этих могилах тех, кто лечился в этом госпитале у Войно-Ясенецкого, меньше всех.

Хирургические, духовные и философские книги, написанные Валентином Феликсовичем, здесь соседствуют с иконами и витринами с медицинскими инструментами.

Семен Валерьевич Кожевников:

– В госпитале, где он работал, было сделано более 3 000 операций, это очень много. Туда поступило около 7 000 тяжелых больных. Владыка вел еще педагогическую деятельность, то есть он систематически читал лекции молодым хирургам – гнойных хирургов нужно было воспитывать, нужно было растить и растить быстро: шла война, тут не было четырех-шести лет на обучение.

И Красноярский медицинский университет носит имя Валентина Феликсовича, ведь здесь он преподавал первым студентам вуза, здесь же и храм, посвященный святителю Луке. В ссылке профессор не прекращал и научную деятельность, именно в Красноярске он собрал и дополнил материал для труда по хирургии, получив заслуженное мировое признание в профессиональном медицинском сообществе.

Семен Валерьевич Кожевников:

– Он практически закончил «Очерки гнойной хирургии» для второго издания, то есть эти очерки стали примерно в полтора раза толще по сравнению с первым изданием 1934 года. Второе издание он закончил в основном в Большой Мурте, частично в Красноярске. За эти очерки он был удостоен Сталинской премии I степени.

Не оставил святой и епископское служение. В самом конце 1942 года архиепископу Луке без отрыва от работы в военных госпиталях было поручено управление Красноярской епархией с титулом епископа Красноярского.

Священник:

– Мы каждый день ходим по улицам нашего любимого города, проходим мимо этого дома, где в 40-х годах прошлого века жил святитель Лука, и не знаем, какая богатая у него история. А ведь все, к чему прикасался святой Лука, для сердца верующего человека очень дорого и по-особому свято.

Еще в 1881 году большой пожар, во время которого сгорело множество жилых домов города Красноярска, начался именно с этого дома Потехина. Но сам дом уцелел, был восстановлен, и уже позднее в нем жил наш любимый святитель Лука.

Но тогда ни одной церкви в Красноярске не было, и владыка сумел добиться открытия одной маленькой церкви в пригородной деревне Николаевка, расположенной в пяти километрах от Красноярска.

Семен Валерьевич Кожевников:

– У нас в институте была лекция по философии, и нам преподаватель сказала, что двумя остановками ниже есть Николаевская церковь, что здесь служил врач, философ и священник. Я после этой лекции спустился сюда, машины тогда у меня, студента, не было, и познакомился с отцом Виктором Теплицкиным, который сейчас здесь служит. Он сказал, что здесь действительно был Лука, подарил мне его книжку «Дух, душа и тело» 1996 года издания. И уже после этого в 1999 году возникла идея создания памятника святителю Луке в Красноярске.

Священников не было, и архипастырь служил всенощную только в большие праздники и вечерние службы Страстной седмицы.

Семен Валерьевич Кожевников:

– Была маленькая часовня, не было алтаря. Сделали Царские врата, шторки, и он благословил переделать часовню под церковь, у него был антиминс; таким образом, он мог здесь проводить канонические богослужения, которые он и восстанавливал. Если из центра города сюда идти, то это будет подъем в гору. А владыка Лука был старенький,  часто падал в грязь, как он пишет, не мог иногда дойти до церкви, возвращался, ему приходилось лежать.

А перед обычными воскресными службами святой начитывал всенощную дома или в госпитале.

Семен Валерьевич Кожевников:

– Войно-Ясенецкий удалял часть органа, то есть он оставлял конечности раненым и больным целиком. Он удалял какую-то часть, чтобы человек мог ходить на своей же бывшей больной ноге, чтобы мог работать руками, которые при таких болезнях другой хирург бы удалил. Он говорил, что при обходе палат чувствовал излучение света любви от раненых и больных, им излеченных. Он их называл страдальцами за Родину.

Известна фраза из его автобиографии: «…неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами». В проповеди он дополняет: «…высоко поднятыми ногами и руками». Почему его так раненые приветствовали? Потому, что он не удалял конечности, а сохранял их – чистил, суставы правил, но оставлял руку или ногу.

В 1944 году военный госпиталь из Красноярска переведут в Тамбов, и архиепископ Лука возглавит уже Тамбовскую кафедру. Но память о святом в Красноярске чтут до сих пор.

Епископ Игнатий:

– Это великий раб Церкви, который сегодня еще по достоинству не оценен. Мы только начинаем постигать весь тот кладезь мудрости, подвига, который он оставил для нас.

Митрополит Пантелеимон:

– Человек принимает каждого не как судья, а как прекрасный учитель первоклассника – вот такие были мои личные ощущения, и сейчас это осталось. Когда мы к нему обращаемся за болящих, я чувствую его участие. Ясно, что сегодня все больны, даже младенцы рождающиеся (их еще надо исцелить от безбожия, грехов родительских, а это делает только Дух Святой), но участие Луки есть непременно и в этом городе, и в этом народе...

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Четверг, 08 декабря: 17:40
  • Пятница, 09 декабря: 23:45
  • Воскресенье, 11 декабря: 02:05

Анонс ближайшего выпуска

Снетогорский монастырь впервые упоминается в летописях в 1299 году, когда ливонские рыцари совершили нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а ее игумен, преподобномученик Иоасаф, был убит. Монастырский собор Рождества Пресвятой Богородицы — один из древнейших храмов России, построен в самом начале XIV века. А фрески этого собора созданы в 1311 году. Уже в наши дни духовником Снетогорского женского монастыря был архимандрит Гермоген (Муртазов).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать